<< Пред. стр. 362 (из 449) След. >>
преобладающей в философии и восходящей к Лейбницу. Согласно первой, смысл Т.заведомо и
однозначно определён для любых структур и теорий. Это постоянный предикат,
значением к-рого
служит логич. функция, истинная, когда её аргументам сопоставляется один и тот
же объект л
модели, в к-рой интерпретируется предикат Т. При этом значение слов «один и тот
же»
применительно к той или иной модели выносится за рамки лингвистич. концепции Т.,
а смысл
самого Т. сводится к случаю языковой синонимии — это Т. имён, знаков. Согласно
гносеологич.
концепции, предикат Т. требуется рассматривать, вообще говоря, как переменный,
как функцию
понятия «один и тот же объект в данной теории», т. е. как функцию той абстракции
отождествления,
к-рая выражает подстановочность в этой теории. Поэтому гносеологич. концепция
позволяет
говорить о Т. различных объектов в прямом смысле, вне их знаковой роли. Кроме
того, эта
концепция для суждений о Т., истинных в интервале абстракций теории, утверждает
и их
необходимость, обосновывая эту необходимость постулатами теории и разрешая, т.
о., модальные
парадоксы Т. Лингвистич. концепция, напротив, довольствуется случайным Т.,
поскольку синонимия
— случайное свойство языка.
• Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ.,
М., 1948; Горский Д. П., Вопросы
абстракции и образование понятий, М., 1961; К л и-н и С. К., Математич. логика,
пер. с англ., М., 1973; ? ? е-г е Г.,
Смысл и денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и инфор-матика, в. 8, М., 1977;
Новоселов М. М., Категория Т.
ТОЖДЕСТВО 687
и ее модели, в сб.: Кибернетика и диалектика, ?., 1978; Гильберт Д., Бернайс П.,
Основания математики, пер. с нем.,
[т.1], М., 1979; Identity and individuation, N. ?., 1971.
M. M. Новосёлов.
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лондон,—22.10.1975, Йорк), англ.
историк и
социолог. Известность Т. принесло «Исследование истории» («A study of history»,
v. l—12, 1934—
61), в к-ром он под влиянием Шпенглера стремился переосмыслить всё обществ.-
историч. развитие
человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., всемирная
история
представляет собой лишь совокупность историй отд. своеобразных и относительно
замкнутых
цивилизаций (в первонач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не
считая второсте-
пенных, побочных и недоразвитых). Каждая цивилизация проходит в своём развитии
стадии
возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет,
уступая место другой.
Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях,
аналогичными,
Т. пытался вывести на этом основании нек-рые формальные «эмпирич. законы»
повторяемости
обществ. развития, позволяющие предвидеть гл. события в обозримом будущем.
Движущей силой
развития цивилизаций, как считал Т., следуя Бергсону, является «творческое
меньшинство»,
носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные
историч. «вызовы»,
увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов»
определяет
специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и филос.
концепции смысла
жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч.
проблему, «творч.
элита» превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть
силой, а не авто-
ритетом; отчуждённая же масса населения становится «внутр. пролетариатом», к-рый
совместно с
варварской периферией, или внеш. пролетариатом, в конечном счёте разрушает
данную
цивилизацию, если она прежде не гибнет от воен. поражения либо от естеств.
катастроф. Стремясь
ввести в свою концепцию элементы поступат. развития, Т. усматривал прогресс
человечества в
духовном совершенствовании, в религ. эволюции от примитивных анимистич.
верований через уни-
верс. религии к единой синкретич. религии будущего.
Концепция Т. является идеалистич. ответом на позитивистский эволюционизм; она
содержит также
своеобразную альтернативу «европоцентризму». В своих последующих работах,
особенно в диалоге
с япон. учёным Д. Икэдой («Choose Life. A dialogue», 1976), Т. всё больше
обращался к совр.
социальным проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких
внутр.
противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром»
лежит на пути
духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации
материальных
ценностей, а также в возрождении гармонии между человеком и природой. Т.
сочувственно
относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосуществование и
взаимопонимание
между Западом и социалистич. странами.
Идеи Т. оказали значит. влияние на социальную философию и обществ. сознание
капиталистич.
Запада.
• The world and the West, L., 1953; America and the world revolution, N. Y.,
1962; Change and habit, L., 1966; Experiences,
L.—[a. o.], 1969; Cities on the move, L., 1970; Mankind and mother earth. A
narrative history of the world, N. Y.— L., 1976;
Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, в кн.: Конрад Н. И., Избр.
труды. История, М., 1974, с. 270—82.
• Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы
9. А., Концепция историч.
круговорота, в сб.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии,
М., 1960; Mapкарян Э. С., О
концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Ч е с н о-к о в Г. Д., Совр. бурж.
философия истории, Горький, 1972;
688 ТОЙНБИ
Рашковский Е. Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А.
Дж. Т., К., 1976; Семенов Ю. Н.,
Социальная философия А. Т. Критич. очерк, М., 1980 (библ.); Anderle О. F., Das
universalhistorische System A. J.
Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston,
1956; L'histoire et ses interpretations, P.—La
Haye, 1961; M or t on S. F., A bibliography of A. J. Toynbee, Oxf., 1980.
ТОКВИЛЬ (Tocqiieville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Вернёй-сюр-Сен, доп.
Ивелин, —
16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.
В кн. «О демократии в Америке» (т. 1—2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая
неизбежность
бурж.-де-мократич. преобразований, рассматривает развивающееся бурж. общество
под углом зрения
соотношения в нём свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ.
организма в
целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалитаризма, к-рые
способствовали
торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. централизация
как оружие
равенства в борьбе с привилегиями феод. аристократии, соединяясь с адм.
централизацией и
бюрократизацией, резко усиливает власть гос-ва, к-рое устанавливает контроль над
всеми сферами
обществ.
жизни и становится душителем свободы. Во-вторых, бурж. равенство порождает
индивидуализм, к-
рый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создаёт
тем самым
благоприятную почву для деспотизма. В-третьих, «извращённая» (мелкобуржуазная)
склонность к
равенству, в основе к-рой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к
«равенству в
рабстве». Осуществление тенденций к деспотизму, по Т., во многом зависит от
прочности общинных
учреждений и орг-ций, находящихся между гос-вом и индивидом. Противостоять этим
тенденциям,
по Т., могут нек-рые институты, напр. существующие в США: федеративная форма
гос-ва,
региональное разнообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако
Т. считает, что осн.
направлением развития бурж. общества является политич. и адм. централизация.
Поэтому он
приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж.
обществе.
В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить
преемственность
между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна
ликвидация
феод. режима.
Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на бурж. обществ.
мысль (Тэн, Дюрк-
гейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).
• Oeuvres completes, t. l—12, P., 1951—64; в рус. пер.— Воспоминания, М., 1893.
• Mayer J. P., Alexis de Tocqueville, N. ?.,1940; N i s-b et R. A., The
sociological tradition, L., 1967.
ТОЛАНД (Toland) Джон (30.11.1670, близ Лондондерри, Сев. Ирландия,—11.3.1722,
Патни, близ
Лондона), англ. философ-материалист. В несохранившемся соч. «Племя левитов»
(«Tribe of Levi»,
1691) и книге «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», 1696)
выступил против
христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и
нравственность книга была
осуждена на сожжение (1697), Т, был приговорён к тюремному заключению, но бежал.
В
дальнейшем Т. издал политич. соч. англ. республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Дж.
Гаррингтона
(1700). В своём гл. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», 1704) Т.
развивал учение о
единстве движения и материи, согласно к-рому движение есть существенное и
неотъемлемое
свойство материи. Подвергнув критике учение Спинозы о субстанции и концепцию
Ньютона об абс.
пространстве, Т. выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с
движущейся
материей. Значит. вкладом в развитие филос. материализма явилась отстаиваемая Т.
идея материаль-
ности бесконечной и вечной Вселенной. Элементы диалектики содержались в учении
Т. о присущей
материи изначальной активности, о её самодвижении. Вместе
с тем Т. оставался в рамках механистич. материализма: отрицал развитие природы,
не связывал
движение материи с её качеств. изменениями. Выступив с деис-тич. критикой религ.
мировоззрения,
Т. приближался к позициям атеизма. В последнем произв. «Пантеисти-кон» (1720)
пропагандировал
материализм и натурали-стич. пантеизм. Идеи Т. оказали большое влияние на
развитие англ. и
франц. материализма 18 в.
* The miscellaneous works, v. l—2, L., 1747; в рус. пер.— збр. соч.,
М.— Л., 1927; Англ. материалисты 18 в., т. 1, М.,
1967; Англ. свободомыслие, Д. Локк, Д. Т., А. Коллинз. Переводы, М., 1981.
• Мееровский Б. В., Англ. материализм 18 в., в кн.: Англ. материалисты 18 в., т.
1, М., 1967; его же, Дж. Т., М., 1979;
Джохадзе Д. В., Дж. Т., в кн.: История диалектики 14—18 вв., М., 1974; Lantoine
?., J. Toland, 1670 — 1722, P., 1927.
ТОЛСТОВСТВО, религ.-утопич. направление в обществ.
мысли и обществ. движении России кон. 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе
учения Л. Н. Тол-
стого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой
сонате» и др.
Толстой с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения,
суд, церковь,
аппарат власти и офиц. культуру тогдашней России. Однако критика эта была
противоречива.
Заключая в себе нек-рые социалистич. идеи (стремление создать на месте
помещичьего земле-
владения и полицейски-классового гос-ва общежитие свободных и равноправных
крестьян), учение
Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало
историч.
процесс ст. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религ. сознания
человечества.
Толстой сознавал, что плоды культуры в зап.-европ. и рус. обществе 19 в.
остаются недоступными
народу и даже воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Однако правомерная
критика
существовавшего распределения культурных благ между различными классами
превращается у
Толстого в критику самих культурных благ вообще.
Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии,
искусства, гос-ва и т.
д. Толстой полагал, что совр. наука утратила сознание того, в чём назначение и
благо людей. Ответ
на вопрос о смысле жизни, без к-рого человек теряется в многочисленности
существующих и
бесконечности возможных знаний, может быть получен только из разума и совести,
но не из спец.
науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении
многовековой
нар. мудрости и религ. веры, к-рая одна даёт ответ на вопрос о назначении
человека.
Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей
рационалистичностью напоминала учения нек-рых сект протестантизма,
обесценивающих значение
мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церковное
вероучение, Толстой
считал, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства,
противоречат эле-
ментарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этич. учение
первоначально составляло
гл. часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической
в философскую
(«метафи-зич.») сторону. Главный грех церкви он видел в её участии в обществ.
порядке, основанном
на насилии и угнетении.
Толстой разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в
отношениях
между людьми путём «непротивления», нравств. самосовершенствования каждого отд.
человека,
полного отказа от к.-л. борьбы.
Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к безусловному отрицанию гос-ва, т. е.
к учению
анархизма. Упразднение гос-ва должно произойти путём мирного и пассивного
воздержания и
уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей
и к.-л. участия в
политич. деятельности.
Последователи Толстого проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу
насилием, религ. и
нравств.
совершенствование как средство преобразования общества, организовывали
производств.
земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения воен.
службы. Церковь и
власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возникшие в
1880-х гг. в
Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев
(т. н. культурные
скиты) вскоре распались. Т. нашло последователей в Зап. Европе, Японии, Индии
(Ганди), к-рые в
1880—1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Юж.
Африке.
Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была
подвергнута резкой
критике В. И. Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969).
• Кривенко С. Н., На распутьи, M., 19012; ? ? у г а-вин А. С., О Льве Толстом и
толстовцах, М., 1911; Ас-мус В. Ф.,
Мировоззрение Толстого, в кн.: Избр. филос. труды, т. 1, М., 1969.
ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек (13.8.1863, графство Рассел, Виргиния,— 5.12.1947,
Беркли,
Калифорния), амер. социолог, представитель психологизма в социологии.
Ядро теории Т.— понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных