<< Пред. стр. 39 (из 449) След. >>
данными инеизменными» («Die Protestantische Ethik», Munch.— Harab., 1965, S. 45). В целом
его концепция
происхождения и сущности капитализма направлена против марксовой теории
первонач. накопления
и учения о прибавочной стоимости.
Уделяя значит. место проблемам социальной структуры и классового конфликта, В.
противопоставил
марксизму свою концепцию, в к-рой подчёркивал мно-гомерность классовых различий
и положений.
Отношение к власти, различия в статусе и престиже отд. группировок, разделение
людей по религ. и
идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и различия, вытекающие из
отношений
собственности. В поли-тич. социологии В. уделял большое внимание анализу
конфликтов интересов
различных группировок правящего класса: статусных и престижных групп. Гл.
конфликт политич.
жизни совр. гос-ва усматривал в борьбе между политич. партиями и бюрократич.
аппаратом,
чиновничеством. В. отрицал возможность победы со-циалистнч. обществ. отношений,
выдвигал
против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее
общество будет не
диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж.
социологами в
антикоммунистич. пропаганде.
В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тенденции. Первая (Т. Парсонс и
др.) заключается в
попытке доказать, что В. опроверг материалистич. понимание истории и доказал
приоритет этич. и
религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исходит из возможности
дополнить марксизм
веберианст-вом. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих
этих тенденций.
• Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub.,
1920—21; Grundrisa der Sozialokonomik, Tub.,
1921;
ВЕБЕР 75
Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tiib., 1924; Gesammelte
Aufsatze zur Wissenschaftsichre, Tub., 1951;
The religion of China. Confucianism and Taoism, Glencoe, 1951; The religion of
India. The sociology of Hunduism and
Buddhism, Glencoe, I960; Soziologie.—Weltgeschichtliche Analysen.—Politik,
Stuttg., 1956; Wirtschaft und Gesellschaft, Koln
—B., 1964; Staatssoziologie, B., 1966; Economy and society, Berk., 1978; в рус.
пер.— Социальные причины падения
античной культуры М. В., «Научное слово», 1904, кн. 7; Агр. история древнего
мира, М., 1923; Город, П., 1923;
Хозяйств. этика мировых религий, Протестантские секты и дух капитализма,
«Атеист», 1928, № 25, 26, 30.
• Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; История бурж. социологии 19 —
нач. 20 в., М., 1979; Здрав омы с-л о в
А. Г., М. В. и его «преодоление» марксизма, «Социологич. исследования», 1976, №
4; е г о ж е, Социология М. В. и совр.
идеологич. борьба, в сб.: Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов
марксизма-ленинизма, М., 1980; Мах
Weber, Werk und Person, Tub., 1964; Kozyr-Kowalski S., Max Weber a Karol Marks,
Warsz., 19C7; Parsons Т., The structure
of social action, v. 2, N. Y.— L., 1968; G i d d e n s ?., Politics and
sociology in the thought of Max Weber, L., 1972; Lewis J.,
Max Weher and value-free sociology, L., 1975; Bendix R., Max Weber. An
intellectual portrait, Berk., 1977. А. Г.
Здравомыслов.
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, шт. Висконсин,—
3.8.1929, ок. Менло-
Парка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и
сочетают
критику нек-рых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса
В. считал
основой социальной жизни материальное произ-во. Однако он сводил обществ. произ-
во лишь к
технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и
недооценивая
значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от
изменений в области
технологии произ-ва и эволюция общества сводится в основном к процессу умств.
приспособления
индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину,
составными
частями к-рой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат
борьбы двух
осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников,
организующих
материальное произ-во. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по
В., частную
собственность, национализм, религ. невежество. В нек-рых работах В. предлагал
передать
руководство х-вом и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, создать
«ген. штаб» из
инженеров и техников, к-рый, используя политич. власть, сумеет развивать произ-
во в интересах
общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в
технократич. теориях, В. в
конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса»
(leisure class), идея
отставания культуры от техники и критика нек-рых аспектов амер. жизни, оказали
значит. влияние на
развитие амер. немарксистской социологии.
* Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, ?.
?., 19592; The place of science in modern civili-
zation and other essays..., N. Y., 19642; The instinct of workmanship and the
state of the industrial arts, ?. ?., 19642; The engi-
neers and the price system, N. Y., 1965; The higher learning in America, N. Y.,
1965; The theory of business enterprise, N. Y.,
19652; Veblen on Marx, race, science and economics, N. Y., 1969.
• С е л и г м e н Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М.,
1968, с. 56—75.
ВЕДАНТА (санскр., букв.— конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода,
представленный
упани-шадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос.
мысли; филос.
основа индуизма. В широком смысле слова — совокупность религ.-филос. школ,
разрабатывавших
учения о брахмане и атмане (тождество абсолюта-брахмана с познающим его
субъектом — атманом,
индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).
В разные
периоды В. заимствовала и перерабатывала отд. элементы из пурва-мимансы,
санкхьи, даже из
буддизма — осн. идейного противника В., одновременно оказывая сильное влияние на
все др.
направления инд. мысли.
76 ВЕБЛЕН
Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в
высшем авторитете
Вед, псе содержание к-рых рассматривается как откровение (шрути), источник
истинного знания.
Веды существовали до начала мира ? возникли из дыхания брахмана. Предание
(смрити —
воспоминание), содержащееся в др. священных книгах — «Бхагавадгите», «Законах
Ману», лишь
разъясняет и дополняет явленное в откровении. Достижение истинного знания
(видья) — знания
брахмана (брахмавидья) предполагает ряд условий: осознание различий между вечным
и невечным
бытием; отказ от к.-л. материального воздаяния как в этой жизни, так и в
будущей; обладание
шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение,
сосредоточенность,
вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддизмом и его уравнит.,
плюралистич. и
нигилистич. тенденциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В.
признавались
только принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности
брахмана как
основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое,
«одно без чего-
либо другого»).
Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. учения о едином, пуруше, космич.
жаре (тапасе),
сотворении мира и т. п. (гимны последней, десятой манда-лы «Ригведы»). В истории
развития В.
выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и
наметившие осн.
понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой
стадии характерно
преобладание интуитивно-поэтич. образов. 2) «Брахма-сутра», или «В.-сутра»,
приписываемая
Бадараяне (2—3 вв.), иногда Вьясе,— опыт более строгой систематизации упанишад
(обоснование
высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной
душе, а также
попытки примирения религ. переживания единого с видимым многообразием форм
жизни). 3)
Многочисл. комментарии к «Брахма-сутре» и последующая разработка проблем В.:
Гаудапада (8 в.),
близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику
мадхъямики с религ.-
филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и лингвист,
автор
«Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что
брахман
одновременно един и двойствен. В этот период формируются три осн. направления
В.,
различающиеся решением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта
Шанкары
(последоват. монизм), ви-шишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-
веданта
Мадхеы (дуалистич. концепция). Большое значение в развитии В. имели труды
Бхаскары,
Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбар-ки, Валлабхи и др.
Последовательная В. (адвайта-В.) фактически исключает из рассмотрения вопрос о
возникновении
мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те направления В., к-рые
признают реальность
зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч.
потенции (шакти)
производить множество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого себя паутину
явлений и законов,
ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В.
подробно
анализирует и индивидуальную душу, «Я»,— прежде всего с т. зр. того, как
возникает
ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности
и
иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскрывается, напр., в
учении о
четырёх состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон,
запредельное
состояние), отличающихся друг от друга тем, что реальность предыдущего состояния
снимается на
следующем уровне, выступая как иллюзия. В. развивала учение о переселении душ
(см.
Метемпсихоза).
В. играла ведущую роль среди всех ортодоксальных систем инд. философии;
ведантистскую окраску
принимали различные направления филос. и религ. мысли Индии 19—20 вв. (т. н.
«интегральная» В.
Вивекананды, учения Раммохана Рая, Гхоша, Рамакришны, Радха-кришнана и др.).
*М ю л л е p M., Философия В., пер. с англ., М., 1912; аттерджи С., Датта Д.,
Древняя инд. философия, пер. с англ., М.,
1954; p а д ? a KJI и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957;
Идеология, течения совр. Индии. [Сб. ст.], М.,
1965; D е u s s е n P., Das System des Vedanta, Lpz., 19062; Walleser M., Der
altere Vedanta. Geschichte, Kritik und Lehre,
Hdlb., 1910; Ghate V. S., The Vedanta, Poona, 1926; Belvalkar S. K., Shree Gopal
Basu Mallik lectures on Vedanta, philosophy
delivered December, Poona, 1929; Das S. K., A study of the Vedanta, Calc.,
19372; La-combe 0., L'absolu selon le Vidanta, P.,
1937; Heinrich W., Verklarung und Erlosung im Vedanta, Salzburg— Klosterneuburg,
1956; G l a s e n a p p H. V., Die
Philosophie der Inder, Stuttg., 19582; Nagaraja B. a o P., Introduction to
Vedanta, Bombay, 1958; DasguptaS., A history of
Indian philosophy, v. l—5, Delhi, 1975; см. также лит. к статьям Адвай-та-
веданта, Индуизм, Шанкара, Рамануджа. В. Н.
Топоров.
ВЕДЫ (санскр. веда, букв.— знание, ведение, от вид — знать), совокупность
наиболее ранних
текстов на др,-инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс. до н.
а. до 6 в. до н. э.
Название «В.» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере
умозрения, из к-рого
позднее выделились отд. науки, философия и теология (наиболее точно
соответствует др.-греч. слову
«философия»).
В., или ведийская лит-pa, являются ценным источником др.-инд. умозрения. Их
древнейшую часть
составляют четыре В.— гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»),
напевов
(«Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»). За В. следуют брахманы, своего рода
комментарии к
текстам В. с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде
всегo —
жертвоприношений. Особо выделяются ара-ньяки, тексты спекулятивного характера,
предназна-
ченные для отшельников. Заключит. этап В. (веданта, т. е. конец Вед) составляют
упанишады,
трактаты ре-лиг.-филос. характера. Особое значение в развитии др.-инд. умозрения
имели филос.
части «Ригведы» (прежде всего в заключит. 10-й мандале: о едином, о творении
мира, о пуруше,
космич. жаре и т. п.) и ранние упанишады в целом. Именно здесь складывались
такие понятия и
концепции, как брахман и атман, puma, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и
абхава, майя, авидья и
т. п.; выдвигались и обсуждались проблемы космологии, эсхатологии, теологии
(соотношение
монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории
познания
(проблема бытия, реальности и видимости «Я» и абсолюта, источников познания и т.
п.; ср. также в
упанишадах концепцию мировой души, теорию причинности, учение о переселении душ
и т. д.);
предлагались практич. пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому
миру — пути,
ведущие к освобождению. В. представляют собой обширный фонд идей, к к-рому
обращались на
всём протяжении истории инд. философии. Отношение к авторитету В. определило и
классификацию
систем др.-инд. умозрения: шесть ортодоксальных школ (см. Астика) развивали
наследие В. в
соответствии с верой в их непререкаемую истинность, однако и неортодоксальные
системы, не
признававшие высшего авторитета В. (особенно буддизм и джайнизм), были во многом
обязаны им.
• P а д ? а к p и ш н а н С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с.
49—226; D a s g u p t a S., A history of Indian
philosophy, v. 1, Delhi, 1975; G 1 as e n a p p H. v., Die Philosophie der
Inder, Stuttg., 19582, S. 23—49; Studies in the history
of Indian philosophy, ed. by D. Chattopadhyaya, v. l — The proto-historic and
Vedic period, Calc., 1978.
ВЕЙДЕМЕЙЕР (Weydemeyer) Иосиф (1818 — 26.8. 1866, Сент-Луис), деятель герм. и
амер.
рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. До сближения с К.
Марксом и Ф.
Энгельсом (1846) примыкал к «истинному социализму». С момента основания Союза
коммунистов в
1847 стал его активным деятелем.
Участник Революции 1848-49. Поддерживал Маркса и Энгельса в их борьбе против
сектантской
фракции Виллиха — Шаппера. Под угрозой ареста эмигрировал в 1851 в Швейцарию,
затем в США.
где в 1852 основал марксистский журн. «Die Revolution», положив начало
распространению науч.
коммунизма. В этом журнале впервые была опубликована работа Маркса
«Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта». В. способствовал про-паганде в США идей 1-го Интернационала. Во
время Гражд.
войны в США 1861—65 полковник армии северян. В письмах Маркса и Энгельса В.