<< Пред.           стр. 350 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 использовались различными классовыми группировками. В кон. 19 — нач. 20 вв.
 бурж. реформаторы
 в странах Востока и модернизаторы ислама повели борьбу с суфийскими орденами,
 связанными с
 феод. реакцией. В совр. условиях С. на Востоке продолжает играть довольно
 значит. роль.
 * Бертельс Е. Э., С. и суфийгкая лит-pa, М., 1965 (лит.); Петрушевский И. П.,
 Ислам в Иране в 7— 15 вв., Л., 1966, с.
 310—50; Религия и обществ. мысль стран Востока, М., 1974, с. 320—35 (лит.);
 Ritter H., Das Meer der Seele, Leiden, 1955;
 Trimingham J. S., The Sufi orders in Islam, Oxf., 1971.
 СУХРАВАРДИ Шихабаддин (1155, Сухравард, ок. Зенджана,— 1191, Халеб), мусульм.
 теолог,
 суфий. Прозвище — аль-Мактуль (букв. — убитый). Развил учение о мистич. озарении
 — ишрак, к-
 рое легло в основу целого направления в суфизме. В концепции С. намеченные у
 аль-Халладжа, Ибн
 Сины и Газали идеи ишрак сочетаются с воззрениями герметизма и зороастризма
 (ангелология и др.),
 что вызвало обвинения
 С. в неправоверии. Оказал большое влияние на последующее развитие мусульм. мысли
 (Шахразури,
 Дав-вани, Мулла Садра, Хади Сабзивари, индо-мусульм. теологи 16—18 вв.).
 • Opera metaphysica et mystica, ed. H. Corbin, v. l, Istanbul, 1945, v. 2,
 Teheran —P., 1952; Мантик ат-талвихат, Тегеран,
 1955.
 • Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi, ubers, und erlautert v. M.
 Horten, Halle/Saale, 1912; Three treatises on my-
 sticism, ed. and transl. by O. Spies and S. K. Khatak, Stuttg., 1935; Corbin H.,
 Les motifs zoroastriens dans la philoso-phie de
 Sohrawardi, Teheran, 1946; Сами аль-Кайяли, С., Бейрут, 1955.
 СУЩЕЕ, категория онтологии, обозначающая 1) совокупность многообразных
 проявлений бытия; 2)
 любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; 3) онтологич. абсолют.
 В ряде
 идеалистич. концепций понятие С. употребляется как синоним бытия.
 В нек-рых учениях рус. идеалистич. философии кон. 19 — нач. 20 вв. (В. С.
 Соловьёв, Н. А. Бердяев)
 С. употребляется как более адекватное обозначение абсолюта, чем понятие «бытие»
 (толкуемое как
 логич. абстракция, превращающая абсолют в идеальный объект). Считая, что
 категория С. позволяет
 избежать объективации и отождествления высшего бытия с мыслью, представители
 этих учений
 пытаются представить абсолют как живое единство объективности и субъективности.
 В философии Хайдеггера С. (вещи и люди) противопоставляется бытию, лежащему в
 основе и за
 пределами С. Соответственно выделяются разные сферы исследования: оптическая
 (занимающаяся
 С.) и онтологическая (направленная на бытие). По Хайдеггеру, попытки истолковать
 бытие через
 отождествление его с С. являются неподлинным способом философствования и — в
 широком смысле
 — способом существования целой эпохи — «метафизической». В марксистско-ленинской
 философии
 понятие С. не употребляется. См. ст. Бытие и лит. к ней.
 СУЩЕСТВОВАНИЕ [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую], в
 диалектико-
 материалистич. философии синоним бытия. В истории философии понятие «С.»
 употреблялось
 обычно для обозначения внеш. бытия вещи, к-рое, в отличие от сущности вещи,
 постигается не
 мышлением, а опытом. Схоластика усматривала в дуализме сущности и С. коренную
 раздвоенность
 природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо
 из её
 сущности, но детерминировано в конечном счёте творч. волением бога.
 Англ. эмпиризм 17—18 вв. (Локк, Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. к-
 рых ниоткуда
 невыводимо и к-рые фиксируются в чувств. опыте— источнике всякого знания.
 Рационализм нового
 времени (Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель) в своём истолковании С. исходит из
 учения о тождестве
 мышления и бытия: С. по существу трактуется здесь как нечто разумное,
 рациональное. Попыткой
 примирить обе точки зрения были учения Лейбница и Канта. Лейбниц признаёт два
 рода истин:
 вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми,
 согласно
 Лейбницу, существует только для конечного человеч. разума, в божеств. разуме оно
 снимается. Кант
 признаёт онтологич. значение С. непознаваемой «вещи в себе», к-рое принципиально
 невыводимо
 логически, т. к. невозможно логически вывести С. ни одного чувств. явления (ибо
 рассудок даёт
 лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
 Принципиально новый категориальный смысл С. получает у Кьеркегора. Он
 противопоставляет
 рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеч. бытия, к-рое
 постигается
 непосредственно. С., до Кьер-кегору,— единично, личностно, конечно. Конечное С.
 имеет свою
 судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору,
 неотделимо от
 конечности, неповторимости С., т. е. от судьбы.
 В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в экзистенциализме (Ясперс,
 Хайдеггер, Сартр,
 Марсель и др.), где оно занимает центр. место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам
 термин
 «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с
 трансцен-денцией, т. е.
 выходом человека за собств. пределы. Непостижимая для мышления связь С. с
 трансценден-цией, его
 конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако
 конечность,
 смертность С.— не просто эмпирич. факт прекращения жизни, а начало, определяющее
 структуру С.,
 пронизывающее собой всю человеч. жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма
 интерес к т.
 н. пограничным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в к-рых выявляется
 природа С.
 Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как
 объективную
 реальность многообразных форм материи и как социаль-но-историч. бытие,
 определяющее
 положение человека в обществе.
 СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира
 и
 его познание человеком. Сущность — это внутр. содержание предмета, выражающееся
 в единстве
 всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное
 обнаружение
 (выражение) предмета, внеш. формы его существования. В мышлении категории С. и
 я. выражают
 переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и
 единству — к по-
 нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
 В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с
 тем как
 источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей
 или как то, что
 существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от
 самой вещи и
 производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея»)
 несводима к
 телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет
 сверхчувств.
 нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона,
 сущность
 («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой
 стороны, сущность, по
 Аристотелю, не выводится из той «материи», из к-рой строится вещь. В ср.-век.
 философии сущность
 резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а
 земное
 существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового
 времени
 противопоставление С. и я. приобретает гно-сеологич. характер и находит своё
 выражение в кон-
 цепции первичных и вторичных качеств.
 Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность
 принципиально не
 может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно
 Канту, есть не
 выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное
 представление.
 Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Гегель утверждал, что
 сущность является, а
 явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля
 явление истолко-
 вывалось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой
 неразрешимые
 противоречия.
 В бурж. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование:
 неопозитивизм
 отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувств.
 данные»;
 феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность —
 как чисто
 идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется
 понятием
 существования, явление же трактуется в субъективистском духе.
 СУЩНОСТЬ 665
 Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской
 философией.
 С. и я,— универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе
 познания они
 выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно
 связаны: явление
 представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении.
 Однако
 единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «...если бы форма
 проявления и сущность
 вещей непосредственно совпадали, то всякая вауна была бы излишня...» (Маркс К.,
 см. Маркс К, и
 Энгельс Ф,, Соч., т. 25, ч. 2, о. 384).
 Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр.
 содержания,
 существ. связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты
 последнего.
 Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто
 сохраняющееся во всех
 изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также
 изменяется: «...не
 только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности вещей...» (Ленин В,
 И., ПСС, т. 29, с.
 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его
 развития: «...закон и
 сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком
 явлений, мира...»
 (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеч. познания, В. И. Ленин писал:
 «Мысль человека
 бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать,
 порядка, к
 сущности второго порядка и т. д. б е з конца» (там же, с. 227).
 • Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного, в «Капитале» К. Маркса,
 М., I960; Богданов Ю.A С. и я., р.,
 1963; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; История
 марксистской диалектики, М.,
 1971, разд. 2, гл. 9; Материали-стич. диалектика. Краткий очерк теории, М.,
 1980; Основы марксистско-ленинской
 философии, ?., 19805. А. А. Сорокин.
 «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» («Das Wesen des Christentums», Lpz., 1841), осн. соч.
 Фейербаха.
 Первые две главы образуют «Введение». В гл. 1 («Общая сущность человека»)
 Фейербах
 усматривает суть человека в его способности понять себя в отношении к своему-
 другому, вобрать в
 себя «Я» и «Ты» и тем самым осознать себя как род (в то время как животное
 осознаёт себя как
 индивид). Способности человека (разум, любовь, сила воли) могут быть названы
 божественными в
 том смысле, что они носят всеобщий родовой характер; они абсолютны, а не
 относительны, как
 индивидуальный мир любого тела и существа. В гл. 2 («Общая сущность религии»)
 Фейербах
 показывает, что религ. объект, или божеств. сущность, в действительности
 представляет собой
 человеч. сущность, освобождённую от индивидуальной ограниченности, «очищенную»,
 объективную. Но в процессе объективации эта сущность противопоставляется
 индивиду, становится
 «идолом», индиндивидуальным существом; отвлеченным, родовым свойствам
 приписывается
 «отвлечённое», самостоят., «отчуждённое» существование. Поскольку же
 самопознание человеком
 своей сущности исторически развивалось, каждая новая религия относилась к
 предыдущей как к
 «идолопоклонству» (см. Избр. филос. произв., т. 2, М., 1955, с. 43). В 1-й ч.
 работы («Истинная, т. е.
 антропологич. сущность религии») Фейербах последовательно раскрывает
 антропологич. смысл
 различных атрибутов религии. Всеобщность бога совпадает со всеобщностью рассудка
 (гл. 3), мо-
 рального закона (гл. 4), любви как сокровенного выражения человеч. личности (гл.
 5), страдания (гл.
 6). Фейербах выявляет человеч. основу в христ. учениях о троичности бога, о
 богоматери (гл. 7), о
 логосе (гл. 8), о сотворении мира богом (гл. 9—12), считая, что «человек есть
 начало, человек есть
 середина, человек есть
 666 СУЩНОСТЬ
 конец религии» (там же, с. 219). Во 2-йч. («Ложная, т. е. богословская сущность
 религии») Фейербах
 последовательно показывает ложность, противоречивость, неестественность и
 извращённость осн.
 догматов теологии и религ. морали. «Личность бога есть не что иное, как
 отделённая,
 объективированная личность человека» (там же, с, 263), однако в процессе
 отчуждения в религии ей
 приписываются сверхъестеств. качества, а индивиду предписываются извращённые
 способы
 отношения к богу и миру. В «Заключении» Фейербах выдвигает идею т. н. религии
 любви, призывая
 поставить на первое место любовь к человеку, а не к богу, т. к. только «человек
 человеку бог», Книга
 завершается обширным приложением («Объяснения, примечания и цитаты»), где свою
 т. зр.
 Фейербах подтверждает обширными выписками из трудов христ. богословов.
 Концепция религ. отчуждения Фейербаха явилась материалистич. переосмыслением
 гегелевского
 понимания отчуждения, «С. х.» внесла вклад не только в развитие атеизма,
 вскрывая гносеологич, и
 социальво-пси-хологич, корни религии, но в развитие филос, материализма в целом,
 оказала влияние
 на формирование взглядов К. Маркса и Ф, Энгельса, к-рые способствовали переводу
 этой книги на
 европ. языки, Вместе с тем идеалистич. понимание истории, обусловившее
 ограниченность
 материализма Фейербаха, не позволило ему рассмотреть религию в социальном
 аспекте как
 порождение обществ. бытия и заставляло его искать корни религии в индивидуальной
 психологии,
 * Рус. пер.: П. Н. Рыбникова, Лондон. 1861 (нелег. изд.); Д. Ульриха,
 1906; Я. В. Швырова, 1907; Ю. М.
 Антонов-ского, 1926; в кн.: Фейербах Л., Избр.филос. произв.,
 * см. к ст. Фейербах.
 СХОДСТВО, отношение, родственное равенству. При наличии у пары объектов хотя бы
 одного
 общего признака можно говорить о С. объектов этой пары. Ввиду многообразия
 признаков на одной
 паре могут индуцироваться разные отношения С-, а ввиду повторяемости признаков —
 одно
 отношение С. на разных парах. Отношения С, на разных парах интенсионально (см.
 Интенсиональность) совпадают, если они определены одним и тем же признаком, Если
 этот признак
 — чётко определённое свойство, присущее каждому элементу рассматриваемых пар, то
 отношение
 С. всегда рефлексивно, симметрично и транзитивно, т. е. совпадает с отношением
 равенства
 (эквивалентности ) на множестве объектов, входящих во все такие пары. Если же

<< Пред.           стр. 350 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу