<< Пред.           стр. 237 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 возникают комплексы О. о., связанные с различными, более специфич. видами
 деятельности людей
 — управленч., науч., художеств., технич., спортивной, просветительской и т. д.
 Для каждой обществ.-экономич. формации О. о. исторически конкретны и специфичны.
 Среди её О.
 о. можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения,
 выражающие
 коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамичные
 отношения,
 отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в
 соотношении
 борющихся социальных сил и т. д. Пока изменение О. о. в пределах определ.
 обществ.-экономич.
 формации не затрагивает её основ — господствующей формы собственности, оно носит
 лишь эволю-
 ционный характер. Изменение же основных, устойчивых О. о., связанное с ломкой
 всего обществ.
 уклада, с переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой, носит
 революц. характер.
 Рассматривая О. о., следует учитывать, являются ли они антагонистическими или
 неантагонистическими по своей природе, т. е. являются ли они отношениями
 враждебных
 социальных групп или отношениями дру-жеств. социальных групп, имеющих общие
 коренные цели
 и интересы. Антагонистич. характер О. о. принимают в рабовладельч., феод.и
 капиталистич.
 обществ. формациях. В условиях антагонистич. общества люди не постигают
 подлинной сущности
 своих материальных О. о., их осознание имеет преим. иллюзорный характер.
 Реальные отношения
 между людьми в условиях капитализма принимают форму отношений между вещами. К.
 Маркс
 разоблачил тайну капиталистам, произ-ва и за отношениями товаров, вещей вскрыл
 О. о. людей.
 Антагонистич. характер материальных О. о. между классами рабовладельч., феод.и
 капиталистич.
 формаций определяет наличие антагонизмов в социально-поли-тич. и идеологич.
 сферах обществ.
 жизни и влияет на всё многообразие О. о. Отношения, типичные для данной
 формации, своеобразно
 переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций, или
 зарождающимися
 предпосылками отношений новой формации.
 Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе социали-стич. революции. Коммунистич.
 обществ.
 формация утверждает качественно новые О. о., к-рые развиваются через разрешение
 неантагонистич.
 противоречий. О. о. коммунистич. формации развиваются сознательно, планомерно, в
 соответствии с
 науч. пониманием сущности и законов социального прогресса. В условиях
 социалистич. общества, на
 основе создания материаль-но-технич. базы коммунизма, происходит
 совершенствование
 социалистич. О. о., постепенное преодоление существ. различий между городом и
 деревней, между
 умств. и физич. трудом, формируются новые отношения в труде, в сфере
 распределения и др. сферах
 обществ.жизни, стираются грани между классами, социальными группами, что ведёт к
 ликвидации
 различий между ними, утверждению полной социальной однородности общества.
 * см. к статьям Исторический материализм, Идеология, Производственные отношения,
 Классы.
 В. Ж. Келле, М. Я. Ковалъзон.
 «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР», филос. и юридич. доктрина, объясняющая возникновение
 гос.
 власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой
 естеств.
 состояния к состоянию гражданскому.
 Нек-рые идеи о договорном происхождении власти возникли ещё в древности (ранний
 буддизм,
 учение Мо-цзы). Более развитые предпосылки учения об «О. д.» содержатся в
 философии Эпикура и
 у Лукреция Кара. Отд. положения, основанные на идее «О. д.», встречаются у нек-
 рых богословов и
 философов средневековья.
 В собств. смысле слова теория «О. д.» (договорная теория происхождения гос-ва)
 сформировалась в
 Зап. Европе в период разложения феодализма и развития бурж. отношений. Эта
 теория послужила
 идейной основой борьбы с абсолютистской феод. монархией. В противоположность
 учению о
 божеств. происхождении власти, её неограниченности сторонники теории «О. д.» на
 основе
 доктрины естеств. права и идеи о нар. суверенитете, согласно к-рой источником и
 конечным
 обладателем всякой власти является народ, утверждали, что гос-во, образованное
 волеизъявлением
 свободных и независимых индивидов, обязывается обеспечить соблюдение их
 неотъемлемых прав,
 защиту их жизни, свободы и частной собственности, негарантированных в естеств.
 состоянии.
 Родоначальником новой доктрины «О. д.» считается Гроций. В своём развитии эта
 теория получает
 различную интерпретацию: от консервативно-охранительной (Гоббс) до революционно-
 демократической (Руссо). В разных вариантах идею «О. д.» развивали Локк, Дж.
 Лилберн и Дж.
 Мильтон в Великобритании, Спиноза в Нидерландах, Кант, Фихте в Германии, Пейн в
 Америке.
 Идея «О. д.» лежала в основе политич. взглядов Радищева. Она оказала серьёзное
 влияние на
 формирование политич. мировоззрения декабристов (демократич. трактовка идей «О.
 д.» содержится
 в «Рус. правде» П. И. Пестеля).
 Наиболее радикально концепция «О. д.» разработана Руссо в его кн. «Об обществ.
 договоре». Руссо
 не только критиковал институты феод. гос-ва и права, он отрицал всю систему
 феодализма в целом,
 призывал к изменению существующего строя, считал, что, поскольку гос-во
 возникает на основе «О.
 д.», граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью.
 Учение Руссо
 было положено в основу политич. и практич. деятельности якобинцев.
 Хотя теория «О. д.» имела прогрессивное значение, в целом она отражала нужды
 утверждающейся
 буржуазии, бурж. общества. Ф. Энгельс писал, что гос-во, основанное на «О. д.»
 Руссо, не могло
 стать ничем иным, как «идеализированным царством буржуазии», оно «...оказалось и
 могло
 оказаться на практике только буржуазной демократической республикой» (Маркс К. и
 Энгельс Ф.,
 Соч., т. 20, с. 17). В. И. Ленин рассматривал идею «О. д.» как наиболее полное
 выражение
 ошибочных представлений домарк-совой политич. мысли о гос-ве. Подлинно науч.
 учение о гос-ве,
 его происхождении и сущности было создано Марксом, Энгельсом и Лениным. См. ст.
 Государство
 и лит. к ней.
 ОБЩЕСТВО, в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира,
 представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В
 узком
 смысле — определ. этап че-ловеч. истории (обществ.-экономич. формаций, межфор-
 мационные и внутриформацнонные историч. ступени, напр. докапиталистич. О.,
 раннефеод. О.) или
 отдельное, индивидуальное О. (социальный организм), напр. франц. О., инд. О.,
 сов. О.
 В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеч.
 индивидов,
 объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель), контроля
 над своими
 действиями (Гоббс, Руссо) и т. п. Понимание О. как основанного на конвенции,
 договоре, одинаковой
 направленности интересов было характерно для бурж. философии 17 — нач. 19 вв.
 Вместе с тем в 19
 в. возникает критика «договорной» теории общества. Конт видел истоки О. в
 действии нек-рого
 абстрактного закона формирования сложных и гар-монич. систем. Гегель
 противопоставлял
 «договорной» теории трактовку «гражд. общества» как сферы экономич. отношений,
 где всесторонне
 переплетается зависимость всех от всех (см. Соч., т. 7, М.— Л., 1934, с. 223). В
 совр. бурж.
 социологии понимание О. как совокупности абстрактных индивидов заменяется
 пониманием его как
 совокупности действий тех же абстрактных индивидов (теория социального действия
 — см.
 Социальное действие).
 Марксизм-ленинизм в понимании О. исходит из того, что сам факт бытия человека не
 может
 раскрыть сущности О. Абстрактный, изолированный от хода истории человек — всего
 лишь продукт
 мыслит. процесса, признаки подобного человека в лучшем случае — признаки «рода».
 Отвергая
 понятие абстрактного, внеис-торич. человека, К. Маркс писал: «Общество не
 состоит из индивидов, а
 выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к
 другу» (Маркс К.
 и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 214). Определ. характер О. есть и определ.
 характер обществ.
 человека, и, наоборот, «...Общество,— конкретизировал Маркс, — т. е. сам человек
 в его
 общественных отношениях» (там же, т. 46, ч. 2, с. 222).
 Обществ. отношения — то специфическое, что отличает социальные образования от
 всех др. систем
 материального мира. Но это не значит, что общество — это только обществ.
 отношения. Маркс
 определял О. как «продукт взаимодействия людей» (там же, т. 27, с. 402) и
 относил к нему
 производит. силы и производств. отношения, обществ. строй, организацию семьи и
 классов, политич.
 строй, обществ. сознание.
 Характеристика О. через совокупность обществ. отношений выделяет и фиксирует его
 специфич.
 природу. Установление детерминированности всех обществ. отношений производств.
 отношениями
 и открытие их зависимости от уровня развития производит. сил позволило Марксу
 проникнуть в
 сущность обществ. жизни. Было установлено не только то, что отличает структуру
 обществ. жизни от
 естественной, но и открыты закономерности смены одного уклада обществ. жизни
 другим.
 «Производственные отношения, — подчёркивал Маркс, — в своей совокупности
 образуют то, что
 называют общественными отношениями, обществом, и притом образуют общество,
 находящееся на
 определенно и ступени исторического развития, общество с своеобразным
 отличительным
 характером» (там же, т. 6, с. 442).
 Вводя понятие обществ.-экономич. формации, Маркс отбросил рассуждения бурж.
 социологов об «О.
 вообще», но это вовсе не означало, что Маркс отказался от понятия О. Маркс
 показал, что начинать
 анализ «О. вообще», пока не были открыты и познаны подлинные основы обществ.
 жизни,— значит
 начинать не с начала, а с конца. На место рассуждений бурж. социологов об «0.
 вообще»,
 «...рассуждений,— замечал В. И. Ленин,— бессодержательных... было поставлено и
 с-
 ОБЩЕСТВО 451
 следование определенных форм устройства общества» (ПСС, т. 1, с. 430). Это
 позволило Марксу
 выделить не только особенные, но и общие признаки, характеризующие О.,
 независимо от его форм.
 Альтернатива понятий «О.» и «обществ.-экономич. формация» в данном случае
 беспредметна, т. к.
 первое является родовым по отношению ко второму. Категория «О.» отражает здесь
 качеств.
 определённость обществ. жизни при её сопоставлении с природой, категория
 «обществ.-экономич.
 формация» — качеств. определённость различных ступеней развития О.
 • Маркс К., Письмо П. В. Анненкову, 28 дек. 1846 г.. Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 27; его ж е, Наемный труд и
 капитал, там же, т. 6; его ж е, Экономич. рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46,
 ч. 1—2; Ленин В. И., Что такое «друзья
 народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о же,
 Экономич.содержание народничества и
 критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в бурж. лит-ре), там же. Ю.
 К. Плетников.
 ОБЩИНА, первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных,
 кровнородств. связей. В процессе образования классового общества и гос-ва
 первобытная
 кровнородств. О. трансформируется в соседскую (терр.) организацию сел.
 населения. В том или ином
 конкретно-историч. виде О. присуща всем докапиталистич. структурам.
 На первобытной стадии обществ. развития О.— имеющий всеобщее распространение
 институт, носи-
 тель всей совокупности обществ. функций: это производств., семейно-бытовой и
 идеологич.
 коллектив. Развитие производит. сил, рост обществ. разделения труда и
 возникновение социальных
 антагонизмов ведут к постепенной утрате О. всеобъемлющего значения. Она
 становится одной из
 низовых ячеек социальной структуры классового общества, превращается в
 самоуправляющуюся
 организацию непосредств. производителей в с. х-ве, выполняя и ряд более широких
 социальных
 функций: взаимопомощи, регулирования межкрест. отношений, представительства
 интересов
 крестьян перед гос-вом, феод. сеньором и вообще внеш. миром, раскладки тягловых
 повинностей,
 отправления культа, накопления и передачи из поколения в поколение экологически
 значимого
 опыта и традиций и т. п. Отношения в О. закреплены обычным, а часто и гос.
 правом.
 При огромном разнообразии конкретно-историч. форм и вариантов соседской О.
 различают три
 стадиаль-но-типологич. её вида. Маркс выделял азиатскую, антич. и герм. формы
 (ступени, стадии)
 разложения О. и возникновения семейно-индивидуального х-ва. Все эти типы О.
 характеризовались
 дуализмом коллективного и частного начал, особенно в системе землевладения, но
 их соотношение
 внутри типов было разным. Азиат. О. по сути являлась трансформированной естеств.
 общностью. В
 основе её лежала общая собственность на землю, широкое применение коллективного
 труда,
 соединение земледелия и ремесла в рамках О., слабость или отсутствие разделения
 труда между
 разными О.
 Антич. О. предполагала такую организацию, при к-рой предпосылкой для присвоения
 земли
 оставалось членство в О., но каждый её член уже стал частным собственником
 обрабатываемого
 надела. Используемая для общих потребностей общинная собственность в качестве
 гос.
 собственности отделена здесь от частной собственности.
 В герм. О. (марке) коллективная собственность лишь дополнение к собственности
 отд. домохозяев.
 Существование самой О. обусловлено потребностями се-мейно-индивидуальных х-в.
 Эта стадия О.
 приходится на время господства феод. отношений. С торжеством крупного
 землевладения О.
 превратилась из свободной в зависимую от господств. класса и его гос-ва
 организацию непосредств.
 производителей, используемую в
 452 ОБЩИНА
 целях их эксплуатации. Однако её порядки и институты продолжали действовать
 внутри феод.
 владения в качестве необходимого дополнения к парцеллярному х-ву крестьян. Во
 внутр.
 организации О. сохраняла свою демократич. природу и сыграла большую роль в
 защите крестьян от
 натиска феодалов. Разложение и распад герм. О. связаны с проникновением
 каниталис-тич.
 отношений в земледелие, ростом имуществ. и социального расслоения крестьянства.
 Разновидностью поздней соседской О. являлась рус. крест. О. Особенности её
 развития состояли в
 стабилизации и укреплении общинных институтов и широком распространении уравнит.
 переделов
 земли па протяжении 17—18 вв. и были связаны с утверждением крепостничества и
 ростом

<< Пред.           стр. 237 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу