<< Пред.           стр. 360 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 течений совр. философии, психологии, социологии. Т. оказал значит. влияние как
 на протестантскую,
 так и на католич. философию сер. 20 в.
 • Gesammelte Werke, Bd 1—14, Stuttg., 1959—75; A history of Christian thought,
 N. Y., 1972.
 • Armbruster C. J., The vision of P. Tillich, N. Y., U967] (лит.); Scabini E.,
 II pensiero di P. Tillich, Mil., [1967] (лит.).
 ТИМАШЕВ (Timasheff) Николай Сергеевич (9.11.1886, Петербург,—9.3.1970, Нью-
 Йорк), рус.-амер.
 социолог, правовед и историк обществ. мысли. Проф. юриспруденции Петрогр.
 политехнич. ин-та
 (1916—20). В 1921 эмигрировал из СССР; после 1936 жил в США. Согласно Т.,
 правовая система это
 — измеритель, показатель и осн. «рефлектор» социальной системы и её изменений.
 Вслед за
 Петражицким Т. считал, что право как социальное явление возникает при слиянии
 двух уже
 сложившихся особенностей социального бытия (к-рые в общем могут существовать и
 независимо
 друг от друга). Первая из них — наличие в каждой длительно существующей
 социальной группе
 такого порядка, к-рый может быть выражен в правовых нормах и к-рый через
 посредство сложных
 механизмов делается обязательным для членов группы; вторая — наличие социальной
 власти. В
 работах по общей социологии Т. излагал идеи, близкие к взглядам Сорокина. Он
 считал, что
 социология изучает «биопсихологич. коллективный опыт людей», что нет миним.
 принципа или
 субстрата, к к-рому можно свести все обществ. процессы, т. е. отвергал историч.
 монизм, утверждая,
 что историч. процессы определяются взаимодействием многих факторов:
 экономических,
 демографических, религиозных, психологических и др. Т. склонялся к убеждению,
 что основным
 социальным явлением, единицей, подлежащей социологич. анализу, нужно считать
 взаимодействие
 между двумя или более человеч. существами. Т. принадлежит также несколько работ
 по истории со-
 циологии.
 В работах по истории социально-политич. развития России после ?кт. революции
 1917 Т. выступил
 как откровенный враг марксизма и Сов. власти.
 • Право как коллективно-психологич. реальность, в сб.: Тр. рус. ученых за
 границей, т. 2, Берлин, 1923; Развитие
 социологии права и ее сфера, в кн.: Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и
 А. Босков, М., 1961, с. 479—508;
 Sociological theory, its nature and growth, N. Y., 1967s; General sociology,
 Milwaukee, 1959 (соавтор); War and revolution, N.
 Y., 1965.
 «ТИМЕЙ», диалог Платона, относящийся к позднему периоду его творчества. Оспорить
 поздний
 характер «Т.» пытался Г. Оуэн (1953), объединявший «Т.» в одну группу с
 «Государством» и др.
 диалогами среднего периода. Его подверг критике X. Чернис (1957), доказавший,
 что «Т.» написан
 позже «Государства», «Теэте-та» и «Парменида» и, по всей вероятности, позже
 «Софиста» и
 «Политика». Если «Государство» показало, что индивидуальные добродетели лучше
 всего могут
 развиться при правильном гос. устройстве, то «Тимей» должен был показать
 укоренённость человека
 и гос-ва в общекосмич. жизни.
 Действующие лица «Т.» — Сократ, пифагореец Тимей из Локр Италийских (по-
 видимому, реальное
 историч. лицо, сведений о к-ром помимо «Т.», однако, не сохранилось), афинянин
 Критий, в доме к-
 рого происходит беседа (дед тирана Крития, дяди Платона), Гермократ, сиракузский
 адмирал,
 разбивший афинскую экспеди-
 684 ТИМАШЕВ
 цию против Сицилии в 415—413. Беседа ведётся на Великие панафинеи,
 праздновавшиеся в разгар
 лета. Диалог состоит из вводной беседы (17а—27b), в ходе к-рой Критий пересказал
 предание,
 некогда привезённое из Египта Солоном,— о подвиге жителей древнейших Афин,
 выступивших
 против союза городов легендарной Атлантиды (21а—25d), и рассказа Тимея (27с—
 92с),
 составленного наподобие традиционных для ранней натурфилософии соч. «О природе».
 Речь Тимея
 — рассказ о создании вечно изменчивого чувств. мира — носит характер
 «правдоподобного мифа» и
 состоит из вступления (27 с — 29 d), вводящего необходимые для изложения темы
 категории бытия и
 становления, образца и подобия (далее дополненные категориями тождественного и
 иного, вечности
 и времени и др.), и трёх частей: поскольку космос создан демиургом из сочетания
 ума и
 необходимости, 1-я ч. (29d — 47е) рассматривает произведения ума (нуса), 2-я
 часть (47е — 69а)—
 произведения ананки (необходимости), а 3-я часть (69а — 92с) — то, что
 получается из сочетания
 двух первых начал. В 1-й части рассмотрены первичные элементы, из к-рых состоит
 космос,
 создание мировой души, человеч. душ и небесных тел. Во 2-й части рассмотрена
 проблема материи,
 к-рая понимается как «то, в чём», пространство (????, собств. «помещение»,
 «вместилище»),
 восприемница исходящих от ума эйдо-сов, называется «матерью» и «кормилицей»,
 поскольку она
 лежит в основе всякого становления и возникновения; ум при этом оказывается
 «отцом», а
 возникший мир — «ребёнком»; здесь же рассмотрены трансформации первичных
 элементов,
 возникновение чувств. ощущений и восприятий. В 3-й части описано строение и
 функционирование
 человеч. организма.
 Будучи сводкой всех осн. вопросов космо- и антропогенеза, «Т.» подвёл итог
 натурфилософии 6—4
 вв. до н. э. и лёг в основу формирования взглядов на строение космоса в эпоху
 эллинизма. Он оказал
 непосредств. влияние на Аристотеля и перипатетическую школу, на Древнюю
 Академию, стоицизм и
 — так или иначе — эпикуреизм (критике «Т.» Эпикур посвятил спец. трактат).
 Метафорич.
 двусмысленность «Т.» провоцировала при этом различные и иной раз противоположные
 его
 толкования — даже в русле ортодоксального платонизма. Так, хотя начиная с
 Древней Академии и
 вплоть до позднейших неоплатоников в антич. платонизме преобладало вневременное
 понимание
 творения в «Т.», нек-рые представители среднего платонизма (Плутарх, Аттик,
 Гален) считали, что в
 «Т.» Платон учит о творении мира во времени. Эта т. зр., значимая для христ.
 читателей «Т.», была
 проведена в соч. александрийского неоплатоника Иоанна Филопона «Против Прокла по
 поводу
 вечности мира».
 С «Т.» вплоть до Возрождения по преимуществу было связано представление о
 Платоне (не случайно
 Рафаэль в «Афинской школе» изобразил философа с «Т.» в руке). Первым
 комментатором «Т.» был
 представитель Древней Академии Крантор; «Т.» толкуют стоики (специально —
 Посидоний); ряд
 комм. к отд. проблемам «Т.» пишет Плутарх; известно о комм. к «Т.» Порфирия и
 Ямвлиха; до нас
 дошла значит. часть комментария к «Т.» Прокла. На лат. яз. «Т.» перевёл Цицерон
 (фр. 27d — 47b);
 необычайной популярностью на лат. Западе пользовался пер. и комм. Калкидия
 (вероятно, ок. 400).
 Араб. философия усвоила «Т.» благодаря переводу в 9 в. парафразы Галена.
 Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), Г. В. Малеванского (1883), С. С. Аверинцева
 (1971).
 • Martin Т. Н., Les etudes sur le «Timee» de Platon v. 1—2, P., 1841; The
 Timaeus of Plato, ed. with introd. and notes by B. D.
 Archer-Hind, L. —Carab., 1888; T a y-lor A. E., A commentary on Plato's Timaeus,
 Oxf., 1928; Plato's cosmology: The Timaeus
 of Plato, transl. with comm by F. M. Cornford, N. Y., 1937; Galeni Compendium
 Timaei Platonis..., ed. P. Kraus et R. Walzer,
 L., 1951 (Plato Arabus, v. 1); Timaeus. A Calcidio translatus commentarioque
 instructus ed. J. H. Waszink, L., 19752 (Plato
 Latinus, v. 4); B a 11 e s M., Die Weltentstehung des platonischen Timaios nach
 den antiken Interpreten, Tl 1—2, Leiden,
 1976—78. Ю. А. Шичалин.
 ТИП, см. в ст. Типология.
 «ТИПИТАКА» [букв.— три корзины (закона)), собрание буддийских текстов на языке
 пали, т. н.
 палийский канон (санскр. «Трипитака»). От аналогичных собраний на пракритах и
 санскрите
 сохранились только фрагменты. Основа «Т.» была изложена на 1-м буддийском соборе
 в Раджагрихе
 (ок. 477 до н. э.), окончат. редакцию получила на 3-м буддийском соборе в
 Паталипутре в 3 в. до н. э.,
 записана в 80-х гг. до н. э. на Цейлоне.
 «Т.» состоит из трёх разделов: 1) «Виная-питака» («Собрание дисциплинарных
 правил») содержит в
 основном правила поведения буддиста, организации буддийской общины; 2) «Сутта-
 питака»
 («Собрание текстов») представляет изложение учения буддизма и состоит из 5
 частей: «Дигха-никая»
 («Собрание длинных рассуждений»), «Маджхима-никая» («Собрание рассуждений
 средней длины»),
 «Самьютта-никая» («Собрание связанных рассуждений»), «Ангуттара-никая»
 («Собрание рас-
 суждений, большее на один член»), «Кхуддака-никая» («Собрание коротких
 рассуждений») —
 учение буддизма в его наиболее первонач. форме (как лишённая филос. и мифологич.
 обрамления
 этико-практич. доктрина); 3) «Абхидхамма-питака» — излагает учение буддизма в
 более
 спекулятивно-схоластич. манере.
 Хотя «Т.» представляет канон одной из сект хиная-ны — тхеравадинов (старейших),
 в силу своей
 древности и сравнительно большей сохранности она служит важнейшим источником для
 изучения
 первонач. буддизма. «Т.» содержит важнейшие сведения по истории и культуре
 древней Индии
 вообще. К «Т.» тесно примыкает обширное число комментариев.
 * Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., Язык пали, М., 1965 (лит.), см. также лит.
 к ст. Буддизм.
 ТИПОЛОГИЯ (от греч. ????? — отпечаток, форма, образец и ????? — слово, учение),
 1) метод науч.
 пo-знания, в основе к-рого лежит расчленение систем объектов и их группировка с
 помощью
 обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти-пологич. описания
 и
 сопоставления. Проблемы Т. возникают во всех науках, к-рые имеют дело с крайне
 разнородными по
 составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу
 упорядоченного
 описания и объяснения этих множеств. Т. опирается на выявление сходства и
 различия изучаемых
 объектов, на поиск надёжных способов их идентификации, а в своей теоретически
 развитой форме
 стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить её закономерности,
 позволяющие
 предсказывать существование неизвестных пока объектов.
 По способу построения различают эмпирич. и тео-ретич. Т. В основе первой лежит
 количеств.
 обработка и обобщение опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и
 различия,
 находимых индуктивным путём, систематизация и интерпретация полученного
 материала. Теоретич.
 Т. предполагает построение идеальной модели объекта, обобщённое выражение
 признаков,
 фиксацию принципов таксономич. описания множества изучаемых объектов (напр.,
 принцип гомо-
 логич. сходства в систематике животных, принцип симметрии в физике элементарных
 частиц и т. д.).
 Теоретич. Т. опирается обычно на понимание объекта как системы, что связано с
 вычленением
 системообразую-щих связей, с построением представления о структурных уровнях
 объекта; такая Т.
 служит одним из гл. средств объяснения объекта и создания его теории.
 Вычленяют различные формы Т., применяемые в науч. знании. Морфологическая Т.,
 ориентирующая
 на поиск некоего неизменного «архетипа», «плана строения», нашла применение, в
 частности, в
 биологич. исследованиях (напр., у Гёте). С утверждением в науч. знании историч.
 подхода
 формируется сравнительно-историч. Т., цель к-рой — отображение системы в её
 развитии. Она
 представлена в эволюц. биологии т. н. филогенетич. систематикой, в языкознании —
 построением
 генеалогич. древа индоевроп. языков,
 В 20 в. осознаётся значение Т. как особого методоло-гич. средства, с помощью к-
 рого строится
 теоретич. объяснение. При этом происходит сдвиг в трактовке типа, к-рый
 выступает уже не как
 реальный «архетип», а как результат сложной теоретич. реконструкции исследуемого
 множества
 объектов, объединяемых с помощью методов Т. В рамках такого понимания Т. можно
 вычленить: 1)
 структурную Т.; 2) метод идеальных типов, где тип — абстрактная конструкция, с
 к-рой
 сопоставляются изучаемые объекты; 3) метод конструированных типов, где тип —
 некий объект,
 выделяемый по ряду критериев из всего множества и рассматриваемый в качестве
 представителя
 этого множества объектов.
 Переход к истолкованию типа как методологич. средства способствовал отказу от
 трактовки Т. как
 полного и однозначного отображения системы: множеству конкретных типологич.
 процедур
 соответствует и множество различных Т. для данной системы.
 В бурж. социальной мысли тенденция к методологич. переосмыслению Т.
 обнаруживается в
 переходе от теории культурно-историч. типов (Данилевский, Шпен-глер), где Т.
 понималась как
 вычленение множества реально существующих типов культур, к идеальной Т.,
 разработанной М.
 Вебером. Т., по Веберу, заключается в создании нек-рых идеальных типов,
 абстрактных
 конструкций, к-рые представляют собой заведомое упрощение, логич. фикции,
 предельные понятия,
 не имеющие прямого аналога в реальности и использующиеся для исследования причин
 и характера
 отклонения историч. действительности от идеального типа. Произвольность и
 отрицание
 объективных критериев выдвижения и разработки Т., свойственные такому подходу, в
 значит. мере
 усилились в концепции конструированных типов (амер. социолог X. Беккер).
 Подчёркивая, что Т.
 предполагает отход от описываемой реальности, конструктивная Т. переоценивает
 роль
 произвольного выбора исследователем одного к.-л. случая или события в качестве
 типа.
 Методы Т. широко используются в марксизме-ленинизме как средство науч. анализа
 социальных
 процессов и явлений: обществ. отношений, классовой структуры общества, личности
 и др. Так,
 марксистское учение об общественно-экономич. формациях связано с вычленением
 экономико-
 историч. типов общества, в основе к-рых лежат определ. производств. отношения
 (см. К. Маркс, в
 кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, с. 65). Используя методы Т.,
 марксистская социология
 вычленила реальные структурные единицы историч. процесса, что позволило дать
 материалистич.
 объяснение истории, множественности историч. типов обществ и культур,
 существования различных
 укладов внутри определ. общественно-экономич. формаций. В противовес различным
 субъективистским концепциям марксистская Т. подчёркивает объективную
 обоснованность
 вычленения типов общества. Так, К. Маркс в «Капитале» отмечает, что
 «...действительные
 отношения соответствуют своему понятию или, что то же самое, что действительные
 отношения
 изображаются лишь постольку, поскольку они выражают свой собственный общий тип»

<< Пред.           стр. 360 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу