<< Пред.           стр. 280 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 выражая существ. особенность П. в социальной области.
 Неизбежность переноса материи и движения от причины к следствию ведёт к тому,
 что уже сам факт
 порождения следствия определ. образом изменяет причину, что является универс.
 свойством П. На
 основе этого свойства П. в ходе естеств. развития материи возникают системы с
 обратной связью и
 самоорганизующиеся системы. Процесс причинения последовательно развёртывается во
 времени.
 Его исходным пунктом служит формирование самой причины для действия в данных
 условиях.
 Причина во времени предшествует следствию, но вместе с тем существует более или
 менее длит. ста-
 дия, когда причина и следствие сосуществуют вместе и в течение к-рой идёт
 процесс активного
 воздействия следствия на причину. То, как именно будет действовать причина и
 каким окажется
 следствие, зависит не только от природы причины, но и от характера условий, при
 к-рых
 развёртывается действие этой причины. Условия, независимые от причины явления,
 превращают в
 действительность заключённую в причине возможность порождения следствия.
 Обоснование П. и её виды. В диалектич. материализме представление о П.
 обосновывается на
 основе практики: тот факт, что человек управляет определ. природными и
 социальными процессами,
 является решающим доказательством существования П. С развитием практики и
 познания
 раскрываются новые виды П., к-рые определяются природой соответствующих объектов
 и систем,
 формой движения материи.
 Классич. физика основывалась на механич. понимании П.: причиной искомого
 состояния объекта
 является нек-рое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый
 отрезок времени.
 Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния
 532 ПРИЧИННОСТЬ
 планет и т. п. служили важным обоснованием этой концепции.
 Развитие совр. физики, и прежде всего становление и развитие квантовой механики,
 привело к
 существ. видоизменению, обобщению категории П. Это связано с признанием
 фундаментальной
 значимости нового класса теорий — статистич. теорий, к-рые принципиальным
 образом включают в
 свою структуру вероятностные представления (см. Вероятность). В классич. физике
 предполагалось, что все связи между параметрами объекта определены в количеств.
 отношении стро-
 го однозначно (т. н. лапласовский детерминизм). В структуру же статистич. теорий
 неустранимым
 образом включены неопределённость и неоднозначность. Так, напр., в квантовой
 механике
 определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда
 характеристик,
 поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднозначность.
 Вместе с тем
 наиболее существ. характеристики при задании состояний определяются вполне
 однозначно.
 Познание причин явлений направлено прежде всего на раскрытие их сущности. В этой
 связи
 принципиальное значение имеет мысль Ф. Энгельса о том, что бессмысленно
 настаивать на
 абсолютно исчерпывающем познании всех причинно-следств. связей к.-л. объекта
 (см. К. Маркс и Ф.
 Энгельс, Соч., т. 20, с. 534). В рамках статистич. теорий, и прежде всего в
 квантовой механике, П.
 раскрывает именно существ. взаимосвязи, к-рые определяются однозначным образом.
 Познание же
 причин явлений, ведущих к неоднозначным связям, выходит за рамки этих теорий.
 Тот факт, что статистич. теории включают в себя неоднозначность и
 неопределённость, по-своему
 был истолкован теми филос. направлениями, к-рые отрицают П. и детерминизм.
 Утверждая, что
 статистич. теории свидетельствуют о принципиальном индетерминизме и знаменуют
 крушение
 принципа П., представители позитивистской философии абсолютизировали наличие
 указанной
 неопределённости.
 Развитие новейших обобщений категории П. непосредственно связано с разработкой
 новых классов
 законов — симметрии и управления. Первые выражают проникновение познания на
 новые
 фундаментальные уровни строения материи, вторые особо уделяют внимание раскрытию
 направленности и эффективности функционирования сложных систем. В ходе этих
 исследований на
 первый план выдвигаются и разрабатываются структурно-информационные аспекты
 учения о П.
 П. есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. К особо важным типам связей
 относятся законы
 природы и общества. Понятие «закон» более широкое, нежели понятие «П.». Если П.
 соединяет
 только причину и её следствие, то закон может соединять не только причины с их
 следствиями, но и,
 напр., разные следствия той же самой причины, разные стороны одного и того же
 следствия,
 порождённого данной причиной, и др. связи.
 П. никогда не реализуется в «чистом» виде, освобождённом от присутствия др. форм
 связи, и только
 в абстракции может быть отделена от них. Но такая абстракция необычайно
 плодотворна и
 эффективна, потому что помогает вскрыть П. как основу, на к-рой складывается вся
 система
 многообразных явлений природы и общества. Конечно, когда причинная связь
 раскрыта, мышление
 должно вновь вернуться к целостной картине и как бы вплести П. в сложную сеть
 многообразных
 взаимозависимостей.
 В ходе развития совр. науки раскрывается всё большее многообразие форм связи
 явлений,
 выражающихся в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного
 характера. На основе
 такой тенденции у нек-рых философов и учёных стало складываться ошибочное
 впечатление, будто
 вообще изучение причинных связей, отношений порождения отступило на
 задний план и уже не составляет существ. задачи науч. исследования.
 Существуют также представления, сближающие П. с фатализмом или даже
 отождествляющие их, что
 используется в двух взаимно исключающих целях либо для оправдания фатализма,
 либо для критики
 П., как якобы ведущей к телеологии или родственной ей. Но оба эти подхода
 несостоятельны. Если в
 диалектич. учении о П. явления понимаются как необходимо связанные между собой
 по своей внутр.
 природе, то для фатализма явления сами по себе никак не связаны друг с другом;
 необходимость
 лежит за их пределами и действует помимо них, подчиняясь неотвратимому сверхъ-
 естеств. року.
 Учение же о П., напротив, не утверждает, что нечто, порождаемое причиной,
 произойдёт при всех
 условиях с неотвратимостью. Изменяя условия, можно изменить и следствия данной
 причины;
 создавая условия, при к-рых возникают противоборствующие причинные тенденции,
 можно даже
 пресекать ранее сложившийся ход событий, останавливать действие прежней причины
 и создавать
 новые возможности. Указывая на те или иные возможности, П. даёт реальную опору
 для человеч.
 свободы.
 Однолинейное механич. понимание П. было не в состоянии опровергнуть телеологию,
 поскольку
 целый ряд фактов не укладывался в рамки такой П. Трудности причинного объяснения
 в этом случае
 привели к альтернативе: «либо причинность, либо телеология». Эта альтернатива
 была преодолена
 только тогда, когда теория П. стала опираться на представление о её диа-лектич.
 природе,
 включающее идею об обратной связи и определ. направленности функционирования
 сложных
 систем. Эти представления получили дальнейшую разработку в ходе развития общей
 теории
 управления. То, что движет сложноорганизованные системы к определ. состоянию,—
 не фиктивная
 «целевая причина», а воздействие вполне реальных конкретных материальных
 факторов,
 характеризующих строение и динамику таких систем.
 * Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; его
 же, Анти-Дюринг, там же; Л е-нин В. И.,
 Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т.
 29; Б о м Д., П. и случайность в совр.
 физике, пер. с англ., М., 1959; Фролов И. Т., О П. и целесообразности в живой
 природе, М., 1961; Б у н г е М., П., пер. с
 англ., М., 1962; Бриллюэн Л., Науч. неопределенность и информация, пер. с англ.,
 М., 1966; Кузнецов И. В., Категория
 П. и ее познават. значение, в сб.: Теория познания и совр. наука, М., 1967;
 Свечников Г. А., П. и связь состояний в
 физике, М., 1971; Омельянов-ский М. Э., Диалектика в совр. физике, М., 1973;
 Совр. детерминизм. Законы природы. Сб.
 ст., М., 1973; А с к и н Я. Ф., Филос. детерминизм, Саратов, 1974; Основы
 марксистско-ленинской философии, ?.,
 19806; Актуальные проблемы детерминизма. Мат-лы Всесоюзн. науч. конференции,
 Тб., 1980 (библ.). И. В. Кузнецов, Ю.
 В. Сачков.
 ПРОБЛЕМА (от греч. ???????? — преграда, трудность, задача), объективно
 возникающий в ходе
 развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение к-рых
 представляет
 существенный практич. или теоретич. интерес. Весь ход развития человеч. познания
 может быть
 представлен как переход от постановки одних П. к их решению, а затем к
 постановке новых П.
 Жизненный, конструктивный характер содержания П. отличает их от «псевдопроблем»
 — вопросов,
 обладающих лишь кажущейся значимостью. Своеобразной формой решения П. может
 служить
 доказательство её неразрешимости, к-рое стимулирует пересмотр оснований, в
 рамках к-рых П. была
 поставлена (напр., доказательство неразрешимости П. построения вечного двигателя
 было тесно
 связано с формулировкой закона сохранения энергии). В науч. познании способы
 разрешения П.
 совпадают с общими методами и приёмами исследования. В силу комплексного
 характера мн. П.
 совр. естествознания и социальных наук определ. значение для анализа строения и
 динамики П.
 приобретают системные методы. Развитие науч. познания нередко приводит к П.,
 приобретающим
 форму апорий и парадоксов, для разрешения
 к-рых требуется переход на иной, филос. уровень их рассмотрения. При этом на
 первый план
 выступает материалистич. диалектика в своей эвристически-мето-дологич. функции.
 Абсолютизация момента проблемности или неразрешимости познават. ситуации
 приводит к
 различным формам скептицизма, прагматизма, релятивизма (напр., «проблематизм» У.
 Спирито,
 учение о «проблемном сознании» Г. Вайна).
 Основы логико-семантич. истолкования и классификации П. были заложены в работах
 А. Н.
 Колмогорова по исчислению задач (1932), а также в работах С. К. Клини (1945),
 Дж. Роуза (1953) и
 др. Определ. классы П. получили подробную разработку в совр. формальной логике
 (напр., задачи с
 параметрами, имеющие своё решение в нек-рой формуле, содержащей эти параметры,—
 т. н.
 массовая П.).
 ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение), религ. понимание истории как
 проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана
 «спасения»
 человека. П. присущ всем теистич. (см. Теизм) религиям — иудаизму, христианству,
 исламу.
 Развитое Августином провиденциалист-ское понимание историч. процесса как пути к
 эсхато-логич.
 «царству божию» легло в основу всей ср.-век. христ. церковной историографии. В
 17 в. идеи П. раз-
 вивал Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения в противовес
 П. развивается
 рацио-налистич. взгляд на историю как имманентный процесс — осуществление
 «естеств. закона»,
 разума и т. п. (см. Философия истории). Однако в 19—20 вв. П. продолжал
 оставаться филос.
 основой мн. идеалистич. течений и направлений (в нач. 19 в.— Ж. М. де Местр, Ф.
 Шлегель; Л. Ранке
 и его школа в историографии; философия истории неотомизма и др.).
 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (от
 греч. ????????? — предвидение, предсказание), разработка прогноза — вероятного
 суждения о
 состоянии к.-л. явления в будущем; в узком значении — спец. науч. исследование
 перспектив
 развития к.-л. явления, преим. с количеств. оценками и с указанием более или
 менее определ. сроков
 изменения этого явления. П. как одна из форм предвидения научного в социальной
 сфере находится
 во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием,
 проектированием,
 управлением. Там, где объекты неуправляемы (особенно в естеств. науках), имеет
 место безусловное
 предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта. Но
 нередко
 (особенно в обществ. науках) обратная связь приводит к самоосуществлению или
 саморазрушению
 прогноза путём действий с учётом последнего. Так, предсказание успеха может
 вызвать
 мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно вызвать
 панику и
 действительно обострить ситуацию, но может вызвать своевременное вмешательство и
 ликвидацию
 угрозы.
 Отсюда методологич. ориентация П. управляемых (большей частью социальных)
 явлений на оценку
 вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при
 условии заранее
 заданных норм) состояния объекта с целью оптимизации принимаемых решений.
 Соответственно
 разрабатываются поисковый и нормативный прогнозы.
 Различают три осн. способа П.: экстраполяция, моделирование, экспертиза. Но
 такая классификация
 условна, т. к. прогностич. модели предполагают экстраполяцию и экспертные
 оценки, последние
 представляют итоги экстраполяции и моделирования экспертом исследуемого объекта
 и т. д. В
 разработках прогнозов применяют также методы аналогии, индукции и дедукции,
 различные
 статистич., экономич., социологич. и др. методы.
 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 533
 Конкретные методики, по к-рым ведётся П.. образуются путём сочетания ряда
 методов. Иногда неск,
 методик составляют т. н. прогнозирующую систему. Типовая методика П. содержит
 след. осн. этапы
 исследования: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета,
 проблемы, цели, задач,
 времени упреждения, рабочих гипотез, методов, структуры и организации
 исследования);
 прогнозный фон (сбор данных, влияющих на развитие объекта, по смежным,
 непрофильным
 отраслям П.); исходная модель, т. е. система показателей, параметров,
 отображающая характер и
 структуру объекта; поисковый прогноз (проекция в будущее исходной модели по
 наблюдаемой
 тенденции с учётом факторов прогнозного фона, чтобы выявить перспективные
 проблемы,
 подлежащие решению); нормативный прогноз (проекция в будущее исходной модели в
 соответствии
 с заданными целями и нормами по заданным критериям); оценка степени
 достоверности и уточнение
 прогностич. моделей, обычно опросом экспертов; выработка рекомендаций для
 оптимизации реше-
 ний на основе сопоставления прогностич. моделей.
 Теория и практика П. часто называются прогностикой, но в узком смысле
 прогностика — наука о
 законах и способах разработки прогнозов. Её общеметодологич. основы заложены в
 трудах К.
 Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Развитие П. сначала в естеств. науках (прежде

<< Пред.           стр. 280 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу