<< Пред.           стр. 295 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 функционального объяснения особенно проявились при переносе его на исследование
 сложных совр.
 социальных и эко-номич. систем в амер. функционализме (Мертон, Пар-соне и др.),
 на становление
 к-рого повлиял Р.-Б.
 • The Andaman islanders, Camb., 19332; A natural science of society, Glencoe,
 1957; Method in social anthropology. Selected
 essays, Chi., 1958; Structure and function in primitive society. Essays and
 addresses, L., 19593.
 • Токарев С. ?., История зарубежной этнографии, М., 1978; Firth R., Alfred
 Reginald Radcliffe-Brown.1881 —1955, в eG.:
 Proceedings of the British Academy, v. 42, L., 1956, p. 287— 302.
 РАДХАКРИШНАН Сарвапалли (5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне шт.
 Андхра-
 Прадеш,— 17.4.1975, Мадрас), инд. философ и обществ. деятель. В 1952—62 вице-
 президент, в
 1962—67 президент Республики Индия. Осн. соч.— «Инд, философия» (1923, рус.
 пер., т. 1—2,
 1956—57). Основу филос. воззрений Р. составляет убеждение в непреложности
 духовных ценностей,
 к-рые отождествляются им с ценностями религии, понимаемой прежде всего как
 видение духовной
 основы мира. Эта «духовная религия» оказывается, т. о., тождественной с
 идеалистич. философией;
 развитие мировой философии Р. интегрирует в единую систему, к-рая соединяет в
 себе прежде всего
 европ. и инд. философию; одновременно эта реконструированная вечная философия
 предстаёт у Р.
 как философия внутр. опыта. Отличит. чертой европ. философии Р. считает
 рационализм, а
 индийской — мистицизм как практич. единение с духовной основой универсума.
 Отводя
 рационализму вспомогат. роль, Р. пытался примирить оба способа постижения мира,
 трактовать их
 как нечто единое; категории европ. философии оказываются включёнными в его
 систему, основу к-
 рой образует философия веданты.
  * The Hindu view of life, L., 1927; East and west ln religion, L., 1933; The
 philosophy of the Upanisads, L., 1935- Kalki; or,
 The future of civilization, Bombay, 1948; An idealist view of' life'
 L., 19512; Contemporary Indian philosophy, L., 1952; Eastern religions and
 western thought, L., 1955.
 • Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С P в сб.: Совр. филос. и
 социологич. мысль стран Востока M.,
 1965; R a J u Р. Т., The Idealism of Sir S. Radhakrishnan, Calc" 1940; A r a p
 u r a J. G., Radhakrishnan and integral
 experience,
 Bombay -— L,, 1966.
 РАЗВИТИЕ, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и
 идеальных
 объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет
 процессы Р. среди
 др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования
 (циклич.
 воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности
 характерно для
 случайных процессов катастрофич. типа; при отсутствии направленности изменения
 не могут
 накапливаться, и потому процесс лишается характерной для Р. единой, внутренне
 взаимосвязанной
 линии. В результате Р. возникает новое качеств. состояние объекта, к-рое
 выступает как изменение
 его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение
 его элементов и
 связей). Способность к Р. составляет одно из всеобщих свойств материи и
 сознания.
 Существенную характеристику процессов Р. составляет время: во-первых, всякое Р.
 осуществляется
 в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность Р. Древняя
 философия и
 наука не знали идеи Р. в точном смысле этого слова, поскольку время тогда
 мыслилось как
 протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по
 заданной «от века»
 программе. Для антич. мировоззрения не существовало проблемы необратимых
 изменений, а вопрос
 о происхождении мира в целом и его объектов сводился гл. обр. к вопросу о том,
 из чего происходит
 нечто. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего антич.
 мышления,
 исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих
 принципиально
 новые структуры и связи.
 Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства,
 выдвинувшего
 идею линейного направления времени, к-рая распространялась им, однако, лишь на
 сферу духа. С
 возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в
 исследовании природы ведёт к формированию представлений о естеств. истории, о
 направленных и
 необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло
 создание науч.
 космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея Р. прочно утверждается
 в есте-
 ствознании и почти одновременно становится предметом филос. исследования.
 Глубокую её
 разработку даёт нем. классич. философия, в особенности Гегель, диалектика к-рого
 есть по существу
 учение о всеобщем Р., но выраженное в идеалистич. форме. Опираясь на диалектич.
 метод, Гегель не
 только показал универсальность принципа Р., но и раскрыл его всеобщий механизм и
 источник —
 возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.
 Целостную науч. концепцию Р. построил марксизм: Р. понимается здесь как универс.
 свойство
 материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма)
 основой
 объяснения истории общества и познания. Общей теорией Р. выступает материа-
 листич. диалектика,
 гл. особенности процессов Р. выражает содержание её осн. законов — единства и
 борьбы
 противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания
 отрицания.
 Осн. идеи диалектико-материалистич. концепции Р. сформулировал В. И. Ленин:
 «Развитие, как бы
 повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой
 базе
 ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой ли-
 нии;— развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — "перерывы
 постепенности";
 превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые
 противоречием,
 столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в
 пределах данного
 явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая,
 неразрывная связь всех
 сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны),
 связь, дающая
 единый, закономерный мировой процесс движения,— таковы некоторые черты
 диалектики, как более
 содержательного (чем обычное) учения о развитии» (ПСС, т. 26, с. 55).
 Диалектико-материалистич.
 учение о Р. составило филос.-методологич. фундамент теории революц.
 преобразования общества на
 комму-нистич. началах. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм
 показал
 принципиальное различие и вместе с тем органич. единство двух осн. типов Р.—
 эволюции и
 революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-прак-
 тич. аспект этой
 проблемы, что нашло непосредств. выражение в теории социалистич. революции и
 перерастания
 социализма в коммунизм. Благодаря диалектич. учению о P. существенно расширился
 арсенал
 средств науч. познания, в к-ром важнейшее место занял историч. метод в его
 различных конкретных
 модификациях. На этой основе возникает ряд науч. дисциплин, предмет к-рых
 составляют
 конкретные процессы Р. в природе и обществе.
 Во 2-й пол. 19 в. идея Р. получает широкое распространение. При этом бурж.
 сознание принимает её
 в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о Р. здесь
 берётся лишь тезис о
 монотонном эволюц. процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же
 понимание Р.
 лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматич. ограниченность
 плоского
 эволюционизма породила и его критику в бурж. философии и социологии. Эта
 критика, с одной
 стороны, отрицала саму идею Р. и принцип историзма, а с другой — сопровождалась
 появлением
 концепций т. н. творч. эволюции (см., напр., Эмерджентная эволюция), проникнутых
 духом индетер-
 минизма и субъективно-идеалистич. тенденциями.
 История общества и развитие науки давали всё более обширный материал,
 подтверждающий
 сложный, неоднозначный характер процессов Р. и их механизмов. Прежде всего было
 опровергнуто
 характерное для позитивизма представление о Р. как о линейном прогрессе.
 Практика социальных
 движений 20 в. показала, что историч. прогресс достигается отнюдь не
 автоматически, что общая
 восходящая линия Р. общества есть результат сложного диалектич. взаимодействия
 множества
 процессов, в к-рых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности нар.
 масс,
 опирающейся на познание объективных законов истории.
 Расширились сами представления о Р. как в естеств., так и обществ. науках. В 20
 в. предметом
 изучения становятся прежде всего внутр. механизмы Р. Такая переориентация
 существенно
 обогатила общие представления о Р. Во-первых, биология, а также история культуры
 показали, что
 процесс Р. не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии Р.
 (такую, напр., как
 органич. эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектич. взаимодействие
 разно-
 направленных процессов: общая линия прогрессивного Р. (см. Прогресс)
 переплетается с
 изменениями, к-рые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в
 сторону
 регресса. Во-вторых, анализ механизмов Р. потребовал более глубокого изучения
 внутр. строения
 развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования. Такой
 ана-
 РАЗВИТИЕ 561
 лиз оказался необходимым и для выработки объективных критериев, позволяющих
 реализовать
 количеств. подход к изучению процессов Р.: подобным критерием обычно служит
 повышение или
 понижение уровня организации в процессе Р. Но проблематика организации и
 функционирования
 оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых
 предметов
 изучения. На этой основе в сер. 20 в. наметилось известное обособление тех
 областей знания, к-рые
 заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов.
 Методологически по-
 добное обособление оправдано в той мере, в какой процессы функционирования
 действительно
 составляют самостоят. предмет изучения, если при этом учитывается, что
 получаемое в итоге
 теоретич. изображение объекта является частичным, неполным. Однако в нек-рых
 науч.
 направлениях этот функциональный аспект был гипертрофирован в ущерб аспекту
 эволюционному.
 Это свойственно, в частности, многим представителям структурно-функционального
 анализа в бурж.
 социологии, а также нек-рым сторонникам структурализма, отдавшим предпочтение
 структурному
 плану анализа перед планом историческим. Такая позиция породила дискуссии о
 приоритете
 структурного или историч. подхода (особенно активно развернувшиеся в историч.
 науке, этнографии
 и языкознании, но затронувшие также и биологию). Практика совр. исследований
 показывает, что
 как аспект Р., так и аспект организации могут иметь вполне самостоят. значение
 при изучении
 развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и
 границы каждого
 из этих двух подходов, а также тот факт, что на определ. этапе познания
 возникает потребность в
 синтезе эволюц. и организац. представлений об объекте (как ято происходит,
 напр., в совр. теоретич.
 биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление
 представлений о
 времени: само по себе различение эволюц. и структурного аспектов предполагает и
 соответств.
 различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физич. время,
 не простая
 хронология, а внутр. время объекта — ритмика его функционирования и Р.
 • Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и 9 н-гельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В.
 И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Асмус
 В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.— Л., 1933; Северцов А. Н., Морфологич.
 закономерности эволюции, М.— Л., 1939;
 Богомолов А. С., Идея Р. в бурж. философии 19—20 вв., М., 1962; Принцип
 историзма в познании социальных явлений,
 М., 1972; М и к л и н А. М., Подольский А. В., Категория Р. в марксистской
 диалектике, ?., 1980; Основы марксистско-
 ленинской философии, M., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории,
 М., 1980; Материалистич.
 диалектика как общая теория Р., кн. 1 — 2, М., 1982. Э. Г. Юдин.
 РАЗВИТОЙ СОЦИАЛИЗМ, см. в ст. Социализм.
 РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Термин «Р. т.» употребляется в обществ. науках в неодинаковом
 значении.
 О б-щ е с т в. Р. т. обозначает дифференциацию и сосуществование в обществе как
 целом различных
 социальных функций, видов деятельности, выполняемых определ. труппами людей
 (проф. Р. т.,
 разделение занятий, специализация), и выделение в связи с этим различных сфер
 (пром-сть, с. х-во,
 наука, образование, армия, управление и т. д.). Т е х н и ч. Р. т. означает
 расчленение определ. вида
 труда на ряд частичных функций, операций, выполняемых различными людьми в
 пределах
 мастерской (мануфактуры), ф-ки, к.-л. орг-ции. Между обществ. и технич. Р. т.
 существует взаимо-
 связь, хотя они и различны по происхождению и характеру (см. К. Маркс, в кн.:
 Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 23, с. 371—72). К. Маркс характеризовал также разделение обществ.
 произ-ва на его
 крупные роды (земледелие, пром-сть, транспорт и т. д.) как общее Р. т.,
 распадение этих произ-в на
 виды и подвиды — как частное Р. т., разделение труда внутри мастерской —
 562 РАЗДЕЛЕНИЕ
 как единичной Р. т. (см. там же, с. 363). Р. т. находит выражение во
 взаимозависимости и обмене
 деятельностью между людьми. В ходе историч. развития Р. т. приобретает различные
 формы в
 зависимости от уровня производит. сил и производств. отношений, порождает
 необходимость в
 кооперации и координации деятельности, тесно связано с социальной структурой,
 оказывает значит.
 влияние на развитие личности.
 Антич. мысль (Платон, Ксенофонт и др.) высоко оценивает Р. т. с т. зр. его
 преимуществ для
 общества в целом (товары изготовляются лучше, люди могут избрать сферу
 деятельности по своим
 склонностям). Платон видел в Р. т. основу распадения общества на сословия, осн.
 принцип иерархич.
 строения гос-ва. Острые противоречия развития Р. т. в условиях капитализма
 находят отражение в
 бурж. идеологии. Р. т. изучали экономисты У. Петти, А. Фергюсон, к-рый отмечает
 его уродующее
 влияние на человека. А. Смит (ему принадлежит сам термин «Р. т.») начинает кн.
 «Исследование о
 природе и причинах богатства народов» апофеозом Р. т., приводящему к
 «величайшему прогрессу»
 производит. сил труда, умения и сообразительности работника, а заканчивает
 признанием, что Р. т.

<< Пред.           стр. 295 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу