<< Пред.           стр. 271 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «Эмерджентный реализм» К. П. против
 редукционистского материализма, «ВФ», 1979, № 8; The critical approach to
 science and philosophy, Glencoe— L., 1964;
 The philosophy of Karl Popper, v. 1—2, La Salle (111.), 1974; Ackermann R. J.,
 The philosophy of Karl Popper, Amtierst, 1976.
 ПОПУЛИЗМ (от лат. populus — народ), 1) мелкобурж.-крест. идейные течения и
 обществ. движения
 в регионах «запоздавшего», сравнительно неразвитого капитализма. П. возникает в
 преим.
 крестьянских по составу, колониальных, зависимых или просто отсталых странах, к-
 рые вовлекаются
 в сферу капиталистяч. отношений. Развитие капитализма протекает в этих странах
 крайне
 противоречиво и неравномерно. Кризис дока-питалистич. произ-ва (крест. х-в,.
 ремесленничества)
 происходит форсированно, порождает значит. резервную армию труда, сопровождается
 быстрым
 разрушением устаревших социально-психологич. представлений и норм. Импортируемый
 капитализм (равно как и стимулируемый им капитализм национальный), насаждающий
 пром. формы
 произ-ва, не может обеспечить занятость населения, а распадение традиц. секторов
 х-ва подрывает
 его собств. внутр. рынок. Поэтому капитализм, как правило, выполняет лишь
 разрушит. функции и
 оказывается неспособным конструктивно воздействовать на обществ. жизнь
 развивающихся стран.
 Вместе с тем в них возникают общедемократич. задачи уничтожения докапиталистич.
 эксплуатации,
 разрешения агр. вопроса, проведения политич. преобразований. В этих условиях и
 возникают
 идейные течения П., своеобразно сочетающие в себе антифеод. (антиархаич.) и
 антикапиталистич.
 направленность.
 Отд. идеи П. в зародышевой форме имели место ещё в нек-рых европ. странах:
 экономич. романтизм
 Ж. Сис-монди, «гминовладство» (от слова gmin — простой народ, gmina — община) в
 Польше и пр.
 Первым крупным и систематизированным вариантом идеологии П. было народничество в
 России. В
 дальнейшем течения П. складывались под сильным влиянием еоциалистич. мысли
 развитых стран, и
 особенно — марксизма. Но марксизм при этом понимался искажённо, в духе мел-
 кобурж. концепций
 П. Новый этап эволюции идей П. наступил с развитием нац.-освободит. движения 20
 в. в странах
 Азии, Африки и Лат. Америки (Сунь Ятсен, М. К. Ганди, Сукарно, Л. Карденас и
 мекс. «аграрием»,
 Ф. Фанон и др.).
 Как массовая идеология П. в той или иной мере воспроизводит социально-
 психологич. ожидания
 социальных слоев развивающихся обществ: крестьянства, мелкой буржуазии, отд.
 групп
 пролетариата и отчасти люмпенства, страдающих от социальных противоречий
 позднего,
 «периферийного» капитализма. В идеологии П. можно выделить следующие осн.
 компоненты: кри-
 тику капитализма с т. зр. негативных последствий «раскрестьянивания»
 крестьянства н разрушения
 нац. культурных традиций; идею минования капиталистич. стадии развития путём
 использования и
 модернизации традиционных коллективистских институтов и ценностей (община,
 артель, семья,
 принципы морального соли-даризма); синтез традиционализма и модернизма; идею
 народа (прежде
 всего крестьянства) как социально-культурного слоя, к-рый распадается под
 натиском бурж.
 отношений, но должен быть сохранён и укреплён для нац. целей всестороннего
 развития; тенденцию
 к отстаиванию неклассового пути социальной эволюции, отрицания как классовых
 различий в
 народе, так и классовых функций лидеров народа, «социально-кри-тич.»
 интеллигенции; акцент на
 агр. преобразования, к-рые должны не только служить основой индустриализации, но
 и обеспечить
 необходимое социальное равновесие в процессе модернизации.
 Носителями идей П. являются определ. (чаще всего промежуточные) слои нац.
 интеллигенции.
 Идейные течения П. обладают весьма различным социальным содержанием: от программ
 «улучшенного» капитализма до революц.-демократич. лозунгов, действительно
 выходящих за бурж.
 рамки. П. как тип идеологии близок к консервативно-романтич. идейной традиции,
 бурж.
 национализму и реформизму. Вместе с тем левое крыло П. является составной частью
 течений
 демократизма и немарксистского социализма.
 Марксизм-ленинизм подходит к различным идейным концепциям П. в зависимости от их
 реального
 содержания. Для анализа П. большое методологич. значение имеют работы В. И.
 Ленина о
 народничестве. Ленин впервые дал типологич. характеристику подобного рода
 течений,
 предположил возможность возникновения идейных разновидностей данного тина «... в
 целом ряде
 азиатских государств...» (ПСС, т. 22, с. 120). В совр. эпоху воздействие науч.
 социализма на течения
 П. значительно возросло.
 2) Политич. течения консервативно-романтич. или псевдорадикалистского характера,
 для к-рых
 свойственна неопредел. и нередко демагогич. апелляция к «народу». Такого типа П.
 возникает в
 странах, где бурж. отношения уже достаточно укрепились, а также в странах
 высокоразвитого
 капитализма. Идеологически он, как правило, весьма неразвит и ориентирован гл.
 обр. на политич.
 задачи: поиск массовой базы, манипуляция избирателями, частичное
 перераспределение власти в
 рамках бурж. общества. Осн. признаками такого П. считаются принцип приоритета
 «воли народа» и
 стремление лидеров к прямым контактам с массами без посредничества к.-л.
 политич. институтов.
 Такой П. имел место в 70—90-х гг. 19 в. в США (там возник и сам термин), причём
 тенденции П.
 сохранились в амер. политич. жизни до сих пор («новый П.»). К П. как течению
 политич. жизни или
 «стилю в политике» относят движение П. Пужада во Франции 50-х гг., перонизм в
 Аргентине и
 правление Ж. Варгаса в Бразилии после 2-й мировой войны, Новую демократич.
 партию в штате
 Саскачеван (Канада), нек-рые течения в совр. Финляндии, Италии и др. Политич.
 течения П. могут
 выступать как самостоятельно, так и входить в иные политич. образования—воен.
 режимы, бурж.
 агр. движения и др.
 В отличие от «деревенской» направлености П. народ-нич. типа, П. как политич.
 течение опирается в
 основном на гор. слои.
 ПОПУЛИЗМ 515
 * Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае, СС, т. 21; его
 же. Две утопии, там же, т. 22; ? ? ? о с В. Г.,
 Идейные течения народнич. типа в развивающихся странах, М., 1980; Populism,
 its meanings and national
 characteristics, L., 1969; см. также лит. к ст. Народничество.
 А. Д. Ковалёв, В. Г. Хорос.
 ПОРЕЦКИЙ Платон Сергеевич [3(15).10.1846, Елиза-ветград, ныне Кировоград,—
 9(22).8.1907, с.
 Жоведь, ныне Черниговской обл.], рус. логик, астроном и математик. Впервые в
 России начал читать
 курс лекций по математич. логике. По своим филос. взглядам П. был материалистом.
 Формальные
 методы в логике, согласно П., могут быть обоснованы лишь анализом содержат.
 оснований; логич. исчисления не отменяют содержат. формальной логики, но
 предполагают её. П.
 считал, что математич. логика по предмету своему есть логика, а по методу —
 математика. П. были
 получены существ. результаты, относящиеся к алгебре логики; он развил и
 усовершенствовал методы
 решения логич. равенств, предлагавшиеся Дж. Булем, У. С. Джевонсом и Э.
 Шредером. Осн.
 результат П.— нахождение в алгебре логики оригинального алгоритма, позволяющего
 эффективно
 получать все следствия (оп-редел. вида) из данных посылок; все гипотезы, из к-
 рых может следовать
 данное заключение; все различные эквивалентные формы, в к-рых могут быть
 представлены данные
 выражения — посылки и заключения.
 • О способах решения логич. равенств и об обратном способе математич. логики,
 Казань, 1884; Решение общей задачи
 теории вероятностей при помощи математич. логики, в кн.: Собрание протоколов
 заседаний секции физ.-математич.
 наук об-ва естествоиспытателей при Казанском ун-те, т. 5, Казань, 1887; Sept
 lois fondamentales de la theorie des egalites
 logiques, «Изв. физи-ко-математич. об-ва при Казанском ун-те», 1898, т. 8, М 2.
 • Стяжкин Н. И., Логич. наследство П. С. П., в сб.: Очерки по истории логики в
 России, М., 1962.
 ПОРФИРИЙ (?????????) (234, Тир,— между 301 и 305, Рим), антич. философ-
 неоплатоник. Ученик
 и издатель соч. Плотина; в старости руководил филос. школой в Риме. Комментатор
 соч. Платона
 («Кратила», «Парме-нида», «Федона», «Филеба», «Государства», «Софиста» и
 «Тимея») и
 Аристотеля («Категорий», «Герменевтики», «Физики», «Метафизики», «Этики»,
 «Первой
 Аналитики», «О душе»); трактат П. «Введение в „Категории" Аристотеля» (или «О
 пяти общих
 понятиях», т. е. о роде, виде, отличит. признаке, существ. признаке и случайном
 признаке) был в ср.
 века осн. логич. компендием и гл. источником знакомства с логикой Аристотеля.
 Автор
 жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к
 нек-рым из
 его книг, а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и
 математике. Соч. П.
 «Против христиан» — один из ранних образцов библейской критики (сожжено в 448).
 В логике с
 именем П. связано т. н. древо П., иллюстрирующее многоступенчатую субординацию
 родовых и
 видовых понятий.
 Собств. философия П. представлена в виде ряда тезисов в соч. «Подступы к
 умопостигаемому».
 Здесь, как и в трактате «Воздержание от животной пищи», видна этич.
 направленность философии
 П.: спасение души достижимо путём отвращения от тела, очищения души, возвращения
 к уму (нусу)
 и уподобления божеству. Это возвращение обеспечено тем, что приобщение к
 божеству происходит
 не пространственно и телесно, но в «гносисе», в знании. Для «знающего» бог
 рядом, а для
 «незнающего» он, присутствуя во всём, отсутствует. Это знание бога тождественно
 самопознанию,
 поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к себе самому.
 Сохраняя схему
 плотиновского универсума (три «целостные и совершенные ипостаси» ума, души и
 космоса и т. п.),
 П. приписывает, однако, демиургич. функции не уму, но высшей части души. В
 иерархии бытия
 человеч. душа занимает срединное место между богом и телом; тяготея к высшему,
 но и легко
 склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в
 516 ПОРЕЦКИЙ
 выборе пути. Душа связана с телом не непосредственно, но в ряде частичных
 воплощений, первым из
 к-рых является «дух воображения», занимающего среднее место между чувством и
 умом.
 П. оказал большое влияние на позднейший неоплатонизм, особенно западный
 (Макробий, а также
 Августин, Марий Викторин, Боэций). Важное значение имел предложенный П. метод
 толкования
 отд. платоновских диалогов, хотя приёмы комментирования были существенно
 модифицированы
 Ямвлихом.
 • Opuscula selecta, ed. A. Nauck, Lipsiae, 1886; Lettera ad Anebo. A cura di A.
 R. Sodano, Napoli, 1958; ???????? ????????,
 ed. H. Dorrie, Munch., 1959; Sententiae ad intellig. ducentes, ed. E. Laraberz,
 Lpz., 1975; De l'abstinence, t. l, livre l, texte et
 trad., introd. par I. Bouffartique, P., 1977.
 • B i d e z I., Vie de Porphyre, le philosophe neOplatonicien, Gand, 1913;
 T h e i l er W., Porphyrios und Augustin, в его
 кн.: Forschungen zum Neoplatonismus, B., 1966, S. 160—248; H a d o t
 P., Porphyre et Victormus, v. 1—2, P., 1968.
 ПОСИДОНИЙ (???????????) из Апа м ей (Сирия) (ок. 135—51/50 до н. э.), др.-греч.
 философ-стоик
 и учёный-энциклопедист, представитель т. н. Средней Стои. Ученик Панетия,
 впоследствии основал
 на о. Родос свою филос. школу. От соч. П. сохранились лишь немногочисл.
 фрагменты. Существует
 множество противоречащих друг другу истолкований филос. взглядов П., к-рый
 рассматривался как
 посредник между Востоком и Западом, как родоначальник религиозных и мистических
 течений в
 поздней др.-греч. философии и лит-ре, как реформатор стоицизма, как прямой
 предшественник
 неоплатонизма и т. п. Вопрос о П. до сих пор во многом не решён. П. испытал
 сильное влияние
 Платона и Аристотеля, однако истолковал их в духе стоицизма.
 В отличие от Панетия П. признавал учения Древней Стои о периодич. воспламенении
 мира и о
 предсказании, однако он ввёл нек-рые новые элементы, существенно нарушавшие
 монистич.
 характер стоицизма. П. различал бога и природу: бог для П.— это разумная мировая
 душа (псюхе), к-
 рая проницает и объединяет весь мир как управляющая им и формообразующая сила;
 это также идея-
 форма мира, находящаяся в соответствии с числами, составляющими гармонию. Однако
 эта
 численно выражаемая идея, сферич. граница мира, к-рая содержит в себе субстанцию
 бога, т. е. тело
 мира (природу), для П. как стоика и сама телесна.
 Возражая учению Хрисиппа о единой разумной душе человека, П. считал, что страсти
 возникают не
 на основе ложных суждений, а из неразумной части души, и зло, т. о., укоренено в
 самом человеке. В
 душе он различал разумную способность и неразумные — вожделеющую и страстную
 (волевую) —
 способности. Причиной злосчастной жизни, по П., является то, что человек не
 следует божеству в
 себе (разуму), а склоняется к неразумной, животной части души, этим нарушается
 параллелизм
 микрокосмоса и макрокосмоса. Назначение человека — жизнь одновременно
 созерцательная и
 соустрояющая мировой порядок. Как и Панетий, П. называл благами также богатство
 и здоровье
 (стоики считали их безразличными), однако высшим и самодостаточным благом он
 считал
 добродетель.
 В теории познания П. исходил из принципа: подобное познаётся подобным. Во
 взглядах П. на
 историю представление о золотом веке сочеталось с представлением о
 первоначальном
 полуживотном состоянии и о прогрессе человечества.
 Прямое влияние П. имело место лишь в течение короткого времени. Для стоиков
 эпохи империи
 характерно обращение к авторитетам Древней Стои, однако платонич. тенденции,
 проявившиеся в
 учении П., в дальнейшем распространялись и углублялись.
 • Posidonius, v. 1 — The fragments, 'ed. L. Edelstein and J. G. Kidd, Camh.,
 1972.
 • Reinhardt K., Poseidonios, Munch., 1921; Edelstein L., The philosophycal
 system of Posidonius, «American Journal of
 Philology», i986, v. 57, p. 286—325; S o l m s e n F., (Cleanthes or Posidonius?
 The basis of Stoic physics, Amat., 1961;
 Laffranque M., Poseidonios d'Apamee, P., 1964; см. также лит. к ст. Стоицизм.
 «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО», распространённое в совр. бурж. социологии и
 футурологии обозначение новой стадии обществ. развития, противопоставляемой
 коммунистич.
 формации в качестве наследника индустриального капиталистич. общества. Концепция
 «П. о.»
 представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. теорий
 «индустриального общества»
 франц. социолога Арона и «стадий зкономич. роста» амер. социолога Ростоу.
 Наиболее видные её

<< Пред.           стр. 271 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу