<< Пред.           стр. 342 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Этот взгляд на С. как
 врождённые
 был подвергнут критике англ. философом Локком и франц. материалистами,
 выдвинувшими тезис о
 полной зависимости С. индивида от внеш. условий его жизни. Механистичность
 такого
 представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С. ставится на
 основе
 диалектич. подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего. Врождёнными
 являются
 анатомо-физиологич. особенности, выступающие как предпосылки возможного развития
 С., сами же
 С. формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной
 системе
 взаимодействий индивида с др. людьми.
 Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве
 принципов её
 построения использовались: различия в осн. видах деятельности (инженерные,
 науч., художеств. С. и
 т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей
 нервной деятельности;
 операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем
 тестов.
 Качеств. уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их
 различие обычно
 проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют
 такую
 совокупность С., к-рая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся
 новизной, высоким
 совершенством и обществ. значимостью. Гениальность — высшая ступень развития та-
 СПОСОБНОСТИ 649
 ланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере
 творчества.
 Большое место в психологич. и педагогич. исследованиях занимает проблема
 формирования С. к
 конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С. через
 создание
 личностной установки на овладение предметом деятельности.
 * Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Ковалев А. Г.,
 Мясищев В. Н. Психологич. особенности
 человека, т. 2, Л., 1960; Петров-ский А. В., С. и труд, М., 1966.
 СПРАВЕДЛИВОСТЬ, понятие о должном, соответствующее определ. представлениям о
 сущности
 человека и его неотъемлемых правах. С.— категория морально-правового, а также
 социально-
 политич, сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между
 практич. ролью
 различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным
 положением, между
 их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и
 вознаграждением, преступ-
 лением и наказанием, заслугами людей и их обществ. признанием. Несоответствие в
 этих
 соотношениях оце-вивается как несправедливость.
 Первое в истории обществ. сознания понимание С. было связано с признанием
 непререкаемости
 норм первобытного строя: С.— это простое следование общепринятому порядку. В
 социальной
 практике такое понимание С. имело негативный смысл — требование наказания за
 нарушение общей
 нормы; одним из его практич. выражений был институт родовой мести. Более
 сложное, позитивное
 понимание С., включающее наделение людей благами, возникает в период выделения
 отд. индивидов
 из рода. Первоначально оно означает гл. обр. равенство всех людей в пользовании
 средствами жизни
 и правами. С возникновением частной собственности и обществ. неравенства С.
 начинают отличать
 от равенства, включая в неё и различие в положении людей сообразно с их
 достоинством. Аристотель
 впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную; особым видом С. он
 считает случай
 воздаяния, к-рое должно исходить из принципа пропорциональности. В дальнейшем
 это
 разграничение С. равенства и пропорциональности (по достоинству) сохраняется во
 всей истории
 классового общества. Наряду с понятием С., отразившим в себе структуру
 существующих классовых
 отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи С., выражающие протест против
 эксплуатации и
 неравенства, а также нац. угнетения.
 С позиций марксизма понятие С. всегда имеет историч. характер, обусловлено
 условиями жизни
 людей (классов). Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали, что
 оценка
 социальной действительности с т. зр. понятия С. «... в научном отношении
 нисколько не подвигает
 нас вперед» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 153).
 Справедливыми можно
 назвать общественные отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют
 историч.
 необходимости и практич. возможности создания условий жизни человека, отвечающих
 данной
 историч. эпохе.
 Социалистич. понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам
 произ-ва, их
 реальных политич. и юридич. прав. Вместе с тем при социализме ещё сохраняются
 различия в
 характере (квалификации) труда, в распределении предметов потребления. «Маркс,—
 писал В. И.
 Ленин,— показывает ход развития коммунистического общества, которое в ы-н у ж д
 е н о сначала
 уничтожить только ту "несправедливость", что средства производства захвачены
 отдельными
 лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость,
 состоящую в
 распределении предметов потребления "по
 650 СПРАВЕДЛИВОСТЬ
 работе" (а не по потребностям)» ПСС, т. 33, с. 03). Полное совпадение С. с
 социальным равенством
 людей достигается в коммунистич. обществе.
 СРАВНЕНИЕ, познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии
 объектов; с
 помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов,
 классифицируется,
 упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить — это
 сопоставить «одно» с
 «другим» с целью выявить их возможные отношения; посредством С. мир постигается
 как «связное
 разнообразие». При этом существенны условия, или основания, С.— признаки, к-рые
 детер-
 минируют возможные отношения между предметами. В естеств. языках акт С. получает
 выражение в
 сравнит.
 степенях прилагательных и наречий, а в логич. языках — в предикатах порядка.
 С. имеет смысл только в совокупности «однородных» предметов, образующих класс.
 С. предметов в
 классе (tertium comparationis) осуществляется по признакам, существенным для
 данного
 рассмотрения, при этом предметы, сравнимые по одному признаку, могут быть
 несравнимы по
 другому.
 Простейший и важнейший тип отношений, выявляемых путём С.,— ато отношения
 тождества
 (равенства) и различия. С. по этим отношениям в свою очередь приводит к
 представлению об
 универсальной сравнимости, т. е. о возможности всегда ответить на вопрос,
 тождественны предметы
 или различны. Предметы наглядного опыта сравнимы всегда, но условие наглядности
 (на-
 блюдаемости) существенно ограничивает теорию. Именно в теории типичны случаи,
 когда наглядное
 С. предметов невозможно и для их С. приходится прибегать к рассуждениям и,
 следовательно, к тем
 или иным абстракциям, на к-рых эти рассуждения основаны. Поэтому предположение
 об
 универсальной сравнимости иногда называют абстракцией сравнимости. Последняя,
 как правило,
 является нетривиальной гипотезой, принимаемой в рамках (и на основе) главных
 принципов теории.
 • Новоселов M. M., О некоторых понятиях теории отношений, в кн.: Кибернетика и
 совр. науч. познание М.. 1976.
 СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД, науч. метод, с помощью к-рого путём сравнения
 выявляется общее и особенное в историч. явлениях, достигается познание различных
 историч.
 ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих
 явлений;
 разновидность историч. метода (см. Историзм). С.-и. м. позволяет выявить и
 сопоставить уровни в
 развитии изучаемого объекта, происшедшие изменения, определить тенденции
 развития. Можно
 вычленить различные формы С.-и. м.: сравнительно-со-поставит. метод, к-рый
 выявляет природу
 разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, к-рое объясняет
 сходство не связанных
 по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития;
 историко-генетич.
 сравнение, при к-ром сходство явлений объясняется как результат их родства по
 происхождению;
 сравнение, при к-ром фиксируются взаимовлияния различных явлений,
 С.-и. м. становится общепризнанным в 19 в., получив разнообразное применение в
 различных науках.
 В бурж. социологии 19 в. интерес к С.-и. м. связан с идеями Конта и Спенсера, к-
 рые видели в С.-и.
 м. осн. метод социологич. исследования, причём истолковывали его в духе
 эволюционистской
 линейно-прогрессивной трактовки развития. С.-и. м. использовался M. M.
 Ковалевским. Дюркгейм
 видел в сравнит. социологии сущность социологии вообще. В это же время
 предпринимаются
 попытки соединить С.-и. м. в социологии с другими методами, в частности со
 статистич. методами
 (Кетле). Однако ранний функционализм (Б. Малиновский и др.) противопоставил С.-
 и. м. и изучение
 структур и систем. Осн. тенденция в совр. немарксистской социологии состоит в
 попытках
 соединения С.-и. м. со структурно-функциональным анализом, в выявле-
 нии процессов изменения различных социальных структур. Аналогичный процесс
 происходит в
 языкознании, к-рое было ориентировано в этом направлении Ф. Соссю-ром. Критика
 культурно-
 историч. школы Дильтея, осуществлённая в социологии Трёльчем и М. Вебером,
 привела к
 преобразованию в их теориях С.-и. м. в сравнительно-типологич. метод. Во 2-й
 пол. 20 в. С.-и. м.
 находит применение в различных обществ. науках. Линия сравнит. изучения
 разнообразных культур,
 ценностей и норм представлена в теории культурно-историч. типов (Сорокин,
 Тойнби), где, однако,
 каждая культура предстаёт как замкнутое целое и не рассматривается процесс их
 развития. Она
 продолжается в сравнит. исследовании ряда социальных институтов, напр. семьи (Р.
 Бенедикт, М.
 Мид и др.). В рамках идеа-листич. методологии, характерной для немарксистской
 социологии,
 обнаруживается ограниченность С.-и. м., связанная с отрицанием подлинного
 принципа историзма.
 Основоположники марксизма разрабатывали С.-и. м. и использовали его при изучении
 обществ.-
 экономич. формаций, различных типов политич. и экономич. структуры внутри одной
 формации, в
 анализе ряда социальных институтов (гос-ва, семьи, армии и т. п.), социальных
 движений и
 идеологий. На базе марксистской методологии развернулись сравнительно-историч.
 исследования в
 историч. науке, этнографии, литературоведении, к-рые привели к формированию
 специфич.
 направлений — сравнит. языкознания, литературоведения и др.
 • Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972; Marsh R. M.,
 Comparative sociology. 1950—1963, The
 Hague — P., 1966 («Current sociology», v. 14, Mi 2); The methodology of
 comparative research, ed. R. T. Holt and J. E. Turner,
 N. Y., 1970.
 СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные
 условия
 его существования, формирования и деятельности. С. с. в широком смысле
 (макросреда) охватывает
 обществ.-экономич. систему в целом — производит. силы, совокупность обществ.
 отношений и
 институтов, обществ. сознание, культуру данного общества; С. с. в узком смысле
 (микросреда),
 будучи элементом С. с. в целом, включает непосредств. социальное окружение
 человека — семью,
 трудовой, учебный и др. коллективы и группы. С. с. оказывает решающее
 воздействие на фор-
 мирование и развитие личности. В то же время под влиянием творч. активности,
 деятельности
 человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований
 изменяются и сами люди.
 См. также Общество, Коллектив, Личность.
 «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ, распространённые в бурж.
 обществ. науке концепции, утверждающие, что в совр. капиталистич. («западном»)
 обществе всё
 больший удельный вес приобретает «средний класс». Авторы этих теорий
 основываются на факте
 роста численности служащих, интеллигенции, менеджеров и сохранения значит.
 мелкой буржуазии.
 Произвольно присоединяя к ним часть буржуа и рабочих, они утверждают, что
 существует единый
 «средний класс» (или неск. «средних классов»). При этом игнорируется
 принципиальное различие в
 экономич. основе существования и классовом положении групп населения, относимых
 к «среднему
 классу». Его состав определяется по таким признакам, как доход, образование,
 образ жизни, обществ.
 престиж, оценка людьми своей классовой принадлежности. На этом основании
 провозглашается
 наступление «революции среднего класса», к-рая якобы состоит в том, что этот
 класс поглощает всё
 большую часть как пролетариата, так и буржуазии и, т. о., капиталистич. общество
 преобразуется в
 бесклассовое.
 «С.» и «н. с. к.» т. имеют много разновидностей. Их осн. положения (прежде всего
 представление о
 подразделении общества на два класса: «рабочий» и «средний», включающий всех или
 почти всех, не
 относящихся к ра-
 бочим, занятым физич. трудом) прочно вошли в бурж. обществ. науку и идеологию.
 «Новым средним
 классом» (или «сословием») объявлялись служащие (Г. Шмоллер, Э. Бернштейн на
 рубеже 19—20
 вв.). Эту позицию разделяет и ряд совр. бурж. и реформистских теоретиков. Другая
 разновидность —
 выдвинутая К. Реннером и развитая Р. Дарендорфом теория «служебного класса»
 (Dienstklasse),
 занимающего «среднее» место между теми, кто правит, и теми, кем правят; к нему
 Дарендорф
 относит всех, участвующих в осуществлении власти, вне зависимости от степени и
 формы такого
 участия. Ф. Кро-нер и др. говорят об особом «классе служащих», играющим всё
 большую роль в
 обществе. Вариантом «С.» и «н. с. к.» т. является концепция Дж. Голбрейта о
 «тех-ноструктуре»,
 объединяющей значит. часть менеджеров и науч.-технич. интеллигенции и играющей
 возрастающую
 роль в капиталистич. обществе. Новейшая разновидность— выдвинутая левыми
 социологами Н. Пу-
 ланзасом и П. Силосом-Лабини теория «новой мелкой буржуазии», к которой они
 относят служащих.
 Концепции «С.» и «н. с. к.» т. стали важной частью в более общих построениях
 теоретиков
 «индустриального общества» (Р. Арон, К. Майерс и др.) и «постиндустриального
 общества» (3.
 Бжезинский, Д. Белл и др.).
 «С.» и «н. с. к.» т. в конечном счёте направлены против марксистско-ленинского
 учения о классах.
 См. также Рабочий класс.
 • Совр. капитализм и рабочий класс. Критика антимарксистских концепций, М.,
 1976; см. также лит. к ст. Средние слои.
 СРЕДНИЕ СЛОЙ, совокупность промежуточных обществ.

<< Пред.           стр. 342 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу