<< Пред. стр. 278 (из 449) След. >>
совр. бурж. эстетикистирает границы между П. и безобразным.
Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П. и трудовой
деятельностью человека,
на основе к-рой вообще возникло его эстетич. отношение к миру. К. Маркс отмечал,
что «... человек
строит также и по законам красоты», поскольку он в практич. созидании
предметного мира
утверждает себя в своей обществ.-человеч. сущности и, в отличие от животного
«... производит
универсально..., будучи свободен от физической потребности...», «... свободно
противостоит своему
продукту... умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к
предмету
присущую мерку» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 42, с. 93, 94).
Многообразные явления
природы и обществ. жизни обладают свойством П. в той мере, в какой они в своей
конкретно-чувств.
целостности выступают как обществ.-человеч. ценность, свидетельствующая об
утверждении
человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и
общества.
Поэтому восприятие и переживание П. вызывает бескорыстную любовь, чувство
радости и
ощущение свободы.
Определ. закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм,
пропорциональность,
«целесообразность», мера в звуковых и цвето-световых отношениях),
характеризующие внеш. облик
явлений, стали обладать эстетич. значимостью, поскольку через познание и
использование их
человек утверждает себя в мире. Свойством П. обладает сам человеч. труд как
свободная, творческая,
общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой
физических и
интеллектуальных сил» (Маркс К., там же, т. 23, с. 189), а также её результаты,
несущие на себе
«отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеч.
деятельности П.
выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и
совершенства.
П. в иск-ве — его художеств. ценность — обусловлено правдивым отражением жизни
(красота
истины), выражением гуманистич. идеалов, а также мастерством, создающим форму,
гармонически
соответствующую содержанию.
П. как ценность, в к-рой выражено объективное эстетич. значение явлений,
осваивается через субъек-
тивные эстетич. оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей
эстетич.
воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать
подлинную
ценность П.
В советской лит-ре по эстетике проблема П.— предмет дискуссии, в центре к-рой
соотношение в П.
объективного и субъективного, природного и общественного.
• Ванслов В. В., Проблема П., М., 1957; Дмитриева Н. А., О П., М., I960;
Эстетическое. Сб. ст., М., 1964; К p ю-ковский
Н., Логика красоты, [Минск, 19651; Л о-с е в А. Ф., Шестаков В. П., История
эстетич. категорий, [М.], 1965; Природа и
функции эстетического, [M.J, 1968; Ст?лович Л. Н., Категория П, и обществ.
идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по
марксистско-ленинской эстетике, Л., 19712; Борев Ю. Б., Эстетика, М., 19813; К а
л a нт а р ?., Проблема П. К истории и
теории вопроса, Ер., 1981; Philosophies of beauty..., select, and ed. by E. P.
Carritt, Oxf., [1962]. Л. Н. Столович.
ПРЕРЫВНОСТЬ, см. Непрерывность и прерывность.
ПРЕСТИЖ социальный (франц. prestige, перво-нач.— обаяние, очарование, от лат.
praestigium —
иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия,
социальной или
проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и
т. п., разделяемая
членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей.
Носителем П. с. в
конечном счёте выступает личность. Объективной основой признания
привлекательности или
значимости социального качества является реальный вклад в удовлетворение той или
иной обществ.
потребности, но в обществ. мнении
оценка этого вклада опосредствуется социально-психологическими факторами и может
подвергаться
искажениям,
До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к
исходному
(латинскому),— необычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем
метафорически
применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и
др. лидеров, если их
влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение
моды и т. п.
явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали,
что человек
действительно склонен идентифицировать себя с обладателем П., и это часто
заставляет стремиться к
престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д.
Неофрейдизм исходит из
того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу
отношения к нему
окружающих, чем больше в нём под-сознат. неуверенности в собств. ценности и
безопасности, тем
сильнее, как контр-баланс, проявление стремления к П. По мнению Мида, поскольку
другие — это
«зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности —
уважение к
себе, гарантированное уважением других людей.
Марксистская социология исходит из того, что основы II. определяются системой
обществ.
отношений, а господствующая в обществе система ценностей предопределяет критерии
оценивания и
обусловливает высоту П.
Динамику П. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора.
Однако П.
поддаётся эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких
недоступных прямому
наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной
дифференциации и т. п.
Изменение П. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных
изменениях.
Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П.
определ.
позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации,
находясь в руках
господств. класса, способствуют перераспределению П. в его интересах.
Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий,
насел. пунктов и т. д.
оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодёжи, отношение рабочих к
труду и
социальную мобильность. Изучение П.— необходимое условие социального
прогнозирования и
воздействия на динамику П. в интересах общества.
• Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М-, 1966; Здравомыслов
А. Г. и Я д о в В. А., Отношение
к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М.,
1966; Человек и общество. Сб. [Л.),
1967; Рубинов А. 3., Лестница П., М., 1976; Черно-воленко В. Ф., Осеовский В.
Л., ? а н и о т-т о В. И., П. профессий и
проблемы социально-профессион. ориентации молодежи (опыт социологич.
исследования), К., 1979; Rosenberg M.,
Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y.,
[1959].
ПРЕФОРМИЗМ (от лат. praeformo — заранее образую, предобразую), учение о
существовании в
зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих осн. черты
развития и
строения организмов следующего поколения. Наивно-преформистские идеи впервые
получили
выражение у Гиппократа и Анаксагора (в учении о гомеомериях), но были вытеснены
учением
Аристотеля об эпигенезе, согласно к-рому зародышевое развитие организмов есть
процесс,
осуществляемый путём серии последоват. новообразований. Эпигенетич.
представления
господствовали в период поздней античности и в ср. века. Непосредств.
предшественником совр. П.
было учение о преформации (предобразовании), возникшее в эпоху Возрождения как
реакция на ср.-
век. представления о господстве в организме «жизненной силы». В 17 в.
раннепреформистские
концепции были конкретизированы на данных микроскопии А. Ле-венгуком, М.
Мальпиги и Я.
Сваммердамом, ошибочно
считавшими, что, наблюдая зародыш, "видеть" сформировавшиеся части (органы,
ткани, структуры)
взрослого организма. Из учения о преформации, носившего механико-материалистич.
характер,
делались креационистские выводы: предполагалось, что все будущие поколения как
бы вложены в
зародышевые клетки «впервые созданных» организмов. В монадологии Лейбница
концепция
преформации была распространена на всю эволюцию мироздания, т. е. приобрела
методология,
значение. В работах преформистов 18 в. (Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спалланцани)
учение о пре-
формации вылилось в отрицание новообразований в ходе историч. бытия организмов и
стало одним
из краеугольных камней метафизич. картины мира. В течение 18 — нач. 19 вв. П.
был постепенно
вытеснен эпигенетич. представлениями, сторонники к-рых, однако, нередко
отбрасывали и то
ценное, что содержалось в работах преформистов: идею развития на базе
детерминированных и
относительно консервативных наследств. структур. Упадок П. продолжался до 2-й
пол. 19 — нач. 20
вв., когда благодаря созданию теории индивидуальности хромосом и выяснению
сущности
процессов клеточного деления, оплодотворения, эмбриогенеза и наследств. передачи
спор между П,
и эпигенезом был поставлен на принципиально новую почву. Совр. концепция
онтогенеза включает
элементы как П., так и эпигенеза. Генетич. информация, содержащаяся в зиготе,
детерминирует
норму реакции организма в ходе его развития. Новое в процессе развития организма
возникает как
благодаря непрерывному переходу организации зародыша на более высокий уровень,
так и
мутациям, вносящим в онтогенез принципиально новые компоненты.
• Равен X., Оогенея. Накопление морфогенетич. информации, пер. с англ., М.,
1964; Дэвидсон Э., Действие генов в
раннем развитии, пер. с англ., М., 1972; Bandlow E., Philosophische Aspekte in
der Entwicklungsphysiologie der Tiere, Jena,
1970.
ПРИРОДА, 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм;
понятие П. в
этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2)
В более узком
смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о
П.»). П. в целом
выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания
и объяснения
того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о
пространстве и времени,
движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках
философии и
методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на
результаты
естеств. наук. Как предельная абстракция, осн. характеристиками к-рой являются
универсальность,
законосообразность и самодостаточность, понятие П. выдвигается на первые роли в
социально-
культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма
и ср.-век.
схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16—
17 вв.). Совр.
естествознание наследует традиции понимания П., выработанные в новое время, но
одновременно
существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии П. и его
специфич.
закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных
уровнях
организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т. п.
Напр., с созданием
теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-
временную
организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о
направлении
естеств. процессов; достижения физики микромира способствуют значит. расширению
понятия
причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности
П. как
единой системы. 3) Наиболее употребитель-
ПРИРОДА 529
но толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существования
человеч. общества. В
этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически
меняющихся
отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не
только
естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования —
«второй П.».
По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и
П.— закон,
регулирующий обществ. произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама
человеч. жизнь (см.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).
Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда
осуществляется в
конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П.
на
протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера,
направленности и
масштабов человеч. деятельности. Интенсивное развитие комплекса социальных наук
приводит к
тому, что наряду с понятием П. интегрирующую роль в познании начинает играть
понятие
деятельности.
До начала совр. научно-технич. революции эксплуатация П. носила преим.
экстенсивный характер, т.
е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов.
При этом
масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны
П.— человек
мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит.
сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич.
точкам, причём сразу
в неск. отношениях: масштабы потребления тра-диц. источников энергии, сырья и
материалов стано-
вятся сравнимы с их общими запасами в земной П.; та же картина вырисовывается и
в отношении
естеств. базы для произ-ва продовольствия в связи с быстрым ростом населения
планеты; совокупная
деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо
вторгается в её естеств.
механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи.
Всё это
создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к
интенсивному
способу эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему
использованию её
ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответств.
изменением
характера деятельности, к-рая теперь уже не может развиваться спонтанно под
воздействием своей
собств. внутр. логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается
ограниченной
совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе инструментом
такого
регулирования выступает наука — гл. орудие интенсивности произ-ва и
рационализации,
осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё