<< Пред. стр. 32 (из 449) След. >>
ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). Вбесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т. п. Осн.
единицей бытия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и
духовное, объект и
субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она
проявляется во всём
единичном — «все во всём».
Этика Б. проникнута утверждением «героич. энтузиазма», безграничной любви к
бесконечному,
отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над
размеренной
повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на
развитие
философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).
• Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—
272; в рус. пер.— Изгнание торжествующего
зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953.
• Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш
к и Л., История науч. лит-ры на
новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библиография переводов его соч.
и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл.
и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М.,
19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965;
Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G.,
La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano,
[1973].
БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд),
англ. философ
идеалист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвергая вслед за Дж. Беркли
локковское
различение первичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство
и время лишь
как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный
«Абсолют»— единая,
всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Вместе с тем, отрицая различение
объекта и
субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения
реальности —
непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики
Гегеля, Б.
полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противоположностей не
присущи
«Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность
многообразия.
Внутренне противоречивое не может быть реальностью — оно лишь видимость; поэтому
диалектич.
логика имеет негативный характер как выражение ограниченности разума и
рационального познания
действительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное
многообразие, а
суждения и умозаключения формальны и не могут служить критерием истины.
В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского
категорического
императива, противопоставляя им этику «самосовершенствования» личности,
стремящейся к
совершенствованию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по
Б., не сумма
индивидов, а организм, совершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б.
оказали значит.
влияние на англ. идеалистич. философию.
• Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s;
Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and
reality, N. Y., 19559.
• Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л
Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house
W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S.,
Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley, N. ?., 1964.
БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц.
философ-
идеалист, представитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость
внедрения в
философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement»,
1897). Однако
науч. метод в представлении Б., испытавшего влиянии трансцендентального
идеализма Канта,
выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама
устанавливает прин-
ципы собств. движения («Введение в жизнь духа» —
«Introduction a la vie de l'esprit», 1900). Разум, согласно Б., постепенно
переходящий от непосредств.
восприятия внеш. черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности,
выступает и как
этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо-
ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience
dans la Philosophie
occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.
• Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.
БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим),
евр. религ.
философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигрировал из Германии в
Швейцарию, а
затем в Палестину. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 отошёл от
политич. сионизма и был
влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой
войны Б.
выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к
палестинским арабам. Философия Б. близка к экзистенциализму; её центральная идея
— бытие как
«диалог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du»,
1922).
«Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом
библейской
традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-
гич. взгляды Б.
испытали значит. влияние анархизма.
• Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.
• Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, ?., 1960; Gregor S. R., M.
Buber, L., 1966.
БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и
превратившееся в
ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых
религий. Основатель
Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е.
пробуждённого,
просветлённого.
Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия
между к-рыми
вызвали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н.
э., в Паталипутре ок. 3
в. до н. а. ) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и
махаяну. В 1—5 вв.
сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и
саутрантика, в махаяне —
йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны называют своё
направление
тхеравада Б. (буквально — учение старейших).
Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро
распространился по
всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го
тыс. н. э. Уступив
место возрождавшемуся из брахманизма индуизму, на формирование к-рого он оказал
чрезвычайное
влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н.
э., он охватил Юго-
Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. странах
постепенно
утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая
северным Б. Уже
в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние
брахманизма, а
потом индуизма. Столкнувшись же с условиями и культурой сев. стран, махаяна дала
начало
различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии,
местными
религиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев.
Б. образовал, в
частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5
в. появляется
ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т
ламаизм,
сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает
сочинения на пали,
санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, кит.,
тибетском, япон. и др.
языках.
Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого
начала Б.
выступил не только против особого значения внеш. форм
религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н против абстрактно-догматич.
исканий, свойственных,
в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выдвинул в качестве центр.
проблемы —
проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о
«четырёх
благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от
страданий, путь,
ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, в
частности,
заключённому в них представлению об автономии личности, посвящены все построения
Б.
Страдание и освобождение предстают в Б. как различные состояния единого бытия:
страдание —
состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучи
нераздельным, выступает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б.,
более как
космич. реальность — в развитых формах Б.
Психологически страдание определяется в Б. прежде всего как ожидание неудач и
потерь, как
переживание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чувство страха,
неотделимое от
присутствующей надежды. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения
—
психологич. причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутр. движению
и вос-
принимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее
жизни явление.
Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара),
не изменяя
характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишённое
конца.
Космически страдание раскрывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление,
исчезновение и
появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса,
вспышек своего
рода жизненной энергии, психофизических по своему составу — дхарм. Это
«волнение» вызывается
отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих
дхарм (согласно
школам махаяны, продливших идею нереальности до логич. конца и объявивших всё
видимое бытие
шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как
материальной, так и
духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, ?
установление
своеобразного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни
объяснению —
в махаяне.
Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее —
угагаение их
страстности. Буддийский принцип т. н. среднего путп рекомендует избегать
крайностей — как
влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В
нравственно-
эмоциональной сфере господствующей в Б. оказывается концепция терпимости,
«относительности»,
с позиций к-рой нравств. предписания не обладают обязательностью и могут быть
нарушены
(отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением
этого является
отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами религ. и светской морали и, в
частности, смягчение, а
иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт
как абс.
непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости,
доброты, чувства
совершенной удовлетворённости. В интеллектуальной сфере устраняется различие
между чувств, и
рассудочной формами познания и устанавливается практика т. н. созерцат.
размышления
(медитации), результатом к-рого оказывается переживание целостности бытия
(неразличение
внутреннего и внешнего), полная самоуглублённость. Практика созерцат.
размышления служит, т. о.,
не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования
психики и
психофизио-
БУДДИЗМ 63
логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны,
получившие
название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворённости и
самоуглублённости, абс.
независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения желаний — есть
освобождение, или
нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в
дальнейшем в школах
хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах
махаяны —
как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его учения,
воплощённого в
целокупности всего существующего.
В основе Б. лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего
мира, и
признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается
вовлечённым и мир.
Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта,
духа и материи,
смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и
одновременно
подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-
матер. бытия.
Творч. началом, конечной причиной бытия оказывается психич. активность человека,
определяющая
как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я»,
понимаемого как некая
духовно-телесная целостность,— не столько филос. субъект, сколько практически
действующая
личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б.
всего
существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у
личности в Б.
следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен
человеку (миру), с
другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе,
промыслителе, т. е. вообще как
безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает
также отсутст-
вие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д.
Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её
признанию.
Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из
олицетворения
нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., высшим
объектом религ. эмоций;
одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды,
сформулированная в
доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В
вадж-раяне
появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-
рому отд.
будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только формами его воплощения.
Буддийский
пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или
иначе
ассимилирующихся с Б. Культ, охватывающий все стороны жизни верующего, начиная
от семейно-
бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях
махаяны, в