<< Пред.           стр. 274 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 капита-листич. произ-ва и обмена потребовали создания развитых, детально
 разработанных правовых
 систем. В них нашли отражение демократич. принципы, выдвинутые буржуазией в ходе
 борьбы с
 феодализмом, но в целом бурж. П., выражая интересы господствующего класса,
 обеспечивало
 систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения неоплаченного
 труда, охрану
 частной собственности и капиталистич. предпринимательства. Лишь в результате
 длит. классовой
 борьбы трудящимся массам удалось добиться частичного отражения в бурж. П. своих
 социально-
 экономич. и иных требований. С обострением противоречий капиталистич. общества,
 особенно в
 период общего кризиса капитализма, буржуазия теряет веру во всемогущество П.
 (см. Юридическое
 мировоззрение), что находит отражение в политич. и идеологич. установках,
 делающих всё большую
 ставку на сильную, не связанную 11. гос. власть, авторитарные методы гос.
 управления (см.
 Авторитаризм) и даже полный отказ от за-
 конности в случаях особой неустойчивости существующих режимов.
 В социалистич, обществе складывается новый по содержанию и целям тип П.
 Марксизм-ленинизм
 отрицает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом
 бурж. общества,
 требующие его немедленной отмены после социалистич. революции и рассматривающие
 наличие П.
 в социалистич. обществе как признак «обуржуазивания» и конвергенции. Экономич.
 предпосылки
 необходимости П. при социализме — это значит. масштабы и сложная структура
 обществ. произ-ва,
 требующие чёткой правовой регламентации сфер произ-ва и обмена, действие
 принципа
 распределения по труду, к-рый предполагает гос. нормирование меры труда и
 вознаграждения. В
 политич. аспекте П. тесно связано с развитием социалистич. демократии, требующей
 чётких
 конституционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и
 обязанностей граждан
 и обществ. орг-ций, необходимых для их участия в решении дел гос-ва и общества.
 Существенна и
 роль П. в охране обществ.
 порядка и дисциплины; применяя к правонарушителям меры гос. воздействия (юридич.
 санкции),
 социалистич. II. в то же время широко использует методы убеждения и морального
 воздействия. При
 социализме значительно возрастает созидат. творч. потенциал П., его
 использование как орудия
 развития и совершенствования обществ. отношений в процессе коммунистич.
 строительства. С
 построением развитого социалистич. общества П., выступавшее ранее как
 возведённая в закон воля
 рабочего класса и возглавляемых им трудящихся масс, становится общенародным. Его
 роль
 возрастает, что находит выражение в развитии и совершенствовании
 законодательства, расширении
 круга прав, свобод и обязанностей граждан, упрочении законности как важнейшего
 принципа гос.
 управления и, наконец, в повышении вследствие этого престижа П. в обществ.
 сознании. В
 Конституции СССР говорится об укреплении правовой основы гос. и обществ. жизни
 как
 необходимом звене осн. направления развития политич. системы сов. общества (ст.
 9).
 Поскольку П. неразрывно связано с гос-вом, то отмирание последнего с построением
 коммунизма
 повлечёт за собой и отмирание П. Часть его норм станет ненужной, отпадёт в связи
 с
 принципиальной трансформацией порождающих их обществ. условий, а др. нормы уже
 не будут
 нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер и в преобразованном
 виде войдут в
 систему социальных правил коммунистич. обществ. самоуправления. Совр.
 антикоммунизм изо-
 бражает вывод об отмирании П. при коммунизме как якобы принципиально отрицат.
 отношение
 марксизма-ленинизма к П., стремление к последоват. свёртыванию правовых начал в
 жизни
 социалистич. общества, умалению прав и свобод граждан. В действительности
 положение об
 отмирании П. есть его оценка с т. зр. история, перспективы, что отнюдь не
 умаляет важную роль П. и
 законности в ходе коммунистич. строительства.
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
 Критика Готской программы, там же,
 т. 19; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же,
 т. 21; Ленин В. И., Гос-во и
 революция, ПСС, т. 33; Б p е ж н е в Л. И., Вопросы развития политич. системы
 сов. общества, М., 1977; Марксистско-
 ленинская общая теория гос-ва и П., т. 1—4, ?., 1970—73; Марксистско-ленинское
 учение о гос-ве и П. История
 развития и современность, М., 1977; Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина
 о социалистич. гос-ве и П., М., 1978.
 В. А. Туманов.
 ПРАВОГЕГЕЛЬЯНСТВО, см. в ст. Гегельянство. ПРАВОСОЗНАНИЕ, совокупность взглядов,
 идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности,
 правосудию,
 их представление о том, что является правомерным или неправомерным.
 Концентриров. выражением
 П. как формы обществ. сознания является правовая идеология — система
 правовых взглядов, основывающаяся на определ. социальных и науч. позициях.
 Психологич. сторону
 П, составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. П.
 включает
 знание действующего права, его осн. принципов и требований, но не сводится к
 нему; для П. пе
 менее важен оценочвый момент и поведенч. установки.
 II. подчинено общим закономерностям развития обществ.
 сознания. Оно выступает как специфич. отражение экономич., политич. и иных
 отношений данного
 общества, положения классов и индивидов в системе обществ. произ-ва и социально-
 политич.
 структуры. Существ. влияние на П. оказывают др. формы обществ. сознания, прежде
 всего политич.
 сознание и мораль, а также обществ. психология, историч. традиции, сложившийся
 образ жизни и т.
 д.
 Взаимосвязи П. и права носят сложный характер. С одной стороны, П. предшествует
 праву,
 поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе
 классов, т. е. их П.
 (в переходные периоды само революц. П. может играть роль действующего права).
 Сложившаяся в
 данном обществе правовая система в свою очередь выступает в качестве одного из
 важнейших
 факторов, воздействующих на П. Наконец, функционирование права, его применение и
 соблюдение
 зависят от П. Недостаточный уровень развития П. может обречь на неуспех самое
 совершенное
 законодательство.
 В антагонистич. обществе нет единого П. Если в действующем праве находит своё
 выражение гл.
 обр. П. господствующего класса, то разные классы и социальные слои оценивают
 действующее в
 данном обществе право со своих позиций. Это, однако, не исключает наличия в П.
 разных классов
 совпадающих оценок, напр. осуждение уголовных преступлений против личности.
 В социалистич. обществе складывается и по мере усиления социальной однородности
 общества
 развивается единое господствующее социалистич. П. Его осн. принципы и установки
 нашли своё
 выражение в Основном законе развитого социалистич. общества — Конституции СССР.
 Совершенствование П. всех членов общества, повышение правовой культуры,
 выработка такого
 уважения к праву и закону, к-рое «... должно стать личным убеждением каждого
 человека»
 (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81),— всё это важная составная часть
 коммунистич.
 воспитания. • Остроумов Г. С., Правовое осознание действительности, М., 1969; Л
 у к а ш е в а Е. А.,
 Социалистич. П. и законность, М,, 1973; Сабо И., Основы теории права, пер. с
 венг., М., 1974, ч. 3; К
 о з ю б p a H. И., Социалистич. право и обществ.
 сознание, К., 1979; Личность и уважение к закону. Социологич. аспект, М., 1979.
 ПРАГМАТИЗМ (от греч. ??????, род. падеж ????????? — дело, действие),
 субъективно-идеали-
 стич. филос. учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее
 распространение в 20
 в. в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь
 страны. Осн. идеи
 П. высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г.
 Мид. П. имел
 сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах.
 Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-
 амер. ун-тах абс.
 идеализм Ф. Брэдли — Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и
 созерцательности, П.
 выдвинул программу «реконструкции в философии»: философия должна быть не
 размышлением о
 первых началах бытия и поз-нания, чем она считалась со времён Аристотеля, но
 общим методом
 решения тех проблем, к-рые встают перед людьми в различных жизненных
 («проблематич.»)
 ситуациях, в процессе их практич. деятельности, протекающей в непрерывно
 меняющемся мире.
 Примыкая к традиции субъективно-идеалистич. эмпиризма, П.
 ПРАГМАТИЗМ 521
 отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», несводимым, однако,
 к чувств.
 восприятиям, а понимаемым как «всё, что пережинается n опыте» (Дьюи), т. е. как
 любое содержание
 сознания, как «ноток сознания» (Джеме). Субъективно-идеалистич. эмпиризм П.
 роднит его с
 махизмом; своей же иррациона-листич. тенденцией П. сближается с учением
 Бергсона. Согласно П.,
 опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты
 познания формируются
 нашими познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя
 односторонне истолкованные идеи Ц. Дарвина, П. рассматривает мышление лить как
 средство
 приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли — не
 в познании
 как отражении объективной реальности и основанной на нём ориентации
 деятельности, a в
 преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств,
 необходимых
 для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематич. ситуации» (Дьюи).
 Идеи, понятия и
 теории — лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно осн.
 доктрине П.—
 т. п. «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практич. последствиям.
 Соответственно «...
 истина определяется как полезность...» (D о w e у J., Reconstruction in
 philosophy, Boston, 1957, p. 157)
 или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее
 характерной и наиболее
 одиозной доктриной П.: успех абсолютизируется и превращается не только в
 единств. критерий
 истинности идей, но и в само содержание понятия истины.
 Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для
 оправдания религ.
 веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...»
 («Прагматизм», СПБ, 1910,
 с. 182). «Прагматизм,— писал В. И. Ленин,—высмеивает метафизику и материализма
 и идеализма,
 превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и
 ...
 преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для
 практики, без
 всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (ПСС, т. 18, с. 363,
 прим.). Применение
 П. в социально-политич. области неизменно служило апо-логетич. целям для
 оправдания политич.
 акций, способствующих укреплению капиталистич. строя.
 С кон. 1930-х гг. влияние П. в США стало ослабевать. С иммиграцией ряда европ.
 философов
 получили распространение др. филос. течения (неопозитивизм, феноменология и
 др.). Однако,
 утрачивая значение ведущего филос. направления, П. продолжал оказывать влияние
 на решение мн.
 методологич. и логич. проблем (У. Куайн, Н. Гудмен и др.), в значит. мере
 определяя и стиль
 политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики
 используется
 противниками марксизма (С. Хук) и правыми ревизионистами для извращения
 марксистского
 понимания практики и для борьбы против ленинской теории отражения. С кон. 60-х и
 в 70-х гг.
 интерес к П. возрождается и усиливается. При этом наиболее одиозные его черты
 замалчиваются или
 отвергаются, а также делаются попытки сблизить П. с совр. логикой и методологией
 науки.
 * Уэллс Г., П.— философия империализма, пер. с англ., М., 1955; Б ы х о в с к и
 й Б. Э., Философия неопрагматизма, М.,
 1959; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; М е л ь в и
 л ь Ю. К., Чарля Пирс и П., M., 196S; Б о г о
 м о л о в А. С., Бурж. философия США XX п., М., 1974, гл. 2 и 3; Бурж. философия
 кануна и начала империализма, М.,
 1977, гл. 8; Совр. бурж. философия, М., 1!)78, гл. 1; Moore ?. С., American
 pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y.,
 1961; Morris Ch. W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970;
 T h а у e r H. S., Meaning and action. A
 study of American pragmatism, N. Y., 197й; S с h e f f l e r I., Four
 praginatists, L.— N. Y., 1974; R e s с h e r N., Methodolo-
 gical pragmatism, Oxf., 1977; S m i t h J. E., Purpose and thought. The meaning
 of pragmatism, L., 1978. Ю. К. Мельвиль.
 522 ПРАГМАТИКА
 ПРАГМАТИКА (от греч. ??????, род. падеж ????????? - дело, действие), раздел
 семиотики, пос-
 вящённый изучению отношения интерпретатора-пользователя к.-л. знаковой системы
 (т. е.
 субъектов, воспринимающих и использующих её) к самой знаковой системе. Осн. идеи
 П. восходят к
 Ч. Пирсу и Ч. Моррису (к-рый ввёл самый термин «II.»). Прагматич. свойства и
 отношения (напр.,
 стилистич. характеристики языка, оптимальное строение и степень допустимого
 сжатия сообщений),
 существенные для адекватного восприятия и понимания текстов, как правило, не
 выразимы сред-
 ствами рассматриваемой знаковой системы, и их изучение, помимо чисто лингвистич.
 и логич.
 методов, требует привлечения понятийного и методологич. аппарата таких наук, как
 психология (в
 частности, инженерная психология), социальная психология, этология (наука о
 поведении
 животных); в свою очередь, данные П. представляются перспективными для
 использования в
 «обслуживающих» её науках. П. предполагает всесторонний учёт свойств и
 возможностей человеч.
 интеллекта и претендует на выявление условий и возможностей моделирования этих
 свойств в
 рамках широкой междисциплинарной программы т. н. искусств. интеллекта
 (разработки
 всевозможных «роботов»). Примерами такого рода задач прикладной П. могут служить
 проблемы
 машинного перевода и реферирования, построения ин-формац.-поисковых систем,
 создания
 специализиров. искусств. языков для нужд автоматич. программирования на ЭВМ и
 осуществления
 к.-л. спец. коммуникативных функций (наиболее ранний и известный пример — т. н.
 Lincos — lingua
 cosmica голл. математика X. Фройдеиталя, предназначенный для потенциально
 возможных космич.
 коммуникаций). Идеи и представления П. используются в разработке теоретич.
 проблем математич.
 логики и оснований математики. • см. к ст. Семиотика.
 ПРАКРИТИ (санскр.), в др.-инд. мысли — пер-вонач. субстанция, природные условия
 чего-либо,
 материальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима

<< Пред.           стр. 274 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу