<< Пред.           стр. 245 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 безусловное
 предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся акт: прежде
 этого мира и
 после него были и будут др. миры, Эсхатологич. оптимизм О. отразился в учении о
 т. н.
 апокатастасисе, т. е. о неизбежности полного «спасения», просветления и
 соединения с богом всех
 душ и духов (как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном
 характере адских мук.
 Доктрина О. об аскетич. самопознании и борьбе со страстями оказала сильное
 влияние на
 становление монашеской мистики в 4— 6 вв., а выработанная им система понятий
 широко ис-
 пользовалась при построении церк. догматики (у О., напр., впервые встречается
 термин
 «богочеловек»). В эпоху расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий
 Кесарийский,
 Григорий Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали О. за
 «еретич.»
 мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христ. догмы
 несовместимых с ней
 тезисов антич. философии (в частности, платоновского учения о предсуществовачии
 душ). В 543 О.
 был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей
 испытали многие
 мыслители средневековья.
 • в рус. пер.: Творения О., в. 1 — О началах, Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1,
 Каз., 1912.
 ? Болотов В., Учение О. о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М.,
 1940, с. 390—81; Volker W., Das
 Vollkommenheitsideal des Origenes, Tub., 1931; DanielouJ., Origene, P., 1948.
 ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset) Xoce (9.5.1883, Мадрид, — 18.10.1955, там же),
 исп. философ-
 идеалист, публицист и обществ. деятель. Активно выступал кан журналист. С
 началом гражд. войны
 (1936) эмигрировал в Лат. Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 — в Испанию,
 где под его
 руководством был основан Ин-т гуманитарных наук. До конца живни оставался
 открытым
 противником франкизма.
 Филос. взгляды О.-и-Г. складывались под влиянием марбургской школы
 неокантианства.
 Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития
 культуры он
 стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историч.
 бытии, к-рое он
 вначале в духе философии жизни трактовал антропологически, затем под влиянием
 нем. экзис-
 тенциализма (Хайдеггер) — как духовный опыт не-посредств. переживания, как
 «вслушивание» в
 жизнь с помощью «жизненного разума» (свой синтез различных филос. концепций О.-
 и-Г. называл
 «рациовитализмом»),
 В социологии наибольшую известность получило соч. О.-и-Г. «Восстание масс» («La
 rebelion de las
 ma-sas», 1930). Исходя из противопоставления духовной «элиты», творящей
 культуру, и «массы»
 людей, довольствующихся бессознательно усвоенными стандартными понятиями и
 представлениями, он считал осн. поли-тич. феноменом 20 в. идейно-культурное
 разобщение «элиты»
 и «масс», а следствием этого — общую социальную дезориентацию и возникновение
 «массового об-
 щества». В эстетике выступал как теоретик модерниз-ма («Дегуманизация иск-ва»,
 1925, в рус. пер.
 1957, в кн.: «Совр. книга по эстетике»). Оказал влияние на европ. бурж.
 социологию (гл. обр. в
 постановке проблем «массового общества» и «массовой культуры»),
 • Obras completes, v. 1—9, Madrid, 1953—7l3; Obras ineditas, ??. 1—7], Madrid,
 1957—62; El espectador, v. 1—8, Madrid,
 19150—1963.
 • Давыдов Ю. H., Иск-во и элита, М., 1966; Долгов K.M., Философия культуры и
 эстетика X. О.-и-Г., в кн.: О совр. бурж.
 эстетике, в. 3, ?., 1972; Зыкова А. Б.,
 466 ОРТЕГА-И-ГАСЕТ
 Учение о человеке в философии X. О.-и-Г., М., 1978; F е г-rater Mora J., Ortega
 у Gasset: an outline of his philosophy, L.,
 1956; A b e l l a n J. L., Ortega у Gasset en la filosofia espaflola, Madrid,
 11966]; Moron A. C., El slstema de Ortega у Gasset,
 Madrid, [1968]; A g u a d o E., Ortega у Gaaset, Madrid, [1970].
 ОРТОДОКСИЯ (от греч. ?? ?? — прямой, правильный и ???? — мнение), «правильная»
 доктрина,
 фиксированная авторитетными инстанциями религ. общины (церкви в христианстве,
 ал-умма в
 исламе и т. п.) и обязательная для всех членов этой общины; противоположность О.
 — ересь.
 Понятие О. имеет смысл применительно к тем религиям, в к-рых необходимым
 условием
 выполнения долга перед богом признаётся не только культ (как в антич. язычестве,
 не знавшем
 теологии), но и «чистое учение». Можно говорить об О. ислама, зрелого иудаизма,
 различных
 направлений буддизма; особенно чётко разработана О. христ. вероисповеданий. В
 авторитарно
 организованных филос. школах, основанных на культе основателя (напр., позднем
 неоплатонизме),
 также наблюдаются явления, аналогичные О. и ереси.
 ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж [псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Б л э p (Blair)]
 (25.6.1903,
 Мотихари, Индия, — 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель
 совр.
 антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап.
 обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж.
 радикалами; в рядах
 анархистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936—39 в Испании, был ранен
 и,
 разочаровавшись в революц. идеалах, перешёл на позиции либерального реформизма и
 антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер,
 Дж. Лондон, Д.
 Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ.
 шахтёров,
 воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит.
 и политич. ре-
 путация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal
 farm», 1945),
 проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романом-антиутопией «1984
 год» (194?), в
 к-ром изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии.
 Непосредств.
 целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бёрн-хема о т.
 н. революции
 управляющих и её социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по
 О.,— тоталитарный
 иерархич. строй, покоящийся на изощрённом физич. и духовном порабощении масс,
 полном
 попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений,
 всеобщего страха
 и ненависти.
 С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы
 и
 необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности,
 пытается
 обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях
 и протест
 против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности
 освободит.
 борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции
 воспользоваться
 творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и
 афоризмы О.
 широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В
 60—70-х гг. на
 Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут острую борьбу как
 реакционные,
 ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника
 «новых
 левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в
 оруэлловских описа-
 ниях 1984 года,
 • Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, ?, ?., 1934; The
 road to Wigan Pier, L., 1937;Нопище to Catalo-
 nia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and
 letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. An-
 gus, v. 1—4, ?. ?., 1968 (библ.).
 • Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., ?., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н.,
 Обществ. прогресс и социальная фи-
 лософия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Ша х н а з а-р о в Г., Этот
 прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984
 г., «Иностр. лит-ра», 1979, № 7; R e e s R., George Orwell fugitive from the
 camp of victory, Carbondale, 1962; The world of
 George Orwell, ed. M. Gross, N. Y., 1972; Stansky P., Abrahams W., The unknown
 Orwell, L.. 1972; Burgess A., 1985, Boston,
 1978; Crick В., Orwell George: A life, L., 1980. Э. А. Араб-Оглы.
 ОРФИЗМ, др.-греч, религ. движение, возникшее в 6 в. до н. а. в результате
 реформы культа Диониса:
 центр. ритуал дионисийских оргий — омофагия («поедание сырого мяса» растерзанной
 в вакхич.
 исступлении животной жертвы) — был переосмыслен как первородный грех титанов,
 растерзавших
 ребёнка-Диониса и вкусивших его мяса. Искупить наследств. грех (лежащий на всём
 человечестве)
 мог только «чистый» — посвящённый в мистерии и ведущий «орфич. образ жизни»,
 отличит. чертой
 к-рого для грека 5 в. до н. э. было вегетарианство. «Священное сказание» о грехе
 титанов требовало
 создания своей теокосмогонии, вера в бессмертие души и загробное воздаяние —
 разработанной
 эсхатологии, к-рые и были зафиксированы в гекса-метрич. поэмах. Учредителем
 очистит. обрядов и
 автором этих поэм создатели новой религии провозгласили мифич. певца Орфея —
 героя сказания об
 аргонавтах (живших до Троянской войны): его учение было древнее и «ближе к
 богам», а
 следовательно, авторитетнее теологии Гомера и Гесиода. В совр. лит-ре называют
 «орфиками»
 авторов «поэм Орфея» (Ономакрит — Афины, 2-я пол. 6 в. до н. в., и др.), а также
 всех, испове-
 довавших религию Орфея. Поэмы под именем Орфея создавались в течении 1000 лет,
 отражая
 различные стадии греч. религии и влияние различных филос. школ. От огромной
 орфич. лит-ры до
 нас дошли только два поздних памятника: сб. 87 «Гимнов Орфея» (ок. 200 в М.
 Азии), составитель к-
 рого находился под влиянием стоицизма, Филона Александрийского и Платона, и
 «Орфич.
 аргонавтики» (5 в.). От остальных соч. сохранились только фрагменты, из к-рых
 наибольшее филос.
 значение имеют фрагменты теогонии. Из фрагментов т. н. «Рапсодич. теогонии»
 реконструируется
 грандиозная картина эволюции мироздания из «Нестареющего Времени»,
 представленная как смена
 6 поколений богов. «Нестареющее Время» рождает эфир (воздух) и бездонную
 «зияющую бездну»
 (хаос), окутанные первобытным мраком (Kern fr. 66). В эфире или из него хронос-
 время «сотворил
 серебристое яйцо», из к-рого выходит специфически орфич. бог-демиург Фанес
 («Сияющий») — 1-й
 царь богов; он творит небо и землю, а также «др. землю» — луну. Изложение
 истории Урана (3-й
 царь), Кроноса (4-й царь), Зевса (5-й царь) примыкает к «Теогонии» Гесиода. Зевс
 проглатывает
 Фанеса и тем самым вбирает в себя всё мироздание и всех богов. При этом ставится
 проблема
 единого и многого: «Как мне сделать, чтобы все вещи были и едины и раздельны?»
 (вопрос Зевса к
 Ночи, Kern fr. 165). Следовавший затем величеств. гимн к Зевсу-Вселенной как к
 началу, середине и
 концу всех вещей (Kern fr. 168) был известен уже Платону. Титанов, растерзавших
 сына Зевса
 Диониса, Зевс испепелил молнией, а из праха создал 3-й, нынешний, род людей (1-
 й, золотой, — при
 Фанесе, 2-й, серебряный, — при Кроносе), в к-рых «злая титанич. природа»
 (Платон, Законы 701 в)
 соединена с божеств. дионисийским началом. Очень рано этот орфич. дуализм
 «титанического» и
 «диони-сийского» начал в человеке слился с пифагорейским дуализмом тела и души.
 Важным
 источником орфич. эсхатологии считают поэму «Нисхождение Орфея в Аид» (Kern fr.
 293—296).
 * Тексты: Orpheus Hymni, ed. Guil. Quandt, Berolini, 1955; Les Argonautiques
 d'Orphoe, texte etabli et trad, par G. Dottin, P.,
 1930; Kern O., Orphicorum fragmenta, Berolini, 19632.
 • P у с я е в а А. С., О. и культ Диониса в Ольвии, «ВДИ», 1978, № 1; Z 1 е g 1
 е г К., Orpheus, в кн.: R E, 1939, Bd 18, l,
 col. 1200 sq,; К е у d e l l R., Z i е g l e r K., Orphische Dichtung, там же,
 1942, Bd 18, Z, cpl, 1321 sq.; G u t h r i e W. K. C.,
 Orpheus and Greek religion, N. ?., 1966 (лит.); В oh me R., Orpheus. Der Sanger
 und seine Zeit, Bern, 1970; Graf F., Eleuais
 und die orphische Dichtung Athens in vorhellenistigchv Zeit,
 B.— N. Y., 1974.
 ОСНОВАНИЕ, достаточное условие для чего-либо: бытия, познания, мысли,
 деятельности. Напр.,
 О. материальных явлений — это их причины; О. поступков — их мотивы; О. суждений
 — др.
 суждения (посылки) или опыт. Разыскание О. наз. обоснованием; обосновать что-
 либо — значит
 привести О. (довод) в его защиту, сделать убедительным. В этом смысле
 обоснованием равно
 являются и указание причины, и индукция из факта, и логич. вывод. Существуют
 различные уровни,
 глубина О. В сфере дедукции последними О, являются логич. законы: каждый из них
 обосновывает
 логически правильную связь суждений; поэтому, чтобы обосновать к.-л. связь
 суждений, надо
 привести её к форме логич. закона. Вместе с тем невозможность указать О. для к.-
 л. суждения не
 является логич. свидетельством ложности этого суждения, если только сама эта
 невозможность, в
 свою очередь, не обоснована логически. Последним, однако, часто пренебрегают,
 довольствуясь
 субъективной уверенностью в отсутствии О. Поэтому нередки случаи, когда
 положения,
 считавшиеся в течение долгого времени ложными, получали затем достаточные О. их
 истинности. В
 этом, в частности, проявляется объективный характер О., а также и закона
 достаточного О., у к-рого
 в логике (классической, интуиционистской и минимальной) есть важный формальный
 аналог-
 теорема: если при допущении суждения отрицается его следование из к.-л. посылки,
 то допущенное
 суждение ложно.
 Вопрос о поиске и законности О. для оценки суждений восходит к античности. Уже
 Платон,
 возражая софистам, заметил, что О. не должно заключаться в субъективной воле
 человека, иначе
 придётся признать законность противоречивых посылок и считать любые суждения
 обоснованными.
 Эта мысль была развита в аристотелевском «принципе непротиворечия», а в совр.
 логике — в
 требовании чисто логич. обоснования науч. теорий.
 «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ» («Principi di una
 scienza nuova d'intorno alia comune natura delle na?ioni»), осн. соч. Вико.
 Сохранились три редакции:
 1725, 2 изд. 1730, 3 изд., посмертное, подготовленное автором, 1744. Соч.
 состоит из 5 книг и
 заключения. 1-я кн. «Об установлении оснований» открывается хронологич. таблицей
 истории,
 подлежащей осмыслению: Вико ставит себе задачей понять пути действия «божеств.
 промысла» в
 обществах, руководствовавшихся естеств, законом, т. е. у древних языч. народов;
 история
 древнееврейского и христ. народов как история богопознания в «откровении»
 исключена Вико из
 рассмотрения. Далее излагаются принципы и метод всего соч. и филос.-историч.
 системы Вико. 2-я
 кн. — «О поатич. мудрости», т. е. о постижении человеком явлений природы и
 общества в
 чувственно-фантастич. образах: Вико даёт здесь первую интерпретацию мифологич,
 сознания как
 отражения действит. жизни и в то же время как фактора, предопределяющего
 обществ. отношения,

<< Пред.           стр. 245 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу