<< Пред.           стр. 379 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 сознание оказывается «теоретическим», или созерцающим (опыт «чувств.
 достоверности»,
 восприятия и рассудка). На ступени «самосознания» предмет и сознание
 тождественны, сознание
 определяет свой предмет (самоё себя) и потому выступает прежде всего
 «практически» —
 действующим, желающим, стремящимся. Свобода самосознания, достигаемая через его
 взаимодействие с др. самосознаниями, воплощается в таких культурно-историч.
 явлениях, как
 «стоицизм», «скептицизм», «несчастное сознаиие». Когда самосознание постигает
 свою
 всеобщность, усматривает в себе абс. полноту реальности, оно выступает как
 «разум».
 На ступени «разума» различие сознания и самосознания воспроизводится как
 различие между
 «наблюдающим разумом», к-рый открывает в мире разумное содержание (в законах
 неорганич. и
 органич. природы, душевного мира человека и т. д.), и деятельным «разумным
 самосознанием»,
 осуществляющим разум в мире. Завершением диалектики разума становится у Гегеля
 возведение
 индивидуальности к историч. действительности социального бытия.
 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 719
 На ступени «духа» сознание постигает духовную реальность мира и себя как
 выражение этой
 реальности (взаимоотношение «индивидуальности» и «субстанции»); здесь появляются
 социально-
 историч. «образы сознания», историч. образы «мирового духа» — важнейшие эпохи
 культуры,
 играющие формообразующую роль в становлении «духа» и осознании им самого себя:
 «истинный
 дух», «нравственность» как «живое непосредств. единство индивидуальности и
 субстанции» (его
 всемирно-историч. образ — Древняя Греция); правовое состояние — множество
 самодовлеющих
 индивидов, связанных лишь формальной всеобщностью права (рим. мир); «отчуждённый
 от себя
 дух» — мир «образованности» с присущим ему «разорванным сознанием», находящим
 своё
 выражение в коллизиях «веры» и «здравомыслия», в «борьбе просвещения с
 суеверием» (эпоха
 Просвещения). Через негативность «абс. свободы» (франц. революция) сознание
 достигает новой
 ступени — достоверного для себя духа, «моральности» (кантовская этика, антиномии
 к-рой
 подвергаются Гегелем острой критике). Примирением противоречий «моральности»
 оказывается
 «религия», понятие к-рой объединяет различные ступени «самосознания» духа —
 «естеств. религию»
 (вост. религии), «художеств. религию» (др.-греч. иск-во) и «религию откровения».
 Наконец, на
 ступени «абс. знания» содержание религии переводится в адекватную ему форму —
 понятийного
 «спекулятивного» мышления.
 К. Маркс видел в «Ф. д.» «...истинный исток и тайну гегелевской философии»
 (Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 42, с. 155). По характеристике Ф. Энгельса, «Ф. д.» является
 «...параллелью эмбриологии
 и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных
 ступенях его
 развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически
 пройденных
 человеческим сознанием...» (там же, т. 21, с. 278).
 Рус. пер.: под ред. Э. Л. Радлова (1913), Г. Г. Шпета (1937; опубл. 1959 в 4-м
 т. соч. Гегеля). Англ.
 пер. J. B. Baillie (v. 1—2, 1910), франц. пер. J. Hippolite (v. 1—2, 1939—41),
 итал. пер. E. De Negri (v.
 1—2, 1933—36).
 • Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 42, с. 152—74; Hyppolite J.,
 Genese et structure de la «Phenomenologie de lEsprit» de Hegel, P., 1946;
 Poggeler O., Hegels Idee einer Phanomenologie des
 Geistes, Freiburg — Munch., 1973; Heinrichs J., Die Logik der «Phanomenologie
 des Geistes», Bonn, 1974; Lauer Q., A reading
 of Hegel's «Phenomenology ?? spirit», ?. ?., 1976. А. А. Митюшин.
 ФЕОДАЛИЗМ (от позднелат. feodum — владение), классово антагонистич. обществ.
 формация,
 характеризующаяся след. осн. признаками: 1) преобладание натурального х-ва, к-
 рому свойственны
 простое воспро-из-во, тесное соединение работника со средствами произ-ва,
 ориентация на
 самоудовлетворение осн. потребностей; эта форма экономич. жизни соответствует
 ор-ганич. связи
 индивида с группой и относит. неотделённости его от природной среды. Товарное
 произ-во, су-
 ществующее при Ф. и развивающееся с ростом городов, не определяет системы
 господствующих
 обществ. производств.
 отношений (когда оно начинает их определять, Ф. вступает в стадию разложения).
 2) Личное и
 экономич. подчинение господств. классу крестьян, ведущих самостоят. х-ва, но
 лишённых права
 свободно владеть и распоряжаться своим наделом и под внеэко-номич. принуждением
 отдающих
 господам прибавочный продукт — феодальную ренту; внеэкономич. принуждение
 выражается в
 подвластности и подсудности крестьян феодалам, в разных формах зависимости
 непосредств.
 производителей; в отличие от раба и колона феодально-зависимый крестьянин —
 обладатель орудий
 труда и домохозяйства — отчасти заинтересован в интенсификации произ-ва, и с
 этой его
 заинтересованно-
 720 ФЕОДАЛИЗМ
 стью считается (в нормальных условиях) и феодал, признающий в крестьянине, при
 всей его
 зависимости, юридич. лицо. 3) Специфич. структура феодальной зем. собственности,
 выражающаяся
 в сочетании прав на землю с политич. властью; феод. собственность условна:
 феодал «держит»
 землю на правах феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, к-рый
 в свою очередь
 чей-то вассал. 4) Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности:
 невыполнение
 вассальных обязательств лишает вассала прав на феод. отказ сеньора оказывать
 покровительство
 вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться; для
 феодальных
 обществ. отношений характерны всеобщие связи зависимости между людьми,
 выражающиеся во
 взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. 5)
 Политич.
 господство воен. сословия, организованного в иерархию, связанную отношениями
 личного служения
 и покровительства. 6) Религия выступает при Ф. в качестве «...наиболее общего
 синтеза и наиболее
 общей санкции...» социального порядка (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с.
 361); философия, право,
 мораль, образование, иск-во, лит-pa в большей или меньшей мере пронизаны религ.
 мировоззрением;
 политич. партикуляризм и разобщённость обществ. и экономич. жизни восполняются
 универсализмом религии и вселенским характером церкви; духовенство доминирует в
 идеологич.
 жизни общества, контролируя все отрасли духовного произ-ва и подчиняя его
 интересам церкви и
 господств. класса, частью к-рого высшее духовенство является.
 Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения социальные связи
 выражались в
 «горизонтальных» отношениях корпоративного типа (сел. общины и гор. коммуны,
 союзы городов,
 курии вассалов, социально-юридич. сословия, монашеские и рыцарские ордена,
 ремесл. цехи, религ.
 и купеч. гильдии и т. п.). Первый тип связей придаёт особый характер свободе
 человека при Ф., не
 признающем состояния независимости: свободен не тот, кто ни от кого не зависит,
 а тот, кто по
 своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феод. договор. В отличие от
 такого свободного
 вассала серв, виллан — несвободны, т. к. родились в состоянии зависимости и не
 вольны из него
 выйти. Поскольку человек, наряду с «вертикальной» связью с господином,
 одновременно включался
 и в «горизонтальную» связь с членами корпорации, у него развивалось сознание
 равенства и
 необходимости взаимного уважения прав. Социальные связи между людьми при Ф. не
 были
 фетишизированы, т. е. не были опосредованы отношениями вещей, товаров и в этом
 смысле имели
 характер преим. межличных связей. Однако подчас они были мистифицированы
 религией и
 получали специфич. юридич. окраску. В отличие от рабовла-дельч. общества,
 строившегося на
 отрицании человеч. достоинства рабов, и язычества, противопоставлявшего людей
 своего племени
 или народа всем «чужим», феод. общество и всемирно-историч. религии, в нём
 господствовавшие
 (прежде всего христианство), исходят — в идеале — из принципа духовного
 равенства всех людей и
 отвергают социальные, нац. и политич. барьеры. Будучи религиями классового
 общества и освящая
 его высшим авторитетом, эти религ. системы вместе с тем объективно знаменуют
 важную ступень в
 осознании социальных отношений как отношений между людьми. Наделяя свободой
 бога, человек
 эпохи Ф. тем самым осознавал важность свободы и для себя: отношения между людьми
 поэтому
 понимались как отношения между сознательными личностями.
 Неправомерно отождествлять феод. зависимость и крепостничество, ибо прикрепление
 крестьян к
 земле — явление, широко наблюдаемое в поздней Рим. империи (колонат), т. е.
 задолго до
 возникновения Ф.,— распространяется в Вост. и Центр. Европе лишь в период
 кризиса Ф., когда в
 условиях растущей товар-
 ности сельского х-ва крупные землевладельцы при поддержке абс. монархии перешли
 в наступление
 на крестьян, лишая их всяких прав и превращая n придаток к земле. Между тем в
 период становления
 и расцвета Ф. в Зап. Европе крест. зависимость носила преим. личный характер:
 крестьянин считался
 прикреплённым лично к сеньору, а не к земле поместья, уход крестьянина от
 господина редко был
 полностью воспрещён.
 Во всемирно-историч. процессе Ф. представляет собой социально-экономич.
 формацию,
 прогрессивную по сравнению с рабовладельч. строем, ибо она, заменяя рабство
 менее жёсткими
 формами зависимости, открывает больший простор для развития производит. сил и
 создаёт более
 благоприятные условия для развития личности. Ф. возникает не только из
 разложения рабовла-
 дельческого, но также и общинно-родового строя у варваров, завоевавших
 цивилизованные гос-ва
 антич. или азиат. типа, либо живших на периферии таких гос-в. Под воздействием
 социальных
 порядков и культуры этих более развитых обществ у варваров усиливается распад
 традиц. родовых
 связей; возникают замкнутые социальные ячейки, возглавляемые сеньорами.
 Происходит разделение
 социальных функций между классом, сосредоточивающим в своих руках управление,
 суд, воен. дело,
 законодательство, образование, религию, и классом трудящихся — крестьянами и
 ремесленниками,
 к-рые, будучи оттеснены от обществ. управления, оказываются под властью военного
 и духовного
 сословий и вынуждены содержать их своим трудом. В зтом процессе в завоёванных
 варварами стра-
 нах древней высокой культуры принимает участие и местное население, включающееся
 во вновь
 создаваемые классы феод. общества. На первой стадии Ф. отличается от
 рабовладельч. общества
 более примитивными производит. силами, возвратом к господству натурального х-ва,
 упадком
 средств сообщения, снижением уровня культуры. Экономич. и культурный подъём
 характерен лишь
 для стадии развитого Ф. (в Зап. Европе начиная с 11 в.).
 Феод. общество представляло собой иерархию наследуемых социально-юридич.
 статусов. Право при
 Ф. выполняло роль всеобщего регулятора отношений между людьми. Каждый человек,
 группа,
 корпорация, сословие характеризуются особым юридич. статусом. Правом пользуются
 и
 неодушевлённые предметы и институты — земли, владения, города, рынки, церкви,
 монастыри. Но
 право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое,
 подчас неписан-
 ное и существующее в виде обычая. Право мыслится как исконное, старинное и
 потому «доброе»; его
 не создаёт государь и оно выше его; все подвластны праву и обязаны защищать его
 от нарушений; в
 случае необходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Идея
 права
 сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассматривались при
 Ф. также и в
 моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство,— моральный долг). В
 Зап. Европе
 тем не менее "разграничивали «божеств. право» и «человеч. право», тогда как в
 исламе право вообще
 составляет часть религии и правовая и религ. община совпадают, поэтому мусульм.
 право,
 сложившееся вместе с религ. догмой, затем не развивалось.
 Решающим фактором духовной жизни при переходе от антич. общества к Ф. является
 коренное
 переосмысление всех обществ. ценностей: от преобладания интереса к земному и
 материальному
 общество обращается к системе морали и религии. Высшей реальностью стали считать
 потусторонний мир, в земном же существовании — видеть лишь подготовит. ступень к
 царству
 небесному. Такая смена духовной ориентации с наибольшей ясностью выявилась в
 христианстве и
 повлияла на все стороны практич. деятельности людей: материальное произ-во не
 рассматривалось
 как самоцель и не находило оправдания в богатстве; производств. идеал -
 самообеспечение, создание
 условий .для «достойного» с сос-
 ловной т. зр. существования человека, и в этих пределах трудовая активность
 оправдывалась и даже
 возводилась в этич. ценность. Тем не менее в труде видели преим. средство
 самообуздания,
 подавления греховности, сопряжённой с праздностью. Торг. и особенно рос-товщич.
 прибыль
 осуждалась (учение о «справедливой цене»). Установки христианства относительно
 богатства и
 собственности не вытекали из природы Ф. и возникли ещё в древности, но находили
 широкое
 соответствие в феод. действительности. Это связано с присущей феод. обществу
 тенденцией к
 символич. интерпретации всех отношений, явлений и предметов. В частности, и
 богатства ценились
 прежде всего благодаря своей знаковой функции; их следовало тратить, дарить
 приближённым и
 вассалам, жертвовать на постройку церквей и т. д. Богатство становилось знаком
 щедрости, широты
 натуры, гостеприимства и доблести феодала, престиж и влияние к-рого повышались.
 Так поддержи-
 валась рыцарская честь — гл. ценность в моральном кодексе господств. класса.
 Соответственно и
 обладание обширными зем. владениями позволяло раздавать феоды вассалам, большое
 число к-рых
 свидетельствовало о могуществе и влиянии их сеньоров. Высокая «знаковость» феод.
 практики
 проявляется в ритуалах, клятвах, символах, к-рыми сопровождались все договоры,
 сделки. собрания
 и без к-рых они не имели бы силы. Предельно символизированная и ритуализованная
 социальная
 практика Ф. подчиняла отд. человека нормам и требованиям группы.
 Установка на старину, на освящённые временем традиции и враждебность или
 недоверие ко всему
 новому характерны для Ф., как и для всякого общества, имеющего тенденцию
 воспроизводить себя

<< Пред.           стр. 379 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу