<< Пред.           стр. 358 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступает не
 только как основа и цель познания, но и как критерий истины.
 Краеугольный камень материалистич. Т. п.— принцип отражения. Диалектико-
 материалистич.
 теория отражения, основы к-рой заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и разработка
 к-рой была
 поднята на новую ступень В. И. Лениным, лежит в фундаменте всей марксистско-
 ленинской
 философии. В системе диалектич. материализма нет абс. совпадения Т. п. и теории
 отражения.
 Последняя имеет дело не только с анализом познания и знания, но и с
 исследованием тех форм
 отражения, к-рые существуют на допознават. уровне, в частности в неживой
 природе. Диалектич.
 материализм показывает, что специфически человеч. отражение осуществляется в
 неразрывной связи
 и на основе активной практич. преобразоват. деятельности. Поэтому и сам
 познават. процесс
 протекает не в форме пассивного созерцания нек-рых вовне данных объектов, а в
 виде ряда
 организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определ.
 идеальные
 объекты, к-рые служат средством для познават. освое-
 680 ТЕОСОФИЯ
 ния, отражения объективного мира. Процесс человеч. отражения, т. о., понимается
 в неразрывной
 связи с процессом материального и идеального творчества.
 История Т. п. доказывает, что эта область философии в большей степени, чем
 другие, связана с
 наукой, выступая в ряде случаев как критич. анализ и истолкование (не всегда,
 конечно, адекватное)
 науч. данных. Однако Т. п. не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как
 сфера филос.
 знания задолго до появле-ния совр. науки; к тому же не всякое метанауч.
 исследование носит
 гносеологич. характер. Как анализ ло-гич. структуры той или иной конкретной
 науч. теории (напр.,
 метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата совр.
 формальной логики
 связей между элементами языка целых классов науч. теорий (т. н. логич. анализ
 языка науки) сами по
 себе не являются гносеологич. исследованиями. Теоретико-познават. истолкование
 науки начинается
 там, где теоретич. конструкции интерпретируются с т. зр. их соответствия
 реальности, истинности,
 возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории
 абстрактным
 объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные
 высказывания
 данной науч. области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирич.
 данных,
 подтверждающих теорию с т. зр. их обоснованности, наличия в них достоверного и
 проблематич.
 знания. Гносеологич. интерпретация конкретных науч. теорий выступает, с одной
 стороны, как
 приложение нек-рых общих принципов Т. п. к анализу спец. случаев, с другой — как
 своеобразная
 ассимиляция новых науч. результатов для уточнения, а иногда и пересмотра нек-рых
 общих
 гносеологич. постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологич.
 интерпретации её
 результатов.
 • Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; его же,
 Экономическо-филос. рукописи 1844 года,
 там же, т. 42; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика
 природы, там же; Ленин В. И., Материализм и
 эмпириокритицизм, ЛСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т. 29; Кедров Б.
 М., Единство диалектики, логики и Т. п.,
 М., 1963; X и л л Т. И., Совр. Т. п., пер. с англ., М., 1965; Совр. проблемы Т.
 п. диалектич. материализма, т. 2, М., 1970;
 Ленинская теория отражения и совр. наука, [т. 1—3], София, 1973; К о п-нин П.
 В., Гносеологич. и логич. основы науки,
 М., 1974; Диалектика науч. познания, М., 1978; Проблемы материали-стич.
 диалектики как Т. п., М., 1979; Лекторский
 В. А., Субъект, объект, познание, М., 1980; Материалистич. диалектика. Краткий
 очерк теории, М., 1980. В. А.
 Лекторский.
 ТЕОСОФИЯ (от греч. e?o — бог и ????? — мудрость, знание), 1) в широком смысле
 слова —
 мистич. богопо-знание (см. Мистика). У Псевдо-Дионисия Ареопаги-та синоним
 теологии. Позднее
 Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть
 учения о божестве,
 исходящие из субъективного мистич. опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде
 связной
 системы. Нек-рые исследователи относили к Т. гностицизм, неоплатонизм, каббалу и
 т. п. Более
 распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистич. учений
 16—18 вв.,
 стоящих вне прямой церковной христ. традиции,— Я. Бё-ме, Парацельса, Л. К. Сен-
 Мартена, Э.
 Сведенборга, Ф. Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «Т.» для обозначения
 синтеза мистич.
 богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной Т.» у
 Вл. Соловьёва.
 2) Религ.-мистич. учение рус. писательницы Б. П. Блаватской (1831—91; соч.
 «Тайная доктрина» —
 «The secret doctrine», v. 1—2, 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием
 инд. религ.-филос.
 концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме — перевоплощении
 человеч. души и
 космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и
 нек-рых элементов
 гностицизма. Отбрасывая «историч. формы религии», Т. стремилась объединить
 различные
 вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ.
 символов
 и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной к.-л.
 определ. догматикой.
 Согласно Т., конечная цель человека — достижение оккультного «знания» и
 сверхъестеств.
 способностей — осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немного-числ.
 «посвящённых», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека.
 Теософское об-во
 было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом.
 Деятельность об-
 ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был
 перенесён в
 Индию (с 1882 — в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом
 об-ва стала А.
 Безант, к-рая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества (позднее
 Кришнамурти
 отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во
 главе с Р.
 Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе
 традиц. религий,
 к-рые она пытается заместить собой.
 • Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; Шахнович М. И.,
 Совр. мистика в свете науки, М—Л.,1965;
 G u 6 n o n R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; B ich
 l ma i r G., Christentum, Theosophie und
 Anthroposophie, W., 1950.
 ТЕОФРАСТ, Феофраст (??????????) (ок. 370, Эрес на Лесбосе,— между 288 и 285 до
 н. э., Афины),
 др.-греч. философ и учёный, крупнейший представитель перипатетической школы.
 Друг, сотрудник
 и преемник Аристотеля, с 322 и до конца жизни схоларх Ли-кея. Биография Т.
 изложена у Диогена
 Лаэртия (V 2, 36—57); кроме подлинного завещания, важного для истории Ликея,
 Диоген сохранил 4
 каталога (частично дублирующих друг друга) соч. Т., из к-рых первые два
 составлены в
 Александрийской библиотеке.
 От огромного наследства Т. до нас дошла ничтожная часть: логич. фрагменты (изд.
 с комм.: I. М. Во-
 chenski, La logique de Theophraste, 1947; A. Graeser, Die logischen Fragmente
 des Theophrast, 1973; L.
 Repi-ci, La logica di Teofrasto..., 1977), небольшой трактат «Метафизика»
 (Metaphysics, ed. W. D. ROSS
 and F. H. Fobes, 1929, repr. 1967), фрагменты «О душе» (изд. с комм. в кн.: E.
 Barbotin, La theorie
 aristotelici-enne de l'intellect d'apres Theophraste, 1954, p. 245—88) и значит.
 отрывок «Об ощущениях»
 с критикой досокра-товских теорий (изд. в кн.: H. Diels, Doxographi Graeci,
 1879, p. 499—527; с комм.
 G. M. Stratton, Theophrastus and the Greek physiological psychology before
 Aristotle, 1917, repr. 1964;
 рус. пер. Г. Ф. Церетели в приложении к кн.: П. Таннери, Первые шаги др.-греч.
 науки, 1902; иногда
 считается частью «Мнений физиков»), малые естеств. науч. трактаты (вероятно,
 извлечения из «Фи-
 зики»): «О камнях», «Об огне», «О запахах», «О ветрах», «О приметах погоды» и
 др. Наиболее
 значительны по объёму из сохранившихся соч. Т. два трактата о растениях,
 заложившие фундамент
 европ. ботаники. Этич. трактаты (минимум 17) полностью утрачены, сохранились
 только «Нравств.
 характеры» с описанием 30 ха-рактерологич. типов, отклоняющихся от норм
 поведения,— соч.,
 принёсшее Т. в новое время наибольшую славу, вызвавшее множество подражаний и
 лучше всего
 изученное. Из соч. по религии благодаря Порфирию в значит. мере сохранился
 трактат «О
 благочестии», проповедующий родство всего живого и запрещающий кровавые жертвы
 [изд. W.
 Potscher, Theophrastos,
 ???? ?????????, 1964 (Philosophia antiqua, v. XI)]. Полностью утрачены политич.
 соч., из к-рых гранди-
 озные «Законы» в 24 кн. (описание социально-политич. институтов греч. гос-в)
 были одним из самых
 влият. трудов Т. в древности; фрагменты собраны Хагером (см. H. Hager, «Journal
 of Philology», 1927,
 v. 6, № 1). От многочисл. книг по риторике (16 трактатов), поэтике и музыке
 остались только
 фрагменты трактата «О стиле». Исключительны заслуги Т. в истории науки и
 философии: 16 книг
 «Мнений физиков» положили начало древней доксографии и послужили одним из осн.
 ис-
 точников наших знаний о досократиках (см. Доксо-графы). В идущую от древности и
 в значит. мере
 верную традиц. характеристику Т. как философа, «трактующего темы, которые до
 него трактовал
 Аристотель» (Цицерон, de fin. 1, 6), новейшие исследования внесли много
 поправок. В ботанике и
 истории философии Т. был первопроходцем, в логике он проложил путь стоицизму, в
 физике (отход
 от телеологич. понимания природы, возможно — отказ от эфира и т. д.) —
 детерминизму Стратона; в
 этике он выдвинул на первый план понятие «природы» (цель этики — осуществление
 «естеств.
 задатков»); его концепция религии («благочестия») — одна из вершин антич.
 гуманности. При Т.
 происходит упрочение и расцвет Ликея (отчасти благодаря покровительству Деметрия
 Фалерского),
 его лекции посещают до 2 тыс. слушателей (Диоген Лаэртий V 37), в т. ч.
 Деметрий, Менандр и
 Эрасистрат; соч. Т. имели многовековое влияние в древности (Цицерон, Сенека,
 Плутарх, Порфирий,
 комментаторы Аристотеля) и в ср. века, в т. ч. на араб. и сирийскую науку.
 • в рус. пер.: Исследование о растениях, пер. M. E. Сергеен-ко, М., 1951;
 Характеры, пер. Г. А. Стратановского, Л
 1974
 • Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич. идей от античности до эпохи
 Возрождения, М., 1974, с. 88-92; Regenbogen
 O., Theophrastos von Eresos, в кн.: RE, Suppl. VII, 1940, col. 1354—1562; Reale
 G., Teofrasto e la sua aporetica metafisica,
 Brescia, 1964; Steinmetz P., Die Physik des Theophrastos von Eresos, Bad Homburg
 — Z., 1964; Mo via G., Anima e Intelletto.
 Ricerche sulla psicolo-gia peripatetica da Teofrasto a Cratippo, Padova, 1968;
 Naturphilosophie bei Aristoteles und Theophrast,
 hrsg v I During Hdlb., 1969; Potscher W., Strukturprobleme der aristotelischen
 und theophrastlschen Gottesvorstellung, Leiden,
 1970.
 А. В. Лебедев.
 ТЕРМ (англ. term, франц. terme, от лат. terminus — граница, предел, позднее —
 выражение,
 определение), в логико-математич. исчислении — аналог подлежащего или дополнения
 естеств.
 языков, т. е. выражение, обозначающее (или описывающее — см. Дескрипция) к.-л.
 объект из
 универсума — предметной области предполагаемой модели этого исчисления. Частным
 случаем Т.
 являются переменные.
 ТЕРМИН (от лат. terminus — граница, предел, конец),
 1) имя с оттенком спец. (науч.) его значения, уточняемого в контексте к.-л.
 теории или отрасли
 знания.
 2) В антич. философии — понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты
 реальности в
 противоположность разнообразным и изменчивым её чувств. образам (аналог совр.
 понятия «закон»).
 3) В аристотелевской силлогистике и традиц. логике — элементы суждений, входящих
 в состав
 силлогизма: субъекты и предикаты его заключения и посылок. Субъект заключения
 наз. меньшим Т.,
 его предикат — большим Т., а Т., общий посылкам,— средним Т.
 ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс (Quintus Septimius Florens Tertullianus) (ок.
 160,
 Карфаген,— после 220, там же), христ. богослов и писатель. Выступал в Риме как
 судебный оратор;
 приняв христианство, ок. 195 вернулся в Карфаген. Позднее сблизился с
 монтанистами, вступив в
 конфликт с церковью; по-видимому, в конце жизни основал особую секту
 «тертуллианистов».
 Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если совр. ему христ. мыслители
 стремились привести
 библейские учения и греч. философию в единую систему, то Т. всячески
 подчёркивает пропасть
 между верой и разумом («Что общего у Академии и церкви?»): «Сын божий распят;
 нам не стыдно,
 ибо полагалось бы стыдиться. И умер Сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с
 чем несообразно.
 И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». В полемике
 против абстрактного
 теоретич. разума Т. подчёркивает права «естественного» практич. рассудка,
 выступая как еди-
 номышленник киников и особенно рим. стоицизма. Он развёртывает программу
 возвращения к
 природе
 ТЕРТУЛЛИАН 681
 не только в жизни, но и в познании, призывая сквозь все слои книжности дойти до
 изначальных недр
 чело-веч, души. Это означает для Т. утверждение эмпиризма как в мистико-
 психологич., так и в
 сенсуалистико-реалистич. аспектах. Одновременно эмпиризм Т. приводит его к
 материалистич.
 тенденциям; всё сущее есть «тело», следовательно, и бог должен быть понят как
 «тело, к-рое,
 впрочем, есть дух». Господствующее настроение Т.— тоска по эсхатологич. концу
 истории. Рим. гос.
 порядку он противопоставляет космополитизм в духе киников и моральное
 бойкотирование
 политики.
 • Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 47, 69, 76, Vindobonae,
 1890—1957; в рус. пер.— Творения, ч. 1, К.,
 1910.
 • Попов К., Т., К., 1880; Ш т е р н о в Н., Т., пресвитер карфагенский, Курен,
 1889; Преображенский П. Ф., Т. и Рим, М.,
 1926: Barnes T. D., Тег-tullian. A historical and literary study, Oxf., 1971.
 ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии,
 стандартизированные задания,
 результат выполнения к-рых позволяет измерять нек-рые психофизиологич. и
 личностные
 характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
 Т. начали применяться в 1864 Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний
 учащихся.
 Теоретич. основы тестирования были разработаны англ. психологом Ф. Гальтоном
 (1883). Термин
 «Т.» впервые ввёл амер. психолог Дж. Кеттел (1890). Франц. психолог А. Бине
 применил принцип

<< Пред.           стр. 358 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу