<< Пред.           стр. 383 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 прежде всего тем,
 что она является мировоззрением. В этом главная специфика Ф. В выработке и
 развитии подлинно
 науч. мировоззрения и заключается историч. миссия марксистско-ленинской Ф., к-
 рая включает в
 себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального
 мира, но и нравств.,
 эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности
 действительности, но и
 выражает отношение к ней людей и социальных групп.
 Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к
 бытию,
 духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной
 вопрос всей, в
 особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»
 (Энгельс Ф., см.
 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 282). Что чем порождается — материальный
 мир
 сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром — такова первая
 сторона осн.
 вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как
 отвечали они на этот
 вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые,
 следовательно, в
 конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили
 идеалистический лагерь. Те
 же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
 материализма»
 (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение
 характера
 взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно науч.
 решение осн.
 вопроса Ф.
 было дано марксизмом, к-рый признаёт материю объективной реальностью,
 существующей вне, до и
 независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство
 высокоорганизованной материи,
 характеризует обществ. сознание как отражение обществ. бытия, т. е. прежде всего
 материальной
 жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости
 мира,
 рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см.
 Основной вопрос
 философии).
 За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как
 целому,
 включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть.
 Впервые в
 истории мысли именно марксизм дал подлинно науч. решение вопроса о сущности
 человека как
 совокупности всех обществ. отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3).
 Рассматривая человека как
 величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф.
 осуществляет це-
 лостный подход к человеку, понимает его в единстве производств., революц.-
 преобразующей и
 духовной форм деятельности.
 Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный
 процесс,
 развёртывающийся на основе обществ.-историч. практики — предпосылки, цели и
 одного из
 важнейших объектов филос. познания. В этом смысле марксистская теория познания
 глубоко
 отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко
 индивидуальным
 подходом и анти-историзмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей
 Ф. разрыв
 между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в
 их единстве,
 но не в тождестве: «... так называемая субъективная диалектика, диалектическое
 мышление, есть
 только отражение господствующего во всей природе движения...» (Энгельс Ф., там
 же, т. 20, с.
 526),— отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и
 несущее на
 себе печать определ. специфичности сознания, его активного творч. характера.
 В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как
 сферу чистого
 духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира.
 Поэтому анализ
 мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой
 действительности,
 составляющей это содержание, а также практич. деятельности людей.
 Ф. марксизма-ленинизма — диалектич. материализм и выступающий с ним в единстве
 историч.
 материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: филос. вопросы
 естествознания,
 психологии, этика, эстетика, науч. атеизм и история Ф.; они представляют собой
 результат
 применения диалектич. материализма к явлениям нравств. сознания, к
 закономерностям развития
 иск-ва, к развитию естествознания, к истории развития филос. мысли. Ф.— не
 только теория
 объективной диалектики и логика науч. познания, но и общесоцио-логич., этич. и
 эстетич. учение.
 История домарксистской философии. Первые филос. учения возникли 2500 лет назад в
 Индии
 (веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.),
 Китае
 (конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Др. Греции. Ранние др.-греч. филос.
 учения носили
 стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. характер. Исторически первой формой
 диалектики
 явилась антич. диалектика, крупнейшим представителем к-рой был Гераклит.
 Атомистич. вариант
 материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у
 элеатов и
 пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как
 направление,
 противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон,
 развивший
 ФИЛОСОФИЯ 727
 идеалистич. диалектику понятий. Антич. Ф. достигла своей вершины у Аристотеля,
 учение к-рого,
 несмотря на его идеалистич. характер, содержало глубокие мате-риалистич. и
 диалектич. идеи.
 Ведущим направлением ср.-век. араб. философии был вост. перипатетизм (см.
 Перипатетическая
 школа), в русле к-рого развивали свои учения Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд.
 С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе
 становится
 христианство. Первый этап ср.-век. христ. Ф.— патристика; на её основе в 9—12
 вв. складывается
 схоластика, к-рая усматривала цель Ф. в обосновании религ. догматов. В 11—14 вв.
 в споре между
 реализмом (Ансельм Кентер-берийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование
 вне
 человеч. ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (Росцелин, Иоанн
 Дунс Скот,
 Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё
 выражение
 борьба идеалистич. и материалистич. тенденций.
 Развитие материального произ-ва, обострение классовой борьбы привели к
 необходимости революц.
 смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало
 освобождения науки
 от пут религ.-идеалистич. мировоззрения. Первый удар по религ. картине мира
 нанесли мыслители
 эпохи Возрождения — Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кам-панелла и др.
 Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты Ф. нового времени. Прогресс
 опытного знания,
 науки требовал замены схоластич. метода мышления новым методом познания,
 обращённым к
 реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы
 диалектики; но
 материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
 Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью
 науки
 обеспечение господства человека над природой. Гоббс явился создателем первой
 всесторонней
 системы механистич. материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод
 эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Декарт, основоположник
 рационализма,
 стремился разработать универс. метод для всех наук. Характерная черта Декарта —
 дуализм
 «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта
 материалистич. монизм. Локк развил сенсуалистич. теорию познания. Идеи,
 противоположные
 материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли
 и Юм).
 Объективно-идеалистич. учение разработал Лейбниц, высказавший ряд глубоких
 диалектич. идей.
 2-я пол. 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции,
 вылившегося в
 бурж. революцию; важнейшую роль в её идеологич. подготовке сыграли философы-
 материалисты
 Ламетри, Гольбах, Гельвеции, Дидро, к-рые решительно выступили против религии и
 идеализма.
 Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в
 учении Дидро
 содержались элементы диалектики. Характерная черта франц. материализма 18 в.—
 абсолютизация
 роли идей в развитии общества, идеалистич. понимание истории.
 Важнейший этап истории зап.-европ. Ф.— нем. клас-сич. философия (Кант, Фихте,
 Шеллинг, Гегель),
 развившая идеалистич. диалектику. Вершина нем. классич. идеализма — диалектика
 Гегеля, ядро к-
 рой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектич. метод был
 развит Гегелем на
 объективно-идеалистич. основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли
 всесторонней критике
 идеализм и реакц. стороны в социо-логич. взглядах Гегеля; вместе с тем они дали
 высокую оценку
 его трудам, считая их одним из источников своей
 728 ФИЛОСОФИЯ
 Ф. Против идеалистич. Ф. и религии выступил Фейербах, развивший учение
 антропологич.
 материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на
 формирование
 филос. взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.
 В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистич. филос. мысль в
 России. Её
 корни уходят в историч. традицию материализма, родоначальником к-рой был
 Ломоносов и к-рая,
 начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых обществ. деятелей
 России.
 Выдающиеся рус. материалисты — Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов —
 стали
 знаменосцами борьбы рус. революц. демократии. Рус. материалистич. Ф. сер. 19 в.
 выступила с
 резкой критикой идеалистич. Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм
 19 в. разрабатывал
 идею диалектич. развития, однако в понимании обществ. жизни он не смог
 преодолеть свойственного
 всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революц. демократов явилась важным шагом во
 всемирном
 развитии материализма и диалектики.
 Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская
 Ф. как
 его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на
 историч. арену как
 самостоят. политич. сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена науч.-
 теоретич., социально-
 экономич. и непосредственно политич. необходимостью. Возникновение марксизма
 было науч.
 ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития обществ. практики и логикой
 движения чело-
 веч. познания. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу
 социальную
 действительность, на основе усвоения и критич. переработки всего положительного,
 что было
 создано до них в области Ф., обществ. и естеств. наук, создали качественно новое
 мировоззрение —
 мировоззрение рабочего класса, ставшее филос. основой теории научного коммунизма
 и практики
 революц. рабочего движения. Непосредств. идейными источниками формирования
 марксизма были
 главнейшие филос., экономич. и политич. учения кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. В
 идеалистич. диалектике
 Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революц. моменты — идею историч. развития и
 принцип
 противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло
 материалистич. учение Фейербаха . Одним из источников марксизма были идеи
 классич. бурж.
 политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (Сен-
 Симон, Фурье, Оуэн
 и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье).
 Естеств.-науч.
 предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания
 кон. 18—19 вв.
 (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного
 строения
 организмов, эволюц. учение Дарвина). Будучи обобщением развития обществ.
 практики и науч.
 познания, марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеч.
 мысли.
 Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в
 Ф., заключаются
 в создании науч. мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на
 познание
 общества и в материалистич. обосновании решающей роли обществ. практики в
 познании, в осу-
 ществлении единства теории и практики, в органич. соединении и творч. разработке
 материализма и
 диалектики, что привело к созданию материалистич.диалектики. Величайшим
 завоеванием человеч.
 мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого только и
 оказалось возможным
 научно понять роль обществ.
 практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию
 познания могло
 быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпосылок, осн.
 объективных
 условий человеч. истории. Характеризуя качеств. отличие Ф. марксизма от
 предшествовавших ей
 филос. систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к
 переработке всей
 политической экономии, с осно-
 вания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике
 рабочего класса,— вот
 что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее
 существенное и
 наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной
 мысли» (ПСС, т. 24,
 с. 264).
 В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе
 против бурж.
 идеологии важную роль сыграли труды Плеханова, Лабриолы, Бебеля, Меринга,
 Лафарга и др.
 Новый этап творч. развития марксистской Ф. связан с именем Ленина,
 разрабатывавшего диалектич.
 и ис-торич. материализм на основе анализа эпохи империализма и пролет. революций
 и обобщения
 новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания
 марксизма —
 выявил диалектич. характер процесса познания, разработал учение о роли практики
 в познании,
 теорию истины, в т. ч. диалектику абс. и относит. истины. Особое внимание Ленин
 уделил развитию
 диалектики как науч. метода познания и преобразования мира. Он подверг
 всесторонней критике
 новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также
 ревизионизма в отношении
 марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке филос.
 воззрений. Защита
 марксистской Ф. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Ф.
 были теснейшим
 образом связаны с разработкой Лениным теории социалистич. революции, учения о
 революц. партии,
 о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистич. гос-ве и строительстве

<< Пред.           стр. 383 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу