<< Пред. стр. 300 (из 449) След. >>
теологии.Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божеств. разуме —
как их «идеи»,
вечные прообразы; «в вещах» — как их сущности, субстанциальные формы; «после
вещей» в
человеч. разуме — как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии
отождествляются с
аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е.
разделения всеобщего на
особенное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает
существовать и в 14 в.; последняя значит. доктрина умеренного Р. появляется в 16
в. у Суареса. Ср.-
век. Р. (как и унаследовавший его установки классич. рационализм), пытаясь
осмыслить проблему
общего и единичного, не разрешил противоречий, обусловленных интерпретацией
общих понятий
как абстракций, предшествующих обобщающей деятельности познания.
* Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912; Трахтенберг О.
В., Очерки по истории западно-европ.
ср.-век. философии, М., 1957; Grab mann M., Die Geschichte der scholastischen
Methode, Bd 1—2, B., 1957; T a y-1 o r H.
O., The mediaeval mind, у. 1—2, Camb., 19594; Car-re M. H., Realists and
nominalists, Oxf., 1961; Copies-ton F., A history of
philosophy, v. 2—3, N. Y., 1962—63; Stegmuller W., Glauben, Wissen und Erkennen,
Darmstadt, 19672. А. Л. Доброхотов,
Реализм в бурж. философии 20 в., совокупность филос. учений и школ, общая черта
к-рых —
признание реальности предмета познания, т. е. его независимости от сознания и
познават. актов.
Онто-логич. концепции Р. варьируются от объективно-идеалистических до
непоследовательно
материалистических. Представители Р. противопоставляют свои взгляды абс.
идеализму
неогегельянства и субъективному идеализму.
Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в совр. Р. с
метафизич.
противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологич., так и в онтологич.
плане. Поэтому для
обоснования возможности познават. отношения разрабатываются три осн. варианта
понимания
познания: непосредств. познание, подразумевающее принципиальную однородность
субъекта и
объекта в онтологич. плане (неореализм, или
570 РЕАЛИЗМ
«непосредств. реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их
разнородностью и
требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту
(критический реализм);
третьим является «онтологич.» решение, признающее субъект и объект равноправными
сторонами
единого бытия (критич. онтология). Если первое и третье решения создают основу
для идеалистич. и
интуитивистского понимания познания, то второе оставляет возможность и для
материалистич.
гносеологии.
Р. 20 в., в отличие от неопозитивизма, онтологичен, но в противовес
иррационалистич. и религиозно-
филос. течениям строит онтологию («метафизику») в связи с наукой. Однако роль
философии
сводится к выявлению границ науч. знания и выработке «первичных понятий» и
категорий онтологии
спекулятивным образом, а не путём обобщения науч. теорий. Поэтому филос. знание
оказывается
принципиально отличным от научного, основываясь на непосредств. интуитивном
переживании
бытия и на вере. Тем самым открывается путь для соединения реалистич. философии
с религ.
мировоззрением. Онтология («спекулятивная космология») Р. обычно связана с
учением о «слоях»
или «уровнях» сущего, а иногда и с эволюц. пониманием их как результатов ряда
качеств. скачков, не
подготавливаемых количеств.
изменениями и направляемых идеальными силами.
• Пути Р., М., 1926; Луканов Д. М., Гносеология амер. «Р.», М., 1968; Юдина Н.
С., Проблема метафизики в амер.
философии 20 в., М., 1978; H a r l o w V. E., Bibliography and genetic study of
American realism, Oklahoma City, 1931; Wild
J., Introduction to realistic philosophy, N. Y., [1948]; Passmore J., A hundred
years of philosophy, rev. ed., ?. ?., 1966. А. С.
Богомолов.
РЕАЛИЗМ в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение
действительности спе-
цифич. средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе
историч.
развития иск-ва Р. принимает конкретные формы определ. творч. методов — напр.,
просветит. Р.,
критич. Р., социалистич. Р. Методы эти, связанные между собой преемственностью,
обладают
своими характерными особенностями. Различны проявления реалистич. тенденций и в
разных видах
и жанрах иск-ва.
В марксистско-ленинской теории иск-ва нет единого, установившегося определения
как хронологич.
границ Р., так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых
т. зр. можно
наметить две осн. концепции. Согласно одной из них, Р. представляет собой осн.
тенденцию
поступат. развития художеств. культуры человечества, в к-рой обнаруживается
глубинная сущность
иск-ва как способа духовно-практич. освоения действительности. Мера
проникновения в жизнь,
художеств. познания её важных сторон и качеств. в первую очередь социальной
действительности,
определяет и меру реалистичности того или иного художеств. явления. В каждый
новый историч.
период Р. приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо
выраженной
тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художеств.
культуру своего времени.
Представители другой т. зр. на Р. ограничивают его историю определ. хронологич.
рамками, видя в
нём исторически и типологически конкретную форму художеств. сознания. В этом
случае начало Р.
связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиболее полное раскрытие
специфич. черт Р.
в прошлом усматривается в критич. Р. 19 в.; новый, высший этап Р. представляет в
20 в. социалистич.
реализм. При этом характерным признаком Р. считается способ обобщения жизненного
материала,
наз. типизацией в соответствии с характеристикой, данной Ф. Энгельсом в связи с
анализом реали-
стич. романа: «... типичные характеры в типичных обстоятельствах» (Маркс К. и Э
н г е л ь с Ф.,
Соч., т. 37, с. 35). Р., т. о., исследует социальную действительность и личность
человека в его
нерасторжимом единстве с
обществ. отношениями. Такая трактовка понятия Р. вырабатывалась гл. обр. на
материале истории
лит-ры, в то время как первая — на материале преим. пластич. иск-в.
Какой бы т. зр. ни придерживаться, несомненно, что реалистич. иск-во располагает
необычайным
многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения,
стилистич. форм и
приёмов. Реализм Дж. Боккаччо и реализм Г. Мопассана, А. Дюрера и О. Домье, А.
С. Пушкина и В.
В. Маяковского, К. С. Станиславского и Б. Брехта существенно отличаются друг от
друга,
свидетельствуя о широчайших возможностях глубоко объективного освоения
исторически изменяю-
щегося мира художеств. средствами. Однако любой реалистич. метод характеризуется
последовательной направленностью на познание и раскрытие противоречий
действительности, к-рая,
в данных исторически обусловленных пределах, оказывается доступной правдивому
отражению. В
этом смысле Р. свойственна убеждённость в познаваемости сущности объективно-
реального мира
средствами иск-ва.
Формы и приёмы отражения действительности в реалистич. иск-ве различны в разных
видах и
жанрах. Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, к-рое с
необходимостью присуще
реалистич. тенденции и составляет характерную особенность всякого реалистич.
метода, по-разному
выражается в романе и лирич. стихотворении, в историч. картине и пейзаже,
художеств. фильме и
мультипликации. Изображение жизни в формах самой жизни, считающееся нек-рыми
сов.
эстетиками специфич. признаком Р., в действительности широко распространено в
реалистич. иск-ве,
порой доминирует, но не является обязат. признаком реалистич. метода, особенно
если эту формулу
трактовать как требование адекватности образа эмпирич. облику явлений
действительности. Не
всякое изображение внеш. фактов действительности реалистично. Эмпирич.
достоверность
художеств. образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существ.
сторон
действительности, к-рая порой требует для выявления тех или иных граней её
глубинного
содержания резкой гиперболизации, заострения, гротескной утрировки «форм самой
жизни». Самые
различные условные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и
выразит.
раскрытия жизненной правды (напр., в творчестве Ф. Рабле, Ф. Гойи, M. E.
Салтыкова-Щедрина, А.
П. Довженко, Б. Брехта), особенно тогда, когда сущность того или иного
социального явления или
идеи не имеет адекватного выражения в к.-л. одном единичном факте или предмете.
Художеств. правда включает в себя две стороны, нерасторжимо связанные между
собой: объективное
отражение существ. сторон жизни и истинность эстетич. оценки, т. е. соответствие
присущего
данному иск-ву общественно-эстетич. идеала таящимся в действительности потенциям
поступат.
развития. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетич. оценки. Наиболее
глубоких и
художеств.-гармонич. результатов реалистич. иск-во достигает тогда, когда обе
эти стороны эстетич.
истины находятся в органич. единстве, как, напр., в портретах Рембрандта, поэзии
Пушкина, романах
Л. Н. Толстого. Художник-реалист в своих произведениях является не просто
летописцем жизни, но
осуществляет по отношению к ней «поэтическое правосудие» (см. Ф. Энгельс, там
же, т. 36, с. 67), т.
е. выносит, как выражался Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Здесь коренится
основа
тенденциозности Р. Там, где тенденция не вытекает «из обстановки и действия»
(см. там же, с. 333), а
привносится в произведение извне, возникает чуждый Р. дидактизм или внеш.
декларативность. С
проблемой идеала в реалистич. иск-ве тесно связан и вызывающий в науке острые
споры вопрос о
соотношении Р. и романтизма. Не отрицая наличия особого романтич. метода в иск-
ве, следует
подчеркнуть, что романтика является отнюдь не чем-то
противоположным Р., но зачастую его неотъемлемым качеством. Особенно очевидно
это в иск-ве
социали-стич. Р.
Относительно отд. родов художеств. творчества, к-рые не воспроизводят чувственно
воспринимаемых форм действительности, как, напр., музыка и архитектура, проблема
Р. прояснена
ещё недостаточно. Поскольку любая трактовка сущности Р. невозможна вне категории
истины,
возникает вопрос — в чём можно видеть правдивость т. н. выразит. искусств.
Попытка истолковать,
напр., Р. в архитектуре как «правдивость» выражения функции и конструкции в
форме несостоя-
тельна, ибо проблема переводится здесь из плана отражения действительности в
художеств. образе в
план конструктивной логики. По-видимому, путь решения проблемы Р. в зодчестве
или музыке
лежит в подходе к произведениям этих видов иск-ва как к своеобразным эстетич.
моделям
действительности. Модель по форме может быть абсолютно не сходна с оригиналом,
но она должна
быть адекватной ему по содержанию. «Выразительные» иск-ва моделируют объективную
действительность или социально-психологич. строй личности. Так, Р. в музыке
определяется
правдивостью отражения таких чувств. настроений, переживаний в их становлении,
развитии и
смене, к-рые соответствуют эстетич. идеалу эпохи.
Как бы ни были широки и многообразны возможности и варианты реалистич. методов в
иск-ве, они
отнюдь не беспредельны. Там, где художеств. творчество отрывается от реальной
действительности,
уходит в своеобразный эстетич. агностицизм, отдаётся субъективистскому
произволу, как в совр.
модернизме, там уже нет места Р. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Гароди, Э.
Фишер)
утвердить идею «реализма без берегов» имеют своей целью затушевать
противоположность Р. и упа-
дочного бурж. иск-ва. В совр. эпоху борьба идеологий в сфере художеств.
творчества выражается в
противоборстве Р. и декадентского модернизма, Р. и т. н. массового иск-ва (см.
«Массовая
культура»), воинствующе буржуазного по содержанию, но ради доступности охотно
имитирующего
реалистич. формы изображения. Ревизионизм в эстетике в своих определениях Р.
игнорирует
критерий истины, тем самым снимая всякую возможность его объективного
определения.
Но совр. Р. так же, как и Р. прошлого, не всегда предстаёт в «химически чистом»
виде. Реалистич.
тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или
ограничивающими
развитие Р. как целостного метода. Так, напр., живая правда действительности
противоречиво
переплетается с религ. спиритуализмом и мистикой в ряде произведений готич. иск-
ва. При этом
далеко не всегда можно механически отделить реальное начало от чуждых ему
эстетич. принципов.
Нередко наблюдаются художеств. образования, в к-рых одновременно существуют и
реалистические,
и не связанные с Р. черты (напр., символистич. тенденции в творчестве М. А.
Врубеля или А. А.
Блока), находящиеся в творчестве самого художника в нерасторжимом единстве. Так,
у раннего
Маяковского глубоко правдивый в основе своей протест против бурж. обывательского
мира
органически связан с футуристич. стилистикой. В ряде случаев может возникнуть
противоречие
между субъективистским восприятием действительности и правдивостью обществ.-
эстетич. идеала
художника, что характерно, напр., для ряда совр. прогрессивных художников
капиталистич. стран.
Нередко это противоречие разрешается победой реалистич. начала в их творчестве
(напр.,
преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, драмы абсурда А. Адамовым).
Реалистич. иск-во часто бывает «умнее» своего творца: правдивое раскрытие
действительности
приводит
РЕАЛИЗМ 571
к «победе» Р. над социальными иллюзиями и политич. консерватизмом, как это, в
частности,
показали Ф. Энгельс на примере Бальзака (см. там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин
на примере Л. Н.
Толстого. Иск-во того или иного художника может быть порой глубже, правдивее,
богаче его
социально-политич. и филос. взглядов, отмеченных сложными противоречиями (напр.,
И. С.
Тургенев, ?. ?. Достоевский). Однако отсюда нельзя делать вывод, будто
художеств. творчество не
зависит от мировоззрения автора. В большинстве случаев Р. связан с передовыми
социальными
движениями, возникает как художеств. выражение прогрессивных потенций общества.
Ему зачастую
свойственна открытая тенденциозность в выражении обществ. идей, что отчётливо
видно в высших
проявлениях критич. Р. 19 в. и в особенности в Р. социалистическом, специфика к-
рого требует