<< Пред.           стр. 278 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 совр. бурж. эстетики
 стирает границы между П. и безобразным.
 Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П. и трудовой
 деятельностью человека,
 на основе к-рой вообще возникло его эстетич. отношение к миру. К. Маркс отмечал,
 что «... человек
 строит также и по законам красоты», поскольку он в практич. созидании
 предметного мира
 утверждает себя в своей обществ.-человеч. сущности и, в отличие от животного
 «... производит
 универсально..., будучи свободен от физической потребности...», «... свободно
 противостоит своему
 продукту... умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к
 предмету
 присущую мерку» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 42, с. 93, 94).
 Многообразные явления
 природы и обществ. жизни обладают свойством П. в той мере, в какой они в своей
 конкретно-чувств.
 целостности выступают как обществ.-человеч. ценность, свидетельствующая об
 утверждении
 человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и
 общества.
 Поэтому восприятие и переживание П. вызывает бескорыстную любовь, чувство
 радости и
 ощущение свободы.
 Определ. закономерности (правильность, симметричность, гармония, ритм,
 пропорциональность,
 «целесообразность», мера в звуковых и цвето-световых отношениях),
 характеризующие внеш. облик
 явлений, стали обладать эстетич. значимостью, поскольку через познание и
 использование их
 человек утверждает себя в мире. Свойством П. обладает сам человеч. труд как
 свободная, творческая,
 общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой
 физических и
 интеллектуальных сил» (Маркс К., там же, т. 23, с. 189), а также её результаты,
 несущие на себе
 «отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеч.
 деятельности П.
 выступает как проявление и, следовательно, как свидетельство целесообразности и
 совершенства.
 П. в иск-ве — его художеств. ценность — обусловлено правдивым отражением жизни
 (красота
 истины), выражением гуманистич. идеалов, а также мастерством, создающим форму,
 гармонически
 соответствующую содержанию.
 П. как ценность, в к-рой выражено объективное эстетич. значение явлений,
 осваивается через субъек-
 тивные эстетич. оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. Важнейшей задачей
 эстетич.
 воспитания является формирование и развитие способности человека воспринимать
 подлинную
 ценность П.
 В советской лит-ре по эстетике проблема П.— предмет дискуссии, в центре к-рой
 соотношение в П.
 объективного и субъективного, природного и общественного.
 • Ванслов В. В., Проблема П., М., 1957; Дмитриева Н. А., О П., М., I960;
 Эстетическое. Сб. ст., М., 1964; К p ю-ковский
 Н., Логика красоты, [Минск, 19651; Л о-с е в А. Ф., Шестаков В. П., История
 эстетич. категорий, [М.], 1965; Природа и
 функции эстетического, [M.J, 1968; Ст?лович Л. Н., Категория П, и обществ.
 идеал, М., 1969; Каган М. С., Лекции по
 марксистско-ленинской эстетике, Л., 19712; Борев Ю. Б., Эстетика, М., 19813; К а
 л a нт а р ?., Проблема П. К истории и
 теории вопроса, Ер., 1981; Philosophies of beauty..., select, and ed. by E. P.
 Carritt, Oxf., [1962]. Л. Н. Столович.
 ПРЕРЫВНОСТЬ, см. Непрерывность и прерывность.
 ПРЕСТИЖ социальный (франц. prestige, перво-нач.— обаяние, очарование, от лат.
 praestigium —
 иллюзия, обман чувств), соотносительная оценка социальной роли или действия,
 социальной или
 проф. группы, социального института, физич. достоинства, психологич. качества и
 т. п., разделяемая
 членами данного общества или группы на основании определ. системы ценностей.
 Носителем П. с. в
 конечном счёте выступает личность. Объективной основой признания
 привлекательности или
 значимости социального качества является реальный вклад в удовлетворение той или
 иной обществ.
 потребности, но в обществ. мнении
 оценка этого вклада опосредствуется социально-психологическими факторами и может
 подвергаться
 искажениям,
 До кон. 18 в. слово «П.» использовалось в Зап. Европе в смысле, близком к
 исходному
 (латинскому),— необычный эффект иллюзиониста («престижиратора»), а затем
 метафорически
 применялось к деятелям лит-ры и иск-ва. В кон. 19 в. говорили о П. политич. и
 др. лидеров, если их
 влияние основывалось на уважении и восхищении сограждан. Тард объяснял движение
 моды и т. п.
 явления как результат подражания носителю II. Дальнейшие исследования показали,
 что человек
 действительно склонен идентифицировать себя с обладателем П., и это часто
 заставляет стремиться к
 престижной профессии, заимствовать вкусы и мнения носителей П. и т. д.
 Неофрейдизм исходит из
 того, что чем острее у индивида внутр. беспокойство и тревога по поводу
 отношения к нему
 окружающих, чем больше в нём под-сознат. неуверенности в собств. ценности и
 безопасности, тем
 сильнее, как контр-баланс, проявление стремления к П. По мнению Мида, поскольку
 другие — это
 «зеркало», определяющее человеч. «Я», П. обеспечивает самоутверждение личности —
 уважение к
 себе, гарантированное уважением других людей.
 Марксистская социология исходит из того, что основы II. определяются системой
 обществ.
 отношений, а господствующая в обществе система ценностей предопределяет критерии
 оценивания и
 обусловливает высоту П.
 Динамику П. нельзя толковать однозначно как отражение какого-то одного фактора.
 Однако П.
 поддаётся эмпирич. определению и выступает как важный показатель таких
 недоступных прямому
 наблюдению явлений, как система ценностей общества, степень социальной
 дифференциации и т. п.
 Изменение П. за определ. период позволяет судить о происходящих социальных
 изменениях.
 Реклама и пропаганда в бурж. обществе в значит. степени основаны на придании П.
 определ.
 позициям, предметам, вкусам и верованиям. Средства массовой коммуникации,
 находясь в руках
 господств. класса, способствуют перераспределению П. в его интересах.
 Исследования в СССР и др. социалистич. странах показали, что П. профессий,
 насел. пунктов и т. д.
 оказывает большое влияние на проф. ориентацию молодёжи, отношение рабочих к
 труду и
 социальную мобильность. Изучение П.— необходимое условие социального
 прогнозирования и
 воздействия на динамику П. в интересах общества.
 • Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М-, 1966; Здравомыслов
 А. Г. и Я д о в В. А., Отношение
 к труду и ценностные ориентации личности, в кн.: Социология в СССР, т. 2, М.,
 1966; Человек и общество. Сб. [Л.),
 1967; Рубинов А. 3., Лестница П., М., 1976; Черно-воленко В. Ф., Осеовский В.
 Л., ? а н и о т-т о В. И., П. профессий и
 проблемы социально-профессион. ориентации молодежи (опыт социологич.
 исследования), К., 1979; Rosenberg M.,
 Occupations and values, Glencoe, 1957; Packard V., The status seekers, N. Y.,
 [1959].
 ПРЕФОРМИЗМ (от лат. praeformo — заранее образую, предобразую), учение о
 существовании в
 зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих осн. черты
 развития и
 строения организмов следующего поколения. Наивно-преформистские идеи впервые
 получили
 выражение у Гиппократа и Анаксагора (в учении о гомеомериях), но были вытеснены
 учением
 Аристотеля об эпигенезе, согласно к-рому зародышевое развитие организмов есть
 процесс,
 осуществляемый путём серии последоват. новообразований. Эпигенетич.
 представления
 господствовали в период поздней античности и в ср. века. Непосредств.
 предшественником совр. П.
 было учение о преформации (предобразовании), возникшее в эпоху Возрождения как
 реакция на ср.-
 век. представления о господстве в организме «жизненной силы». В 17 в.
 раннепреформистские
 концепции были конкретизированы на данных микроскопии А. Ле-венгуком, М.
 Мальпиги и Я.
 Сваммердамом, ошибочно
 считавшими, что, наблюдая зародыш, "видеть" сформировавшиеся части (органы,
 ткани, структуры)
 взрослого организма. Из учения о преформации, носившего механико-материалистич.
 характер,
 делались креационистские выводы: предполагалось, что все будущие поколения как
 бы вложены в
 зародышевые клетки «впервые созданных» организмов. В монадологии Лейбница
 концепция
 преформации была распространена на всю эволюцию мироздания, т. е. приобрела
 методология,
 значение. В работах преформистов 18 в. (Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спалланцани)
 учение о пре-
 формации вылилось в отрицание новообразований в ходе историч. бытия организмов и
 стало одним
 из краеугольных камней метафизич. картины мира. В течение 18 — нач. 19 вв. П.
 был постепенно
 вытеснен эпигенетич. представлениями, сторонники к-рых, однако, нередко
 отбрасывали и то
 ценное, что содержалось в работах преформистов: идею развития на базе
 детерминированных и
 относительно консервативных наследств. структур. Упадок П. продолжался до 2-й
 пол. 19 — нач. 20
 вв., когда благодаря созданию теории индивидуальности хромосом и выяснению
 сущности
 процессов клеточного деления, оплодотворения, эмбриогенеза и наследств. передачи
 спор между П,
 и эпигенезом был поставлен на принципиально новую почву. Совр. концепция
 онтогенеза включает
 элементы как П., так и эпигенеза. Генетич. информация, содержащаяся в зиготе,
 детерминирует
 норму реакции организма в ходе его развития. Новое в процессе развития организма
 возникает как
 благодаря непрерывному переходу организации зародыша на более высокий уровень,
 так и
 мутациям, вносящим в онтогенез принципиально новые компоненты.
 • Равен X., Оогенея. Накопление морфогенетич. информации, пер. с англ., М.,
 1964; Дэвидсон Э., Действие генов в
 раннем развитии, пер. с англ., М., 1972; Bandlow E., Philosophische Aspekte in
 der Entwicklungsphysiologie der Tiere, Jena,
 1970.
 ПРИРОДА, 1) в широком смысле — всё сущее, весь мир в многообразии его форм;
 понятие П. в
 этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2)
 В более узком
 смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о
 П.»). П. в целом
 выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания
 и объяснения
 того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о
 пространстве и времени,
 движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках
 философии и
 методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на
 результаты
 естеств. наук. Как предельная абстракция, осн. характеристиками к-рой являются
 универсальность,
 законосообразность и самодостаточность, понятие П. выдвигается на первые роли в
 социально-
 культурном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма
 и ср.-век.
 схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16—
 17 вв.). Совр.
 естествознание наследует традиции понимания П., выработанные в новое время, но
 одновременно
 существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии П. и его
 специфич.
 закономерностях, о различных формах движения материи и различных структурных
 уровнях
 организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т. п.
 Напр., с созданием
 теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-
 временную
 организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о
 направлении
 естеств. процессов; достижения физики микромира способствуют значит. расширению
 понятия
 причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности
 П. как
 единой системы. 3) Наиболее употребитель-
 ПРИРОДА 529
 но толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существования
 человеч. общества. В
 этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически
 меняющихся
 отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не
 только
 естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования —
 «второй П.».
 По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и
 П.— закон,
 регулирующий обществ. произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама
 человеч. жизнь (см.
 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).
 Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда
 осуществляется в
 конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П.
 на
 протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера,
 направленности и
 масштабов человеч. деятельности. Интенсивное развитие комплекса социальных наук
 приводит к
 тому, что наряду с понятием П. интегрирующую роль в познании начинает играть
 понятие
 деятельности.
 До начала совр. научно-технич. революции эксплуатация П. носила преим.
 экстенсивный характер, т.
 е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов.
 При этом
 масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со стороны
 П.— человек
 мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит.
 сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич.
 точкам, причём сразу
 в неск. отношениях: масштабы потребления тра-диц. источников энергии, сырья и
 материалов стано-
 вятся сравнимы с их общими запасами в земной П.; та же картина вырисовывается и
 в отношении
 естеств. базы для произ-ва продовольствия в связи с быстрым ростом населения
 планеты; совокупная
 деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо
 вторгается в её естеств.
 механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи.
 Всё это
 создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к
 интенсивному
 способу эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему
 использованию её
 ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответств.
 изменением
 характера деятельности, к-рая теперь уже не может развиваться спонтанно под
 воздействием своей
 собств. внутр. логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается
 ограниченной
 совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе инструментом
 такого
 регулирования выступает наука — гл. орудие интенсивности произ-ва и
 рационализации,
 осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё

<< Пред.           стр. 278 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу