<< Пред.           стр. 39 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 данными и
 неизменными» («Die Protestantische Ethik», Munch.— Harab., 1965, S. 45). В целом
 его концепция
 происхождения и сущности капитализма направлена против марксовой теории
 первонач. накопления
 и учения о прибавочной стоимости.
 Уделяя значит. место проблемам социальной структуры и классового конфликта, В.
 противопоставил
 марксизму свою концепцию, в к-рой подчёркивал мно-гомерность классовых различий
 и положений.
 Отношение к власти, различия в статусе и престиже отд. группировок, разделение
 людей по религ. и
 идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и различия, вытекающие из
 отношений
 собственности. В поли-тич. социологии В. уделял большое внимание анализу
 конфликтов интересов
 различных группировок правящего класса: статусных и престижных групп. Гл.
 конфликт политич.
 жизни совр. гос-ва усматривал в борьбе между политич. партиями и бюрократич.
 аппаратом,
 чиновничеством. В. отрицал возможность победы со-циалистнч. обществ. отношений,
 выдвигал
 против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее
 общество будет не
 диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж.
 социологами в
 антикоммунистич. пропаганде.
 В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тенденции. Первая (Т. Парсонс и
 др.) заключается в
 попытке доказать, что В. опроверг материалистич. понимание истории и доказал
 приоритет этич. и
 религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исходит из возможности
 дополнить марксизм
 веберианст-вом. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих
 этих тенденций.
 • Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub.,
 1920—21; Grundrisa der Sozialokonomik, Tub.,
 1921;
 ВЕБЕР 75
 Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tiib., 1924; Gesammelte
 Aufsatze zur Wissenschaftsichre, Tub., 1951;
 The religion of China. Confucianism and Taoism, Glencoe, 1951; The religion of
 India. The sociology of Hunduism and
 Buddhism, Glencoe, I960; Soziologie.—Weltgeschichtliche Analysen.—Politik,
 Stuttg., 1956; Wirtschaft und Gesellschaft, Koln
 —B., 1964; Staatssoziologie, B., 1966; Economy and society, Berk., 1978; в рус.
 пер.— Социальные причины падения
 античной культуры М. В., «Научное слово», 1904, кн. 7; Агр. история древнего
 мира, М., 1923; Город, П., 1923;
 Хозяйств. этика мировых религий, Протестантские секты и дух капитализма,
 «Атеист», 1928, № 25, 26, 30.
 • Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; История бурж. социологии 19 —
 нач. 20 в., М., 1979; Здрав омы с-л о в
 А. Г., М. В. и его «преодоление» марксизма, «Социологич. исследования», 1976, №
 4; е г о ж е, Социология М. В. и совр.
 идеологич. борьба, в сб.: Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов
 марксизма-ленинизма, М., 1980; Мах
 Weber, Werk und Person, Tub., 1964; Kozyr-Kowalski S., Max Weber a Karol Marks,
 Warsz., 19C7; Parsons Т., The structure
 of social action, v. 2, N. Y.— L., 1968; G i d d e n s ?., Politics and
 sociology in the thought of Max Weber, L., 1972; Lewis J.,
 Max Weher and value-free sociology, L., 1975; Bendix R., Max Weber. An
 intellectual portrait, Berk., 1977. А. Г.
 Здравомыслов.
 ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, шт. Висконсин,—
 3.8.1929, ок. Менло-
 Парка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и
 сочетают
 критику нек-рых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса
 В. считал
 основой социальной жизни материальное произ-во. Однако он сводил обществ. произ-
 во лишь к
 технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и
 недооценивая
 значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от
 изменений в области
 технологии произ-ва и эволюция общества сводится в основном к процессу умств.
 приспособления
 индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину,
 составными
 частями к-рой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат
 борьбы двух
 осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников,
 организующих
 материальное произ-во. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по
 В., частную
 собственность, национализм, религ. невежество. В нек-рых работах В. предлагал
 передать
 руководство х-вом и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, создать
 «ген. штаб» из
 инженеров и техников, к-рый, используя политич. власть, сумеет развивать произ-
 во в интересах
 общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в
 технократич. теориях, В. в
 конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса»
 (leisure class), идея
 отставания культуры от техники и критика нек-рых аспектов амер. жизни, оказали
 значит. влияние на
 развитие амер. немарксистской социологии.
 * Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, ?.
 ?., 19592; The place of science in modern civili-
 zation and other essays..., N. Y., 19642; The instinct of workmanship and the
 state of the industrial arts, ?. ?., 19642; The engi-
 neers and the price system, N. Y., 1965; The higher learning in America, N. Y.,
 1965; The theory of business enterprise, N. Y.,
 19652; Veblen on Marx, race, science and economics, N. Y., 1969.
 • С е л и г м e н Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М.,
 1968, с. 56—75.
 ВЕДАНТА (санскр., букв.— конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода,
 представленный
 упани-шадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос.
 мысли; филос.
 основа индуизма. В широком смысле слова — совокупность религ.-филос. школ,
 разрабатывавших
 учения о брахмане и атмане (тождество абсолюта-брахмана с познающим его
 субъектом — атманом,
 индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).
 В разные
 периоды В. заимствовала и перерабатывала отд. элементы из пурва-мимансы,
 санкхьи, даже из
 буддизма — осн. идейного противника В., одновременно оказывая сильное влияние на
 все др.
 направления инд. мысли.
 76 ВЕБЛЕН
 Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в
 высшем авторитете
 Вед, псе содержание к-рых рассматривается как откровение (шрути), источник
 истинного знания.
 Веды существовали до начала мира ? возникли из дыхания брахмана. Предание
 (смрити —
 воспоминание), содержащееся в др. священных книгах — «Бхагавадгите», «Законах
 Ману», лишь
 разъясняет и дополняет явленное в откровении. Достижение истинного знания
 (видья) — знания
 брахмана (брахмавидья) предполагает ряд условий: осознание различий между вечным
 и невечным
 бытием; отказ от к.-л. материального воздаяния как в этой жизни, так и в
 будущей; обладание
 шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение,
 сосредоточенность,
 вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддизмом и его уравнит.,
 плюралистич. и
 нигилистич. тенденциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В.
 признавались
 только принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности
 брахмана как
 основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое,
 «одно без чего-
 либо другого»).
 Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. учения о едином, пуруше, космич.
 жаре (тапасе),
 сотворении мира и т. п. (гимны последней, десятой манда-лы «Ригведы»). В истории
 развития В.
 выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и
 наметившие осн.
 понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой
 стадии характерно
 преобладание интуитивно-поэтич. образов. 2) «Брахма-сутра», или «В.-сутра»,
 приписываемая
 Бадараяне (2—3 вв.), иногда Вьясе,— опыт более строгой систематизации упанишад
 (обоснование
 высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной
 душе, а также
 попытки примирения религ. переживания единого с видимым многообразием форм
 жизни). 3)
 Многочисл. комментарии к «Брахма-сутре» и последующая разработка проблем В.:
 Гаудапада (8 в.),
 близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику
 мадхъямики с религ.-
 филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и лингвист,
 автор
 «Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что
 брахман
 одновременно един и двойствен. В этот период формируются три осн. направления
 В.,
 различающиеся решением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта
 Шанкары
 (последоват. монизм), ви-шишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-
 веданта
 Мадхеы (дуалистич. концепция). Большое значение в развитии В. имели труды
 Бхаскары,
 Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбар-ки, Валлабхи и др.
 Последовательная В. (адвайта-В.) фактически исключает из рассмотрения вопрос о
 возникновении
 мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те направления В., к-рые
 признают реальность
 зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч.
 потенции (шакти)
 производить множество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого себя паутину
 явлений и законов,
 ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В.
 подробно
 анализирует и индивидуальную душу, «Я»,— прежде всего с т. зр. того, как
 возникает
 ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности
 и
 иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскрывается, напр., в
 учении о
 четырёх состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон,
 запредельное
 состояние), отличающихся друг от друга тем, что реальность предыдущего состояния
 снимается на
 следующем уровне, выступая как иллюзия. В. развивала учение о переселении душ
 (см.
 Метемпсихоза).
 В. играла ведущую роль среди всех ортодоксальных систем инд. философии;
 ведантистскую окраску
 принимали различные направления филос. и религ. мысли Индии 19—20 вв. (т. н.
 «интегральная» В.
 Вивекананды, учения Раммохана Рая, Гхоша, Рамакришны, Радха-кришнана и др.).
 *М ю л л е p M., Философия В., пер. с англ., М., 1912; аттерджи С., Датта Д.,
 Древняя инд. философия, пер. с англ., М.,
 1954; p а д ? a KJI и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957;
 Идеология, течения совр. Индии. [Сб. ст.], М.,
 1965; D е u s s е n P., Das System des Vedanta, Lpz., 19062; Walleser M., Der
 altere Vedanta. Geschichte, Kritik und Lehre,
 Hdlb., 1910; Ghate V. S., The Vedanta, Poona, 1926; Belvalkar S. K., Shree Gopal
 Basu Mallik lectures on Vedanta, philosophy
 delivered December, Poona, 1929; Das S. K., A study of the Vedanta, Calc.,
 19372; La-combe 0., L'absolu selon le Vidanta, P.,
 1937; Heinrich W., Verklarung und Erlosung im Vedanta, Salzburg— Klosterneuburg,
 1956; G l a s e n a p p H. V., Die
 Philosophie der Inder, Stuttg., 19582; Nagaraja B. a o P., Introduction to
 Vedanta, Bombay, 1958; DasguptaS., A history of
 Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Адвай-та-
 веданта, Индуизм, Шанкара, Рамануджа. В. Н.
 Топоров.
 ВЕДЫ (санскр. веда, букв.— знание, ведение, от вид — знать), совокупность
 наиболее ранних
 текстов на др,-инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н.
 а. до 6 в. до н. э.
 Название «В.» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере
 умозрения, из к-рого
 позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно
 соответствует др.-греч. слову
 «философия»).
 В., или ведийская лит-pa, являются ценным источником др.-инд. умозрения. Их
 древнейшую часть
 составляют четыре В.— гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»),
 напевов
 («Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода
 комментарии к
 текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде
 всегo —
 жертвоприношений. Особо выделяются ара-ньяки, тексты спекулятивного характера,
 предназна-
 ченные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют
 упанишады,
 трактаты ре-лиг.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения
 имели филос.
 части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении
 мира, о пуруше,
 космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складывались
 такие понятия и
 концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и
 абхава, майя, авидья и
 т. п.; выдвигались и обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии
 (соотношение
 монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории
 познания
 (проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источников познания и т.
 п.; ср. также в
 упанишадах концепцию мировой души, теорию причинности, учение о переселении душ
 и т. д.);
 предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому
 миру — пути,
 ведущие к освобождению. В. представляют собой обширный фонд идей, к к-рому
 обращались на
 всём протяжении истории инд. философии. Отношение к авторитету В. определило и
 классификацию
 систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали
 наследие В. в
 соответствии с верой в их непререкаемую истинность, однако и неортодоксальные
 системы, не
 признававшие высшего авторитета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во многом
 обязаны им.
 • P а д ? а к p и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с.
 49—226; D a s g u p t a S., A history of Indian
 philosophy, v. 1, Delhi, 1975; G 1 as e n a p p H. v., Die Philosophie der
 Inder, Stuttg., 19582, S. 23—49; Studies in the history
 of Indian philosophy, ed. by D. Chattopadhyaya, v. l — The proto-historic and
 Vedic period, Calc., 1978.
 ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818 — 26.8. 1866, Сент-Луис), деятель герм. и
 амер.
 рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. До сближения с К.
 Марксом и Ф.
 Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Союза
 коммунистов в
 1847 стал его активным деятелем.
 Участник Революции 1848-49. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против
 сектантской
 фракции Виллиха — Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию,
 затем в США.
 где в 1852 основал марксистский журн. «Die Revolution», положив начало
 распространению науч.
 коммунизма. В этом журнале впервые была опубликована работа Маркса
 «Восемнадцатое брюмера
 Луи Бонапарта». В. способствовал про-паганде в США идей 1-го Интернационала. Во
 время Гражд.
 войны в США 1861—65 полковник армии северян. В письмах Маркса и Энгельса В.

<< Пред.           стр. 39 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу