<< Пред.           стр. 362 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 преобладающей в философии и восходящей к Лейбницу. Согласно первой, смысл Т.
 заведомо и
 однозначно определён для любых структур и теорий. Это постоянный предикат,
 значением к-рого
 служит логич. функция, истинная, когда её аргументам сопоставляется один и тот
 же объект л
 модели, в к-рой интерпретируется предикат Т. При этом значение слов «один и тот
 же»
 применительно к той или иной модели выносится за рамки лингвистич. концепции Т.,
 а смысл
 самого Т. сводится к случаю языковой синонимии — это Т. имён, знаков. Согласно
 гносеологич.
 концепции, предикат Т. требуется рассматривать, вообще говоря, как переменный,
 как функцию
 понятия «один и тот же объект в данной теории», т. е. как функцию той абстракции
 отождествления,
 к-рая выражает подстановочность в этой теории. Поэтому гносеологич. концепция
 позволяет
 говорить о Т. различных объектов в прямом смысле, вне их знаковой роли. Кроме
 того, эта
 концепция для суждений о Т., истинных в интервале абстракций теории, утверждает
 и их
 необходимость, обосновывая эту необходимость постулатами теории и разрешая, т.
 о., модальные
 парадоксы Т. Лингвистич. концепция, напротив, довольствуется случайным Т.,
 поскольку синонимия
 — случайное свойство языка.
 • Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ.,
 М., 1948; Горский Д. П., Вопросы
 абстракции и образование понятий, М., 1961; К л и-н и С. К., Математич. логика,
 пер. с англ., М., 1973; ? ? е-г е Г.,
 Смысл и денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и инфор-матика, в. 8, М., 1977;
 Новоселов М. М., Категория Т.
 ТОЖДЕСТВО 687
 и ее модели, в сб.: Кибернетика и диалектика, ?., 1978; Гильберт Д., Бернайс П.,
 Основания математики, пер. с нем.,
 [т.1], М., 1979; Identity and individuation, N. ?., 1971.
 M. M. Новосёлов.
 ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон,—22.10.1975, Йорк), англ.
 историк и
 социолог. Известность Т. принесло «Исследование истории» («A study of history»,
 v. l—12, 1934—
 61), в к-ром он под влиянием Шпенглера стремился переосмыслить всё обществ.-
 историч. развитие
 человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., всемирная
 история
 представляет собой лишь совокупность историй отд. своеобразных и относительно
 замкнутых
 цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не
 считая второсте-
 пенных, побочных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии
 стадии
 возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет,
 уступая место другой.
 Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях,
 аналогичными,
 Т. пытался вывести на этом основании нек-рые формальные «эмпирич. законы»
 повторяемости
 обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события в обозримом будущем.
 Движущей силой
 развития цивилизаций, как считал Т., следуя Бергсону, является «творческое
 меньшинство»,
 носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные
 историч. «вызовы»,
 увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов»
 определяет
 специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и филос.
 концепции смысла
 жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч.
 проблему, «творч.
 элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть
 силой, а не авто-
 ритетом; отчуждённая же масса населения становится «внутр. пролетариатом», к-рый
 совместно с
 варварской периферией, или внеш. пролетариатом, в конечном счёте разрушает
 данную
 цивилизацию, если она прежде не гибнет от воен. поражения либо от естеств.
 катастроф. Стремясь
 ввести в свою концепцию элементы поступат. развития, Т. усматривал прогресс
 человечества в
 духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич.
 верований через уни-
 верс. религии к единой синкретич. религии будущего.
 Концепция Т. является идеалистич. ответом на позитивистский эволюционизм; она
 содержит также
 своеобразную альтернативу «европоцентризму». В своих последующих работах,
 особенно в диалоге
 с япон. учёным Д. Икэдой («Choose Life. A dialogue», 1976), Т. всё больше
 обращался к совр.
 социальным проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких
 внутр.
 противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром»
 лежит на пути
 духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации
 материальных
 ценностей, а также в возрождении гармонии между человеком и природой. Т.
 сочувственно
 относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосуществование и
 взаимопонимание
 между Западом и социалистич. странами.
 Идеи Т. оказали значит. влияние на социальную философию и обществ. сознание
 капиталистич.
 Запада.
 • The world and the West, L., 1953; America and the world revolution, N. Y.,
 1962; Change and habit, L., 1966; Experiences,
 L.—[a. o.], 1969; Cities on the move, L., 1970; Mankind and mother earth. A
 narrative history of the world, N. Y.— L., 1976;
 Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, в кн.: Конрад Н. И., Избр.
 труды. История, М., 1974, с. 270—82.
 • Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы
 9. А., Концепция историч.
 круговорота, в сб.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии,
 М., 1960; Mapкарян Э. С., О
 концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Ч е с н о-к о в Г. Д., Совр. бурж.
 философия истории, Горький, 1972;
 688 ТОЙНБИ
 Рашковский Е. Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А.
 Дж. Т., К., 1976; Семенов Ю. Н.,
 Социальная философия А. Т. Критич. очерк, М., 1980 (библ.); Anderle О. F., Das
 universalhistorische System A. J.
 Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston,
 1956; L'histoire et ses interpretations, P.—La
 Haye, 1961; M or t on S. F., A bibliography of A. J. Toynbee, Oxf., 1980.
 ТОКВИЛЬ (Tocqiieville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Вернёй-сюр-Сен, доп.
 Ивелин, —
 16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.
 В кн. «О демократии в Америке» (т. 1—2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая
 неизбежность
 бурж.-де-мократич. преобразований, рассматривает развивающееся бурж. общество
 под углом зрения
 соотношения в нём свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ.
 организма в
 целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалитаризма, к-рые
 способствовали
 торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. централизация
 как оружие
 равенства в борьбе с привилегиями феод. аристократии, соединяясь с адм.
 централизацией и
 бюрократизацией, резко усиливает власть гос-ва, к-рое устанавливает контроль над
 всеми сферами
 обществ.
 жизни и становится душителем свободы. Во-вторых, бурж. равенство порождает
 индивидуализм, к-
 рый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создаёт
 тем самым
 благоприятную почву для деспотизма. В-третьих, «извращённая» (мелкобуржуазная)
 склонность к
 равенству, в основе к-рой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к
 «равенству в
 рабстве». Осуществление тенденций к деспотизму, по Т., во многом зависит от
 прочности общинных
 учреждений и орг-ций, находящихся между гос-вом и индивидом. Противостоять этим
 тенденциям,
 по Т., могут нек-рые институты, напр. существующие в США: федеративная форма
 гос-ва,
 региональное разнообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако
 Т. считает, что осн.
 направлением развития бурж. общества является политич. и адм. централизация.
 Поэтому он
 приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж.
 обществе.
 В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить
 преемственность
 между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна
 ликвидация
 феод. режима.
 Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на бурж. обществ.
 мысль (Тэн, Дюрк-
 гейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).
 • Oeuvres completes, t. l—12, P., 1951—64; в рус. пер.— Воспоминания, М., 1893.
 • Mayer J. P., Alexis de Tocqueville, N. ?.,1940; N i s-b et R. A., The
 sociological tradition, L., 1967.
 ТОЛАНД (Toland) Джон (30.11.1670, близ Лондондерри, Сев. Ирландия,—11.3.1722,
 Патни, близ
 Лондона), англ. философ-материалист. В несохранившемся соч. «Племя левитов»
 («Tribe of Levi»,
 1691) и книге «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», 1696)
 выступил против
 христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и
 нравственность книга была
 осуждена на сожжение (1697), Т, был приговорён к тюремному заключению, но бежал.
 В
 дальнейшем Т. издал политич. соч. англ. республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Дж.
 Гаррингтона
 (1700). В своём гл. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», 1704) Т.
 развивал учение о
 единстве движения и материи, согласно к-рому движение есть существенное и
 неотъемлемое
 свойство материи. Подвергнув критике учение Спинозы о субстанции и концепцию
 Ньютона об абс.
 пространстве, Т. выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с
 движущейся
 материей. Значит. вкладом в развитие филос. материализма явилась отстаиваемая Т.
 идея материаль-
 ности бесконечной и вечной Вселенной. Элементы диалектики содержались в учении
 Т. о присущей
 материи изначальной активности, о её самодвижении. Вместе
 с тем Т. оставался в рамках механистич. материализма: отрицал развитие природы,
 не связывал
 движение материи с её качеств. изменениями. Выступив с деис-тич. критикой религ.
 мировоззрения,
 Т. приближался к позициям атеизма. В последнем произв. «Пантеисти-кон» (1720)
 пропагандировал
 материализм и натурали-стич. пантеизм. Идеи Т. оказали большое влияние на
 развитие англ. и
 франц. материализма 18 в.
 * The miscellaneous works, v. l—2, L., 1747; в рус. пер.— збр. соч.,
 М.— Л., 1927; Англ. материалисты 18 в., т. 1, М.,
 1967; Англ. свободомыслие, Д. Локк, Д. Т., А. Коллинз. Переводы, М., 1981.
 • Мееровский Б. В., Англ. материализм 18 в., в кн.: Англ. материалисты 18 в., т.
 1, М., 1967; его же, Дж. Т., М., 1979;
 Джохадзе Д. В., Дж. Т., в кн.: История диалектики 14—18 вв., М., 1974; Lantoine
 ?., J. Toland, 1670 — 1722, P., 1927.
 ТОЛСТОВСТВО, религ.-утопич. направление в обществ.
 мысли и обществ. движении России кон. 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе
 учения Л. Н. Тол-
 стого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой
 сонате» и др.
 Толстой с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения,
 суд, церковь,
 аппарат власти и офиц. культуру тогдашней России. Однако критика эта была
 противоречива.
 Заключая в себе нек-рые социалистич. идеи (стремление создать на месте
 помещичьего земле-
 владения и полицейски-классового гос-ва общежитие свободных и равноправных
 крестьян), учение
 Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало
 историч.
 процесс ст. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религ. сознания
 человечества.
 Толстой сознавал, что плоды культуры в зап.-европ. и рус. обществе 19 в.
 остаются недоступными
 народу и даже воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Однако правомерная
 критика
 существовавшего распределения культурных благ между различными классами
 превращается у
 Толстого в критику самих культурных благ вообще.
 Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии,
 искусства, гос-ва и т.
 д. Толстой полагал, что совр. наука утратила сознание того, в чём назначение и
 благо людей. Ответ
 на вопрос о смысле жизни, без к-рого человек теряется в многочисленности
 существующих и
 бесконечности возможных знаний, может быть получен только из разума и совести,
 но не из спец.
 науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении
 многовековой
 нар. мудрости и религ. веры, к-рая одна даёт ответ на вопрос о назначении
 человека.
 Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей
 рационалистичностью напоминала учения нек-рых сект протестантизма,
 обесценивающих значение
 мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церковное
 вероучение, Толстой
 считал, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства,
 противоречат эле-
 ментарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этич. учение
 первоначально составляло
 гл. часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической
 в философскую
 («метафи-зич.») сторону. Главный грех церкви он видел в её участии в обществ.
 порядке, основанном
 на насилии и угнетении.
 Толстой разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в
 отношениях
 между людьми путём «непротивления», нравств. самосовершенствования каждого отд.
 человека,
 полного отказа от к.-л. борьбы.
 Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к безусловному отрицанию гос-ва, т. е.
 к учению
 анархизма. Упразднение гос-ва должно произойти путём мирного и пассивного
 воздержания и
 уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей
 и к.-л. участия в
 политич. деятельности.
 Последователи Толстого проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу
 насилием, религ. и
 нравств.
 совершенствование как средство преобразования общества, организовывали
 производств.
 земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения воен.
 службы. Церковь и
 власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возникшие в
 1880-х гг. в
 Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев
 (т. н. культурные
 скиты) вскоре распались. Т. нашло последователей в Зап. Европе, Японии, Индии
 (Ганди), к-рые в
 1880—1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Юж.
 Африке.
 Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была
 подвергнута резкой
 критике В. И. Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969).
 • Кривенко С. Н., На распутьи, M., 19012; ? ? у г а-вин А. С., О Льве Толстом и
 толстовцах, М., 1911; Ас-мус В. Ф.,
 Мировоззрение Толстого, в кн.: Избр. филос. труды, т. 1, М., 1969.
 ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек (13.8.1863, графство Рассел, Виргиния,— 5.12.1947,
 Беркли,
 Калифорния), амер. социолог, представитель психологизма в социологии.
 Ядро теории Т.— понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных

<< Пред.           стр. 362 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу