<< Пред.           стр. 329 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 сознательно, обществ.
 жизнь в целом не представляет собой изначально сознат. процесс. Если люди
 действуют лишь в
 своих непосредств. интересах и т. к. такие интересы весьма часто бывают
 противоречивыми, то
 может возникнуть несоответствие между ближайшими и более отдалёнными
 результатами их
 деятельности. В таких случаях конечные последствия сознат. деятельности людей
 оказываются
 стихийными.
 В досоциалистич. обществ. формациях в экономич. жизни по преимуществу
 господствовала
 стихийность, ибо условия произ-ва заставляли людей руководствоваться лишь своими
 ближайшими
 интересами. В условиях гос.-монополистич. капитализма всё более пробивает себе
 дорогу
 объективная необходимость регули-
 рования произ-ва (программирование экономики, прогнозирование развития общества
 в ряде стран).
 Однако усиление вмешательства бурж, гос-ва в экономику не может преодолеть
 стихийные силы
 экономич. развития в условиях капитализма.
 Политич. борьба ведётся более или менее сознательно, но также не всегда приносит
 ожидаемые
 результаты, приводя нередко к расхождению между целями и результатами
 деятельности отдельных
 классов. Стихийность обществ. движений есть большей частью показатель их
 неразвитости,
 недостаточной организованности, отсутствия руководства политич. партии.
 Классовая борьба в своих
 развитых формах всегда выступает как борьба сознательная. С др. стороны,
 стихийность движения
 может выступать и как показатель его жизненности, неудержимого напора масс (см.
 В. И. Ленин,
 ПСС, т. 34, с. 217).
 Победа социализма, благодаря уничтожению капита-листич. конкуренции и совпадению
 интересов
 отд. тружеников с интересами всего социалистич. общества, означает коренной
 перелом в ходе
 обществ. развития. Это ведёт к постепенному подчинению обществу стихийных сил
 экономич.
 развития. При социализме общество имеет возможность учитывать не только
 ближайшие, но и более
 отдалённые последствия своей деятельности, что находит отражение в перспективном
 прогнозирова-
 нии и планировании. Экономич. законы социализма требуют сознат. руководства
 жизнью общества.
 Однако, когда люди нарушают требования законов, результатом их деятельности
 могут быть и
 непредвиденные стихийные последствия. Кроме того, обществ. законы отражают лишь
 осн.
 тенденции развития. Поэтому и при социализме не всегда возможно учесть все
 отдалённые
 общественные последствия деятельности людей.
 Вместе с тем следует учитывать, что существуют и такие стихийные явления, к-рые
 выражают
 процесс рождения нового. Переход от стихийности к сознательности предполагает
 соединение
 сознат. руководства развитием социалистич. общества со стороны его руководящих
 органов с
 творческой деятельностью, инициативой масс.
 * Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2, 3, Маркс К., нгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин
 В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; его же,
 Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). [Седьмая (Апрельская) Всеросс.
 конференция РСДРП(б)], там же, т. 31; е г
 о ж е, Русская революция и гражданская война, там же, т. 34; ПРИПИСНОВ В. И.,
 Проблема субъективного фактора в
 историч. материализме, Душанбе, 1966- Глезерман Г. Е., Историч. материализм и
 развитие социалистич. общества, M.,
 19732; Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980.
 СОКРАТ (????????) (ок. 470—399 до н. э.), др.-греч. философ. Жил в Афинах. В
 конце жизни был
 привлечён к суду за «введение новых божеств и развращение юношества». Приговорён
 к смерти;
 отказавшись спастись бегством, принял в тюрьме яд.
 С. никогда ничего не писал, и сведения о его воззрениях историки философии
 черпают из вторичных
 источников — гл. обр. из «сократических» соч. Платона и Ксенофонта (карикатурный
 образ С. был
 выведен Аристофаном в «Облаках»). Анализ этих источников показывает, что никакой
 филос.
 «системы» у С., по-видимому, не было. По своему облику С. не был похож на
 философа в традиц.
 понимании; он, скорее, был нар. мудрецом, образ жизни и поведение к-рого
 производили не меньшее
 впечатление, чем содержание его высказываний. Проводя большую часть времени на
 площадях, в
 палестрах и т. д., С. вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль
 и характер этих
 бесед ярко отражены в диалогах Платона (особенно ранних). Как Платон, так и
 Ксенофонт
 свидетельствуют, что С. отрицательно относился к натурфилос. спекуляциям
 предшествующей
 эпохи, считая достойными внимания лишь чисто человеч. проблемы. В то же время
 для него был
 неприемлем гносеологич. и этич. релятивизм софистов, с к-рыми, судя по диалогам
 Платона, он не-
 однократно вступал в споры. Обсуждая смысл различных нравств. понятий (благо,
 мудрость,
 справедливость и т. д.), С., по словам Аристотеля, впервые начал использовать
 индуктивные
 доказательства и давать общие определения (см. «Метафизика» XIII 4.1078 b 17—
 32). В этике С.
 придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна
 знанию и что
 человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политич. взгляды
 С. основывались на
 убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать «лучшим», т. е. нравственным,
 справедливым и
 опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой
 критике
 недостатки современной ему афинской демократии.
 Важнейшая заслуга С. в истории философии состояла в том, что в его практике
 диалог сделался осн.
 методом нахождения истины. Если ранние мыслители догматически постулировали осн.
 принципы
 своих учений, то С. стремился критически обсудить все возможные т. зр., заранее
 не присоединяясь
 ни к одной из них. Антидогматизм С. выражался, в частности, в его отказе от
 претензий на обладание
 позитивным знанием; в силу этого он считал себя не учителем мудрости, а всего
 лишь человеком,
 способным пробуждать в других стремление к истине (см. Майевтика, «Познай самого
 себя»). Образ
 С., нарисованный Платоном с замечат. художеств. мастерством, вошёл в сознание
 последующих
 поколений как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя,
 ставящего
 искание истины выше всех др. побуждений.
 • Источники: Творения Платона, т. 1—2, М., 1899—1903; Ксенофонт Афинский,
 Сократич. соч., М.— Л., 1935; Платон,
 т. 1—2, М., 1968—70.
 • Жебелев С. А., С., Берлин, 1923; Лосев А. Ф., История антич. эстетики.
 Софисты, С., Платон, М.,
 1969; Рожанский И. Д., Загадка С., в сб.: Прометей, в. 9, М., 1972; Кессиди Ф.
 X., С., М., 1976; Н е ? с
 е-сянц B.C., С., М., 1977; Gigon O., Sokrates. Sein Bild in Dichtung und
 Geschichte, Bern, 1947;
 Magalhaes-Vil-hena V. de, Le Probleme de Socrate, P., 1952; Maier H., Sokrates.
 Sein Werk und seine
 geschichtliche Stellung, Aalen, 19642.
 СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ, условное обозначение ряда филос. направлений, восходящих к
 ученикам Сократа; нек-рые из них излагали свои воззрения в форме «сократических»
 диалогов; гл.
 собеседником в них, как и в диалогах Платона, был Сократ. Известны четыре таких
 направления: 1)
 киники, воспринявшие ряд идей Антисфена, но окончательно сложившиеся как школа в
 результате
 деятельности Диогена Синопского: Кратет, Менедем и автор сатир Менипп; 2)
 киренская школа,
 основанная Аристиппом из Кирены: Арета, Ге-гесий, Анникерид, Феодор; 3)
 мегарская школа,
 основанная Евклидом из Мегары: Евбулид, Стилпон и Диодор Крон; 4) элидо-
 эретрийская школа,
 основанная Фе-доном из Элиды (по имени его назван один из диалогов Платона); его
 ученик
 Менедем перенёс местопребывание школы в Эретрию на Эвбее. К С. ш. относится и
 Академия
 Платона.
 • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М.,
 1979; G u t h r i е W. К. С., A history of
 Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
 СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, см. Майевтика.
 СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам), крайняя форма
 субъективного
 идеализма, в к-рой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а
 всё остальное
 объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии
 со всем
 жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват. виде
 С. встречается
 крайне редко, у отдельных мыслителей (напр., у французского философа и врача 17
 в. К. Брюне).
 Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать последовательного
 С. путём
 синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым
 СОЛИПСИЗМ 625
 свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, субъективный
 идеалист Беркли,
 пытаясь уйти от обвинения в С., заявлял, что все вещи существуют как «идеи» в
 божеств. уме, к-рый
 «внедряет» ощущение в сознание людей; он, т. о., переходил на позиции
 объективного идеализма
 платонистского типа. К С. вёл и субъективный идеализм Фихте, хотя сам он
 подчёркивал, что
 абсолютное «Я», положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное «Я»,
 а совпадает в
 конечном счёте с самосознанием всего человечества. Отчётливо проявилась
 тенденция к С. в фи-
 лософии махизма (эмпириокритицизма) (см. В. И. Ленин, «Материализм и
 эмпириокритицизм», в кн.:
 ПСС, т. 18, с. 92—96). Ещё более явно, чем в эмпириокритицизме, к С. вела
 имманентная философия
 (Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн).
 Термин «С.» употребляется иногда в этич. смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм
 (т. н. практич. С.,
 по терминологии экзистенциалиста Марселя). Ярким представителем этой формы С.
 был Штирнер.
 СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва,—31.7(13.8).1900, с. Узкое,
 ныне в черте г.
 Москвы], рус. религ. философ, поэт, публицист и критик. Сын историка С. М.
 Соловьёва. После речи
 против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II
 народовольцами) С. был
 вынужден оставить преподават. работу. В 80-х гг. выступал преим. как публицист,
 проповедуя
 объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, борясь за свободу
 совести, против
 нац.-религ. дискриминации. В 90-х гг. занимался филос. и лит. работой; переводил
 Платона, вёл
 филос. отдел в энциклопедич. словаре Брокгауза и Ефрона.
 В своей философии, отвергающей материализм рево-люц.-демократич. мысли, С.
 предпринял
 наиболее
 значит. в истории рус. идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христ.
 платонизм, нем.
 классич. идеализм (гл. обр. Шеллинга) и науч. эмпиризм. Эта заведомо
 противоречивая метафизич.
 система, подвергавшаяся беспрерывной перестройке, должна была послужить умозрит.
 «оправданием» жизненно-нравств. поисков и мифопоэтич. мечтаний С. Полагая, что
 «нравственный
 элемент... не только может, но и должен быть положен в основу теоретической
 философии» (Собр.
 соч., т. 9, СПБ, 1913, с. 97), С. связывал филос. творчество с позитивным
 разрешением жизненного
 вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христ.
 идеала (за
 социалистич. учениями С. признавал лишь относительную общест-венно-историч.
 правду). В кон. 70-
 х и в 80-е гг. в обстановке поисков путей преобразования России С. в противовес
 как радикально-
 демократич., так и позднесла-вянофильскому и официально-охранительному
 направлениям выступил
 с социальных позиций, близких к либеральному народничеству. Умеренно-
 реформистские политич.
 взгляды сочетались у него с мистико-макси-малистской проповедью «теургического
 делания»,
 призванного к «избавлению» материального мира от разрушит. воздействия времени и
 пространства,
 преобразованию его в «нетленный» космос красоты, и с историософской теорией
 христ.
 «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества («Чтения о
 Богочеловечестве», 1877—81). Ища практич. путей для решения этой «вселенской»
 задачи, С. в
 дальнейшем приходит к теократич. утопии, политич. следствием к-рой оказывается
 союз между
 римским папой и рус. царём как правовая гарантия «богочеловеческого дела» (см.,
 напр., «История и
 будущность теократии», 1887). Крах этой утопии запечатлен в филос. исповеди С.
 «Жизненная драма
 Платона» (1898) и в «Трех разговорах...» (1900). Конец жизни С. отмечен приливом
 ка-
 тастрофических предчувствий и отходом от прежних
 626 СОЛОВЬЁВ
 филос. конструкций в сторону христианской эсхатологии.
 Космич. тема решалась у С. нетрадиционно для христианства — на почве
 платоновского мифа об
 эро-тич. восхождении; в трактате «Смысл любви» (1892—94) С. развивает мысль о
 том, что
 совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и
 ввести их в
 бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенной космологии С. созвучны
 косми-чески-
 преобразоват. идеи ?. ?. Фёдорова и К. Э. Циолковского.
 Некоей гармонизации этих двух исходных тем — космической и социальной — призвана
 служить
 метафизика С.: собственно филос. доктрина «всеединства» и ре-лиг.-поэтич. учение
 о Софии.
 Предприняв вслед за ранними славянофилами пересмотр «зап. философии» как
 отвлечённой
 рассудочности и негативной метафизики, С. противополагает ей в сфере гносеологии
 «цельное
 знание» (интуитивное образно-символич. постижение мира, осн. на нравственном
 усилии личности),
 а в сфере онтологии — «положит. всеединство», свободное объединение в абсолюте
 всех
 оживотворённых элементов бытия как божеств. первообраз и искомое состояние мира.
 Это
 всеединство не только мыслилось философом, но и романтически представало перед
 ним в лице Со-
 фии — «вечной женственности»; стихи «софийного цикла», а также эстетич.
 концепция С. оказали
 влияние на поэзию и теорию рус. символизма, мн. представители к-рого видели в С.
 олицетворение
 переломной эпохи (см. А. А. Блок, «Рыцарь-монах», «Владимир Соловьев и наши
 дни», Собр. соч., т.
 5, 1962, с. 446—54 и т. 6, 1962, с. 154—59; А. Белый, «Арабески», М., 1911, с.
 387—94).
 С. стоит у истоков «нового религиозного сознания» нач. 20 в.: богоискательства и
 религ. философии
 Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и E. H. Трубецких, П. А. Флоренского, С.
 Л. Франка и др.
 • Собр. соч., т. 1 — 10, СПБ, 1911 —142; Письма, т. 1—4, СПБ, 1908—23;
 Стихотворения и шуточные пьесы, вступ. ст.,
 сост. и примеч. З. Г. Минц, Л., 1974.
 • О Владимире С., Сб. 1, М., 1911; Трубецкой Е., Миросозерцание Вл. С. С., т. 1
 — 2, М., 1913; М о ч у л ь-ский К. В., В.
 С. С., Париж, 1936; История философии в СССР, т, 3, М., 1968, гл. X; С п и p о в
 В. В., Философия истории Вл. С. в ее
 развитии и преемственности, в сб.: Из истории рус. философии 19 — нач. 20 века,

<< Пред.           стр. 329 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу