<< Пред.           стр. 241 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т. е. как
 метафизика
 бытия. Термин «О.» впервые появился в «Филос. лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и
 был
 закреплён в филос. системе X. Вольфа.
 О. выделилась из учений о бытии тех или иных объект-тов как учение о самом бытии
 ещё в
 раннегреч. филос-фии Парменид и др. элеаты объявили истинным зна-нием только
 знание об
 истинно существующем, како-| вым они мыслили лишь само бытие — вечное и
 неизменное
 единство; подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как
 обманчивое
 явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологич. теориями
 досократиков, предметом к-рых было уже не «чистое» бытие, а качественно опре-
 дел. начала
 бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное
 понимание
 позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с
 чувств.
 восприятием.
 Платон синтезировал раннегреч. О. в своём учении об «идеях». Бытие, по Платону,
 есть
 совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением к-рых является
 многообразие вещественного мира. Платон провёл границу не только между бытием и
 становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между
 бытием и
 «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также
 «благом»).
 В О. неоплатоников это различение изображалось как две последоват. ипостаси
 «единого» и
 «ума». О. в философии Платона тесно связана с учением о познании как
 интеллектуальном
 восхождении к истинно сущим видам бытия. Аристотель систематизировал и развил
 идеи
 Платона, однако его вариант О. является скорее описанием физич. реальности с
 онтологич. т.
 зр., чем изображением автономной реальности «идей». О. Платона и
 458 ОНТОЛОГИЯ
 Аристотеля (особенно её неоплатонич. переработка) оказала определяющее
 воздействие на всю
 зап.-европ. онтологич. традицию.
 Ср.-век. мыслители приспособили антич. О. к решению теологич. проблем. Подобное
 сопряжение О. и теологии было подготовлено нек-рыми течениями эл-линистич.
 философии:
 стоицизмом, Филоном Александрийским, гностиками, неоплатонизмом. В ср.-век. О.
 понятие
 абс. бытия отождествляется с богом (при этом парменидовское понимание бытия
 соединяется с
 платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей сближается с
 представлением
 об ангельской иерархии и понимается как бытие, посре-дующее между богом и миром.
 Часть
 этих сущностей (эссенций), наделяемых богом благодатью бытия, толкуются как
 наличное
 существование (экзистенция). Зрелая схоластич. О. отличается подробной
 категориальной
 разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и
 акцидентального, ак-
 туального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т. п.).
 Различные
 онтологич. установки проявились в споре схоластов об универсалиях.
 Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания,
 однако О.
 остаётся непременной частью филос. доктрины (в частности, у мыслителей-
 рационалистов). В
 системах Декарта, Спинозы, Лейбница О. описывает взаимоотношение субстанций и
 соподчинение уровней бытия, сохраняя нек-рую зависимость от схоластич. 0. Однако
 обоснованием систем рационалистов является уже не О., а гносеология. У
 философов-
 эмпириков онтологич. проблемы отходят на второй план (напр., у Юма О. как
 самостоят.
 доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к
 систематич. единству.
 Поворотным пунктом в истории О. явилась «критич. философия» Канта,
 противопоставившая
 «догматизму» старой О. новое понимание объективности как результата оформления
 чувств.
 материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытии
 самом
 по себе не имеет смысла вне сферы дей-ствит. или возможного опыта.
 Предшествующая О.
 толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка.
 Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистич. традиции
 построения О. на
 основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития
 мышления, т.
 е. моментом, когда мышление выявляет своё тождество с бытием. Однако характер
 отождествления бытия и мысли (и соответственно О. и гносеологии) в их философии,
 делающей
 содержат. основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен
 кантовским открыти-
 ем активности субъекта. Именно поэтому О. нем. классич. идеализма принципиально
 отличается от О. нового времени: строение бытия постигается не в статичном
 созерцании, а в
 его историч. и логич. порождении; онтологич. истина понимается не как состояние,
 а как
 процесс.
 Для зап.-европ. философии 19 в. характерно резкое падение интереса к О. как
 самостоят. филос.
 дисциплине и критич. отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной
 стороны, достижения естеств. наук послужили основой для попыток нефилос.
 синтетич.
 описания единства мира и позитивистской критики О. С др. стороны, философия
 жизни
 пыталась свести О. (вместе с её источником — рационалистич. методом) к побочному
 прагматич. продукту развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра и
 Ницше).
 Неокантианство и близкие к нему направления развивали гносеологич. понимание
 природы О.,
 намеченное ещё в классич. нем. философии.
 К кон. 19 —- нач. 20 вв. на смену психологич. и гносеологич. трактовкам О.
 приходят
 направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшест-
 вующей зап.-европ. философии и возврат к онтологиз-му. В феноменологии Гуссерля
 разрабатываются пути перехода от «чистого создания» к структуре бытия, к
 полаганию мира без
 субъективных гносеологич. привнесений. Н. Гартман в своей О. стремится
 преодолеть традиц.
 разрыв абстрактного царства оятоло-гич. сущностей и действит. бытия,
 рассматривая различные
 миры — человеческий, вещественный и духовный — как автономные слои реальности,
 по отно-
 шению к к-рым познание выступает не определяющим, а вторичным началом. Неотомизм
 возрождает и систематизирует О. ср.-век. схоластики (прежде всего Фомы
 Аквинского). Различные
 варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы
 человека,
 описывают структуру человеч. переживаний как характеристики самого бытия. Хай-
 деггер в своей
 «фундаментальной О.» вычленяет при помощи анализа наличного человеч. бытия
 «чистую
 субъективность» и стремится освободить ей от «неподлинных» форм существования.
 При этом
 бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным
 проявлениям, т. е.
 сущему. В совр. бурж. философии подобным тенденциям противостоит Неопозитивизм,
 рассматривающий все попытки возрождения О. как рецидивы заблуждений философии и
 теологии
 прошлого. С т. зр. неопозитивизма все антиномии и проблемы О. решаются в рамках
 науки или
 устраняются путем логич. анализа языка.
 Марксистско-ленинская философия на основе теории отражения и раскрытия
 диалектики субъекта и
 объекта в процессе практич. деятельности человека преодолела характерное для
 домарксистской и
 совр. бурж. философии противопоставление О. и гносеологич. учения о бытии и
 теории познания.
 Фундаментальный принцип диалектич. материализма — совпадение диалектики, логики
 и теории
 познания: материалистич. диалектика как наука о наиболее общих законах раз-вития
 природы,
 общества и мышления тождественна теории познания и логике. Законы мышления и за-
 коны бытия
 совпадают по своему содержанию: диа-лектика понятий является отражением
 диалектич. движения
 действительного мира (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21,
 с. 302). Категории
 материалистич. диалектики имеют онтологич. содержание и одновременно выполняют
 гносеологич.
 функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.
 Совр. науч. познание, для к-рого характерен высокий уровень абстрактности,
 порождает ряд онтологич. проблем,
 связанных с адекватной интерпретацией тео-ретич. понятий и обоснованием
 теоретич. фундаменте новых
 направлений и методологич. подходов (напр. квантовая механика, космология,
 кибернетика, сие темный подход).
 См. также Бытие, Теория познания • Маркс К. ? Энгельс Ф., Соч., т. 20; т. 21; Л
 е нин В. И., ПСС, т. 29; И ? ь е н
 к о в 9. В., Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии, в
 кн.: Диалектика — теория
 познания. Исторнко-филос. очерки, М., 1964; К о п н и н П. В., Филос. идеи В. И.
 Ленина и логика, М., 1969;
 История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа,
 М., 1971; О й з е ? м а н Т.
 И., Гл. филос. направления. Теоретич. анализ историко-филос. процесса, М., 1971;
 Философия в совр. мире.
 Философия и наука, М., 1972; Ильичев Л. Ф., Проблемы материалистич. диалектики,
 М., 1981; Hartmann N., Zur
 Grundlegung der Ontologie, Meisenheim am Glan, 19483; R u ? s e l l B.. Logic
 and ontology, «The Journal of
 Philosophy», 1957, v. 54, JVi 9; D i e-mer A., Einfuhrung in die Ontologie,
 Meisenheim am Glan, 1959; T rap p R.,
 Analytische Ontologie, Fr./M., 1976.
 А. Л. Доброхотов.
 ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ, субъентивно-идеалистич. направление в методологии и философии
 науки,
 сводящее теоретич. знание к эмпирич. процедурам измерения. Основатель —
 Бриджмен,
 выдвинувший концепцию О. в работе «Логика совр. физики» («Logic ?? modern
 physics», 1927).
 Согласно О., смысл того или иного понятия синонимичен соответствующему множеству
 операций.
 Первоначально О. выдвигал требование, чтобы подобные операции были обязательно
 физиче-
 скими, а для науч. понятий — операциями измерения (т. е. инструментальными),
 поскольку только те
 понятия выражают физич. реальность, к-рые могут быть определены различными
 физич.
 операциями. Т. о., концепция О. имела ярко выраженный эмпири-чески-метафизич.
 характер и была
 близка доктрине логич. позитивизма. Под влиянием критики Бридж- мен смягчил свои
 первоначальные требования и расширил круг допустимых для определения понятий
 операций,
 включив в них т. н. умственные операции (вербальные операции и манипуляции с
 символами), что по
 существу превратило О. в нечто неопределённое.
 О. абсолютизировал операциональные определения, признав их универсальным
 способом
 формирования теоретич. понятий. В действительности же посредством
 операциональных
 определений формулируются лишь эмпирич. условия применимости теоретич. понятий.
 Если в 30—40-х гг. нек-рые операционалистские идеи оказывали воздействие на ряд
 школ и течений
 в физике, психологии и социологии, то в совр. условиях О. полностью утратил своё
 влияние.
 • X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1905, с. 327—30; Совр.
 бурж. философия, М., 1978, гл. 10;
 см. также лит. к ст. Бриджмен.
 ОПИСАНИЕ, этап науч. исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента
 или
 наблюдения с помощью определ. систем обозначений, принятых в науке. О.
 производится как путём
 обычного языка, так и спец. средствами, составляющими язык науки (символы,
 матрицы, графики и
 т. д.). О. подготавливает переход к теоретич. исследованию объекта в науке (см.
 Объяснение).
 ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ, отношение одного понятия (или объекта) к другому, мыслимое и
 познаваемое лишь через третье понятие (объект), так что последнее выступает в
 качестве основания
 для соотношения исходных; характеризует структуру к.-л. процесса или
 деятельности в плане
 достижения определ. целей или результатов. Предметным воплощением структуры 0.
 выступает то
 или иное средство. Простейший и наиболее типичный пример О. — предметная,
 трудовая деятель-
 ность, где основанием опосредствованного отношения человека к миру является
 орудие труда, от
 характера к-рого произведен результат деятельности.
 Как понятие диалектики, логики и теории познания О. характеризует структуру
 познават. процесса.
 Опосредствованное знание есть обоснованное, обусловленное, выводное. Объяснение,
 обоснование,
 доказательство представляют собой форму О. исходных предпосылок. Мышление,
 преследуя цели
 доказательства, является дискурсивным процессом, каждый новый шаг к-рого
 опосредствован
 предыдущим. Отношение непосредственного и опосредствованного в познании
 выступает как
 отношение между мыслимым предметом и формами его логич. развёртывания. См. также
 Непо-
 средственное знание.
 ОППОРТУНИЗМ (франц. opportunisme, от лат. ор-portunus — удобный, выгодный) в
 рабочем
 движении, теория и практика, противоречащие действит. интересам рабочего класса,
 толкающие ра-
 бочее движение на путь, выгодный буржуазии. О. прямо или косвенно, путём
 соглашательства и
 открытой капитуляции перед буржуазией или посредством неоправданных и провокац.
 действий
 приспосабливает и подчиняет рабочее движение интересам его классовых
 противников.
 О. появляется вместе с развитием революц. движения рабочего класса во 2-й пол.
 19 в.
 Первоначально его идейной основой были различные формы домарк-сового социализма,
 а его
 тактика заимствовалась у либеральных реформистов, а также у различных
 анархистских групп. В
 период деятельности 1-го и 2-го
 ОППОРТУНИЗМ 459
 Интернационалов К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли критике оппортунистич. концепции
 и тактич.
 установки, с одной стороны, Ф. Лассаля, Э. Бернштейна, К. Шрамма за их прямую
 капитуляцию
 перед буржуазией, а с другой — М. А. Бакунина, О. Бланки, толкавшие рабочее
 движение на путь
 авантюризма. После победы марксизма в рабочем движении О. меняет идеологич.
 облачение и уже,
 как правило, выступает, прикрываясь марксистскими фразами. По своей классовой
 природе О.
 внутри революц. рабочего движения есть проявление мелкобурж. идеологии и
 политики; в теоретич.
 плане он обнаруживает себя то как ревизионизм, то как догматизм; в организац.
 отношении он
 оказывается то ликвидаторством, то сектантством; по направлению своих
 воздействий на
 революционное движение он выступает то как правый, то как «левый» О.; при этом
 один вид О.
 может перерастать в другой.
 Правый О. — это меняющаяся совокупность реформистских теорий и соглашательских
 тактич.
 установок, направленных на непосредств. подчинение рабочего движения интересам
 буржуазии и
 отказывающихся от коренных интересов рабочего класса во имя временных частичных
 выгод. В
 основе конкретных разновидностей правого О. лежит фаталистич. концепция, к-рая
 подменяет
 трезвый учёт объективных условий преклонением перед стихийным экономич.
 развитием, принимает
 мелкие реформы за постепенное осуществление социализма, уповает на автоматич.

<< Пред.           стр. 241 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу