<< Пред.           стр. 385 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко
 возрастает
 потребность в филос. осмыслении социальных процессов, обостряется противоборство
 сил прогресса
 и реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так,
 в эпоху
 Возрождения религ. мировоззрению были противопоставлены идеи филос. материализма
 и гуманиз-
 ма, а революция в умах, осуществлённая идеологами нарождавшейся буржуазии, была
 введением к
 социальной революции; Ф. франц. просветителей явилась идеологич.
 предпосылкой Великой франц. революции. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло
 своё
 многообразное практич. воплощение в целой полосе со-циалистич., народно-
 демократич., нац.-
 освободит. революций. Идеологич. роль Ф. особенно возросла в совр. эпоху, когда
 важнейшее
 значение приобрела борьба между коммунистич. и бурж. мировоззрениями.
 Социально-политич. значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она
 является
 теоретич. основой мировоззрения пролетариата и науч. путём доказывает
 неизбежность гибели
 капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское
 мировоззрение,
 превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии
 единственно верный
 путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской Ф.
 вытекает из
 всех её принципов, адекватно отражающих жизнь в её динамике и перспективе.
 Материалистич. понимание истории приводит к оп-редел. политич. выводам: путь к
 устранению
 социальных бедствий лежит в изменении обществ. бытия. Сама идея социальной
 революции
 пролетариата тесно связана с диалектич. подходом к обществ. явлениям: материа-
 листич. диалектика
 отвергает всё косное, консервативное, обветшалое; она признаёт и утверждает
 непрерывное
 движение вперёд, революц. борьбу за переустройство мира.
 Марксистская Ф. составляет мировоззренч. и методо-логич. основу программы,
 стратегии и тактики,
 политики коммунистич. и рабочих партий, их практич. деятельности. Политич. линия
 марксизма
 всегда и по всем вопросам «... неразрывно связана с его философскими основами»
 (Л е н и н В. И.,
 там же, т. 17, с. 418). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики
 ориентирует на
 сознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с
 вульгаризаторскими
 попытками растворить Ф. в текущей политике. Идее «беспартийности», к-рая сама по
 себе отнюдь не
 беспартийна, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский
 принцип
 партийности. Ленин подчёркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может
 быть в
 обществе, построенном на классовой борьбе: «... материализм включает в себя, так
 сказать, пар-
 тийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на
 точку зрения
 определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 419).
 Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является
 совпадение
 классовых интересов пролетариата с реальной логикой истории, а тем самым — и с
 интересами всего
 прогрессивного че-
 ловечества. Только последовательно науя. подход к действительности отвечает
 интересам рабочего
 класса, позволяет ему основывать свою практич. и политич. деятельность на
 прочном фундаменте
 науки.
 Партийность марксистской Ф. заключается в последовательном проведении
 материалистич. линии, в
 борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и
 иррационализма, в
 выявлении их социально-классовых корней, в разоблачении реакционных политич.
 выводов из них.
 Вместе с тем, как подчёркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и
 критич.
 переработки завоеваний, к-рые делаются бурж. учёными (см. там же, т. 18, с.
 364).
 В совр. эпоху небывало расширился и усложнился характер практич., теоретич.,
 идеологич. и
 политич. задач, к-рые стоят перед обществом. С этим связано возрастание обществ.
 роли
 марксистско-ленинской Ф. Одна из её центр. задач — разработка теории
 материалистич. диалектики,
 её принципов, законов и категорий. Наиболее актуальными являются проблемы
 диалектики
 различных сфер объективной действительности, прежде всего диалектики социальных
 процессов.
 Особое значение приобретает исследование методологич. проблем естеств. и
 обществ. наук. С
 анализом диалектики обществ.
 развития неразрывно связана разработка проблем историч. материализма. Важнейшие
 направления в
 этой области исследований: дальнейшая разработка концепции развитого
 социалистич. общества,
 анализ диалектики развития мировой системы социализма, мирового революц.
 процесса,
 закономерностей и особенностей совр. классовой борьбы на междунар. арене.
 Широкий комплекс
 проблем связан с филос. осмыслением научно-технич. революции, её социальных
 последствий.
 Особую актуальность приобретает филос. анализ проблем человека и коммунистич.
 воспитания.
 Марксистско-ленинская Ф. активно участвует в совр. идеологич. борьбе, ведёт
 наступательную
 критику бурж. концепций, реформизма и ревизионизма.
 Ни одна естеств.-науч. теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно
 изобретение в технике
 не оказали такого революц.-преобразующего воздействия на судьбы человечества,
 какое оказал
 марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретич.
 уровень
 трудящихся, способствует их сплочению под великим знаменем марксистско-
 ленинского
 мировоззрения, открывающего ясные перспективы и вселяющего в массы трудящихся
 уверенность в
 торжестве коммунизма. См. Марксизм-ленинизм, Диалектический материализм,
 Исторический
 материализм, Диалектика, Научный коммунизм, Теория познания, Наука, Социология,
 Этика,
 Эстетика.
 • Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Маркс К., Тезисы о
 Фейербахе, там же; его же, Нищета Ф., там
 же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Диалектика природы,
 там же; его же, Л.Фейербах и конец
 классич. нем. Ф., там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,
 ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там
 же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45;
 Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1—5,
 М., 1956—58; История Ф., М., 1940—43; История Ф., т. 1—6, М., 1957—65; Филос.
 энциклопедия, т. 1—5, М., 1960—70;
 Антология мировой Ф., т. 1—4, М., 1969—72; Кедров Б. М., Единство диалектики,
 логики и теории познания, М., 1963;
 Ойзер-ман Т. И., Гл. филос. направления, М., 1971; Ф е д о с е-е в П. Н.,
 Коммунизм и ?., ?., 19712; его же, Марксизм в
 XX в. Маркс, Энгельс, Ленин и современность, ?., 19772; Ф. и современность. [Сб.
 ст.З, М., 1971; История марксистской
 диалектики, М., 1971; Ф. Методология. Наука, М., 1972; Ф. ? совр. мире. Ф. и
 наука, М., 1972; К о п н и н П. В., Диа-
 лектика, логика, наука. [Сб. ст.], М., 1973; История марксистской диалектики.
 Ленинский этап, М., 1973; Теоретич.
 наследие В. И. Ленина и совр. филос. наука, М., 1974; Бурж. Ф. XX в., М., 1974;
 Ильичев Л. Ф., Ф. и науч. прогресс, М.,
 1977; Бурж. Ф. кануна и начала империализма, М., 1977; Совр. бурж. ?., ?., 1978;
 Бабушкин В. У., О природе филос.
 знания, М.. 1978; Митин М. Б., Ф. и социальный прогресс. Анализ совр. бурж.
 концепций социального прогресса,
 ФИЛОСОФИЯ 731
 М., 1979; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы
 марксистско-ленинской Ф., М., 19805;
 Краткий очерк истории Ф., М., 19814; Материалистич. диалектика как общая теория
 развития, т. 1—2, М., 1982;
 Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 1—7, Lpz., 1921—29; U e b e
 r-weg Fr., Grundriss der Geschichte der
 Philosophie, Bd l—5, B., 1923—2812; Landgrebe L., Philosophie der Gegenwart,
 Bonn, 1952; Hartmann N., Einfuhrung in die
 Philosophie, Osnabruck, 19543; Jaspers K., Philosophie, Bd l—3, B., 19563;
 Heidegger M., Was ist das — die Philosophie'.1,
 PfulJingen, 1956: P a s s m o r e J. A., A hundred years of philosophy, L.,
 1957; B r u n n e r A., Die Grundfragen der
 Philosophie, Freiburg, 196l5; Philosophy in the twentieth century, v. 1—4, N.
 ?., 1962; D i e m e r A., Grundri? der Philosophie,
 Bd 1—2, Meisenheim am Glan, 1962—64; Philosophie im 2l). Jahrhundert, Stuttg.,
 19632; S e l l a r s R. W., The principles,
 perspectives and problems of philosophy, N. Y., 1970; Grundprobleme der grossen
 Philosophen, Bd 1—2, Gott., 1972—73; Арel
 К.-О., Transformation der Philosophie, Bd 1 — 2, Fr./M., 1973; Wisdom J. O.,
 Philosophy and its place in our culture, N. ?.,
 1975; Die Zukunft der Philosophie, hrsg. v. M. Gerhard, Munch., 1975. А. Г.
 Спиркин.
 ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА, см. Аналитическая философия, Логического анализа философия.
 ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, иррационалистич. филос. течение кон. 19 — нач. 20 вв.,
 выдвигавшее в
 качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную
 реальность, не
 тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классич.
 бурж.
 рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в
 идеали-стич.
 философии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-
 политич. воззрения
 представителей Ф. ж. весьма различны: от бурж. либерализма до консервативных
 позиций; в своём
 крайнем биологич.-натуралистич. варианте она оказала влияние на формирование
 идеологии
 национал-социализма.
 Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф. ж.
 Биологич.-
 натуралистич. толкование характерно для течения, восходящего к Ницше и
 представленного
 Клагесом, Т. Лессин-гом и др.; «живое» подчёркивается как нечто естественное в
 противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого
 варианта Ф. ж.
 характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистич. рационализму —
 «духу» и
 «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к
 «витальным
 влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или обществ. группы,
 прагматич.
 трактовка нравственности и познания (добро и истина — то, что усиливает
 первичное жизненное на-
 чало, зло и ложь — то, что его ослабляет), подмена личностного начала
 индивидуальным, а индивида
 — родом (тотальностью), органицизм в социологии.
 Историцистский вариант Ф. ж. (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гасет)
 исходит в
 интерпретации «жизни» из непосредств. внутр. переживания, как оно раскрывается в
 сфере историч.
 опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается
 как вечный
 неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам
 реализации
 жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историч. образам. При этом Ф. ж.
 оказывается не в
 состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравств. и
 культурных ценностей
 в потоке жизни, истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистич.
 естествознания
 принимает форму протеста против естеств.-науч. рассмотрения духовных явлений
 вообще, что
 приводит к попыткам разработать спец. методы познания духа (герменевтика и
 концепция
 понимающей психологии у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).
 Антитеза
 органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде
 противопоставления
 культуры и цивилизации.
 Своеобразный пантеистич. вариант Ф. ж. связан с истолкованием жизни как некой
 космич. силы,
 «жизненного порыва» (Бергсон), сущность к-рого — в непре-
 732 ФИЛОСОФИЯ
 рывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни — чистая
 «длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.
 Теория познания Ф. ж.— разновидность иррациона-листич. интуитивизма: динамика
 жизни,
 индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте
 непосредств.
 усмотрения, интуиции, к-рая сближается с даром художеств. проникновения, что
 приводит Ф. ж. к
 воскрешению панэстетич. концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества
 и гения. Ф.
 ж. подчёркивает принципиальное различие, несовместимость филос. и науч. подхода
 к миру: наука
 стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцат.
 позиция, роднящая
 её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органич. и духовных
 целостностей является,
 согласно Ф. ж., художеств. символ. В этом отношении Ф. ж. попыталась опереться
 на учение Гёте о
 прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой
 структуры. Шпенглер
 стремился «развёртывать» великие культуры древности и нового времени из «символа
 прадуши»
 каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из
 семени; к
 аналогичному методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую филос.
 концепцию как
 выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему
 существу,
 неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.
 Творчество выступает по существу для Ф. ж. как синоним жизни; для Бергсона оно —
 рождение
 нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф.
 Степуна имеет
 трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и
 застывшее становится в
 конце концов во враждебное отношение к творцу и творч. началу. Отсюда надрывно-
 безысходная
 интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистич. пафосом Шпенглера и восходящая
 к
 мировоззренч. корню Ф. ж. — её пафосу судьбы, «любви к року» (Ницше), проповеди
 слияния с
 иррацио-налистич. стихией жизни. Трагич. мотивы, лежащие в основе Ф. ж., были
 восприняты иск-
 вом кон. 19 — нач. 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния Ф. ж.
 достигла в 1-й четв.
 20 в., к ней тяготели нек-рые представители неогегельянства, прагматизма. В
 дальнейшем она
 растворяется в др. направлениях идеали-стич. философии 20 в., нек-рые её
 принципы заимствуются
 сменяющими её экзистенциализмом, персонализмом и особенно философской
 антропологией. •
 Риккерт Г., Ф. ж., П., 1922; Совр. бурж. философия, М., 1978; L е г s с h Ph.,
 Lebensphilosophie der
 Gegenwart, В., 1932; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie, B.— Gott., 1958. П.
 П. Гайденко.
 ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, раздел философии, связанный с интерпретацией историч.
 процесса и
 историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе
 историч.
 развития. Уже в антич. историографии содержались определ. представления о
 прошлом и будущем
 человечества, однако они ещё Не складывались в законченную систему взглядов. В
 ср.-век. христ. Ф.
 и. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторич.
 божеств. провидение
 (люди — только актёры драмы, автором к-рой является бог,— см. Провиденциализм).
 В борьбе с этой
 концепцией, начиная с эпохи Возрождения, формировалась светская Ф. и., значит.

<< Пред.           стр. 385 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу