<< Пред. стр. 307 (из 449) След. >>
самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенныхобстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое
искусство» (цит. по кн.:
Экспериментальная психологич. в. 1—2,
1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во
франц. психологии
(П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж.
Фаве-Бутонье).
Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и
воображения,
работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию
(Мак-Дугалл и
др.).
• В рус. пер.: Болезни личности, М., 1887; Характер, СПБ, 1899; Психология
внимания, СПБ, 1897; Эволюция общих
идей М., 1898; Психология чувств. СПБ, 1898; Философия Шопенгауэра, СПБ, 1899;
Аффективная память, СПБ, 18992;
Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств. СПБ, 1905; О
страстях, Од., 1912; Память в её
нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; Воля в её нормальном и
болезненном состояниях, СПБ, 1916.
• Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961, № 2; D u g a s L., Le
phalosophe Th. Hibot, P., 1924.
РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), строгое
проведение к.-л.
принципа в действии, поведении и мысли, исключающее к.-л. компромиссы, учёт др.
принципов,
отличных от исходного, и т. п. Моралистич. Р. характерен, напр., для таких
направлений
протестантизма, как пуританизм. В этике принцип Р. был сформулирован в учении
Канта о долге как
единств. критерии нравственности. С т. зр. Канта нравственными признаются лишь
поступки,
совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие
требованиям долга и
даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из
других
побуждений (склонности и т. п.).
РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл.
философ, основатель
шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей
линии брит.
эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко
критиковал
материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.—
«здравый смысл»,
толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач.
невыводимых
принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека»
(«Essays on the
intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого
смысла», «заложенных» в
умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и
существование внеш.
мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип
причинности и др.). В 19
в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош,
во Франции
— П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом
(Дж. Э. Мур и
др.) и лингвистич. философией.
• The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.
• Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fraser ?. С. Th. Reid,
Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The
Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La
Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D.
Stewart, Brux., 1980.
РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель
религ.
феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений
Р.— волевая
активность субъекта («Философия воли» — «Philosophie de la volonte», t. l—2,
1950— 1960).
Опираясь на феноменологич. метод и учение Гуссерля о «жизненном мире», идеи
Хайдеггера и
психоанализ Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность»
человека, выделяя при
этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анализе
проблемы воли
использует т. н. регрессивно-прогрессивный метод, позволяющий, по мнению Р., с
одной стороны,
открывать «археологию» субъекта, его укоренённость в бытии, а с другой —
исследовать его
«телеологию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч.
существования Р.
усматривает в осозна-
РИКЁР 583
нии и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном»
исследовании
человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего
бытие человека. На
основе этих принципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает
в качестве
способа истолкования человека, мира и культуры, т. е. метода историч.
(гуманитарных) наук. В то же
время герменевтика Р.— попытка объединить на основе религ. идеализма различные
способы
философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать
их с фе-
номенологией духа Гегеля (в последние годы — и с философией языка).
* Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De
Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des
interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La meta-phore vive, P., 1975;
The philosophy of Paul Ricoeur; an anthology of
his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. * Philibert M., Paul Ricoeur
ou la liberte selon 1'esperan-ce, P., 1971; Sens et
existence. En hommage a Paul Ricoeur, P., 1975.
РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша,— 30.7.1936,
Гейдельберг),
нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Филос. позиция
Р.
претерпела сложную эволюцию. Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе», Р.
сводит бытие
к сознанию субъекта, понимаемому вначале как всеобщее, безличное сознание. На
этой основе Р.
решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в
познании дей-
ствительность имманентна сознанию, однако, согласно Р., существует объективная,
независимая от
субъекта трансцендентная реальность — предмет веры. Остальную реальность Р.
рассматривает как
результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу
(естествознание) и культуру
(науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы (к-рые понимаются
Р. как
априорные правила рассудка), а история занимается единичными, неповторимыми
явлениями и
событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается в противопоставлении
им генерали-
зирующей (обобщающей) т. зр. естествознания, свободной от ценностей, и
индивидуализирующего
понимания истории, относящегося к ценностям. Истолкование Р. истории как науки
направлено
против принципа историзма, историч. закономерности и материалистич. понимания
истории.
Философия, по Р., представляет собой науку о ценностях, к-рые образуют «...
совершенно
самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии
философии», см.
в журн.: «Логос», 1910, кн. 1, с. 33), мир трансцендентного смысла. Р. пытается
построить систему
философии, содержание к-рой составляют анализ отношений бытия и сознания,
взаимоотношения
между ценностями и мировоззрением, построенном на основе определ. отношения
субъекта к
ценности. Наряду с бытием Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика,
эротика, религия)
и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость,
нравственность,
счастье, личная святость).
В работах последнего периода Р., критикуя онтологию Н. Гартмана и Хайдеггера,
обосновывал
возможность построения рационалистич. онтологии как учения о видах мирового
целого, проявлял
интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.
* System der Philosophie, Bd l,Tub., 1921; Die Logik des Pradikates und das
Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprob-
leine der Philosophie, Tub., 1934; в рус. пер.— Границы естеств.-науч.
образования понятий, СПБ, 1903; Введение в
трансцендентальную философию. Предмет познания, К., 19042; Философия истории,
СПБ, 1908; Науки о природе и
науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей,«Логос», 1914, т. 1, в. 1;
Философия жизни, П., 1922.
• Яковенко Б., Учение Р. о сущности философии, «Вопросы философии и психологии»,
1913, кн. 119; Б а к p а д-
584 РИККЕРТ
з е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 5;
Богомолов А. С., Нем. бурж.
философия после 1865 г., М., 1969; Бурда, философия кануна и начала
империализма, М., 1977, гл. 2; Faust ?., ?. Rickert
und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophie der Gegenwart Tub., 1927;
Miller-Rostowska A., Das Individuelle als
Gegenstand der Erkenntnis. Eine Studie zur Gesehichtsmetho-dologie H. Rickerts,
Winterthur, 1955.
РИМСКИЙ КЛУБ, междуяар. обществ. орг-ция, созданная с целью «углублять понимание
особенностей развития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в
1968, пред.—
итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, обществ. деятелей,
бизнесменов из более
чем 30 стран, преим. развитых капи-талистич. гос-в. Осн. направления
деятельности: обсуждение и
стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового
обществ.
мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями гос-в. Осн. формы
работы —
поощрение спец. иссле-доват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются проекты
соответствующих
науч. исследований, принимаются решения о публикации их результатов, и т. д. Р.
к. не финансирует
проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие
ассигнования
служат рекламой.
В 1968—81 при поддержке Р. к. были проведены исследования: «Пределы роста» [«The
limits to
growth», 1972, под рук. Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в кн.
Дж. Форрестера
(США) «Мировая динамика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на поворотном
пункте» [«Mankind
at the turning point», 1974., под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)];
«Пересмотр
междунар. порядка» [1976, под рук. Я. Тинбергена (Нидерланды), рус. пер. 1980];
«Цели
человечества» [«Goals for mankind», 1977, под рук. Э. Ласло (США)]; «За
пределами века
расточительства» [«Beyond the age of waste», 1978, под рук. Д. Габора
(Великобритания) и У.
Коломбо (Италия)]; «Нет пределов обучению: сужение разрыва в уровне образования
людей» [«No
limits to learning: bridging the human gap», 1979. под рук. М. Малицы (Румыния),
Дж. Боткина (США)
и М. аль-Манджры (Марокко)], «Диалог о богатстве и благосостоянии» [«Dialogue on
welth and wel-
fare: an alternative view of world capital formation», 1980. под рук. О. Джарини
(Италия)];
«Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» [«Boad maps to the
future — towards
more effective societies», 1981, под рук. Б. Гаврилишина (США)], и др. Члены Р.
к. провели также
несколько встреч с гос. деятелями ряда стран мира.
Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при
сохранении
существующих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития
на протяжении
1-й пол. 21 в. ожидается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к
«нулевому росту»,
а позднее — к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа
подверглась критике за
игнорирование различий отд. регионов мира и недостаточное внимание к
нормативному
прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при
экстраполяции
наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих работах был принят
региональный подход и усилены нормативные разработки, но выводы получились не
намного более
оптимистичными. Дальнейшие работы в основном касаются нормативных аспектов и
направлены на
выявление путей решения конкретных глобальных проблем. Они также вызвали
полемику в среде
мировой общественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии,
политэкономии,
социологии и футурологии. Политич. программа Р. к. носит характер либе-рально-
бурж. реформизма.
В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции
неомальтузианства,
неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к.
ориентируется на много-иац.
финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.
Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них
поставлены
назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р.
к. выступают
против гонки вооружений, за разрядку междунар. напряжённости, за преодоление
наиболее хищнич.
черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако
концепции Р. к.
сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов»
науч.-технич. и
социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление
сохранить эти
концепции, делая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы роста», а на
«внутренние»
(социальные, психологич., культурные, политич. и др.).
Учёные-марксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретико-
методологич. базы
исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнорирование
необходимости коренных
социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем.
* Федоров Ю., Р. к.: поиски бурж. реформизма, «Мировая экономика и междунар.
отношения», 1977, № 12; А р а б - О г-
л ы Э. А., Демографич. и экологич. прогнозы. Критика совр. бурж. концепций, М.,
1978; Бестужев-Лада И. В., Кризис
бурж. концепций будущего человечества, M., 1979); ? е ч ч е и А., Человеч.
качества, пер. с англ., М., 1980; Л е й-б и и
В. М., «Модели мира» и образ человека (критич. анализ идей Р. к.), М., 1982. И.
В. Бестужев-Лада.
РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9.1909, Филадельфия), амер. социолог. Приобрёл
известность
исследованиями социальной психологии и культуры в США в 20 в. [«Одинокая толпа»
— «The lonely
crowd», 1950 (совм. с N. Glazer, R. Denney); «Лица в толпе» — «Faces in the
crowd», 1952]. По Р.,
произошёл переход от типа личности, «ориентированной изнутри», т. е. от
активного субъекта
конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности,
«ориентированной
извне», т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция
«социального
характера», по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма,
ощущения
духовной опустошённости. Р. описывает кризис «амер. деловитости» и
распространение «потребит.
психологии», поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя гос.-
монополистич.
бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы
связанные с
усложнением пром. произ-ва и урбанизацией. Он не видит их обусловленности
социально-классовой
структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. С позиций бурж. демократизма
и
абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм. В