<< Пред.           стр. 32 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В
 бесконечности,
 отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
 материя и т. п. Осн.
 единицей бытия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и
 духовное, объект и
 субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она
 проявляется во всём
 единичном — «все во всём».
 Этика Б. проникнута утверждением «героич. энтузиазма», безграничной любви к
 бесконечному,
 отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над
 размеренной
 повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на
 развитие
 философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).
 • Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—
 272; в рус. пер.— Изгнание торжествующего
 зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953.
 • Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш
 к и Л., История науч. лит-ры на
 новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библиография переводов его соч.
 и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл.
 и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М.,
 19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965;
 Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G.,
 La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano,
 [1973].
 БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд),
 англ. философ
 идеалист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвергая вслед за Дж. Беркли
 локковское
 различение первичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство
 и время лишь
 как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный
 «Абсолют»— единая,
 всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Вместе с тем, отрицая различение
 объекта и
 субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения
 реальности —
 непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики
 Гегеля, Б.
 полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противоположностей не
 присущи
 «Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность
 многообразия.
 Внутренне противоречивое не может быть реальностью — оно лишь видимость; поэтому
 диалектич.
 логика имеет негативный характер как выражение ограниченности разума и
 рационального познания
 действительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное
 многообразие, а
 суждения и умозаключения формальны и не могут служить критерием истины.
 В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского
 категорического
 императива, противопоставляя им этику «самосовершенствования» личности,
 стремящейся к
 совершенствованию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по
 Б., не сумма
 индивидов, а организм, совершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б.
 оказали значит.
 влияние на англ. идеалистич. философию.
 • Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s;
 Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and
 reality, N. Y., 19559.
 • Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л
 Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
 1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house
 W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S.,
 Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley, N. ?., 1964.
 БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц.
 философ-
 идеалист, представитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость
 внедрения в
 философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement»,
 1897). Однако
 науч. метод в представлении Б., испытавшего влиянии трансцендентального
 идеализма Канта,
 выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама
 устанавливает прин-
 ципы собств. движения («Введение в жизнь духа» —
 «Introduction a la vie de l'esprit», 1900). Разум, согласно Б., постепенно
 переходящий от непосредств.
 восприятия внеш. черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности,
 выступает и как
 этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо-
 ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience
 dans la Philosophie
 occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.
 • Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.
 БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим),
 евр. религ.
 философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигрировал из Германии в
 Швейцарию, а
 затем в Палестину. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 отошёл от
 политич. сионизма и был
 влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой
 войны Б.
 выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к
 палестинским арабам. Философия Б. близка к экзистенциализму; её центральная идея
 — бытие как
 «диалог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du»,
 1922).
 «Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом
 библейской
 традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-
 гич. взгляды Б.
 испытали значит. влияние анархизма.
 • Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.
 • Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, ?., 1960; Gregor S. R., M.
 Buber, L., 1966.
 БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и
 превратившееся в
 ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых
 религий. Основатель
 Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е.
 пробуждённого,
 просветлённого.
 Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия
 между к-рыми
 вызвали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н.
 э., в Паталипутре ок. 3
 в. до н. а. ) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и
 махаяну. В 1—5 вв.
 сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и
 саутрантика, в махаяне —
 йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны называют своё
 направление
 тхеравада Б. (буквально — учение старейших).
 Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро
 распространился по
 всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го
 тыс. н. э. Уступив
 место возрождавшемуся из брахманизма индуизму, на формирование к-рого он оказал
 чрезвычайное
 влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н.
 э., он охватил Юго-
 Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. странах
 постепенно
 утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая
 северным Б. Уже
 в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние
 брахманизма, а
 потом индуизма. Столкнувшись же с условиями и культурой сев. стран, махаяна дала
 начало
 различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии,
 местными
 религиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев.
 Б. образовал, в
 частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5
 в. появляется
 ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т
 ламаизм,
 сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает
 сочинения на пали,
 санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, кит.,
 тибетском, япон. и др.
 языках.
 Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого
 начала Б.
 выступил не только против особого значения внеш. форм
 религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н против абстрактно-догматич.
 исканий, свойственных,
 в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выдвинул в качестве центр.
 проблемы —
 проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о
 «четырёх
 благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от
 страданий, путь,
 ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, в
 частности,
 заключённому в них представлению об автономии личности, посвящены все построения
 Б.
 Страдание и освобождение предстают в Б. как различные состояния единого бытия:
 страдание —
 состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучи
 нераздельным, выступает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б.,
 более как
 космич. реальность — в развитых формах Б.
 Психологически страдание определяется в Б. прежде всего как ожидание неудач и
 потерь, как
 переживание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чувство страха,
 неотделимое от
 присутствующей надежды. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения
 —
 психологич. причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутр. движению
 и вос-
 принимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее
 жизни явление.
 Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара),
 не изменяя
 характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишённое
 конца.
 Космически страдание раскрывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление,
 исчезновение и
 появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса,
 вспышек своего
 рода жизненной энергии, психофизических по своему составу — дхарм. Это
 «волнение» вызывается
 отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих
 дхарм (согласно
 школам махаяны, продливших идею нереальности до логич. конца и объявивших всё
 видимое бытие
 шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как
 материальной, так и
 духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, ?
 установление
 своеобразного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни
 объяснению —
 в махаяне.
 Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее —
 угагаение их
 страстности. Буддийский принцип т. н. среднего путп рекомендует избегать
 крайностей — как
 влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В
 нравственно-
 эмоциональной сфере господствующей в Б. оказывается концепция терпимости,
 «относительности»,
 с позиций к-рой нравств. предписания не обладают обязательностью и могут быть
 нарушены
 (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением
 этого является
 отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами религ. и светской морали и, в
 частности, смягчение, а
 иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт
 как абс.
 непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости,
 доброты, чувства
 совершенной удовлетворённости. В интеллектуальной сфере устраняется различие
 между чувств, и
 рассудочной формами познания и устанавливается практика т. н. созерцат.
 размышления
 (медитации), результатом к-рого оказывается переживание целостности бытия
 (неразличение
 внутреннего и внешнего), полная самоуглублённость. Практика созерцат.
 размышления служит, т. о.,
 не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования
 психики и
 психофизио-
 БУДДИЗМ 63
 логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны,
 получившие
 название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворённости и
 самоуглублённости, абс.
 независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения желаний — есть
 освобождение, или
 нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в
 дальнейшем в школах
 хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах
 махаяны —
 как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его учения,
 воплощённого в
 целокупности всего существующего.
 В основе Б. лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего
 мира, и
 признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается
 вовлечённым и мир.
 Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта,
 духа и материи,
 смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и
 одновременно
 подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-
 матер. бытия.
 Творч. началом, конечной причиной бытия оказывается психич. активность человека,
 определяющая
 как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я»,
 понимаемого как некая
 духовно-телесная целостность,— не столько филос. субъект, сколько практически
 действующая
 личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б.
 всего
 существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у
 личности в Б.
 следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен
 человеку (миру), с
 другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе,
 промыслителе, т. е. вообще как
 безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает
 также отсутст-
 вие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д.
 Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её
 признанию.
 Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из
 олицетворения
 нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., высшим
 объектом религ. эмоций;
 одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды,
 сформулированная в
 доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В
 вадж-раяне
 появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-
 рому отд.
 будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только формами его воплощения.
 Буддийский
 пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или
 иначе
 ассимилирующихся с Б. Культ, охватывающий все стороны жизни верующего, начиная
 от семейно-
 бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях
 махаяны, в

<< Пред.           стр. 32 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу