<< Пред.           стр. 38 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 logie, P., 1963; в рус. пер.—От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитие
 ребенка, М., 1967.
 • Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie
 et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri
 Wallon, P., 1975.
 BAH ФУЧЖИ, Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, —
 18.2.1692,
 Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался
 астрономией, матема-
 тикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл.
 ок. 70), важнейшие
 из них — комм. к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещённым», основной и
 дополнит. комм. к
 «И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий
 сон», «Полное
 замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.
 В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци — материальной силы, ци —
 конкретных вещей
 и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй —
 великой
 пустоты. Ци (материальная сила) — это вещество, из к-рого построена Вселенная;
 соединение
 материальных частиц ци
 ВАН 73
 создает всё многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений , (второе
 ци), к-рый
 находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних
 и
 исчезновения др. вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян.
 Ци (материальные
 частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга
 и в таком виде
 незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас,
 представляется
 «прозрачным» — «пустым».
 Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе
 социальной
 философии В. Ф., его представления об истории как процессе непрерывного
 движения. В. Ф. бросил
 вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век»
 был в
 прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть
 часть природы,
 «небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли — это
 свободное
 следование законам природы.
 * Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976
 (библ.); Forke ?., fieschichte der neueren
 chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source
 book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p.
 692-702.
 BAH ЧУН, Чжун-жэиь (27 — ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода
 (25—220). Автор
 ряда трактатов, из к-рых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения»)
 — самое большое
 и главное произведение В. Ч.
 Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в
 его учении
 прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и
 ян. В. Ч.—
 оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич.
 концепций, в
 особенности конфуцианских. Небо— это не высшее, божеств. существо, определяющее
 возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевлённо и
 лишено органов
 чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и
 спонтанно. Важное
 место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·— изначальной субстанции мира,
 первоосновы и
 источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же
 порождается и
 человек, к-рый в принципе не отличается от животного, поатому после смерти тело
 его разлагается, а
 жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира — чувств.
 восприятие, созерцание
 вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в предзнаменования, почитание
 авторитета
 мудрецов древности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.
 * ? е т p о в А. А., В. Ч.— др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke
 ?., Geschichte der mittelalterlichen
 chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.
 BAH ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,— 9.1.1529,
 Нань-ань,
 пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в
 аристократич. семье.
 Занимал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на родине создал школу,
 приобретшую
 приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь
 направлений,
 делавших упор на к.-л. одно положение В. Я.: внезапное просветление; тихая
 медитация; презрит.
 отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.
 Среди многочисл. соч. В. Я.— «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения
 к древнему
 тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам —- «У-цзин
 ишо»
 («Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками —
 «Чуань-силу»
 («Записи переданных поучений»). Выступая против дуализма Чжу Си, В. Я. развивал
 монистич.
 учение, в к-ром идеальное ли, дух, является первопричиной
 74 ВАН
 мира, а материальное ци — лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними
 все принципы и
 вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я.,
 лишь в нашем
 сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заключает его
 в себе. В области
 гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на
 обнаружении идей,
 изначально заложенных в нашем разуме, в связи с чем процесс познания является
 прежде всего
 самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провозглашала единство всего Китая и всей
 Вселенной:
 «Вся Вселенная — одна семья, весь Китай — один человек».
 * Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S.
 380—09; ?, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming:
 Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A
 source book in Chinese philosophy, Princeton,
 196Я, p. 654—91.
 ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (???????? ? ?????), Василий К е с a р и й с к и й (ок.
 330, Кесария Каппа-
 докийская, —1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мыслитель и писатель. Один из
 виднейших
 представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г.
 Кесарии,
 организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период
 арианству.
 Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате
 «О святом
 Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным
 пластам
 антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой
 морализм). Его
 толкования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали
 богатую традицию ср.-
 век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч.
 представления
 последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православной традиции —
 один из трёх
 главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном
 Златоустом).
 • Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творения..., в кн.: Творения
 святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915
 * AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und
 soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen,
 Munch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plolin,
 B., 1964.
 ВАСУБАНДХУ (OK. 320—400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги.
 Сначала
 разделял взгляды вайбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем
 махаяны,
 явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» — компендий
 системы
 вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на кит. яз.). Став
 приверженцем школы
 йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и
 Асанги, в т. ч.
 изложение филос. учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В.
 характерен интерес к
 проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследования школы).
 * Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит.
 источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фило-
 софии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer
 philosophischen Interpretation der Lehre
 Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of
 the Buddhist master of the law Vasubandhu,
 Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.
 ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о
 единстве
 мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса
 творения. Бытие мира
 в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и
 возобновляясь им. Бог и
 телесная субстанция (араб. хайула, от греч. ??? — сырой материал, вещество) —
 два полюса
 реальности; лишь бог существует сам по себе, порождая из себя первый разум,
 небесные души,
 формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич.
 определениях. Идеи В.
 а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абу-
 ль-Баракат аль-
 Багдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,
 Руми, а в богословии шиизма — представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно
 связано учение
 об архетипах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.— возможность
 превосходящего), согласно к-рому каждому предмету на низшей ступени необходимо
 соответствует
 его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел.
 архетипа и «призвано»
 последним к бытию, будучи его ничтожным подобием. Миру в целом соответствует его
 архетип —
 «книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу
 бытия
 предопределено его место, срок появления и связь с др. элементами.
 «ВВЕДЕНИЕ», работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,
 ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус.
 философ-идеалист
 и психолог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб.
 филос. об-ва (с
 1899). В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без
 всякой метафизики»
 (1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности
 психического за
 пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия
 объективных при-
 знаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его
 нравств. чувством.
 Последнее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие
 души,
 существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат.
 наука, В. считал её
 огн. методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически
 относился к
 возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время.
 Логич. учение В.
 связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность
 познания, а не открывать
 новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против
 материализма и
 марксизма.
 * Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Журнал Мин-ва нар.
 просвещения», 1901, ч. 337, октябрь;
 Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42);
 Логика как часть теории познания,
 П., 19173.
 * Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90.
 ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«,
 экономист и
 социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под
 влиянием М.
 Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный
 (формирование социальных
 институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и
 естествознания, ведущее
 к унификации цивилизации) и культурный (творчество — иск-во, религия и
 философия) процессы.
 Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и
 социальных изме-
 нений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного
 процесса, творцом к-
 рого является интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра
 духовных сил, что
 означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.
 • Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als
 Kultursoziologie, Munch., 1950!; Prinzipien der
 Geschichts- und Kultursoziologie, Muncli., 1951; Der dritte oder der vierte
 Mensch, Miinfh., 1953; Einfuhrung in die Soziologie,
 Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория размещения пром-сти, М.—Л., 1926.
 • К е p e s z с z u k .Т., A. Weher. Schriften und Aufsatze. 1897— 1955.
 Bibliographie, Munch., 1956.
 ВЕБЕР (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог,
 философ и историк.
 Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и
 Дильтеем В.
 разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии — в
 конструировании нек-
 рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич.
 материал,
 поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так,
 античность, феодализм, капитализм для В. не объек-
 тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных
 типов
 направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит
 методологич.
 обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности.
 Во всех исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте
 совр. европ.
 культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма)
 способам
 организации об-
 ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются:
 в экономике —
 изобретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей развитие капиталистич.
 организации произ-ва;
 в политике — утверждение институтов формального права, парламентаризма и совр.
 администрации;
 в этике — честность отношений, в особенности между кредитором и должником; в
 музыке —
 распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.
 Центр. проблема В.— анализ связи хоз. жизни общества, материальных и идеологич.
 интересов
 различных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и
 дух капитализма»
 («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05, рус. пер.
 1928) В. пытался
 обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением
 протестантскому религ.-
 зтич. комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как
 трудолюбие,
 бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923)
 В. полнее
 прослеживает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.
 Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии pa-ционально организованного
 предприятия. Он
 оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. В то же время
 «это
 чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего
 рождения и
 границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда

<< Пред.           стр. 38 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу