<< Пред.           стр. 265 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 нематериального,
 оболочка души, предохраняющая её от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин,
 Эннеады II 2,
 2) и от непосредств. контакта с материальным миром при чувств. восприятии (душа
 воспринимает
 отпечатки тел на пневматич. оболочке).
 В христ. теологии ?????? "????? — святой Дух, 3-е лицо Троицы.
 • Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen
 Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz.,
 1922; V e r b e k e G., Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St.
 Augustin, Louvain — P., 1945; S a a-k e H.,
 Pneuma, в кн.: RE, Suppl., Bdl4, 1974, col. 387—412.
 ПНЕВМА 503
 ПОВЕДЕНИЕ, процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П.
 возникает на
 высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования
 приобретают
 способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с
 целью
 самосохранения и приспособления к условиям существования или (у человека) их
 активного
 изменения. О П. неорганич. объектов (напр., электрона, планеты, машины и т. п.)
 можно говорить
 только условно, метафорически.
 Термин «П.» применим как к отд. особям, индивидам, так и их совокупностям (II.
 биологич. вида,
 социальной группы). П. является материальным, объективным процессом и изучается
 различными
 науками: биологическими, социальными и в определ. аспектах кибернетикой.
 В антич. период регулятором П. живых тел считалась душа как имманентно присущее
 им начало
 (Аристотель). В новое время получило развитие учение о П., к-рое позволило
 понимать его исходя из
 принципа причинности, без обращения к нетелесным сущностям или силам. Так,
 Декарт полагал, что
 живые тела ведут себя подобно простым автоматам, не нуждаясь в воздействии со
 стороны
 нематериальных сил. Этот взгляд дал толчок к зарождению понятия о рефлексе как
 автоматич. ре-
 акции организма на внеш. воздействия.
 С развитием эволюц. учения в биологии (Дарвин) объективная целесообразность П.
 получает новое
 детерминистское объяснение и прежняя механистич. концепция рефлекса как
 основного акта II.
 преобразуется в системно-биологическую (Сеченов). В исследовании П. утвердился
 объективный
 метод, позволяющий изучать его в единстве физиологич. и психич. проявлений
 организма. Тем
 самым были заложены основы учения о высшей нервной деятельности, синонимом к-рой
 Павлов
 считал П.
 Бихевиоризм выдвинул, в противовес представлению о психологии как науке о
 сознании, положение
 о том, что её предметом является П. как система ответных дви-гат. реакций на
 внеш. стимулы (Э.
 Торндайк, Дж. Уот-сон, впоследствии Б. Скиннер). Выявление ограниченности этой
 механистич. т.
 зр. на II. привело к необихевиоризму (Э. Толмен, К. Халл), предложившему
 рассматривать П. как
 процесс, в к-ром между внеш. стимулом и ответными реакциями организма действуют
 различные
 промежуточные факторы (побуждения, установки, познават. феномены).
 В других направлениях западной психологии изучалась зависимость П. от влечений
 (Фрейд),
 «жизненного пространства», в к-ром организм реализует свои побуждения (Левин,
 гештальтпсихология), стадиально развивающейся системы действий и операций
 (Пиаже) и др.
 Получила развитие биология П., проследившая различные формы П. животных, начиная
 с
 инстинктивного прирождённого П., зависящего от условий обитания вида,
 возникающие на этой
 основе прижизненные формы П. (типа навыков у животных, механизмом к-рых является
 условный
 рефлекс) и, наконец, элементы интеллектуального (рассудочного) П. у высших
 животных. Эти
 формы изучаются этологией как наукой об особеннос-стях П. животных в естеств.
 условиях
 существования и зоопсихологией, исследующей роль различных психич. явлений
 (ощущений,
 восприятий, эмоций) в регуляции П. животных.
 В сов. психологии П. человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в
 основе своей
 социально обусловленная деятельность, типичной формой к-рой является труд,
 придающий психич.
 регуляции человеч. П. качественно новый характер. Это позволяет вскрыть осн.
 компоненты П.: его
 регуляцию заранее поставленной целью, которая избирается обла-
 504 ПОВЕДЕНИЕ
 дающей способностью к свободному выбору и самостоятельному принятию решений
 личностью.
 Фундаментальное значение при этом имеет мировоззрение, от характера к-рого
 зависят
 направленность и социальная ценность П.
 П. человека неотделимо связано с системой речевых сигналов, усваиваемой в
 процессе общения ?
 создающей предпосылки для интериоризации внеш. двигат. компонентов П. Благодаря
 этому
 формируется способность человека строить в сознании образ будущего, осуществлять
 самооценку и
 самоконтроль.
 В условиях коллективной жизни П. индивида зависит от характера его
 взаимоотношений с группами,
 коллективами, членом к-рых он является. Сама группа выступает в качестве особого
 субъекта П.,
 имеющего коллективные цели и мотивы. В групповом П. наблюдаются такие
 своеобразные
 феномены, как подражание, эмоциональное «заражение», сопереживание, подчинение
 индивидуального П. групповым нормам и ролевым предписаниям, лидерство.
 Ценностные, аксиологич. аспекты П. выступают наиболее отчётливо тогда, когда
 действие
 приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого
 системой принятых
 в обществе норм. В реальном П. осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и
 эмоциональные
 компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психич.
 факторов
 наиболее рельефно проявляется в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в
 аффективных
 проявлениях П.
 Наиболее существ. признаком патологии II. является его неадекватность
 объективным требованиям
 ситуации и установкам личности. Наблюдается рассогласование между объективным
 раздражителем
 и поведенч. актом, между мотивом и поступком. Целостность П. нарушается ввиду
 расщепления его
 вербального и реального планов, начатое действие не завершается соответственно
 имевшемуся
 намерению, ослабляется критичность, обеспечивающая контроль в реализации
 программы П.,
 совершаются навязчивые действия и т. п.
 • Сеченов И. М., Избр. филос. и психология, произв., [М.1, 1947; Павлов И. П.,
 ПСС, т. 3, кн. 1, М.— Л., 19512;
 Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Watson J. В.,
 Behaviorism, Chi., 1930.
 А. И. Липкипа, А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский.
 «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА», ежемес. филос. и обществ.-экономич. журнал. Выходил в
 1922—44. Программа работы журнала была определена В. И. Лениным в ст. «О
 значении
 воинствующего материализма», написанной в марте 1922 после выхода 1—2-го номеров
 журнала.
 Журнал имел отделы: Ленин и ленинизм (с 1924), актуальные проблемы философии
 диалектич.
 материализма, историч. материализм, история материализма, новое в
 естествознании, история социа-
 лизма, критика и библиография. В «П. з. м.» публиковались материалы из архива К.
 Маркса и Ф.
 Энгельса, статьи по вопросам иск-ва, лит-ры, таинств. экономии, переводы работ
 выдающихся
 материалистов прошлого, популярные статьи, консультации и др. В журнале
 разрабатывались осн.
 вопросы теории марксизма-ленинизма, диалектико-материалистич. метода, историч.
 материализма,
 вопросы истории философии, истории и теории естествознания, теории лит-ры и иск-
 ва, теории и
 истории атеизма, велась борьба с реакц. бурж. идеологией, ревизионизмом,
 вульгаризаторством и
 упрощенчеством марксистской теории.
 • История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 77—78, 142—45, 159 — 61.
 ПОДОБИЕ, 1) в обычном словоупотреблении — то же, что сходство, аналогия,
 родственность и т.
 п.; 2) в науке — понятие, характеризующее одинаковость формы объектов,
 независимо от их
 размеров. Подобны, напр., фотоотпечатки одного негатива, сделанные в разных
 увеличениях.
 Отношение П. рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. является отношением
 типа
 равенства. Частным случаем П. объектов является их полное совпадение —
 тождество.
 Преобразование к.-л. объекта в объект, ему подобный, наз. преобразованием П.
 Напр., построение
 модели воображаемого (проектируемого) объекта и переход от этой модели к пром.
 реализации
 замысла (к реальному объекту) является серией преобразований П. Обобщение
 элементарных
 представлений о П. даёт теория П. — учение об условиях П. (явлений) и о методах
 их математич.
 описания. В этой теории понятие П. обобщается и на объекты без жёсткой формы
 (напр., жидкости и
 газы) и связывается с разысканием на основе сравнения изучаемых явлений
 переходных масштабов,
 отражающих существенные для данной абстракции П. параметры сравниваемых явлений,
 и условий
 обоснованного перехода от модели к реальности и наоборот. Т. о., идея П. лежит в
 основе
 моделирования. М. М. Новосёлов. 3) Термин платонически ориентированной философии
 и теологии
 (греч. ????????), означающий сообразность низшего высшему, причастность форме
 высшего. В этой
 системе понятий П. соотносится с единым, а «неподобное» — с иным; П. — это
 принятие своего
 места в иерархии и единение через связь с верховным первоначалом иерархии, а
 «неподобное» —
 узурпация чужого места, выпадение из гармонии. П. отождествляется для вещи с
 благом, отсутствие
 П. — со злом, несовершенством. На этом фоне рассматривался и библейский текст,
 согласно к-рому
 бог сотворил человека по своему образу и П. (Быт. 1, 2 в). Христианская
 теологич. начиная с
 Оригена, различает образ божий как неотъемлемое, хотя и ежечасно оскверняемое
 достояние, и П.
 божие, к-рое утрачено человеком в состоянии греха и поставлено перед ним как
 идеал и цель его
 усилий: низшая природа человека должна до конца принять форму, налагаемую на неё
 «умом»
 человека (см. Нус), а «ум» — форму, налагаемую богом.
 С. С. Аверинцев.
 ПОДРАЖАНИЕ в психологии, воспроизведение индивидами и социальными группами
 воспринима-
 емого ими поведения других индивидов и групп.
 Ещё Аристотель приписывал П. важнейшую роль в формировании человека. Тард в П.
 видел основу
 развития общества. В биологизаторско-инстинктивистских концепциях (Мак-Дугалл и
 др.)
 подчёркивается врождённый характер П. В рамках ассоцианизма П. рассматривается
 как особый вид
 воздействия, при к-ром реакция объекта П. становится условным стимулом для
 собств. реакции
 субъекта П. на стимул. В бихевиоризме П. объясняется с позиций теории научения и
 рассматривается
 как результат подкрепления соответствующего поведения посредством прямых и
 косвенных видов
 поощрения и наказания. Сочетание ассоцианист-ских и бихевиористских влияний
 содержится в
 исследованиях П., основанных на концепции «замещающего научения» (А. Бандура и
 др.). Нек-рые
 психологи отрицают существование единого механизма П., разделяя его на ряд
 самостоят. видов.
 Фундаментальную основу изучения П. составило исследование И. П. Павловым
 условных и
 безусловных рефлексов, первой и второй сигнальных систем. В работах Л. С.
 Выготского П.
 рассматривается как один из важнейших факторов развития высших форм поведения
 человека,
 подчёркивается связь способности к П. с возможностями субъекта и пониманием им
 ситуации,
 подвергаются критике механистич. и интеллектуалист-ские интерпретации П.
 Различные аспекты П.
 в сов. науке изучались с позиций общей (А. Н. Леонтьев и др.), сравнительной (Н.
 П. Ладыгина-
 Котс), педагогической (В. А. Просецкий и др.), возрастной психологии, а также
 палеопсихологии (Б.
 Ф. Поршнев).
 При социально-психологич. изучении П. исследуется гл. обр. взаимодействие
 социально-типич.
 субъектов и объектов П. П. изучается, с одной стороны, как результат социального
 воздействия
 (напр., влияние референтных групп, конформизм), с другой — как раз-
 новидность и средство социального воздействия, как один из путей приобщения
 индивида к
 социальному и культурному опыту.
 • Т а р д Г., Законы П., пер. с франц., СПБ, 1892; Выготский Л. С., Развитие
 высших психич. функций, М., 1960;
 Парыгин Б.Д., Основы содиальяо-психологич. теории М., 1971; M i l l е r N., D o
 l l a r d J., Social learning and imitation,
 New Haven — L., 1962; Social facilitation and imitative behavior, Boston, 1968.
 ПОДРАЖАНИЕ в эстетике, один из осн. принципов антич. эстетики, а также
 классицистич.
 эстетики 16—18 вв.
 Взгляд на иск-во как П. (мимесис) высказывался в пифагореизме (музыка как П.
 небесной гармонии
 и т. п.), был развит Платоном и Аристотелем. Поскольку, согласно Платону,
 видимый мир есть П.
 высшему миру идей, иск-во, подражающее реальности, представляет собой лишь П.
 подражанию.
 Аристотель считал, что стремление к П. свойственно живым существам вообще, а
 людям в
 особенности (Поэтика 1448 b 5); П. составляет сущность иск-ва, оно доставляет
 удовольствие даже
 тогда, когда изображается отвратительное; способ и объект П. являются
 конституирующими
 признаками лит. жанров. Если Платон осуждал изображение уродливого, нравственно
 предосудительного в иск-ве, то Аристотель допускал его, хотя и ставил комедию
 ниже эпоса и
 трагедии, поскольку в ней подражают «худшим людям» (Поэтика 1449 а 32 слл.).
 В новое время идея П. получила широкое распространение в эстетике классицизма.
 III. Батте, напр., в
 работе «Изящные иск-ва, сведённые к единому принципу» («Les beaux arts reduits a
 un meme
 principe», 1746) считал таким единым для всех иск-в принципом П. При этом для
 классицистов
 достойна П. только «прекрасная природа», т. е. то в природе, что соответствует
 эстетич. канону, идее
 прекрасного; лучшим способом приблизиться к ней признавалось П. идеальным
 образцам антич. иск-
 ва.
 Понятие «П. природе» было подвергнуто критике нем. классич. идеализмом (Кант,
 Шеллинг, Гегель),
 а также романтич. эстетикой, выдвинувшей на первый план роль фантазии,
 воображения,
 субъективного начала, личности самого творца. В реалистич. эстетике сер. 19 в.
 термин «П. природе»
 заменяется понятием правдивого воспроизведения действительности и в дальнейшем в
 эстетич.
 концепциях 19—20 вв. не употребляется.
 • Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетич. категорий, М., 1965, с. 204—36;
 V с г d е ? i u s W. J., Mimesis. Plato's
 doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H.,
 Die Mimesis in der Antike: Nachahmung.
 Darstellung. Ausdruck, Bern, 1954; S o r b o m G., Mimesis and art. Studies in
 the origin and early development of an aesthetic

<< Пред.           стр. 265 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу