<< Пред.           стр. 359 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 тестологич. исследований к высшим психич. функциям человека: в его серию Т.
 (1891) вошли
 задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетич. и этич.
 чувства и т. д. Нем.
 психолог В. Штерн ввёл коэффициент интеллектуальности (1911).
 В нач. 20 в. начинают разграничиваться психологич. и педагогич. направления в
 разработке Т.
 Первый стандартизированный педагогич. Т. был составлен амер. психологом Э.
 Торндайком.
 Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в
 психологию и
 педагогику математич. методов. Ста-тистич. методы К. Спирмена (в частности,
 применение
 факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии Т.
 Прогнозирование развития
 личности породило особый вид Т., основывающихся гл. обр. на методах глубинной
 психологии,—
 проективные Т. (напр., тесты Роршаха). Практич. использование Т. в совр.
 психологии связано гл.
 обр. с диагностированием отд. личностных характеристик человека, выражаемых че-
 рез количеств. показатели. Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и
 за рубежом, Таганрог, 1969;
 Психологич. диагностика. Сб. ст., М., 1981; Аванесов В. С., Тесты в социологам,
 исследовании, М., 1982; G r o n b а с h
 L. J., Essentials of psychological testing, N. Y., 19602; Anastasi A.,
 Psychological testing, L., 19693.
 ТЕХНИКА (от греч. ????? — искусство, мастерство, умение), система искусств.
 органов
 деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса
 опредмечивания в
 природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и
 использования
 сил и закономерностей природы. Т. (вместе с людьми, создающими её и приводящими
 в действие)
 образует составную часть производит. сил общества и является показателем тех
 обществ. отношений,
 при к-рых совершается труд, составляет материальный базис каждой обществ.
 формации.
 Совр. Т. можно разделить на след. функциональные отрасли: производств. Т., Т.
 транспорта я связи,
 Т. науч. исследований, воен. Т., Т. процесса обучения, Т. культуры и быта, мед.
 Т., Т. управления.
 Нек-рые из развитых областей Т. (производственная, транспорта и связи) могут
 быть подразделены
 на Т. пассивную и активную. Пассивная Т. включает: связующую систему произ-ва
 (особенно в
 химич. пром-сти); производств.
 помещения; технич. сооружения наземной свя-
 682 ТЕСТ
 зи, жел. дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения; технич. средства
 распространения
 информации (телефон, радио, телевидение). Активная Т. состоит из: орудий
 (инструментов), к-рые
 делятся на орудия ручного труда, орудия умств. труда и орудия жизнедеятельности
 человека (очки,
 слуховые аппараты, нек-рые протезы и т. п.); машин (производственных,
 транспортных, военных),
 аппаратуры управления машинами, технологич., производств. и социально-экономич.
 процессами.
 Последовательность перечисленных звеньев технич. системы соответствует в
 принципе историч.
 последовательности их возникновения.
 Закономерности развития Т. не сводимы к социально-экономич. закономерностям.
 Исходным
 пунктом в со-циологич. исследовании развития Т. выступает анализ взаимоотношения
 её с человеком
 в процессе труда. В этом процессе Т. занимает промежуточное положение между
 человеком и
 природой как предметом труда. Технич. средства, будучи, с одной стороны,
 веществом природы, с
 другой — призваны быть продолжением естеств. работающих органов человека. Внутр.
 логика
 развития Т. обусловлена взаимоотношением Т. с человеком и природой. При этом
 определяющим
 является историч. и логич. соотнесение Т. с работающими органами обществ.
 человека. Замена
 «...естественных производственных инструментов...» человека искусственными,
 замена
 «...человеческой силы силами природы...» (Маркс К., см. Капитал, в кн.: Маркс К.
 и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 23, с. 385, 397) составляет осн. закон самодвижения Т.
 Критерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение от
 человека к Т. таких
 функций, к-рые вызывают коренное изменение в технологич. способе соединения
 человека и Т.
 Соответственно история Т. может быть подразделена на три осн. этапа: орудия
 ручного труда
 (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (машины на уровне
 автоматизации).
 Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и Т. в
 технологич. процессе, при
 к-ром человек является материальной основой технологич. процесса, а орудия лишь
 удлиняют и
 усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер. Второй
 этап характерен
 тем, что основой технологич. процесса становится машина, а человек лишь
 дополняет её своими
 органами труда, является её технологич. элементом. Труд при этом становится
 механизированным.
 Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и Т.
 Переставая быть
 непосредств. звеном технологич. цепи, человек получает условия для творч.
 использования своих
 способностей. Т. в свою очередь не ограничивается более в своём развитии фи-
 зиологич. пределами
 человеч. организма.
 Развитие Т. совершается не только путём опредмечивания технологич. функций
 человека, но и путём
 превращения вещества природы и естеств. процессов в рабочее вещество и
 технологич. процессы.
 Научно-технич. деятельность человека выражается в том, что он использует
 механич., физич., химич.
 свойства природы для того, чтобы «... в соответствии со своей целью применить их
 как орудия
 воздействия на другие вещи» (там же, с. 190).
 Развитие совр. Т. в большей степени, чем когда-либо, обусловлено развитием
 науки, к-рая играет ве-
 дущую роль по отношению к Т. Технич. новшества осуществляются путём приложения
 научно-
 теоретич. знаний. В свою очередь, потребности развития Т. стимулируют и
 направляют науч.
 исследования (особенно прикладного характера). Лабораторная Т. и Т. науч.
 экспериментов создают
 новые возможности для овладения законами природы.
 Марксизм исходит при анализе обществ. явлений не из Т. самой по себе, а из
 уровня развития
 производит. сил. Но Т. занимает особое место в производит. силах: она фиксирует
 их рост, развитие
 — количеств. и ка-
 честв. изменения — в предметной форме. Особенно это относится к производств. Т.,
 к технич.
 средствам труда и гл. обр. к той их части, к-рую Маркс называет меха-нич.
 средствами труда,
 костной и мускульной системой лроиз-ва. Т. о., уровень развития Т. во многом
 определяет и
 соответствующий уровень развития общества. Экономия, эпохи различаются не тем,
 что производит-
 ся, а тем, как производится, какими средствами труда (см. там же, с. 191).
 Т. оказывает воздействие на общество различными путями. Это воздействие
 смягчается или,
 наоборот, усиливается в зависимости от социально-экономич. условий применения Т.
 Само развитие
 Т. испытывает мощное воздействие со стороны экономич., политич., идеологич.
 институтов
 общества, к-рое может стимулировать научно-технич. прогресс или тормозить его в
 соответствии с
 экономич. и политич. целями классов.
 Влияние Т. на совр. общество происходит не только через сферу материального
 произ-ва (хотя это и
 гл. сфера воздействия). Так, воен. Т. влияет на мировую политику, ибо с
 изобретением средств
 массового уничтожения людей проблема сохранения мира превращается в проблему
 жизни и смерти
 всего человечества. Система образования, иск-во, культура, быт в значит. мере
 преобразуются под
 воздействием Т. Изобретение Т. кино, телевидения, радио, звукозаписи вызвали к
 жизни новые виды
 иск-ва, оказали глубокое воздействие на всю человеч. культуру. Т.
 революционизирует и условия
 быта, оказывает влияние на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т.
 д. См. также
 Научно-техническая революция, Научно-технический прогресс.
 • M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его ж е, Нищета
 философии, там же, т. 4; е г о же, Экономич.
 рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46, ч. 1 — 2; Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, 4,
 6, М.—Л., 1929—59; Бернал Д ж., Наука в
 истории общества, пер. с англ., М., 1956; Шухардин С. В., Основы истории Т., М.,
 1961; История Т., М., 1962;
 Мелещенко Ю. С., Человек, общество и Т., Л., 1964; его же, Т. и закономерности
 ее развития, Л., 1970; Омаров А. М., Т.
 и человек, М., 1965; Епископосов Г. Л., Т. и социологич. М., 1967; К у-зин А.
 А., К.Маркс и проблемы Т., М., 1968;
 Товма-сян С. С., Филос. проблемы труда и Т., М., 1972; Волков Г. Н., Истоки я
 горизонты прогресса, М., 1976.
 Г. Н. Волков.
 ТЕХНОКРАТИЯ (от техника и греч. ?????? — власть, господство), 1) социологич.
 концепция,
 утверждающая необходимость установления политич. власти технич. специалистов
 (организаторов
 произ-ва и инженеров), осуществляемой в интересах всего общества на базе науч.
 знания, в
 противовес частнособственнич. власти капитала и капиталовладельцев.
 Первоначально идея Т.
 выражена в социальной утопии Веблена «Инженеры и система цен» («The engineers
 and the price
 system», 1921). Отводя в духе «технологич. детерминизма» ведущую роль в развитии
 общества 20 в.
 пром. произ-ву и технич. прогрессу, Веблен приписывал технич. специалистам роль
 бескорыстных
 служителей производств. и социального прогресса. Для реализации этих целей они
 должны
 объединиться и занять ключевые позиции в пром-сти страны. Вследствие пром.
 революц. переворота
 система частной собственности будет заменена системой рационального управления.
 Концепцию Т.
 развивали А. Берл («The twentieth century capitalist revolution», 1954), А. Фриш
 («Une repon-se au defi
 de JThistoire», 1954) и др. В 60—70-х гг. идея Т. наиболее полно представлена в
 работах Дж. К.
 Годбрейта («Новое индустриальное общество», рус. пер. 1969, и «Экономич. теории
 и цели
 общества», рус. пер. 1976), к-рые отразили изменения за 40—50 лет в организации
 крупного корпора-
 тивного произ-ва. Оставаясь в рамках «классич.» тех-нократизма, концепция
 «нового
 индустриального общества» отличается от него тем, что это уже не проект
 будущего, а описание и
 оправдание status quo, новых функций специалистов в существующем обществе. Осн.
 понятие
 Голбрейта — «техноструктура» отражает реаль-
 ный рост и расслоение социальной группы технич. специалистов, усложнение и
 дифференциацию
 функций управления пром. корпорацией на совр. этапе гос.-монополистич.
 капитализма.
 Техноструктура — обширная иерархич. организация, объединяющая людей, владеющих
 технич.
 знанием, от рядовых инженеров до начальников цехов, проф. управляющих и
 директоров, «носитель
 коллективного разума и коллективных решений» (Galbraith, Economics and the
 social purpose, Boston,
 1973, p. 82). Утверждая, что «техноструктура» причастна к власти или к «принятию
 решений», теоре-
 тики типа Голбрейта распространяют представление о реальном участии в структуре
 власти узкой
 прослойки высших функционеров на всю иерархию. Ближайшими по духу к Концепции Т.
 в бурж.
 социологии являются концепции «революции управляющих» Берн-хема и «революции
 учёных»
 Белла. Притязая на критику идеи Т. и теоретич. новизну, они движутся в русле
 «технологич.
 детерминизма» и служат апологии гос.-монополистич. капитализма, игнорируя тот
 факт, что рост
 влияния технич. специалистов не вносит коренных изменений в структуру
 собственности и власти в
 позднекапиталистич. обществе.
 2) Социальная прослойка высших функционеров мо-нополистич. произ-ва и
 управления. Технократы
 — это обладатели спец. образования, к-рые входят в высший слой крупной буржуазии
 и разделяют с
 нею власть. Термин в этом значении употребляется в конкретных исследованиях
 организац.
 структуры, социальной мобильности и т. п. (особенно во франц. социологии).
 3) Название обществ. движения в США в 30-х гг. 20 в. Организац. принципы и
 основа его программы
 — достижение всеобщего благосостояния, «совершенного социального механизма» —
 полностью
 заимствованы из проектов Веблена. Число низовых орг-ций технократов доходило до
 300, лидерами
 движения были Г. Лоэб и Г. Скотт. Стремление совершить индустриальный переворот
 путём
 насаждения науч. планирования произ-ва в нац. масштабах в условиях капитализма к
 кон. 40-х гг.
 было предано забвению. • Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959;
 Гвишиани Д. М.,
 Организация и управление, М., 19722; Социология и современность, т. 2, М., 1977,
 гл. 2, § 1;
 Графский В. Г., Гос-во и Т. Историко-критич. очерк, М., 1981; С о s t o n H.,
 Les technocrates et la
 synarchie, P., 1962; Meynaud J., Le technocratic, mythe ou realiti?, P., 1964; E
 l sner H., The technocrats.
 Prophets of automation, Syracuse, 1967; Bon F., Burnier ?. ?., Les nouveaux
 intel-lectuele, P., 1971;
 Kleinberg В., American society in the postindustrial age, Columbus, 1973.
 ТИЛЛИХ (Tillich) Пауль (20.8.1886, Старцеддель,— 22.10.1965, Чикаго), нем.-амер.
 протестантский
 теолог И философ, представитель диалектической теологии. После 1-й мировой войны
 выступил
 одним из критиков либерального протестантизма, требуя возвращения к первонач.
 идеям
 Реформации. В 20-х гг. лидер ре-лиг.-социалястич. движения в Германии
 (разновидность христ.
 социализма). С 1933 в эмиграции в США. Т. стремился объединить осн. течения
 протестантизма и
 христ. теологии в целом и заложить основы их нового «экуменич.» синтеза. Он
 выдвигал задачу
 создания «теологии культуры», к-рая давала бы религ. освящение всех сторон жизни
 совр. общества
 (работы по вопросам истории культуры, этики, педагогики и социологии). Т.
 критикует историч.
 протестантизм, к-рый, подменив символы католицизма рациональными концепциями,
 моральными
 законами и субъективными эмоциями, создал угрозу исчезновения основ церковности.
 В отличие от
 Барта Т. подчёркивает религ. ценность культуры и необходимость сохранения
 автономной человеч.
 активности в религии; бог для Т. пребывает в этом мире как его собств. основа и
 глубина. Бога
 нельзя «искать» как к.-л. вещь, и он не существует как частное бытие, поэтому,
 по Т., вполне обо-
 ТИЛЛИХ 683
 сновав протест атеизма против бога как обитающей над миром совершенной небесной
 личности.
 Христос, по Т., есть образ «нового бытия», преодолевающего демо-нич. механизмы
 личного и
 социального отчуждения. В противовес Бультману Т. считал, что символы (мифы)
 образуют
 «естеств. язык» религии и не подлежат к.-л. замене. Деятельность Т.— характерный
 пример попытки
 в условиях кризиса религии построить теоло-гич. систему, «открытую» для
 воздействия различных

<< Пред.           стр. 359 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу