<< Пред.           стр. 25 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5;
 КоугбА., La Philosophie de Jacob
 Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ?ohrae, Stuttg., 1956.
 БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон,— 6.6.1832, там же), англ. философ и
 юрист,
 родоначальник утилитаризма. Этика Б., изложенная в соч. «Деонтология, или Наука
 о морали»
 («Deontology or the science of morality», v. 1—2, 1834), утверждает руководящим
 принципом
 поведения принцип полезности. Нравств. идеал, по Б.,— «наибольшее счастье
 наибольшего числа
 людей»; критерий морали — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и
 счастья». В соч.
 «Теория наказаний и наград» («Theorie des peines et des recompenses», v. 1—2,
 1811) Б. рассматривал
 индивидуальные (частные) интересы в качестве единственно реальных и сводил
 обществ. интересы к
 совокупности индивидуальных интересов. По своим политич. убеждениям Б. был
 сторонником бурж.
 либерализма. Вместе с тем он отвергал теории естеств. нрава и естеств. договора
 и оправдывал право
 гос-ва на подавление нар. восстаний. Теория полезности Б., «замкнутая в кругу
 буржуазных
 условий,... была в силах критиковать лить те отношения, которые оставались от
 какой-нибудь
 прошлой эпохи и мешали развитию буржуазии» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч.,
 т. 3, с. 414).
 • The works of J. Bentham, v. 1—2, Edin., 1838—43; в рус. пер.—Избр. соч., т. 1,
 СПБ, 1867.
 • Покровский П. А., Б. и его время, П., 1916; A t k l п-so n С h. Ы., J.
 Bentham, his We and works, L., 1905; M an-
 n i n g D. .Т., Themindof Jeremy Bentham, [L., 1968]; Steint-ragen .)., Bentham,
 Ithaca (N. Y.), 1977.
 БЕРГСОН (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж,—4.1. 1941, там же), франц. философ-
 идеалист,
 представитель интуитивизма и философии жизни. В 1900—14 проф. Коллеж де Франс; с
 1914 чл.
 Франц. академии. Нобелевская пр. (1927).
 Мировоззрение Б. формировалось непосредственно под влиянием франц.
 спиритуализма,
 восходящего к Мен де Бирану. Выступая против механицизма и дог-матич.
 рационализма, Б.
 утверждает в качестве подлинной и первонач. реальности жизнь, интерпретируемую
 как некую
 целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, к-рые, взятые сами по
 себе, являются
 продуктами распада жизненного процесса. Сущность жизни может быть постигнута
 только с по-
 мощью интуиции, к-рая, будучи своеобразной симпатией, как бы непосредственно
 проникает в
 предмет, сливаясь с его индивидуальной природой. Интуиция не предполагает
 противопоставления
 познаваемого познающему как объекта субъекту; она есть постижение жизнью самой
 себя. Поэтому
 Б. призывает обратиться к собств. жизни сознания, к-рая дана каждому
 непосредственно.
 Самонаблюдение, по Б., позволяет обнаружить, что тканью психич. жизни является
 длительность
 (duree), непрерывная изменчивость состояний, к-рые незаметно переходят одно в
 другое. Длитель-
 ность, а стало быть жизнь, имеет не пространственный, а временной характер. Это
 «качественное»,
 «живое» время радикально отличается от механическо-физич. времени, к-рое, по
 мнению Б.,
 возникает в результате разложения интеллектом длительности. Интеллект Б.
 трактует как орудие
 оперирования с «мёртвыми вещами» — материальными, пространств. объектами,
 противопоставляя
 его интуиции.
 Учение об интеллекте и интуиции получает у Б. обоснование в его метафизике — в
 концепции
 эволюция органич. мира. Жизнь — это некий метафизическо-космич. процесс,
 «жизненный порыв»
 (elan vital), своего рода могучий поток творч. формирования («Творч. эволюция»,
 рус. пер., М.—
 СПБ, 1914): но мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в
 материю, к-рая
 характеризуется Б. как неодушевлённая масса, вещество.
 Человек — существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного
 порыва».
 Способность к творчеству, по Б., идущему вслед за Шопенгауэром, связана с
 иррациональной
 интуицией, к-рая как божеств, дар дана лишь избранным. Т. о., Б. приходит к
 элитарной концепции
 творчества и культуры вообще. Б. признаёт два типа общества и соответственно два
 типа морали:
 «закрытая» и «открытая». Первый удовлетворяет требованиям социального инстинкта
 и имеет целью
 сохранение рода: личность приносится в жертву коллективу, истина — в жертву
 пользе. С т. зр. «от-
 крытой» морали личность и творчество эстетич., религ. и нравств. ценностей выше
 интересов
 сохранения рода. Филос. концепция Б. внутренне непоследовательна. Резкое
 противопоставление Б.
 рассудка и интуиции делает невозможным филос. познание, ибо созерцаемое в
 «чистой» интуиции
 без всякого понятийного различения должно оставаться невыразимым. В своей
 абсолютизации
 изменчивости Б. приходит к полному субъективизму (см. «Восприятие изменчивости»,
 СПБ, 1913).
 Учение Б. оказало значит. влияние на прагматизм У. Джемса, персонализм,
 экзистенциализм,
 философии истории А. Тойнби.
 * Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1913—14; Длительность и одновременность, П.,
 1923.
 * Л о с с к и й Н. О., Интуитивная философия Б., П., 1922; Чанышев А.
 Н., Философия А. Б., М., 1960;
 Воронов А. И., Интуитивная философия В., М,, 1962; J u r e? i с s
 P., H, Bergson. Eine Einfuhrung in seine
 Philosophie,
 БЕРГСОН 49
 Freiburg, 1949; Barlow M., H. Bergson, P., 1966; L i n d-sa у A. D., The
 philosophy uf Bergson, Wash.-- [N. Y., 1968].
 БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6(18).3.1874, Киев,— 24.3.1948, Кламар, Франция],
 рус. религ.
 философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под
 воздействием идей
 марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному марксизму, в дальнейшем
 обратился к
 религ. философии; испытал влияние Достоевского, Вл. Соловьёва, В. И. Несме-лова,
 позднее —
 Бёме. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины»
 (1918), в
 деятельности религ.-филос. об-ва им. Вл. Соловьёва, был инициатором создания
 Вольной Акад.
 духовной культуры (1918—22). В 1922 выслан из СССР. С 1924 жил во Франции;
 издавал религ.-
 филос. журн. «Путь» (Париж, 1925-40).
 Отказываясь монистически строить свою философию, выводить её из единого
 принципа, Б.
 развёртывает её как совокупность неск. независимых идейных комплексов, каждый из
 к-рых
 вырастает из определ. первичной интуиции: идея свободы, определяющая всю
 онтологию Б.; идея
 творчества и объективации; идея личности, лежащая в основе антропологии,
 социальной философии
 и этики; наконец, идея «метаисторич.» эсхатологич. смысла истории, Общей основой
 этих идей
 служит дуалистич. картина реальности, в к-рой взаимно противопоставляются два
 ряда начал:
 свобода, дух (бог), ноумен, субъект (личность, «Я») — с одной стороны,
 необходимость, мир,
 феномен, объект — с другой. Оба ряда характеризуют два различных рода
 реальности,
 взаимодействующих между собой. Эта картина, по Б., близка метафизике Канта,
 однако осн. понятия
 последней здесь переосмысливаются: ноуменом, или «вещью в себе», оказывается у
 Б. субъект —
 «существа и их существование»: только в субъекте, в личности заключена, по Б.,
 непостижимая
 внутр. глубина, коренящаяся в свободе.
 В учении о безосновной и безначальной свободе как первоистоке, рождающем лоне
 бытия Б. следует
 Бёме, воспринимая его понятие Ungrund'a — «неисследи-мой бездны», существующей
 до времени и
 бытия, некоего «ничто», тяготеющего к тому, чтобы превратиться в «нечто». Б.
 сближает Ungrund с
 понятием «меона» в антич. философии, он «первичнее бога и вне бога», свобода же
 тождественна
 ему. Понятие объективации, описывающее «ниспадение» свободы в необходимость при
 её
 проявлениях в «здешнем» мире, связано с гегелевскими понятиями объективации и
 отчуждения,
 однако выражает у Б. идею «падшего» характера «здешнего» бытия, восходящую к
 раннехрист. и
 гностич. (см. Гностицизм) мысли. В «падшем» мире результаты действия,
 самовыражения духа в
 субъекте принимают форму мёртвых продуктов, объектов, отчуждённых от субъекта и
 подчиняющихся необходимости — законам пространства и времени, причинно-следств.
 ряда, фор-
 мальной логики. В противоположность Гегелю объективация у Б. есть не столько
 раскрытие духа,
 сколько его искажение, «закрытие». Мир объектов лишён духовности и свободы, его
 закон —
 страдание, рабство, зло, коренящиеся в объективация; ей противостоит в мире
 творчество,
 преодолевающее отчуждение и внеполож-ность объектов человеку: творящий субъект
 включает мир
 в себя, в свою внутр. жизнь, открытую для свободы, и тем преображает его. И хотя
 результаты творч.
 акта впоследствии окажутся в сфере объективации, сам он есть акт свободы, как бы
 прорыв духа в
 объектный феноменальный мир.
 Смысл истории — в избавлении от объективации, к-рая связана, однако, с
 неустранимыми
 свойствами здешнего бытия (само историч, время — существование разделённых между
 собой
 прошлого, настоящего и будущего — есть, по Б., «распад времени» и следствие
 50 БЕРДЯЕВ
 объективации); поэтому достижение этого смысла мыслится в мистич. философии Б.
 лишь как конец
 истории, как радикально иной мир, эон за пределами историч. времени,
 отождествляемый Б. с
 евангельским царством божиим, а также с миром свободного духа. Этот мета-
 историч. эон не
 находится в будущем, но существует извечно в некоем ином, «эсхатологич.» плане,
 к-рый в любое
 время может соприкасаться со здешним миром. Такие соприкосновения совершаются в
 актах творче-
 ства, к-рые суть явления смысла в истории, предстающей, т. о., как дискретный
 творч. процесс. Б.
 отвергает здесь как идею прогресса и представления о целенаправленности и
 осмысленности истории
 в каждом её моменте, так и доктрину божеств. провидения: бог открывает себя
 миру, но не управляет
 им.
 Личность в концепции Б. не совпадает с эмпирич. индивидуальностью; она мыслится
 как средоточие
 всех духовных и душевных способностей человека, его «внутр. экзистенциальный
 центр»,
 осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы. Конфликт между
 личностью и
 объективацией — гл. содержание учения Б. о человеке и обществе. Объективация
 стремится сделать
 личность частью общества и тем поработить её. Преодоление объективации
 предполагает примат
 личного начала над безлично-универсальным (коллективным, родовым) во всех его
 формах, что, по
 Б., не должно означать индивидуализма и эгоцентризма, ибо личность по самой
 своей природе
 входит в общность с другими (общество, по Б., есть часть личности). Свободная
 социальность,
 положенная личностью изнутри, наз. в религ. философии Б. «соборностью», ей
 противостоит
 принудит. социальность, к-рой соответствуют порождённые объективацией эмпирич.
 социальные
 институты — классы, нации, партии, церкви. В своём отношении к христианству Б.
 резко критикует
 искажение его «вечной правды» эмпирич. церковью (неизбежное, согласно теории
 объективации),
 однако связывает смысл творчества и истории с «завершением христ. откровения» и
 созданием
 обновлённого «эсхатологич. христианства».
 Восприняв марксистскую критику бурж. общества, Б. в то же время выступал как
 идейный
 противник марксизма и идеолог антикоммунизма; призывая к «пер-соналистич.
 революции», он
 отвергал революцию социальную как самоцель и называл себя сторонником «пер-
 соналистич.
 социализма». Идеи Б. оказали значит. влияние на развитие французского
 экзистенциализма и
 персонализма, а также на социально-филос. концепции «новых левых» течений во
 Франции 1960—
 1970-х гг.
 • Духовный кризис интеллигенции, СПБ, 1910; А. С. Хомяков, М., 1912; Смысл
 творчества, ?., 1916; Новое
 средневековье, Берлин, 1924; Философия свободного духа, т. 1—2, Париж, [1927}; О
 назначении человека, Париж, 1931;
 Я и мир объектов, Париж, 1934; Дух и реальность, Париж, 1937; Опыт эсхатологич.
 метафизики, Париж, 1947;
 Самопознание, Париж, 1949; Экзистенциальная диалектика божественного и
 человеческого, Париж, 1952;
 Миросозерцание Достоевского, Париж, 19682; Смысл истории, Париж, 19692; Рус.
 идея, основные проблемы рус. мысли
 19 в. и начала 20 в., Париж, 19712; О рабстве и свободе человека, Париж, 19722.
 • Ленин В. И., «О Вехах», ПСС, т. 19; Б а л а к и н а И. Ф., Религ.-
 экзистенциалистские искания в России нач. 20 в., в сб.;
 Совр. экзистенциализм, М., 1966; L o w r i е D., Rebellions prophet. A life of
 N. Berdyaev, N. ?., 1960; Wernham J., Two
 Russian thinkers .... Toronto, 1968; Bibliographie des oeuvres de N. Berdiaev,
 P., 1978. С. С. Хоружий.
 БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия,— 14.1.1753,
 Оксфорд), англ.
 философ, представитель субъективного идеализма. С 1734 епископ в Клойне
 (Ирландия). Осн. соч.:
 «Опыт новой теории зрения» (1709, рус. пер. 1912); «Трактат о началах человеч.
 знания» (1710, рус.
 пер. 1905); «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713, рус. пер. 1937);
 «Алсифрон, или
 Мелкий философ» (v. l—2, 1732, рус. пер. 1978); «Сейрис, или Цепь филос.
 размышлений и
 исследований...» (1744, рус. пер. 1978). Филос. учение Б. проникнуто стремлением
 опровергнуть
 материализм в дать обоснование религии. Выступил с критикой по-
 нятия материи как веществ. основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона о
 пространстве как
 вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и
 пространства.
 Согласно Б., в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем,
 отвлекаясь от частных
 свойств вещей, образовать отвлечённую идею общего для них веществ, субстрата.
 Однако это, по Б.,
 невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как таковой;
 наше восприятие
 каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений
 или, по
 терминологии Б., «идей». Для вещей «быть» всегда означает «быть в восприятии». В
 противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею
 вещи, но не
 общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея
 материи ничего
 не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувств. восприятие.
 Используя
 метафизич. односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в
 единичных вещах,
 Б. выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных
 понятий.
 Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой рационального
 познания. В.
 выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества —

<< Пред.           стр. 25 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу