<< Пред.           стр. 346 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 же струк-
 турный и историч. подходы не исключают друг друга, поскольку каждый из них
 ориентирует на
 исследование особого типа связей. Поэтому, с одной стороны, вполне правомерна
 постановка
 вопроса о самостоят. изучении для определ. целей либо С. объекта (напр., в ряде
 задач экологии,
 языкознания, социологии), либо его истории (когда непосредств. предметом
 исследования выступают
 процессы развития объекта). С др. стороны, структурное и историч. исследование
 не разделены
 между собой принципиальным барьером: изучение С. на нек-ром этапе неизбежно
 приводит к
 необходимости познания и законов её изменения, т. е. истории данной С., а
 изучение истории
 приобретает строгий науч. характер лишь постольку, поскольку в нём удаётся
 раскрыть С.
 развивающегося объекта и С. самого процесса развития. Именно такой характер
 органич.
 взаимосвязи историч. и структурного подходов носило изучение К. Марксом законов
 истории
 общества.
 Диалектич. материализм рассматривает категорию С. как одну из важных в совр.
 познании, но
 раскрываю- щую свой эвристич. смысл лишь в тесной связи со всей системой
 категорий диалектики.
 См. также Социальная структура.
 • С в и д е ? с к и й В. И., О диалектике элементов и С в объективном
 мире и в познании, М., 1962; Вальт Л.О.,
 Соотношение С. и элементов, «ВФ», 1963, № 5; Овчинников ?. ?., С. и
 симметрия, в кн.: Системные исследования.
 Ежегодник 1969, М., 1969; Б л а у б е ? г И. В., Юдин Э. Г., Становление и
 сущность системного подхода, М. 1973
 гл 4, § 3.
 СТРУКТУРАЛИЗМ, науч. направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20
 в. и
 получившее позднее различные филос. и идеологич. интерпретации. Возникновение С.
 как
 конкретно-науч. направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преим.
 описательно-
 эмпирич. к абстрактно-теоретич. уровню исследования; основу этого перехода
 составило
 использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации
 и
 математизации. Лежащий в основе конкретно-науч. С. структурный метод
 первоначально был
 разработан в структурной лингвистике, а затем распространён на
 литературоведение, этнографию и
 нек-рые др. гуманитарные науки. Поэтому С. в широком смысле фактически
 охватывает целый ряд
 областей знания. В более узком смысле под С. имеют в виду комплекс науч. и
 филос. идей,
 связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее
 распространение в 60-х
 гг. во Франции (франц. С.). Его осн. представители — Леви-Строс, Фуко, Деррида,
 Лакан, Р. Барт, а
 также итал. искусствовед У. Эко. Особое течение в С.— т. н. генетич.
 структурализм Л. Гольдмана.
 Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности
 отношений,
 инвариантных при нек-рых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры
 характеризует не
 просто устойчивый «скелет» к.-л. объекта, а совокупность правил, по к-рым из
 одного объекта можно
 получить второй, третий и т. д. путём перестановки его элементов и нек-рых др.
 симметричных
 преобразований. Т. о., выявление единых структурных закономерностей нек-рого
 множества
 объектов достигается здесь не за счёт отбрасывания различий этих объектов, а
 путём выведения
 различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого
 абстрактного
 инварианта.
 Поскольку при таком подходе центр тяжести падает на операции преобразования,
 применяемые к
 объектам самой различной природы, характерную черту структурного метода
 составляет
 перенесение внимания с элементов и их «природных» свойств на отношения между
 элементами и
 зависящие от них реляционные, т. е. си-стемоприобретённые, свойства (в С. это
 формулируется как
 методологич. примат отношений над элементами в системе). Можно указать след.
 осн. процедуры
 структурного метода: 1) выделение первичного множества объектов («массива»,
 «корпуса» текстов,
 если речь идёт об объектах культуры), в к-рых можно предполагать наличие единой
 структуры; для
 изменчивых объектов гуманистики это означает прежде всего фиксацию их во времени
 —
 ограничение сосуществующими объектами и временное отвлечение от их развития
 (требование
 методологич. примата синхронии над диахронией); 2) расчленение объектов
 (текстов) на
 элементарные сегменты (части), в к-рых типичные, повторяющиеся отношения
 связывают
 разнородные пары элементов; выявление в каждом элементе существенных для данного
 отношения
 реляционных свойств; 3) раскрытие отношений преобразования между сегментами, их
 систе-
 матизация и построение абстрактной структуры путём непосредств. синтезирования
 или формально-
 логич. и математич. моделирования; 4) выведение из структуры всех теоретически
 возможных
 следствий (конкретных вариантов) и проверка их на практике.
 Вычленение структурного аспекта в гуманитарных дисциплинах осуществляется, как
 правило, на
 нек-рой знаковой системе, благодаря чему конкретно-науч. С.
 СТРУКТУРАЛИЗМ 657
 тесно переплетается с семиотикой. Характерную черту С. составляет стремление за
 сознат.
 манипулированием знаками, словами, образами, символами обнаружить неосознаваемые
 глубинные
 структуры, скрытые механизмы знаковых систем. С т. зр. С. именно переход к
 изучению таких
 структур бессознательного обеспечивает науч. объективность исследования,
 позволяя либо отвлечься
 от понятия субъекта, либо постичь его как вторичное, производное от этих
 структур образование.
 Объект исследования конкретно-науч. С.— культура как совокупность знаковых
 систем, важнейшая
 из к-рых — язык, но в к-рую входят также наука, иск-во, религия, мифология,
 обычаи, мода, реклама
 и т. д. Именно на этих объектах структурно-семиотич. анализ позволяет обнаружить
 скрытые
 закономерности, к-рым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям
 соответствуют
 глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях (понятия
 «эпистема» и
 «дискурсивные формации», характеризующие глубинные уровни знания у Фуко, понятие
 «письмо» у
 Барта и Деррида, «ментальные структуры» у Леви-Строса и т. д.), но во всех
 случаях рассматри-
 ваемые в качестве опосредующих отношение человеч. сознания и мира. Сознание и
 самосознание
 человека, игнорирующие это опосредование, оказываются, по С., источником иллюзий
 относительно
 свободной и суверенной деятельности человеч. «Я». В связи с этим в С.
 пересматривается ряд
 традиц. понятий гуманис-тики — таких, как автор, творчество, произведение и др.
 Выступая против
 традиц. «истории идей», С. делает упор на качеств. преобразования культуры,
 основанные на
 радикальных перестройках глубинных структур. Одновременно на др. уровне
 абстракции в С.
 развиваются поиски широких типологич. обобщений, общечеловеч. универсалий,
 всеобщих схем и
 законов деятельности интеллекта.
 Конкретно-науч. С. показал свою плодотворность в изучении культуры первобытных
 племён, в
 фольклористике и др. областях. В то же время он вызвал острые дискуссии в
 конкретно-науч. и
 филос. плане.
 Филос. интерпретации С. можно разделить на две осн. линии — филос. идеи самих
 учёных-
 структуралистов и структуралистскую идеологию, распространившуюся в 60-х гг. во
 Франции.
 Филос. идеи структуралистов формулировались в процессе осмысления перехода
 гуманитарного
 знания на абстрактно-теоретич. уровень и его сближения с естествознанием. Это
 осмысление,
 осуществляясь в значит. мере в рамках картезианско-кантианской традиции (но
 испытывая также
 влияние позитивизма и фрейдизма), привело к выдвижению дуа-листич. концепций —
 «кантианства
 без трансцендентального субъекта» Леви-Строса, «историч. априори» Фуко.
 Преувеличение роли
 бессознат. механизмов знаковых систем и культуры в целом в соединении со слишком
 широкими
 обобщениями привносит в концепции С. элементы эклектики, хотя в своих исходных
 принципах они
 в общем воспроизводят с нек-рыми модификациями кантовский дуализм формы (в
 данном случае
 бессознат. структур) и содержания (эмпирич. данных). Их специфич.
 «антисубъектная» тенденция в
 сильной степени связана с борьбой против экзистенциализма и др. субъективистских
 течений,
 отрицающих возможность объективного познания человека. В то же время, выступая
 не в виде
 теоретически развёрнутых систем, а в виде отд. высказываний, филос. гипотез,
 концепции С. нередко
 оказываются склонными к компромиссу с экзистенциализмом, с феноменологией и т.
 п.
 Структуралистская идеология воплощает в себе ещё один шаг к абсолютизации нек-
 рых конкретно-
 науч. положений С., а также перенос их в плоскость глобаль-
 658 СТРУКТУРНО
 ного осмысления проблем совр. общества. На этом уровне С. представляется в виде
 некоего совр.
 мировоззрения, основанного на противопоставлении структуры человеку и истории
 (т. и. концепция
 «смерти человека», получившая особенно широкое распространение среди критиков
 С.). В этом
 противопоставлении в превращённой форме отражаются противоречия между личностью
 и
 структурами гос.-монополистич. капитализма. Вместе с тем подмена конкретных
 обществ. структур
 «структурой вообще», символизирующей некое антигуманное начало, мистифицирует
 реальные
 обществ. проблемы и используется как технократизмом, так и анархизмом.
 Представители экзистенциализма, персонализма, феноменологии подвергли С. в целом
 острой
 критике как сциентистское (см. Сциентизм), «антигуманистич.» течение. Эта
 критика, исходившая
 из позиций абстрактного гуманизма и субъективистского иррационализма, была в
 значит. мере
 нацелена против самой идеи науч. исследования обществ. явлений. В отличие от
 нигилис-тич.
 критики, часто не разграничивавшей конкретно-науч. и филос. уровни в С.,
 марксисты во Франции,
 СССР и др. странах подчёркивают как правомерность, так и ограниченность
 структурного метода как
 одного из спец.-науч. методов, давая вместе с тем отпор попыткам
 противопоставить структурный
 метод материалис-тич. диалектике или подменять первым вторую.
 • Грецкий М. Н., Франц. С., М., 1971; его же, С.: осн. проблемы и уровни их
 решения, «ФН». 1974, № 4; Сэв Л., О С.,
 «Проблемы мира и социализма», 1971. № 5—6; Блауберг И. В., Юдин Э. Г.,
 Становление и сущность системного
 подхода, М., 1973, гл. 4; Сахарова Т. А., От философии существования к С., М.,
 1974; Филиппов Л. Н., С. (филос.
 аспекты), в кн.: Бурж. философия XX в., М., 1974; С.: «за» и «против». Сб.
 переводов, М., 1975; Автономова Н. С.,
 Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Митина С.
 М., Генетич. С. Критич. очерк, М.,
 1Я81; froblemesdu slructuralisme, «Les Temps modernes», 1966, № 240;
 Suucturalisme et marxisme, «La Pens?e», 1967, J4i
 135; Piaget J., Le structuralisme, P., 1968s; Structuralism: a reader, L., 1970;
 см. также лит. к статьям Лееи-Строс, Лакан,
 Фуко, Деррида. M. H. Грецкий.
 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, один из принципов системного исследования
 социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в к-рой
 каждый элемент
 структуры имеет определ. функциональное назначение. В марксистской социологии
 структурными
 образованиями общества выступают обществ.-экономич. формация; материальное и
 духовное
 производство; базис и надстройка; экономич., социальные, политич. отношения; со-
 циально-
 экономич., политич. и культурные институты и т. д. Понятие функции имеет при
 этом два значения:
 служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по
 отношению к другому
 или к системе в целом (напр., функции гос-ва, права, иск-ва, образования и т.
 д.); зависимость в
 рамках данной системы, при к-рой изменения в одной части оказываются
 производными (функцией)
 от изменений в другой её части (напр., изменения в соотношении гор. и сел.
 населения как функция
 индустриализации; повышение удовлетворённости работой как функция
 содержательности труда и т.
 д.). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид
 детерминизма.
 Исследование функциональных связей и зависимостей как первого, так и второго
 типа является
 одной из задач спец. социологич. теорий, основывающихся на синтезе теоретич.
 анализа и эмпирич.
 исследований .
 С.-ф. а. в марксистской социологии органически связан с принципом историзма,
 социально-
 экономич. детерминизма, рассмотрения явлений в их внутр. противоречивости и др.
 принципами, в
 своей совокупности образующими диалектико-материалистич. методологию изучения
 социальных
 явлений.
 Структурно-функциональное направление в совр. бурж. социологии основывается на
 противопоставлении функционализма и историзма. В рамках этого направле-
 ния (Парсонс) развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих
 четырьмя осн. функ-
 циями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования
 скрытых
 напряжений системы. При этом в качестве осн. структурных образований социальной
 системы
 рассматриваются не социально-экономич. структуры, а ценности и нормы. Гл.
 механизмом,
 обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс
 социализации
 индивидов, в ходе к-рого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а
 различные
 формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального
 контроля.
 Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы классовой
 дифференциации и
 классовой борьбы. С.-ф. а. в совр. бурж. социологии абсолютизирует процессы
 стабильности,
 равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и
 нормативных механизмов
 регуляции человеч. деятельности и направлен гл. обр. на исследование механизмов,
 обеспечивающих
 согласие в обществе. В идеологич. плане подобные концепции выступают как прямая
 или косвенная
 апология бурж. обществ. отношений.
 * Mapкс К., Предисловие [«К критике политич. экономии»], Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 13; Андреева Г. М., Совр.
 бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Парсонс Т., Общетеоретич. проблемы
 социологии, в кн.: Социология сегодня, пер.
 с англ., М., 1965; С.-ф. а. в совр. социологии, в. 1, ч. 1—2, «Информац.
 бюллетень Научного Совета АН СССР по
 проблемам конкретных социологич. исследований», 1968, № 6; 3 д ? а в о м ы с л о
 в А. Г., Методология и процедура
 социологич. исследований, М., 1969; Проблемы методологии системного

<< Пред.           стр. 346 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу