<< Пред.           стр. 369 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 социаль-но-экономич. строя
 общества, «ФН», 1976, № 3.
 УМ, характеристика способности мышления и понимания. В истории философии — то
 же, что
 разум, дух; славянский перевод др.-греч. филос. понятия нус (латинский
 интеллект). В индийской
 философии — ма-нас, читта.
 УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли
 различного содержания; У. реализует в плане «внутренней речи» присущие
 индивидуальному (или
 общественному) сознанию нормы и типы такой связи, к-рые и являются в каждом отд.
 случае
 психологич. основой У. Если эти нормы и типы совпадают, соответственно, с
 правилами и законами
 логики (см. Логический закон), У. по своему результату равносильно логич.
 выводу, хотя, вообще
 говоря, логич. вывод и У.— качественно различны. В отличие от У., логич. вывод
 строится с опорой
 на «внеш. средства» путём словесной (знаковой) записи мыслей или же их
 формализации —
 кодификации (отображении) мыслей и их связей в к.-л. формальном (формализов.)
 языке, логич.
 исчислении и т. п.— с целью свести до минимума «подсознательные» элементы
 вывода, перевести
 абстрактный или «свёрнутый» ход мысли на язык «образов». Кроме того, нормы,
 определяющие
 «законность» У., не обязательно должны быть логическими. Напр., неполная
 индукция — это именно
 У., а не логич. вывод, поскольку связь посылок и заключений в индукции имеет
 фактич. и
 психологич.основу (в виде известных норм генерализации), но не имеет логич.
 основы —
 формальных правил, определяющих ход мысли от частного к общему. У. отлично и от
 рассуждения:
 последнее — всегда сознательное и произвольное действие мышления, а У., по
 крайней мере в его
 основе, может быть и подсознательным, и непроизвольным актом.
 УМОЗРЕНИЕ, идеалистически ориентированное филос. мышление, абстрагирующееся от
 чувств.
 опыта. У., по выражению Шеллинга, «конструирует» бытие, пытаясь вывести всю
 полноту мирового
 целого из исходных категорий. В истории идеализма выявились два типа У.—
 рационалистический и
 интуитивистский. В первом преобладает понятийная работа с абстракциями по типу
 математич.
 мышления (ср. роль математики как образца для У. в пифагореизме, платонизме,
 неоплатонизме), он
 связан с решением формально-логич. проблем и вопросов идеалистич. диалектики.
 Второй тин
 характеризуется стремлением к непосредственному, интуитивному «созерцанию» идеи
 как эйдоса, т.
 е. некоего духовного образа; он также играл известную роль в развитии диалектики
 (напр., у
 Плотина, Я. Бёме),
 однако обычно перерождался в мистику. Будучи преобладающим методом филос.
 мышления в антич.
 философии и господствующим в ср.-век. схоластике, У. было отвергнуто Ф. Бэконом,
 для к-рого
 «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к
 чувственным данным»
 (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142), и всей материалистич. мыслью нового
 времени. См. Спе-
 кулятивное, Интуиция.
 УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Биль-бао,— 31.12.1936, Саламанка), исп.
 философ-
 экзистенциалист, эссеист и поэт. Получив религ. воспитание, У. отошёл от религии
 в период учёбы в
 Мадридском ун-те, где увлекался идеями позитивизма (гл. обр. Тэн, Спенсер, Конт)
 и социализма
 (Бакунин, Лассаль, Маркс). Политич. кризис 1898, вызванный поражением Испании в
 войне с США,
 сформировал умонастроение целого поколения исп. интеллигенции, искавшего пути к
 духовному
 возрождению нации. У. становится лидером этого поколения, олицетворяя внутр.
 противоречивость
 его духовных исканий. Нац. кризис, интерпретируемый У. как всеевроп.
 «экзистенциальный кризис»,
 обращает У. к трём филос. проблемам — «ничто», личность и историч. связанным с
 главной для У.
 темой бога.
 В эссе «Во глубине души» («Adentro») У. формулирует своё филос. кредо: «Из
 сознания
 собственного глубинного ничто человек черпает новые силы, дабы стремиться быть
 всем» («Obras
 completes», t. 3, Md., p. 209). Психологич. переживание собств. «ничто» вызывает
 у человека
 специфич. состояние, фиксируемое У. в категории «la congoja» («печаль»,
 «скорбь»). Соп-goja
 ассоциируется у У. с «con-scientia» («со-знание»), подчёркивается не
 изолированный, замкнутый в
 себе характер этого состояния, а некое коллективное «со-пе-реживание» («со-
 печаль», как и «со-
 знание»), единство человечества в его стремлении к абсолюту. «Ничто», по У.,—
 источник человеч.
 духовного творчества, к-рое коренится в страданиях части, стремящейся к целому.
 У. определяет это
 стремление через потребность человека в личном бессмертии, в вечности. Перед
 лицом
 экзистенциального «отчаяния» У. утверждает «надежду» на восстановление
 онтологич. единства
 «твари» и «творца», «любимого» и «любящего». «Печаль», «скорбь», по У.,—
 свидетельство
 зависимости человеч. бытия от абсолюта.
 Категория «ничто» как исходный пункт философствования У. вплотную подводит к
 проблеме бога,
 однако У. не переступает грань, отделяющую экзистенциалистское богоискательство
 от собственно
 христ. богословия. Противоречие между разумом и жаждой личного бессмертия
 становится
 определяющим для филос. мышления зрелого У. «Трагическое чувство жизни у людей и
 народов»
 («Del sentimiento tragico de la vida...», 1913) — осн. филос. соч. У.— может
 быть рассмотрено как
 попытка онтологизировать собств. трагедию разорванности веры и разума. В
 конечном итоге У.
 усвоил профетический, мессианский стиль самовыражения: «Я начал верить в
 провиденциальную
 миссию, которая поручена мне в Испании» («Ensayos», t. 2, p. 27).
 Трагич. переживание безверия вызвало у У. напряжённое теоретизирование
 относительно проблемы
 веры. Вопрос о сущности реального У. непосредственно связывает с напряжённостью
 веры. «Вера —
 источник реальности», ибо «верить — значит созидать» («Назидательные новеллы»,
 М,— Л., 1962, с.
 114). Эта связь обнаруживается и в филос. антропологии У., центр. тема к-рой —
 понимание
 реальности личности. Полагая условием реализации личности её «страстную,
 трагич.»
 устремлённость к предмету веры, У. противопоставляет «реальную личность,
 желающую быть или
 желаю-
 УНАМУНО 701
 щую небытия», «неподлинному» существованию индивида, лишённого «идеала и воли» и
 подверженного социальному конформизму. Однако сам способ рассмотрения проблемы
 (подмена
 трансцендентной сущности веры имманентным стремлением верить) неизбежно приводит
 У. к внутр.
 парадоксу. «Реальность» у У. выступает как чистая абстракция, к-рую с большим
 успехом можно
 использовать применительно к «идеальным» персонажам, т. е. к героям художеств.
 лит-ры. Дон-
 Кихот — центр. фигура историософии У., как бы связывающая две фундаментальные
 темы его фи-
 лософии: личности и истории. В основе философии истории У.— анархич. бунт против
 повседневности, неподвижности и в этом смысле «абсурдности» человеч. бытия. Та
 же контрадикция
 «подлинного» и «неподлинного» приводит У. к жёсткой дихотомии «феноменальное»,
 преходящее
 — «вечное», «выпадающее в осадок истории»: «интраистория». На внеш.,
 феноменальном, уровне
 истории всё явно, познаваемо и объединяется по к.-л. формальным признакам: нац.,
 гос., политич.
 или религ. принадлежности. На внутр., «вечном», уровне — в «интраистории»
 осуществляется
 подлинное единение человеч. рода; здесь «язык» противостоит «литературам»,
 «народ» — «историч.
 нациям», «культура» — «цивилизации» и т. д. Восставая против рациональности
 феноменального
 бытия, У. противопоставляет ему иррационалистич. «спасительное безумие»,
 апостолом ?-poro
 объявляет Дон-Кихота (см. «Жизнь Дон-Кихота И Санчо» — «Vida de Don Quijote y
 Sancho», 1905).
 У. видит в «безумии» Дон-Кихота одну из высших реальностей «интраистории», а в
 самом рыцаре —
 «душу Испании», к-рую У. призван возродить к жизни и тем самым спасти не только
 Испанию, но и
 Европу. У. строит концепцию «кихотизма» («кихотизации» Испании), к-рая
 постепенно
 осмысливается им в качестве нац. философии и нац. религии. Разрабатывая
 параллель Дон-Кихот —
 Христос, У. вплотную приближается к христ. эсхатологии, однако и на этом уровне
 он остаётся в
 рамках экзистенциалистского богоискательства: истины (вера, реальность, бог) так
 и не получают у
 него онтологич. статуса, оставаясь имманентными личности. Т. о., филос. интенция
 У. остаётся
 нереализованной, а его филос. концепция — внутренне противоречивой. Ситуация
 фашистской
 диктатуры усугубляет духовную трагедию У., к-рый, будучи отстранённым от поста
 ректора
 Саламанкского ун-та, вскоре умирает в полной духовной изоляции.
 • в рус. пер.: Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М., 1929;
 Туман, М., 1973; Соч., т. 1—2, М., 1981.
 • Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в кн.: Совр. экзистенциализм, М.,
 1966, с. 399—412; Claverla С., Temas de
 Unamuno, Madrid, [1953]; Meyer F., L'Ontologie de Miguel de Unamuno, P., 1955;
 Ferrater Mora J., Unamuno. Bosquejo de
 una filosofia, Buenos Aires, 1957; Mar-rero V., El Cristo de Unamuno, Madrid,
 1960; G o l l a-d o J. - A., Kierkegaard у
 Unamuno, Madrid, 1962; S с h u r r F., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph
 des tragischen Lebensgefuhls, Bern —
 Munch., 1962; Abellan J. L., Miguel de Unamuno a la luz de la psicologia. Una
 interpretacion de Unamuno desde la psicologia
 individual, Madrid, 1964; I l i е Р., Unamuno. An existential view of self and
 society, Madison, 1968; Lain Entralgo P., La
 generacion del noventa у ocho, Madrid, 19707; Tunon de Lara M., Costa у Unamuno
 en la crisis de fin de siglo, Madrid, 1974. С.
 Л. Воробьев.
 УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий), общие понятия. В филос. проблеме
 онтологич. и
 гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким
 образом существует
 идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся
 мышление и
 действительность, общее и единичное.
 В явном виде учение об У. появляется вместе с платоновской теорией «идей» и
 концепцией формы и
 материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятием соответствует истинное
 бытие («идеи»),
 единичные же вещи чувств. мира суть результат ограничения и дроб-
 702 УНИВЕРСАЛИИ
 ления общего при взаимодействии его с небытием. Аристотель подчёркивал, что для
 познания общее
 вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т. е. в единичных
 объектах, данных в
 чувств. опыте.
 В сжатом виде проблема У. выражена Порфирием во «"Введении" к аристотелевским
 "Категориям"»:
 существуют ли роды (????) и виды (????) самостоятельно, и в таком случае телесны
 они или
 бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае обособлены
 они или
 находятся в чувств. явлениях. Формулировка Порфирия и её передача Боэцием
 послужила основой
 ср.-век. спора об У., ставшего важной темой схоластич. философствования. В самом
 начале (кон. 11
 — нач. 12 вв.) выделились осн. типы его решения: крайний номинализм, крайний
 реализм и
 концептуализм. Борьба этих трёх направлений (и мно-гочисл. промежуточных
 вариантов) прошла
 через всё средневековье, стимулируя развитие логики и онтологии, а также
 систематизацию
 теологии.
 Доминирующая тема философии нового времени — основания достоверного познания —
 также
 требовала решения проблемы У. Своих сторонников в философии 17—18 вв. нашли все
 осн. точки
 зрения в ср.-век. споре: реализм (Мальбранш), номинализм (Гоббс, Беркли, Юм,
 Кондильяк) и
 концептуализм (Локк). Мыслители нового времени пытались преодолеть антиномии
 схоластич.
 метода путём выяснения генезиса абстракций (Локк), выдвижения идеи
 репрезентативной абстрак-
 ции, выполняющей функции общего в познании (Гоббс, Беркли), различения правильно
 и
 неправильно образованных абстракций (Спиноза). Основу принципиально новой
 концепции У.
 выдвинула нем. классич. философия. Открытие Кантом активности познающего
 субъекта и, в
 частности, трансцендентальное толкование объективности позволили понять У. как
 элемент синтеза,
 создающего предмет познания, а не как самостоят. сущности. Предпринятый Кантом
 пересмотр
 природы У. завершился в учении Гегеля о восхождении от абстрактного к
 конкретному.
 Сохраняя связи с традиц. зап.-европ. теорией познания (напр., неопозитивизм с
 номинализмом; фено-
 менология с картезианством и кантианством; неореализм, особенно в лице позднего
 Уайтхеда, с
 платонизмом), совр. бурж. философия переносит акцент в исследовании проблемы У.
 с
 эпистемологии на анализ языка науки и в конечном счёте обыденного языка или
 выдвигает на
 первый план социальный аспект У. (как согласованных науч. текстов). Наиболее
 известные в
 новейшей зап. философии концепции У. принадлежат Куайну и Витгенштейну. Куайн
 рассматривает
 У. как речевые штампы, к-рые не имеют самостоят. смысла, приобретая относит.
 смысл лишь при
 интерпретации одной теории объектов посредством другой. Витгенштейн выдвинул
 теорию
 «семейных сходств», согласно к-рой группа объектов, объединяемых У., не имеет
 обязат. общего
 признака, хотя связана реальной системой сходств; прокладывание при помощи У.
 границ и раз-
 личений является в основе своей языковой игрой. Обеим этим концепциям присущи
 релятивизм и
 конвенционализм, ориентация на языковое поведение как последнюю смысловую
 реальность, а
 также парадоксальное сближение идей номинализма и реализма.
 Основой диалектико-материалистич. понимания проблемы У. является диалектика
 единичного,
 особенного и всеобщего.
 • Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1915; Котарбиньский Т., Спор
 об У. в ср. века, Избр. произв., М.,
 1963; Яновская С. А., Проблемы введения и исключения абстракций более высоких
 (чем первый) порядков, в сб.:
 Проблема знака и значения, М., 1969; Попов П. С., Стяжкин Н. И., Развитие логич.
 идей от античности до эпохи
 Возрождения, М., 1974; H a рс к и й И. С., Проблема У. и дискуссия на XVI
 Всемирном филос. конгрессе, в кн.:
 Философия и мировоззренч. проблемы совр. науки, М., 1981, с. 269—98; В о с h е n
 s k i I. M. J., The problem of
 Universals. Notre Dame, 1956; Aaron R. J.,
 The theory of universale, Oxf., 19672; Universals and particulars Heading in
 ontology, ed. by M. J. Loux, N. Y., 1970.
 А. Л. Доброхотов.
 УНИВЕРСУМ (лат. Universum, summa rerum), филос. термин, обозначающий всю
 объективную
 реальность во времени и в пространстве. В зависимости от того, что

<< Пред.           стр. 369 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу