<< Пред.           стр. 26 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 вторичные, поскольку
 бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Признав ошибочной
 идею
 разделения первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею
 материи как «под-
 порки», или «субстрата» («субстанции»), всех объективных качеств тел. Отвергнув
 бытие материи, Б.
 признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на «идеи» и
 «души». «Идеи» —
 воспринимаемые вами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание
 наших
 ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны,
 активны,
 могут быть причиной. Все «идеи» существуют, по Б., только в душе (как мысли и
 страсти, так и раз-
 личные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внеш. вещей: «идея»
 может быть
 сходна только с «идеей». Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного
 идеализма выводы,
 ведущие к солипсизму, В. утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и
 вещь, к-рую
 перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже
 если бы все
 субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога —
 субъекта, к-
 рый вечно существует и «вкладывает» в сознание отд. субъектов содержание их
 ощущений. Здесь Б.
 «...подходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 24).
 Б. не ограничился
 выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны
 совр. ему
 метафизич. и механи-стич. материализма, он выступал против передовых,
 материалистич. идей в
 науке. Философия Б., как показал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»,
 явилась
 прообразом и одним из источников субъектив-но-идеалистич. теорий в бурж.
 философии кон. 19 —
 нач. 20 вв. (см. Махизм).
 * The works, ?. 1 — 9, L., 1948—57; в рус. пер.— Соч., М., 1978. Б л о н с и и
 й П. П., Учение Б. о реальности, К.,
 [1907]; огомолов А. С., Критика субъективно-идеалиетич. философии
 Дж. Б., М., 1959; Б ы х о в с к и й Б. Э.,
 Дж. Б., М., 1970; H a p с к и й И. С., Зап.-европ. философия .18 в., М.,
 1973, гл. 2; M e t z R., G. Berkeley, Stuttg., 1925;
 Luce A. ?., Berkeley's immaterialism, L., 1945; Warnock G. J.,
 Berkeley, L., 1953; L его у A. L., G.Berkeley, P.,
 1959; ? 1t-c h i e A.D., G. Berkeley, [Manchester, 1967]; S e ? a r s R. W.,
 Lending a hand to Hylas, [Michigan], 1968.
 БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (10.5.1901, Нина,— 15.9. 1971, Лондон), англ. физик
 и социолог
 науки, обществ. деятель. Проф. Кембриджского (с 1927), затем (с 1937)
 Лондонского ун-та, чл.
 Лондонского королев. об-ва (1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Пре-видент
 Всемирного Совета
 Мира (1959—05), вице-пред. Всемирной федерации науч. работников. Междунар.
 Ленинская пр. «За
 укрепление мира между народами»
 (1953). Выдающийся пропагандист марксистского мировоззрения на Западе. Один из
 основателей
 науковеде-ния - «Социальная функция науки» (Tlie social function of science, L.,
 1938), автор
 фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества, в к-рых осветил
 особенности развития
 науки при капитализме и социализме, показал влияние науки на обществ. развитие,
 выдвинул
 концепцию научно-технической революции.
 • The freedom oi necessity, L., 1949; The physical basis of life, L., 1951; Marx
 and science, L., 1952; The origin of life, L. 1967;
 в рус. пер.— Наука и общество. Сб. ст., М., 1953; Наука в истории общества, М.,
 1956; Мир без войны, М., 1960.
 • Сноу Ч. П.., Джон Десмонд Б., в сб.: Наука о науке, М., 1966.
 БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ, Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae
 Vallis) (1090, Фон-
 тен, Бургундия,—20.8.1153, Клерво), католич. теолог-мистик. Происходил из
 знатного бургундского
 рода. С 1113 монах цистерцианского ордена, с 1115 настоятель основанного им
 монастыря n Клерво.
 Был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологич.
 рационализма
 Абеляра и различных ере-тич. течений. Отстаивая незыблемость церк. предания,
 критикуя
 складывающуюся схоластику за новше-ства, Б. одновременно вносил в мистику
 остроличностный
 дух. Оказал влияние на Бонавентуру и др.
 • Opera, t. l—G, P., 1855—59 (Migne PL, t. 182—185); в рус. пер.— Письма, в кн.:
 Абеляр П., История моих бедствий, М.,
 1959, с. 127—51.
 • Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27— 138; Сидорова H.A.,
 Очерки по истории ранней гор. культуры
 во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mystique de Saint Bernard,
 P., 1947.
 БЁРНХЕМ, Вернем (Buriiliam) Джеймс (р. 22.11. 1905, Чикаго), амер. социолог.
 Выдвинул теорию
 «революции управляющих» [кн. «Революция управляющих» («The managerial
 revolution», 1941)].
 Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения,
 Б.
 утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие
 инженеры и
 администраторы, управляющие), к-рый якобы не зависит от капиталистич.
 собственности и способен
 управлять в интересах всего общества. По существу Б.— апологет гос.-
 монополистич. капитализма,
 тоталитарной власти меньшинства, утверждающий, что отношения господства и
 подчинения —
 необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и
 социалистич. стран.
 • Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y.,
 1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965;
 The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism,
 N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01
 freedom, nouv. ed., Freeport, 1970.
 • О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М.,
 Организация и управление, М., 19722.
 БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,— 18.12.1932, там же), нем.
 социал-демократ,
 идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х
 гг. Б. занимал
 позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878)
 в
 правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в к-ром пропагандировались реформистские и
 филос.-
 идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике
 (см.
 «Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т.
 19, с. 161—75). Под
 влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д.
 партии «Der
 Sozialdemokrat» (1881—90).
 После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. лит-
 ры и
 реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол.
 90-х гг. он
 выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под
 общим назв.
 «Проблемы социализма», опубл. в 1896— 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн.
 «Проблемы со-
 БЕРНШТЕЙН 51
 циализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался
 от материализма,
 провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против
 материалистич.
 диалектики, к-рую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто
 бы вносила в
 марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б.
 подверг ревизии
 осн. положения «Капитала» — теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании
 нар. масс, от-
 вергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой
 возможности
 науч. социализма, к утверждению, что социализм — это только этич. идеал. На
 основе утверждения,
 что пролетариат якобы не способен организовать произ-во и пролет. революция
 может привести
 лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о
 революции, классовой
 борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и
 компромиссов с
 буржуазией (лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — всё»).
 В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в
 работах «История
 рабочего движения в Берлине» (ч. 1 — 3, 1907 — 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд
 Лассаль» (1904,
 рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников
 марксизма, так и
 историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с
 К. Каутским
 центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был
 противником ???.
 революции 1917 в России.
 Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В.
 Плехановым, Ф.
 Мерингом, Р. Люксембург.
 • Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; е г
 о ж е, Марксизм и ревизионизм, там же,
 т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г.
 В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.:
 Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; е г
 о ж е, За что нам его благодарить, там
 же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм,
 социал-демократии 1895—1914 гг., М.— Л.,
 1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.
 БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,— 12.6.1972,
 Буффало,
 США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. С
 1949 в США и
 Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался
 преодолеть противоречия
 механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич.
 объектам как к
 организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич.
 систем,
 обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать конечного
 состояния
 независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем
 Б. широко
 применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы
 теории
 открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого
 дыхания,
 соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул
 программу
 построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов
 и
 законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их
 элементов и
 отношений между ними; установление точных ? строгих законов в нефизич. областях
 знания; созда-
 ние основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов,
 относящихся к
 различным сферам реальности. В ходе реализации этой программы выявились филос.-
 методологич.
 противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории
 систем статуса
 философии совр. науки. Б.— один из основателей междунар. «Об-ва по исследованию
 в области
 общей теории систем» (1954).
 52 БЕРТАЛАНФИ
 • Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1—2,
 B., 1932—42; Das biologische Weltbild, Bern,
 [1949]; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and
 minds, N. ?., 1967; Organismic psychology
 and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foundations,
 development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.—
 Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем,
 М., 1969, с. 23—82; Общая теория
 систем— обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник
 1969, М., 1969, с. 30—54; История и
 статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М.,
 1973, с. 20 — 37.
 • Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ,
 М., 1974, с. 163—84; Unity through
 diversity, pt 1—2, ?. ?., 1973.
 БЕСКОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и
 движения,
 многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его
 развития. Признавая
 объективное существование Б. в природе, диалектич. материализм отвергает
 свойственные
 идеализму отделение Б. от материи, сведение его к продукту мыслит. деятельности
 либо толкование
 его как атрибута некоего «сверхприродного бытия», недоступного человеч.
 познанию.
 Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, к-рый различал истинную
 (качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества)
 и связывал
 категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи,
 классики марксизма-
 ленинизма раскрыли противоречивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с
 конечным и
 всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней
 завершенности и
 тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
 бесконечное» (Маркс К.
 иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548—49). Форма проявления Б.— конечное, через
 познание конечного
 наука идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире. См. также Вечность.
 • К а ? м и н А. С., Познание Б., М., 1981.
 БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле — совокупность психич. процессов, операций и
 состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.—
 особая сфера
 психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания.
 Термин «Б.»
 используется также для характеристики индивидуального и группового поведения,
 действит. цели и
 последствия к-рого не осознаются.
 Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании
 (анамиесисе), оставалась
 господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество
 сознательного
 и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами
 сознания может
 иметь место только чисто физиологич., но не психич. деятельность мозга.
 Концепция Б. впервые
 чётко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим В. как низшую
 форму
 душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений,
 возвышающихся, подобно
 островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку
 материалистич.
 объяснения Б. предпринял Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы.
 Кант связывает
 Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априорный
 синтез).
 Своеобразный культ Б. как глубинного источника творчества характерен для
 представителей
 романтизма. Иррационалистич. учение о Б. выдвинул Шопенгауэр, продолжателем к-
 рого выступил
 Э. Гарт-ман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины
 мирового
 процесса. В 19 в. началось собственно психологич. изучение Б. (И. Ф. Гербарт, Г.
 Т. Фехнер,
 В.Вундт, Т. Липпс). Динамич. характеристику Б. вводит Гербарт (1824), согласно
 к-рому
 несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые
 вытесняются из
 сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамич. свойств.
 Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях
 терапии стали
 применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально — гипноз).

<< Пред.           стр. 26 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу