<< Пред. стр. 303 (из 449) След. >>
РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3.1796, Париж),
франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в
иезуитском
коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747),
где занимался
лит. работой и сотрудничал в
РЕЙНАЛЬ 575
«Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. — «Филос. и политич. история
учреждений и торговли
европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Филос. и политич. история
о заведениях и
коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую
критику феод.-
абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781
осуждена франц.
парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в
изгнании, объез-
дил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал
опыт бурж.
революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой
франц.
революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц.
тенденций крупной
буржуазии, то против углубления революц. борьбы.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей
форме высказал
мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные количеств.
изменения, а
также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником
сенсуализма.
Социологич. концепция Р. — своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к
тем
мыслителям, к-рые «...сделали первые попытки дать историографии
материалистическую основу...»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм
(«робинзонаду»), Р. сделал
отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ.
состояние человека
исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва.
Причиной
возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия,
пром-сти и
торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за
свободу и
более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою
задачу в разоблачении
социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации,
Радищева.
• Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.
• Зельманова Г. Л., Р.— как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere ?.,
Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P.,
1922; W о 1 p e H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes»
et ses perfectionnements, P., 1957.
РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26. 9. 1891, Гамбург,— 9. 4. 1953, Лос-Анджелес),
нем. философ и
логик. После установления фаш. режима в Германии эмигрировал сначала в Турцию,
затем в США.
Р.— представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и
познаются с
помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям.
Осн. доводом в
пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных
закономерностей,
познание которых является целью науки.
Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных
связей являются
ядром филос. и логич. исследований Р., посвящённых отношению между причинностью
и
вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что
причинность
является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал
онтологич.
природу причинности с её субъективными отображениями в мышлении.
В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что
обоснование любого
знания лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв
статистич. (частотную)
интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории
познания. Свой
вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р.
использовал для
интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.
576 РЕЙХЕНБАХ
• Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.— Los Ang., 1944; Modern
philosophy of science. Selected essays, fore-
word by B. Carnap, L.—N. Y., [1959]; Experience and prediction, Chi.— L., 1961;
The theory of probability, Berk., 1971;
Nomological statements and admissible operations, Ann Arbor, 1973; Laws,
modalities and counterfactuals, Berk., 1976; Se-
lected writings, v. 1—2, Dordrecht, 1978; в рус. пер.— Направление времени, M.,
1962.
* Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М. 1965, с. 408—16; В r u n i
n g W., Der Gesetzesbegriff im Positivismus
der Wiener Schule, [Mcisenheim/Glan, 1954]; H. Rei-chenbach: logical empiricist,
Dordrecht, 1979. РЕЛИГИЯ (от лат.
religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и
мироощущение, а
также соответствующее поведение и специ-фич. действия (культ), к-рые
основываются на вере в
существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной
разновидности
сверхъестественного.
По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения,
противостоящего
научному. Гл. признак Р.— вера в сверхъестественное, но это не значит. что Р. и
есть отношение,
связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая
религия является не
чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют
над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают
форму
неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 328).
Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего
палеолита (каменный век)
40—50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного
общества.
Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеч. интеллекта, когда
появляются зачатки
теоретич. мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеоло-гич.
корни Р.):
общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое
«существо», так что
на основе отражения человеч. сознанием того, что есть, в нём могут появиться
представления о том,
чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в
связи со всей
совокупностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные
корни Р.). На
первонач. стадиях человеч. истории Р. есть продукт ограниченности практич. и
духовного овладения
миром. В первобытных религ. верованиях запечатлено фантастич. осознание людьми
их зависимости
от природных сил. Не отделяя ещё себя от природы, человек переносит на неё
отношения,
складывающиеся в первобытной общине. Объектом религ. восприятия становятся
именно те при-
родные явления, с к-рыми человек связан в своей повседневной практич.
деятельности и к-рые имеют
для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало
чувство страха
перед её «таинств.» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них.
Первоначально объектом религ. отношения был реально существующий предмет,
наделяемый
сверхчувств. свойствами,— фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать
влияние на ход
событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п.
В дальнейшем
приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него,
превращаться в самостоят.
существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу»
(анимизм),
создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний,
сверхъесте-
ственный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р.
пришли
политеистич. Р. раннего классового общества. «Фантастические образы, в которых
первоначально
отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и
общественные
атрибуты и становятся предста-вителями исторических сил. На дальнейшей ступени
развития вся
совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на
одного
всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (Э н-г е л ь с Ф., там же,
с. 329).
По своему характеру Р. раннего классового общества это — племенные, а в
дальнейшем нац.-гос. Р.,
в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями
(таковы, напр.,
существующие и ныне конфуцианства, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней
стадии
историч. развития появляются мировые, или наднациональные, Р.— буддизм (6—5 ви.
до н. э.),
христианства (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо
от их этнич., язы-
ковых или иолитич. связей. Одной из важнейших отличит.
особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм.
Характерный для
христ. монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями
товарного
произ-ва и связан с таким пониманием человека, в к-ром его реальные социальные
характеристики,
социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия
отбрасываются
и «преодолеваются» как несущественные с т. зр. главного отношения, определяющего
сущность
человека,— отношения к богу. Складываются новые формы религ. организации и
религ. отношений
— церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из
форм
распространения мировых Р. является миссионерство.
Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, к-рый продолжил и развил
традиции
критики Р. прогрессивной обществ. мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на
качественно новый
уровень. Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч.
отношениями.
Развивая и критически преодолевая фей-ербаховскую антропологизацию Р., марксизм
подчёркивает,
что в основе религ. отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в
к-ром «...ч е л о-
веческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает
иллюзорное осу-
ществление в боге (Маркс К., там же, т. 1, с. 414).
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление Р. с революц. переустройством
общества на
коммунистич. началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще
исчезнуть
лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут
выражаться в
прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного
жизненного
процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он
станет продуктом
свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным
планомерным
контролем» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).
Земные истоки Р. всё более раскрывались, по мере того как она становилась
предметом науч.
изучения. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт
и др.),
характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, помогли реконструировать историю
возникновения
религ. верований. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письменности
религ. текстов
дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и
культов у народов в
разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности,
экономич. быта на
ранних ступенях обществ. развития. Была по-казана связь религ. сознания с
развитием языка и об-
щим культурным развитием древнего мира.
В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет определ.
функции, является
одним из инструментов, при помощи к-рых идеи господствующих классов становятся
господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опо-
ра «превратного
мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи
включённой в
борьбу классов, Р. в определ. обстоятельствах может выражать и выражала интересы
и стремления
эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму
борьбы одной
религ.
идеи против другой: «...выступление политического протеста под религиозной
оболочкой есть
явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» (Ленин
В. И., ПСС, т. 4, с.
228). Вера в существование бога может формировать различное отношение к
действительности,
обнаруживать себя в различном социальном поведении, к-рое колеблется в
достаточно широких
пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира,
экзальтацией и
квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так,
ориентация совр.
религ. идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс
верующих
трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной
справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого
эксплуататорского
мира.
С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и
в религ.
представлениях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял собой феод.
разновидность
христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм
как бурж.
разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й пол. 19 в.
становится на путь при-
способления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает
всё большее
развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния Р., высвобождения
из-под её
контроля различных сторон обществ. и личной жизни. Особенно большой размах этот
процесс
приобретает в совр. историч. эпоху, в условиях глубоких социальных
преобразований и науч.-тсхнич.
прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис.
Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной
справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную
реальность,
противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешит. лжи или
самообмана:
«упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его
действительного
счастья» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). До тех пор
пока Р. сохраняется ещё
в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного
отправления культа.
Так, ст. 52 Конституции СССР гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода
совести, то есть
право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять
религиозные культы
или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с
религ.
верованиями запрещается». Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в