<< Пред. стр. 333 (из 449) След. >>
немирной. Мирноеразвитие С. р. возможно тогда, когда в итоге сложившегося соотношения сил
господствующие
классы не могут или не решаются применить открытое насилие по отношению к
массам. Резкое
размежевание классовых сил, ожесточение классовой борьбы, соглашательская линия
мелкобурж.
социали-стич. партий обусловили немирный путь развития С. р. в России.
В нек-рых европейских странах после 2-й мировой войны в результате сложившейся
мировой
обстановки С. р. происходили сравнительно мирно и отличались постепенностью
развития. В совр.
условиях в ряде ка-питалистич. стран более широкие возможности мирного перехода
к социализму
обусловлены новым соотношением сил в пользу рабочего класса и социализма,
размахом массовой
борьбы за демократию, настоят. потребностью в глубоких демократич.
преобразованиях анти-
монополистич. характера, к-рые способны подорвать власть монополистич. капитала
и тем самым
расчистить путь к социализму, становясь промежуточными рубежами в борьбе за
социализм.
Мирный переход к социализму представляет собой революц. скачок, предполагающий
завоевание
всей полноты власти рабочим классом, трудящимися и коренной переворот в
отношениях
собственности. И на мирном пути С. р. необходим общенац. подъём классового
движения рабочего
класса и его союзников, к-рый один только может парализовать и сломить
сопротивление буржуазии,
обеспечить переход власти к рабочему классу.
Когда господствующие классы закрывают перед рабочим классом возможности мирного
развития
революции, переходят к вооружённому подавлению прогрессивных сил, тогда
необходим и оправдан
курс на вооружённую борьбу за власть. При этом в противоположность бланкизму и
мелкобурж.
революционализму марксисты всегда опираются на массы. Вооруж. борьба может быть
успешной,
лишь когда отвечает революц. настроениям масс. Политич. зрелость и мастерство
революц.
авангарда состоят в том, чтобы суметь вовремя уловить признаки массового
революц. движения и
активными действиями способствовать его нарастанию, В ходе революции вследствие
многообразия
её форм, крутых и часто неожиданных поворотов в развитии событий рабочий класс и
его партии
должны владеть всеми формами борьбы и быть готовы к их быстрой смене (см. там
же, с. 80—81).
С. р. присущ междунар. характер. Она вырастает из противоречий империализма как
мировой
системы. Однако вследствие глубокой неравномерности экономич. и политич.
развития капитализма
С. р. в различных странах происходят разновременно. Первоначально С. р. победила
в одной,
отдельно взятой стране — России, к-рая была слабым звеном в империалистич. цепи,
положив
начало мировой С. р.
Борьба рабочего класса за социализм в совр. эпоху переплетается с др.
многообразными по содержа-
нию и характеру революц. движениями, к-рые объективно направлены против
империализма и
вливаются в общее русло единого мирового революц. процесса. Все революц. силы
современности
сплачиваются вокруг междунар. рабочего класса и его главного завоевания— мировой
системы
социализма. Осн. противоречие совр. эпохи — это противоречие между двумя
обществ. системами.
Противоборство между капитализмом и социализмом на мировой арене — главный фронт
социальной революции современности.
Ведущая роль реального социализма в революц. процессе определяется тем, что он
представляет
собой наиболее мощную силу, опирающуюся на экономич. и во-енно-политич.
могущество
государственно организованного рабочего класса, решающего самые сложные,
созидат. задачи С. р.
От успеха этой революц. работы зависит окончат. исход всемирной борьбы за
социализм. Говоря о
способах влияния победившего социализма на мировой революц. процесс, Ленин
решительно
осуждал левацкую концепцию «экспорта» революции, её «подталкивания» путём
развязывания войн
с капита-дистич. странами (см. там же, т. 35, с. 403). Социализм
воздействует на революц. движение в др. странах силой примера,
интернационалистской поддержкой
рабочего класса и др. прогрессивных сил, борющихся за социальный прогресс, своей
активной
внешней политикой, решит. борьбой за мир, против империалистич. экспорта
контрреволюции.
Наряду с мировой системой социализма в качестве осн. революц. сил современности
выступают
рабочий класс развитых капиталистич. стран и национально-освободит. движение.
Неоднородность участвующих в антиимпериалистич. борьбе классов и социальных
слоев —
источник возникновения противоречий в мировом революц. процессе. Многомиллионная
мелкобурж.
масса, по словам Ленина, приходит в революцию со всеми её предрассудками (см.
там же, т. 30, с.
54), приносит в революц. движение свои колебания и неустойчивость, национализм и
уль-
трареволюционность. Это служит причиной временных зигзагов и даже попятных
движений на отд.
участках единого фронта борьбы против империализма, в особенности в странах с
преобладанием
мелкой буржуазии и узкой прослойкой пром. пролетариата.
Мировая С. р.— это единство в многообразии. Каждая С. р. выступает как составная
часть единой
мировой С. р. Но все С. р. наряду со специфическими несут в себе и общие для них
черты. Теория,
исследующая общие законы С. р., закономерности мирового революц. процесса,
общезначима для
всех стран на протяжении всей эпохи перехода от капитализма к социализму. Вместе
с тем
разнообразие конкретно-историч. условий в разных странах требует такого
применения общих
принципов революц. теории, к-рое бы, как отмечал Ленин, «...правильно
видоизменяло эти принципы
в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и
национально-
государственным различиям» (там же, т. 41, с. 77).
Проблемы С. р. находятся в фокусе идейной борьбы марксистско-ленинских партий
против
ревизионизма и мелкобурж. революционаризма. Правый оппортунизм отрекается от
коренных
принципов теории С. р.: диктатуры пролетариата, слома бурж. гос. машины,
руководящей роли
марксистско-ленинской партии. «Левый» оппортунизм отвергает переходные этапы и
формы в
борьбе за конечные цели, абсолютизирует значение вооруж. насилия, принижает роль
решения
созидат. задач в революц. процессе. Творчески развивая теорию С. р.,
марксистско-ленинские партии
дают решит. отпор бурж. идеологам, ревизионистским и мелкобурж.
псевдосоциалистич.
концепциям.
• Маркс К., Энгельс Ф., О С. р., [Сб.1, М., 1974; Ленин В. И., О С. р., [Сб.],
М., 1977; Программные документы борьбы за
мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС. (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И.,
Великий Октябрь и прогресс
человечества, М., 1977; Ковалев A.M., Марксистско-ленинская теория С. р. и
современность, М., 1967; Ленинская
теория С. р. и современность, M., 19752; Водолазов Г. Г., Диалектика и
революция. Методологич. проблемы социальной
революции, М., 1975; Красин Ю. А., Теория С. р.; ленинское наследие и
современность, М., 1977. Ю. А. Красин.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художеств. метод литературы и искусства,
представляющий
собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека,
обусловленной
эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение
жизни в свете
идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-
структурные
принципы иск-ва С. р.
Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19
в.: революц.-пролет.
лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г.
Гервег, Ф. Фрейлиграт,
Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье).
Возникновение
метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ 633
А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением
социалистич.
идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин
«С. р.» в сов.
печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с
необходимостью
противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории
в область лит-
ры («диалектико-материалистиче-ский творческий метод»), определение, отвечающее
осн.
направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось
признание роли
классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический),
обусловленных
как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов.
писателей. К этому
времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и
критиками (А. В.
Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств.
своеобразие
сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном,
героическом,
романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р.
сразу же получило
широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей
(1934), на к-
ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на
реализацию революц.
гуманистич. идей.
Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового,
социалистич.
содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна
связана с тем
вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию,— утверждением роли
революционно-
преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения
действительности в её
революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционно-
действенного, социа-
листич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную
особенность иск-ва
С. р.
Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии
большой идейной
глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и
богатством
действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса
об осознанном историч.
содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры
и иск-ва,
сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного
познания с
пафосом субъективной активности.
С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение иск-ва в
эпоху
социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац.
путей, форм
развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития
имеет в этой
связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.— объединяющее начало сов. лит-ры в
целом при всём
различии нац. лит-р, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей.
Характер развития
С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч.
условий, в к-рых он
находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и
стилевые
проявления.
С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне
единый
творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва
стран социализма,
революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном
противоборстве
разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего
художеств. метода
совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит
т. н. теории
«реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных
основ
634 СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ
нового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с
тем
широчайшие возможности, заключённые в междунар. опыте социалистич. иск-ва,
делают
бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он
рассматривается как новый
тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов
изображения, а
представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого
изображения
жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств.
процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р.
неразрывно связано с
понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё
более
многомерным и полноценным формам духовной жизни.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Об иск-ве, Сб. ст., т. 1—2, M., 19768; Ленин В. И., О
лит-ре и иск-ве. [Сб. rr.J, M., 1979";
Горький M., О лит-ре, М., 1961; С. р. и классич. наследие. Сб. ст., М., 1960; С.
р. в зарубежных лит-рах, М., 1960;
Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання
соцiалiстичного реалiзму, в. 1—5, К., 1961—74; С.
р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и лит-рах стран Запада, М.,
1965; С. р. и художеств. развитие
человечества, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М.,
1970; е г о ж е, С. р., М., 1977;
Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1—2, М., 1971; Недошивин Г. А.,
Теоретич. проблемы совр. изобразит.
иск-ва, М., 1972, гл. 7; О в ч a p е н к о А. И., Социалистич. лит-pa и совр.
лит. процесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и
теория социалистпч. иск-ва, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М.,
1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и
особенное в лит-рах социалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist
realism and the British cultural tradition, L.,
1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; T i m
o-fejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer
sozialistischen Gemeinschaft..., B., 1975. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, наиболее массовая форма трудовой и общественно-
политич. активности членов социалистич. общества, рычаг эконо-мич. и социального
прогресса,
школа политич., трудового и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объективно и
закономерно
присуще социалистич. обществ. отношениям, базирующимся на обществ. собственности
на средства
производства. С. с. является одним из осн. средств, при помощи к-рых
обеспечиваются рост про-
изводительности труда, повышение эффективности производства и качества работы,
динамичное,
планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.
Стремление к соревнованию проявляется в различных сферах человеч. деятельности
(спорт, игра,
труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и
поведения человека
вообще, одной из наиболее существ. форм самоутверждения личности. Осуществляя
наравне с