<< Пред. стр. 277 (из 449) След. >>
внимания откоренных социальных проблем. Поэтому необходимые предпосылки ликвидации всех
нац. и расовых
предубеждений — уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая
воспитат.
работа в условиях социалистич. общества.
Однако предубеждения — не только социальный, но и психологич. феномен. Один и
тот же по
своему объективному содержанию стереотип в одном случае является просто
средством
приспособления к социальной ситуации (напр., расистские установки в обществе, в
к-ром расовое
неравенство является нормой), а в другом — защитным механизмом личности, к-рая
проецирует на
«чужача» свои собств. неосознаваемые качества. Психологич. трактовка нац. и иных
предубеждений,
если она претендует заменить социально-исторический, классовый анализ,
реакционна и
несостоятельна. Однако изучение диалектики когнитивных (познавательных),
эмоциональных и
волевых компонентов предубеждения или соотношения социальной установки и
реального
поведения имеет важное значение для выработки эффективных способов воспитания.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти,
воспоминание), а
также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде
наглядно-
образного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо-средств.
данностью единичных
объектов и связывает их с понятием. П. осуществляется в двух формах — в виде
образов памяти и
воображения. П. памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе к-
рого
сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов
воображения
создаются П. и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в
действительности. Если восприятие относится только к налично данному,
настоящему, то П.
одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.
Являясь формой индивидуального чувств. отражения, П. человека опосредствованы
языком,
наполнены обществ.
содержанием, осмыслены и осознаны.
• см. к ст. Воображение.
ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ (позднелат. praeexistentia), в идеалистич. и религ. системах
существование нематериального начала до его воплощения в материи. Так, идея в
философии
Платона обладает П. по отношению к вещи, абс. идея в философии Гегеля — по
отношению к миру.
Обычно термин «П.» употребляется применительно к предполагаемой жизни души до её
воплощения
в данном теле. Любая теория метемпсихозы (напр., в пифагореизме или буддизме)
предполагает П.
души, неоднократно проходящей воплощения и перевоплощения, а в промежутках между
ними
обретающейся в каких-то загробных мирах, напр. претерпевая очищение. Гносеология
Платона
предполагает, что в своём П. душа созерцает идеи, затем в земной своей жизни
«припоминает» это
созерцание (анамнесис) и через это обладает знанием наиболее общих истин
(«Федон» 249 с). Докт-
рина о П. души и её вторичном вхождении в тело, к-рую стремились найти в
библейских текстах
(Прем. Сол. 7,3: «я ниспал на ту же землю»; 8,20: «я вошел и в тело чистое»),
нашла отражение у нек-
рых раннехрист.
мыслителей (особенно у Оригена), но была осуждена и заменена др. концепциями;
христианство
настаивает только на П. личности Иисуса Христа до его воплощения как бога-
логоса, 2-го лица
Троицы.
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ, понятие, введённое в философию Лейбницем (1695) для
объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П.
г., развитому
Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психич.
сущностями,
не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из
них находится в
изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и
мира в целом.
Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич.
детерминизм) и
гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими
причинами,
между душой и телом). Теория II. г. была направлена против окказионализма Н.
Мальбранша и
картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась
имманентная
закономерность природных процессов.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между различными этапами или ступенями развития, сущность
к-рой
состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик
при переходе к
новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания
отрицания.
В истории философии для тех метафизич. концепций, к-рые сводят развитие к
плоскому
эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение
относительно
неизменных форм, характерно гипертро-фирование П. Концепции типа теории
катаклизмов, на-
против, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в
объекте при
переходе его к новым состояниям.
Развёрнутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые
был проведён
Гегелем, к-рый рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого
отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда её осн.
содержание
составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. вос-произ-во в
рамках одного
вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а
содержанием П.
являются отд. элементы и характеристики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна
из осн. проблем
возникающих здесь — проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни.
С одной
стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных
поколений, каждое из
которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему
всеми
предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44—45);
следовательно,
главной в развитии общества является П. материального произ-ва, определяющая П.
и различных
форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем
экономич. раз-
вития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала,
накопленного
предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может
носить либо
прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение её
содержания к
социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек
составляет
важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни
общества. С
т. зр. вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнёв и др.) эти
понятия взаимоисключают
друг друга. Но на деле П.— необходимый атрибут развития духов-
ной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми
и тем более
реакционными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся
зёрна абс.
истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов
разрешения
фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
• M a p к с К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Э н г
е л ь с Ф., Соч., т. 4; Л е-нин В. И.,
Успехи и Трудности Сов. власти, ПСС, т. 38; его ж е, Задачи союзов молодежи, там
же, т. 41; Б а л л е ? Э. А., П. в
развитии культуры, М., 1969; его ж е, Коммунизм. Культура. Человек М., 1979; Н е
н о в с к и Н., П. в праве, пер с болг.,
М., 1977; Бушмин А. С., П. в развитии лит-ры, Л., 19782; Ч а л о я н В. К.,
Восток— Запад. П. в философии антич. и ср.-
век. общества, М., 19792; Г ? и н и н В. В., Л а д ы г иН а А. В.; Иск-во:
диалектика П., Минск, 1979.
ПРЕКРАСНОЕ, категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей
эстетич.
ценностью. Как эстетич. ценность П. отличается от нравственных и теоретич.
ценностей (добра,
истины) тем, что оно связано с определ. чувств. формой и обращается к созерцанию
или
воображению; в отличие от утилитарно-полезного, отношение к И. носит
бескорыстный характер.
Для древнейшего эстетич. сознания П. мыслилось как неотъемлемое свойство мира,
космоса. Для
пифагореизма П. есть гармония, внутренне присущая вещам, источник к-рой
усматривался в
мистически понимаемых количеств. отношениях. По Гераклиту, «прекраснейший строй
мира» и
«прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы
противоположностей. Гераклит
говорит также об относительности П.: «... Самая прекрасная обезьяна безобразна
по сравнению с
родом людей» (Платон, Гиппий Больший 289а). По Сократу, относительность П.
обусловлена тем,
что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо
приспособлено»
(Ксенофонт, Воспоминания о Сократе III, 8, 5). Платон проводит чёткое различие
между тем, «что
прекрасно» и тем, «что такое прекрасное» («Гиппий Больший» 287 е), т. е. между
сущностью П. и его
проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную, божеств.
идею, от к-
рой зависит существование всех прекрасных явлений (см. «Пир» 211 а — b). Человек
же, «видя
здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную» («Федр» 249 d).
Отвергая теорию платоновских «идей», Аристотель полагает, что должно быть единым
«прекрасное
и бытие прекрасного» («Метафизика» VII 6, 1031 b). В соответствии с этим
Аристотель
рассматривает II. как объективное свойство самой действительности, как
проявление сё
закономерностей: «... самые главные формы прекрасного, это — порядок в
пространстве,
соразмерность и определенность...» (там же XIII 3, 1078 а 34); в живой природе
П. связано с
целесообразностью («О частях животных» 645 а).
Объективно-идеалистич. понимание П. развивается в зстетич.. учениях
неоплатонизма и
христианства. Согласно Плотину, П. в телах возникает благодаря приобщению к
высшей красоте,
исходящей от единого («Эннеады» I 6, 1—9). Августин писал, что бог сотворил
«прекрасные
разнообразные формы, блестящие и приятные цвета» («Исповедь» X 34). Фома
Аквинский, усмат-
ривая конечный источник И. в боге, условиями П. считал целостность, или
совершенство, должную
пропорцию, или созвучие, и ясность («Summa theologiae» l, qu. 39, art. 8).
Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П., к-рое определяется
Л. Б.
Альберти как «... строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем,
чему они
принадлежат...» («Десять книг о зодчестве», т. 1, М., 1935, с. 178). Для
Леонардо да Винчи и других
теоретиков и практиков иск-ва Воз-
ПРЕКРАСНОЕ 527
рождения гармонически и многосторонне развитый человек — высшая мера П.
Классицизм трактовал П. и его оценку рационалистично и нормативно. В эпоху
Просвещения
эстетика вычленяется в самостоят. дисциплину (у Баумгартена) именно как «наука о
П.». Анализ П. у
просветителей связан с их поисками гармонич. обществ. связей, преодолевающих
противоречия совр.
цивилизации. П. рассматривается как посредствующее звено между разумом и
чувствами,
отвлечённым долгом и естеств. влечениями, как «свобода в явлении» (Шиллер), как
единство правды
и идеала в иск-ве (Дидро, Лессинг). Дидро, считая, что «... восприятие отношений
есть основа пре-
красного», различает «реально прекрасное» и «прекрасное, которое мы
воспринимаем», или
«относительно прекрасное» (Избр. произв., М., 1951, с. 382, 378). Англ.
сенсуалистич. эстетика 18 в.
детально исследовала психологию восприятия и переживания Л. (Ф. Хатче-сон, Г.
Хом, Э. Бёрк).
Абсолютизация субъективной стороны П. привела к идеалистич. отрицанию его
объективности в
эстетич. воззрениях Юма и Канта. По мнению Канта, «эстетическое свойство» — «то,
что в представ-
лении об объекте чисто субъективно...» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и «...
суждение вкуса не
познавательное суждение...» (там же, с. 210). Предмет может считаться
прекрасным, если отношение
к нему будет незаинтересованным, если он без понятия представляется как объект
всеобщего
«необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой
целесообразности» «без представления о цели» (там же, с. 245, 240). Гегель при
исследовании П.
отвергает кантовское «... ошибочное представление о существовании прочной
противоположности
между субъективным мышлением и объективными предметами...» (Соч., т. 12, М.,
1938, с. 61). Для
Гегеля П. объективно как «чувственная видимость идеи» (там же, с. 115).
Поскольку же в природе
идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только иск-во, по
Гегелю, способно
осуществить необходимое для истинно П. полнее соответствии идеи и образа; П. в
иск-ве и есть
идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики — диалектич. подход к изучению
П. и понима-
ние историч. развития П., хотя и на объективно-идеа-листич. основе.
Материалистич. эстетика 18—19 вв. доказывала объективность П., рассматривая его
как свойства,
качества, отношения самой материальной действительности. «Под красотой я
понимаю,— писал Э.
Бёрк в «Философском исследовании происхождения наших идей о возвышенном и
прекрасном»,—
качество или качества тел, благодаря которым они (тела.— Ред.) вызывают любовь
или подобную
страсть». Чернышевский выступил против упрощённой трактовки этой объективности у
Бёрка,
критикуя его за то, что тот принял «прекрасное и возвышенное прямо за качества
самих тел,
производящих на нас такие впечатления» (ПСС, т. 2, 1949, с. 136). Согласно
Чернышевскому,
«прекрасное есть жизнь» и «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь
такою, какова
должна быть она по нашим понятиям» (там же, с. 10).
В бурж. эстетике кон. 19—20 вв. проблема П. рассматривается с идеалистич.
позиций. Согласно
субъективно-идеалистич. теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и
др.), П. образуется
проецированием человеч. чувства на предмет. По определению Дж. Санта-яны, «...
красота есть
наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» («The sense of beauty», N. ?.,
1955, p. 51). Для Б.
Кроче П.— «адекватность выражения» («Эстетика как наука о выражении и как общая
лингвистика»,
ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П. трактуется как качество
«опыта» в идеалистич. его
понимании; Дж. Дьюи сводит П. к «обозначению харак-
528 ПРЕСТИЖ
терной эмоции» («Art as experience», N. ?., 1934, p. 129). Ряд представителей