<< Пред.           стр. 318 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 65 н. э., Рим],
 рим. философ, поэт и гос. деятель. В 49—54 воспитатель будущего имп. Нерона,
 после его
 вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на
 управление империей,
 затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден
 покончить
 самоубийством.
 Из филос. соч. до нас дошли «Нраветв. письма к Луцилию», «О милосердии», «О
 благодеяниях» и
 ряд этич. соч. в форме, приближающейся к филос. диалогу, утешит. послания,
 «Исследования о
 природе». Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Как и
 Цицерон, С. был
 эклектиком; в основе его филос. воззрений лежат идеи греч. стоицизма (сильное
 влияние
 Посидония), к-рые он сочетал с элементами др. направлений. Так, после
 отстранения от власти С.
 стал использовать эпикурейские аргументы против участия в гос. делах («О
 душевном покое», «О
 досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. С влиянием киников связан характерный
 для С. общий
 тон его произведений, в к-ром эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь,
 преобладает
 над аргументацией. Как и другие рим. стоики, С. рассматривал философию не
 столько как систему
 теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. идеала и счастья в
 жизни; в стоич.
 физике (т. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего её пантеистич.
 аспекты, в к-рых С.
 искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5, и др.). В духе
 стоицизма С.
 настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к
 представлению о божестве,
 наделённом чертами лич-
 604 СЕНЕКА
 ности (особенно «О благодарениях» VI 23). Стоич. мировой пожар, по С.,—
 возмездие за
 накопившееся в мире зло. У С. встречаются крайне редкие в античности утверждения
 о возможности
 безграничного прогресса человеч. знания («Исследования о природе» VI 55, и др.).
 С. пытается
 преодолеть пропасть, к-рая в учении стоиков отделяет нраветв. мудреца
 (появляющегося, по словам
 С., раз в 500 лет) от безнравств. бе-зумцев, к числу к-рых относились все прочие
 люди: С.
 приписывает ценность деятельным попыткам приближения к идеалу, ведущим к
 определ.
 моральному прогрессу; в этом случае он говорил о восхождении души к богу
 («Письма» 65, 16). С.
 признавал в принципе равенство всех людей, в т. ч. и рабов («Письма» 47, и др.),
 в то же время с
 презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности,
 ориентированной на ма-
 териальные потребности людей («Письма» 88). Близость идей позднего стоицизма и
 раннего
 христианства привела к тому, что в 4 в. в христ. среде была создана апокрифич.
 переписка С. с
 апостолом Павлом.
 • О провидении, Керчь, 1901; Трагедии, пер. С. Соловьева, М.— Л., 1932; Нраветв.
 письма к Луцилию, М., 1977.
 • Краснов П. Н., Л. А. С. Его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1895; Фаминский
 В. И., Религ.-нравств. воззрения Л. А.
 С. (философа) и отношение их к христианству, К., 1906; Holland F. С., Seneca,
 L., 1920; M u n-scher K., Senecas Werke,
 Lpz., 1922; K noch e U., Der Philosoph Seneca, Гг./M., 1933; M endeil C. W., Our
 Seneca, New Haven—L., 1941; Bo vis A. d
 e, La sagesse de Seneque, P., 1948; Trillltzsch W., Senecas Beweisruhrung, B.,
 1962; G r i m a l P., Seneque ou la conscience de
 l'Em-pire, P., 1978.
 СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Клод Анри д e P у в-руа (de Rouvroy) (17.10.1760,
 Париж,—19.5.1825,
 там же), граф, франц. мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д'Аламбера.
 Офицером
 франц. армии участвовал в войне за независимость сев.-амер. колоний против
 Великобритании, в
 1783 вернулся во Францию. Великую франц. революцию С.-С. приветствовал с бурж.-
 либеральных
 позиций. В период Конвента проявлял лояльное отношение к якобинским властям,
 затем был
 сторонником пр-ва Директории и Консульства Наполеона Бонапарта.
 Неудовлетворённый бурж. революцией, С.-С. замыслил «исправить» её результаты с
 помощью науч.
 социологич. системы, призванной служить орудием создания рационального общества.
 Начав с идей
 «социального физи-цизма», построенного на механистич. распространении
 ньютоновского закона
 всемирного тяготения на обществ.
 явления, С.-С. разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в к-рой
 рационалистич.
 воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании обществ. явлений.
 Объясняя развитие
 общества в конечном счёте сменой господствующих в нём филос.-ре-лиг. и науч.
 идей, С.-С. полагал,
 что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под к-рой он подразумевал
 все виды
 экономич. деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы.
 Каждая
 обществ. система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и
 господств. формы
 собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется
 «критической»,
 разрушит. эпохой, ведущей к построению более высокого обществ. строя. Т. о., в
 социологич.
 системе С.-С. сделал первый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как
 различных сторон
 закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у
 С.-С.
 пронизано мыслью о прогрессе как поступат. движении человечества от низших
 обществ. форм к
 высшим по стадиям религ., метафизич. и положительного, или позитивного, науч.
 мышления. Осн.
 ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к
 политеизму и
 основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христ. религии,
 что привело к
 утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая
 критич. эпоха: феод.
 богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло науч.
 мировоз-
 зрение с его носителями — светскими учёными и инду-стриалами-промышленниками.
 Франц.
 революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной историч.
 смены, однако она
 уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы и оставила
 страну в
 неорганизованном состоянии. Это филос.-историч. построение лежит в основе
 разработанного С.-С.
 утопич. плана создания рационального обществ. строя как «пром. системы». С.-С.
 доказывал, что
 путь построения нового общества, выгодного для наибольшей массы людей, лежит
 через расцвет
 пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил общества и
 искоренение в нём
 всякого паразитизма. Осн. чертами «пром. системы» С.-С. считал превращение
 общества во
 всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производит. труда,
 открытие равных
 для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по
 способностям»,
 гос. планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение гос. власти в орудие
 организации произ-ва,
 постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании
 нац. границ.
 С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя
 их в единый
 класс «индустриалов». В «пром. системе» С.-С. буржуазия, сохраняющая
 собственность на средства
 произ-ва, призвана обеспечить трудящимся рост обществ. богатства. Однако С.-С.
 стремился найти
 реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем
 соч. «Новое
 христианство» («Nouveau Christianisme», 1825) С.-С. «...прямо выступил как
 выразитель интересов
 рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений»
 (Маркс К., см.
 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы
 мировоззрения С.-С. делали
 невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистич. преодоления
 классовых
 противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция «нового христианства»
 призвана была
 дополнить материальные стимулы «пром. системы» моральными требованиями новой
 религии с её
 лозунгом «все люди — братья».
 С.-С. оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич.
 идей во
 Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. Ученики С.-С.— Б. П.
 Анфантен, С. А. Базар,
 О. Родриг и др.— образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в
 ряде вопросов
 продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич. тенденции. Однако
 она вскоре
 выродилась в религ. секту и в нач. 30-х гг. распалась. Учение С.-С. явилось
 одним из идейных
 источников науч. социализма.
 • Oeuvres completes, v. 1—6, P., 1966; в рус. пер.— Собр. соч., М.—Л., 1923;
 Избр. соч., т. 1—2, М.-Л., 1948. * Маркс К. и
 Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т 3 с. 496—512; Энгельс Ф., Развитие
 социализма от уто-пии к науке, там же, т. 19, с.
 193—96; е г о ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Диалектика природы,
 там же; Плеханов Г. В., Франц. утопич.
 социализм XIX в., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 521—66; его же,
 Утопич. социализм XIX в., там же, с. 586—
 602; Волгин В. П., С.-С. и сен-си-монизм, М., 1961; 3 а с т е н к е ? ?. ?.,
 Анри де С.-С., в сб.: История социалистич.
 учений, М., 1962, с. 208—27; Кучеренко Г. С., Сен-симонизм в обществ. мысли XIX
 в., М., 1975; G u г v i t с h G., Les
 fondateurs francais de la sociologie contemporaine: Saint-Simon et P.-J.
 Proud'hqn, P., 1956; M a-nuel E. E., The new world ??
 Henri Saint-Simon, Camb. (Mass), 1956; Walch J., Bibliographie du Saint-
 Simonisme, P., 1967; Ansart P., Sociojogie de Saint-
 Simon, P., 1970.
 H. E. Застенкер.
 СЕНСУАЛИЗМ (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение),
 направление
 в теории познания, согласно к-рому чувственность является
 гл. формой достоверного познания. В противоположность рационализму С. стремится
 вывести всё
 содержание познания из деятельности органов чувств. С. бли-зок эмпиризму,
 признающему чувств.
 опыт единств. источником достоверного знания.
 В истории философии сформировались протиностоя-щие друг другу материалистич. и
 идеалистич.
 направ-
 ления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его
 сознания с внеш.
 миром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистич. С.
 видит в чувств.
 деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С.
 Протагора:
 провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с
 тем утверждал, что
 чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но
 отнюдь не о
 внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С.
 была
 сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не
 каждого
 чувств. восприятия, а только возникающего в сознании при опре-дел. условиях, был
 разработан
 стоицизмом, к к-рому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет
 ничего в разуме, чего
 прежде не было бы в чувствах».
 Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и
 Локк. Последний,
 исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта всё
 содержание человеч.
 сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от
 опыта.
 Непоследовательность локков-ского С. была использована Беркли, к-рый полностью
 отбросил внеш.
 опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч.
 сознания, т. е.
 интерпретировал С. идеалистически. Однако беркле-анский субъективно-идеалистич.
 С. не
 выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность к-рого,
 согласно Беркли,
 определяет возникновение всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, основанный
 на
 агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый
 составляет
 основу таких направлений бурж. философии 19—20 вв., как позитивизм и
 неопозитивизм.
 Виднейшими представителями материалистич. С. бы-ли франц. материалисты 18 в.
 Ламетри,
 Гельвеций, Д идро, Тольбах, к-рые связывали ощущения как основу всех знаний с
 объективным
 миром — их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась
 агностическая и
 позитивистская тенденция. Материа-листич. сенсуализм Фейербаха в
 противоположность
 умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии кон.
 18 — нач. 19
 вв., утверждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц.
 материалистов и
 Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфи-ки
 рациональной ступени
 познания.
 Диалектич. материализм, исходя из признания об-щественно-практич. природы
 познания,
 связывает воедино, чувственную и рациональную форму познанияя, раскрывает
 диалектику их_
 взаимодействия. • см. к ст. Теория познания.
 СЕЧЕНОВ Иван Михайлович [1(13).8.1829, с. Тёплый Стан, ныне с. Сеченове
 Горьковской обл.,—
 2(15).11. 1905, Москва], рус. естествоиспытатель и исследователь проблем
 психологии, теории
 познания и методологии науки. Основоположник физиологич. школы и естеств.-науч.
 направления в
 психологии в России. Почётный чл. Петерб. АН (1904; чл.-корр. 1869). Под
 влиянием филос. учения
 рус. революц. демократов С. разработал и экспериментально обосновал новаторское
 учение о
 мозговых механизмах сознания и воли, впервые изложенное в работе «Рефлексы
 головного мозга»
 (1863). Развитое С. новое детерминистское понимание психики включало её
 активность наряду с
 обусловленностью жизненным воспитанием.
 Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего
 открытие «центр.
 торможения» — тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул
 положение о том,
 что все акты
 СЕЧЕНОВ 605
 сознат. и бессознат. психич. жизни по своей структуре и динамике («способу
 происхождения»)
 являются рефлексами. Рефлекс трактовался при этом не как меха-нич. ответ
 нервного центра на
 внеш. стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах С.
 предвосхищалось
 понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался
 принцип
 саморегуляции и системной организации нервно-психич. деятельности.
 Считая, что реальность ощущения коренится в реальности двигат. акта, С. развил
 новый подход к
 функциям органов чувств. согласно к-рому работа рецептора составляет лишь
 сигнальную половину
 целостного механизма, другую половину к-рого образует деятельность мышцы.
 Сигналы мышечного

<< Пред.           стр. 318 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу