<< Пред.           стр. 366 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «Пятикнижие»
 («Уцзин»). При династии Тан (618—907) к ним были добавлены: «Чжоу ли» («Ритуал
 династии
 Чжоу»), «И ли» («Книга об этикете и обрядах»), «Цзо-чжуань» («Хроника господина
 Цзо Цюмина»),
 «Гунъ-ян-чжуань» («Хроника господина Гунъян Гао») и «Гу-лян-чжуань» («Хроника
 господина
 Гулян Чи»), а затем, когда при императоре Вэнь-цзуне (827—840) тексты канонич.
 книг вырезались
 на кам. стеллах,— «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), «Лунь юй»
 («Беседы и
 суждения») и «Эр я» («Словарь изысканных синонимов и глосс к каноническим
 книгам»).
 Процесс оформления Т. был завершён в северо-сунское время (960—1127) после
 включения в него
 трактата Мэн-цзы. Составные части Т. создавались разными, чаще всего
 неизвестными авторами на
 протяжении 1-го тыс. до н. э. Т. сыграло исключит. роль в истории кит. культуры;
 оно было основой
 обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, на его знании строилась
 экзаменационная
 система и управление страной и т. д.
 «ТРИПИТАКА», см. «Типитака».
 ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич [23.9(5.10).1863, Москва,—23.1.1920, Новороссийск],
 рус. религ.
 философ, правовед и обществ. деятель; князь. Последователь и друг Вл. Соловьёва,
 брат С. Н.
 Трубецкого. Проф. в Киеве и (1906—18) в Москве. Инициатор книгоиздательства
 «Путь» (1910—17)
 и идеолог связанного с ним религ.-филос. направления. Политич. взгляды Т.
 эволюционировали от
 кадетизма к мирнообновленче-ству. В годы Гражд. войны в рядах т. н. Добровольч.
 армии боролся
 против Сов. власти.
 В гл. филос. соч. «Миросозерцание В. С. Соловьёва» (т. 1—2, 1913), «Метафизич.
 предположения
 познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918) Т. осуществляет критич. переосмысление
 философии
 Соловьёва, стремясь согласовать её с ортодоксальной христ. доктриной и устраняя
 из его учения о
 «положит. всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма, теократич. социальной
 утопии. Абс.
 всеединство истолковывается Т. через понятие абс. сознания: абсолют, не будучи
 сущностью всего в
 мире (каковым он был, по Т., у Соловьёва), объемлет мир как всеведение,
 охватывающее
 действительное и возможное, правду и заблуждения. Божеств, «премудрость», София,
 у Т. не
 тождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире,
 возможность, к-рую
 человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологич. подход к проблемам
 познания,
 попытался осуществить критич. пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с
 «мистич.
 алогизмом» П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна.
 • Религ.-обществ. идеал зап. христианства в 5 в., ч. 1, М., 1892; Религ.-
 обществ. идеал зап. христианства в 11 в., в. 2, К.,
 1897; Философия Ницше, М., 1904; Социальная утопия Платона, М., 1908; Умозрение
 в красках, М., 1916.
 • Лопатин Л., Вл. С. Соловьёв и князь Т., «Вопросы философии и психологии»,
 1913, кн. 119, 120; 1914, кн. 123; История
 философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич [23.7(4.8).1862, Калуга,—29.9(12.10).1905,
 Петербург], рус. религ.
 философ, публицист, обществ. деятель; князь. Последователь и друг Вл. Соловьёва,
 брат Е. Н.
 Трубецкого. Проф. Моск. ун-та (1900), в 1905 избран ректором. Один из редакторов
 (1900—05) журн.
 «Вопросы философии и психологии». Развивая «философию всеединства» Соловьёва, Т.
 называл
 своё учение «конкретным идеализмом» в отличие от идеализма отвлечённого (типа
 гегелевского),
 неспособного, по Т., объяснить переход от абсолюта к единичным вещам, обосновать
 ценность
 частных наук и опытного знания. Центр. проблема философии у Т.— отношение
 познающего разума
 к сущему, отождествляемому в эмпиризме с явлением, в рационализме — с идеей, в
 мистицизме — с
 духовной, сверхчувств. реальностью. Претендуя вслед за Соловьёвым на объединение
 рационализма,
 мистицизма и эмпиризма как односторонних т. зр., Т. считал истинным определение
 сущего как «абс.
 всеединства», «всеединственного конкретного бытия», в к-ром пространственно-
 временное
 многообразие вещей и обусловливающее его логич. (идеальное) единство предстают
 как потенции
 абсолюта. Абсолют раскрывается в системе Т. через деятельность универс. субъекта
 — некоего
 космич. существа, Софии, понимаемой как психич. основа мира. Т.— автор ряда
 историко-филос.
 исследований («Метафизика в Древней Греции», 1890;
 ТРУБЕЦКОЙ 695
 «Учение о логосе в его истории», 1900, и др.). По по-литич. взглядам — сторонник
 конституц.
 монархии. Бурж.-либеральная деятельность Т. неоднократно критиковалась В. И.
 Лениным (см. ПСС,
 т. 10, с. 296—97, 300; т. 11, с. 333, 352).
 • Собр. соч., т. 1—6, М., 1906—12.
 • Чичерин Б. Н., Вопросы философии, М., 1904, с. 146—222; «Вопросы философии и
 психологии», 1906, кн. 81 (1), 82
 (2), 1916, кн. 131 (1); Лопатин Л. М., Филос. характеристики и речи, М., 1911,
 с. 157—235; Б л о н-с к и й П. П., С. Н. Т. и
 философия, М., 1917; История философии в СССР, т. 4, М., 1971.
 ТРУД, целесообразная деятельность человека, в процессе к-рой он при помощи
 орудий труда
 воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых
 для
 удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Т. есть,
 как писал К.
 Маркс, «... вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не
 зависим от какой бы то
 ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным
 формам» (Маркс К. и
 Э н-г е л ь с Ф., Соч., т. 23, с. 195).
 Т. сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Ф. Энгельс
 подчёркивал, что
 благодаря Т. развились функции рук и органов речи, произошло постепенное
 превращение мозга
 животного в развитый человеч. мозг, усовершенствовались органы чувств человека.
 В процессе Т. у
 человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали
 носить
 сознательный характер. Вся историч. отмечали классики марксизма, есть не что
 иное, как
 образование человека трудом.
 Т. как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий Т.
 Постепенно Т. стано-
 вился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным (см. Разделение
 труда).
 Обязательными моментами процесса Т. являются целесообразная деятельность, или
 собственно Т.,
 предметы Т. и средства Т. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и
 отношения между собой
 — производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер
 Т., ибо с
 изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей
 силы со
 средствами производства.
 При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо
 уровень развития
 производит. сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе произ-ва Т.
 едва обеспечивал
 существование членов общины. При рабовладельческом строе путём внеэкономич.
 принуждения к Т.
 рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта,
 созданного рабом. При
 феодализме гл. формой принуждения к Т. оставалась внеэкономическая: крестьянин
 принуждался к
 Т. на феодала в силу личной зависимости от него. Но Т. крепостного крестьянина в
 своём х-ве
 открывал нек-рые возможности для личной заинтересованности в результатах этого
 Т. При
 капитализме работники произ-ва — юридически равноправные и свободные граждане.
 Но лишённые
 средств произ-ва, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою
 рабочую силу.
 Экономич. форма принуждения к Т. обеспечивает капиталистам массовый и
 «добровольный» вриток
 продавцов рабочей силы, к-рая становится то-паром. Т. рабочего создаёт сверх
 стоимости его
 рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств
 производства
 — капиталистом.
 В условиях товарного производства Т. имеет двойственный характер. С одной
 стороны, он является
 Т. конкретным (напр., Т. слесаря, портного и т. д.) и создаёт потребительную
 стоимость товара.
 Вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий Т. вообще,
 696 ТРУД
 независимо от качественных различий многообразных видов Т.,— абстрактный Т. В
 качестве
 абстрактного Т. образует стоимость товара. Двойственный характер Т. отражает
 объективно
 существующее противоречие между Т. частным и общественным. Т. каждого отд.
 производителя —
 его частное дело. Поэтому Т. отд. товаропроизводителей при капитализме не может
 быть согласован
 в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень обществ. разделения
 Т. объективно
 требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их
 друг от друга.
 Но обществ. характер Т. при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом
 заключается одно из
 глубоких антагонистич. противоречий капиталистич. общества.
 При социализме социалистич. производств. отношения обусловливают возникновение
 новых эконо-
 мич. законов, определяющих характер, природу и организацию Т.: основного
 экономич. закона
 социализма, закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва, закона
 распределения по
 труду и др. К осн. особенностям Т. в условиях первой фазы коммунизма относятся
 следующие:
 превращение Т. из подневольного бремени в свободный от эксплуатации Т.,
 гармоничное сочетание
 Т. на себя и Т. на общество, новое, творческое отношение к Т.; социалистич.
 кооперация Т. Для
 социализма характерно обеспечение реального права на Т. и всеобщность Т.;
 сочетание
 материального и морального стимулирования Т.; повышение уровня жизни трудящихся
 и всего
 народа на основе роста производительности Т.; постепенное преодоление и
 разрешение
 неантагонистич. социальных различий и противоречий в обществ. Т.
 Одна из важнейших особенностей Т. в условиях социализма — устранение
 эксплуатации человека
 человеком. Социалистич. гос-во определяет в плановом порядке оптимальное
 сочетание между Т. на
 себя и Т. на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным
 Т., между
 потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистич.
 кооперация труда,
 принципиальная особенность которой — развитие самодеятельности и инициативы
 трудящихся,
 проявляющихся в различных формах социалистического соревнования.
 При социализме Т. постепенно становится непосредственно обществ. трудом. Однако
 непосредственно обществ. Т. находится лишь на первой ступени своего развития,
 ибо, во-первых, к
 нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также
 Т. в личном
 подсобном х-ве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на
 неорганизованном рынке, в
 домашнем х-ве; во-вторых, обществ. Т. характеризуется социальной
 неоднородностью.
 Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистич. обществе нет
 классов, слоев,
 обществ. групп, к-рые бы не принимали участия в общественно, полезном Т. Система
 социалистич.
 производств. отношений обеспечивает реальное право на Т. Социализм ликвидирует
 безработицу.
 Право на Т. законодательно закреплено конституциями социалистич. стран. Ст. 40
 Конституции
 СССР гласит: «Граждане СССР имеют право на труд — то есть на получение
 гарантированной
 работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже
 установленного
 государством минимального размера,—включая право на выбор профессии, рода
 занятий и работы в
 соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой,
 образованием и с
 учётом общественных потребностей.
 Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом
 производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой
 квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной
 ориентации
 и трудоустройства».
 Обществ. организация Т., её успешное развитие в условиях социалистич. экономики
 возможны
 только при разумном сочетании централизации с развитием демократии, демократич.
 форм и
 методов руководства обществ. Т. Важнейшая черта социалистич. организации Т.—
 использование
 материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их труда, что
 обеспечивается
 распределением по количеству и качеству Т., а также моральным поощрением
 работников социа-
 листич. произ-ва.
 Для социалистич. Т. характерен неуклонный рост его производительности, повышение
 на этой
 основе уровня жизни трудящихся и всего народа. Производительность Т. в нар. х-ве
 растёт на основе
 совершенствования и внедрения новой техники и технологии, изменения структуры
 произ-ва,
 улучшения организации произ-ва, совершенствования организации Т. и т. д.
 Т. работников социалистич. общества различается по уровню квалификации, по
 степени тяжести, по
 условиям, в к-рых он протекает, по интересу, к-рый он вызывает у исполнителей.
 Неравенство в
 обществ. Т. лежит в основе противоречий, связанных с распределением материальных
 благ по
 количеству и качеству Т.
 Нек-рые противоречия между личными и обществ. интересами заложены в самих
 отношениях
 социалистич. распределения: каждый участник произ-ва заинтересован в том, чтобы
 получить за свой
 Т. максимальную оплату, а интересы всего общества заключаются в том, чтобы
 строго и
 последовательно осуществлялся принцип оплаты по количеству и качеству Т. и
 обеспечивалось
 социалистич. накопление, необходимое для расширенного воспроизводства. В. И.
 Ленин придавал
 большое значение разрешению этого противоречия, и даже существование гос-ва при
 социализме он
 связывал также с необходимостью обеспечить контроль над мерой Т. и мерой
 потребления,
 «...постольку остается еще необходимость в государстве, которое бы, охраняя
 общую собственность
 на средства производства, охраняло равенство труда и равенство дележа продукта»
 (ПСС, т. 33, с.
 95). Противоречия между личными и обществ. интересами порождаются также
 нарушениями в
 использовании экономич. законов — закона распределения по Т., возмещения затрат
 рабочей силы,
 планомерного развития нар. х-ва, высвобождения рабочей силы, закона стоимости и
 др.
 На обществ. организации Т. в условиях развитого социализма отражаются
 противоречия,
 возникающие между быстро развивающимися производит. силами и устаревающими
 производств.
 отношениями. Совр. на-учно-технич. революция, сопровождаемая огромным ростом
 культуры,

<< Пред.           стр. 366 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу