<< Пред.           стр. 30 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 314; В и п-п е p Р. Ю., Политич. теории во
 Франции в ппоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306,
 авг.; История философии, т. 2, М., 1941,
 с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; K am p
 M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden,
 Bonn, [1949].
 БОДХИ (санскр., букв.— просветление), понятие инд. философии, одно из осн.
 понятий буддизма,
 особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. мудростью как прозрением,
 Б.— конечное
 идеальное состояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуист-ских систем Б.
 в буддизме ещё
 более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоциональных,
 волевых)
 функций, означает не только состояние понимания, но состояние психики вообще, в
 сущности почти
 тождественное нирване, однако с нек-рых выделением собственно познават. функции.
 В махаяне
 существует множество классификаций ступеней достижения Б. (состояния
 бодхисаттвы).
 * см. к ст. Махаяна.
 БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923,
 Лондон), англ.
 философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как
 вспомогат. дисциплину,
 подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич.
 метафизикой. Б. придал
 иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм
 суждений.
 Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению
 конкретно-
 всеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования
 теории гос-ва,
 рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б.
 обосновывало
 правомерность насилия гос-ва над личностью и превозносило подчинение индивидов
 «целому».
 Автор работ по этике, эстетике и религии.
 • Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912;
 The philosophical theory of the state ,L., 1920; A
 history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания логики, M., 1914.
 * Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet
 H., B. Bosanquet, a short account of his life,
 L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936.
 БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент,— 29.5.1862, Дамаск),
 англ. историк,
 представитель географической школы в социологии. Под влиянием позитивизма Канта
 взялся за
 создание многотомной естеств.-науч. истории человечества, из к-рой успел
 завершить лишь первые
 два тома — «Историю цивилизацип в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С
 позиций
 механистич. детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его
 эпохи, В.
 выступил против традиционных идеалистич. объяснений истории предопределением,
 сверхъестеств.
 вмешательством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Б., развитие
 общества — столь
 же закономерный процесс, как и развитие природы, но лишь более сложный и
 многообразный. При
 этом Б. стремился вывести эмпирич. путём главные законы истории, настаивая на их
 универсальности, а познание статис-тич. закономерностей в поведении больших масс
 людей и
 преобладающей роли экономич. фактора противопоставлял коллекционированию
 биографий великих
 личностей и событий политич. жизни. Преувеличивая влияние география, условий
 (климата, рациона
 питания, плодородия почвы и ландшафта) как стимула обществ. развития, Б. вместе
 с тем
 подчёркивал, что достигнутый уровень экономич. благосостояния «зависит не от
 благости природы,
 а от энергии человека», к-рая безгранична в сравнении с ограниченностью и
 стабильностью естеств.
 ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между
 классами трудящихся и
 нетрудящихся. В интеллектуальном развитии человечества и в накоплении практич.
 знаний Б.
 усматривал решающий фактор поступат. движения истории, тогда как нравств.
 уровень общества
 считал неизменным. В политич. взглядах Б. разделял убеждения бурж. радикалов и
 пацифистов,
 выступал с яркими памфлетами в защиту эмансипации женщин, веротерпимости,
 естеств. равенства
 людей и улучшения жизненных условий трудящихся. Социологич. и политич. идеи Б.
 оказали
 большое влияние на передовую интеллигенцию 19 в. во мн. странах, в т. ч. на
 народников в России.
 • в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896».
 • Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Б. «История цивилизации в
 Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635;
 Соловьев ?. ?., Б., его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж.
 социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл.
 4, § 3.
 БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (5.10.1781, Прага,— 18.12.1848, там же), чешский
 математик,
 философ, теолог. Занимал в 1805—20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за
 вольнодумство
 был уволен и лишён права публичных выступлений. Для философии Б. характерно
 сочетание
 диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются)
 и
 платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-
 филос. соч. Б.
 «Наукоуче-ние» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обширный историко-критич.
 обзор традиц.
 логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением
 дедуктивной логики.
 Требование логич. строгости рассуждений Б. перенёс на основы матем. анализа
 (1810), дав нек-рые
 образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример
 непрерывной функции,
 не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер.
 1911) Б. явился
 предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от
 идеи
 Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он
 различал два рода
 существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное»
 (во времени и
 пространстве), и не реальное, но возможное — существование (наличие) «в себе». В
 этом последнем
 смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств —
 их
 наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».
 В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип
 всеобщего блага он
 утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем
 государстве» — «О
 nejlepsim state», 1831).
 • Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grundlegung der Logik,
 Hamb., [1963]; Mathematische und
 philosophische Schriften 1810—1816, Bd l — , Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—.
 • Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн.
 116--117; Фёдоров Б И Логика Б. Б.,
 Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begrundung des Objektivismus in der
 theoretischen und praktischen Philosophie,
 Wurzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt,
 1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als
 Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukazkami z dila, Praha,
 1978.
 БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221,
 Тоскана,—
 15.7.1274, Лион), ср.-век. теолог и философ. Глава францисканского ордена,
 кардинал (с 1273), один
 из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией ср.-
 век. мистики,
 «серафический доктор» (doctor seraphicus). Был причислен к лику святых (1482) и
 к числу десяти
 величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэль-са в Парижском
 ун-те, где был
 затем проф. В своей филос. системе развил доктрину ср.-век. реализма,
 последовательно
 придерживаясь традиции августинианст-ва и принимая в то же время нек-рые
 элементы аристо-
 телизма. По Б., каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя),
 единство к-рых
 упорядочивается высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божеств. ума,
 возможность
 бытия. Они изначально запечатлены в материи как некие семенные причины, т. е.
 даны в
 возможности, и их актуализация и вызывает к существованию индивидуальную вещь.
 Бытие идей в
 боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через к-рый существуют сотворённые
 субстанции. Всё
 сотворённое — материально, но материя может быть и телесной, и духовной; душа —
 это духовная
 субстанция особого рода, её материей являются способности, реализующиеся в
 действиях
 одушевлённого существа. Душа есть единство неск. форм, подчинённых высшей — уму
 (интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости
 телесного
 существа как тела.
 Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внеш. мира. Знание о
 духовных
 субстанциях, в т. ч. о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря
 «просвещению», идущему
 от бога, равно как знание осн. принципов и возможность достоверного знания
 вообще. В осн. соч.
 «Путеводитель души к богу» изложено мистич. учение о восхождении души к богу:
 сначала душа
 прозревает присутствие бога в мире, затем, обратившись от внеш. мира к себе,
 видит в себе обраа
 бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе.
 Учение Б., продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее
 томизму, положило
 начало целой школе ср.-век. философии (т. н. 1-я францисканская школа). Б.
 оставался самым влият.
 францисканским мыслителем вплоть до Дунса Скота.
 • Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902.
 • Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La
 Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e
 r o l J. G., Introduction a l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a
 r d i n i R., Systembildende Elemente in der
 Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der
 Theologie Bonaventuras, Z., 1969.
 БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первоначально для обозначения воен.
 диктатуры
 Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространён на
 любую
 контрреволюц. диктатуру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на
 реакционно
 настроенные слои отсталого крестьянства и лавирующую между борющимися классами в
 условиях
 неустойчивого равновесия классовых сил. «Бонапартизм,— писал В. И. Ленин,— есть
 форма прав-
 ления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке
 демократических
 преобразований и демократической революции» (ПСС, т. 34, с. 83).
 БОНАПАРТИЗМ 59
 Политику буржуазии в России в период, последовавший за Июльским кризисом 1917,
 он оценивал
 как бонапартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич.
 пропагандой и
 агрессией, с политикой удушения демократич. свобод и революц. движения путём
 широкого
 использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были
 свойственны
 правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.
 БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копенгаген,— 18.11.1962, там же),
 датский физик-
 теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его
 инициативе Ин-т
 теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР
 (1929).
 Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома.
 В работе «О строении атомов и молекул» (1913) заложил основы квантовой модели
 атома, ставшей
 фундаментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия,
 позволявший
 получать квантовые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе
 своей модели
 атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат
 и новейшее
 развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая
 легла в основу т. н.
 копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-
 бергом, Э.
 Шрёдингером, П. Дираком и др. В многочисленных методологических работах развивал
 и уточнял
 содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать
 общеметодологическое
 значение.
 Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар.
 сотрудничество.
 * в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71.
 * Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н.
 Б.— человек и ученый, пер. с англ., М.,
 1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М.,
 1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978.
 БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц.
 писатель, епископ.
 Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей
 истории...»
 («Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории
 человечества до эпохи Карла
 Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей
 провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою
 печать на
 каждую эпоху их развития.
 В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des
 propres paroles de I' Есгі-
 ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-
 абсолютистской
 власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал
 от
 деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б.
 легли в основу
 католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно
 Вольтер доказывали
 несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.
 * Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос.
 произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он
 Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l
 l i a u ?., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e
 F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet,
 P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet,
 P., 1973.
 БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц.
 фллософ-
 неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма.
 Член ордена
 доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при
 Фрейбургском ун-те,
 основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии
 60 БОР
 «Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая
 ему «экспансио-
 низм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ.
 верой.
 Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли,
 Б. выступает в
 духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по
 истории и
 методологии философии, логики и теологии.
 • Europaische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische
 Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of
 religion, N. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken,
 Basel —W., 197311; Was ist Autoritat?, Basel
 —W., 1974; Marxismus-Leninismus, Munch., 19742.
 • «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П.,

<< Пред.           стр. 30 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу