<< Пред. стр. 394 (из 449) След. >>
— добродетель исправедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от
религ. санкций,
приобретая естеств., утилитарный характер.
• The writings, v. l —10, N. ?., 1905—07; The papers, v. 1—21, New Haven, 1960—
78: в рус. пер.— Избр. произв., М.,
1956; в сб.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.
• Владимиров В. Н., Ф., fM.], 1934; ? a p p и н г-тон В. Л., Осн. течения амер.
мысли, пер. с англ., т. 1, кн. 2, М., 1962, гл.
3; Радовский М. И., В. Ф. (1706— 1790), М.—Л., 1965; Гольдберг ?. ?.,
Свободомыслие и атеизм в США, М.—Л., 1965,
гл. 1; В е с k е г С. L., В. Franklin, Ithaca (?. ?.), 1946; Crane V. W., B.
Franklin and a rising people, N. ?., 1954; К е у е s N.
В., В. Franklin, Kingswood, [1956].
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА, направление в нем. философии и социологии 20 в., к-рое
сложилось
в 30— 40-х гг. вокруг возглавлявшегося с 1931 Хоркхаймером Ин-та социальных
исследований при
ун-те во Франк-фурте-на-Майне. В 1934—39, после эмиграции из Германии
Хоркхаймера и
большинства его сотрудников в связи с приходом к власти нацистов,— в Женеве и
Париже (при
Высшей нормальной школе), с 1939 — в США при Колумбийском ун-те, с 1949 в ФРГ —
во
франкфурте-на-Майне (после возвращения Хоркхаймера, Адорно и др.). Гл.
представители —
Хоркхаймер, Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас. Осн. орган — журн. «Zeitschrift
fur
Sozialforschung».
В развитой в 1930-х гг. филос.-социологич. «критич. теории общества»
(Хоркхаймер, Маркузе) Ф. ш.
пыталась сочетать элементы критич. подхода К. Маркса к бурж. культуре с
гегельянскими и
фрейдистскими идеями. Восходящее к М. Веберу понятие «рационализации»
трансформируется в
одно из центр. понятий философии культуры Ф. ш.: анализ внутр. противоречий
«просвещения»,
отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к
пониманию
культуры и общества нового времени, и в частности — «массовой культуры» и
«массового общест-
ва» 20 в. («Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948, М.
Хоркхаймера и Т.
Адорно). Гегелевская диалектика преобразуется в антисистематич. «отрицат.
диалектику»; одно из
центр. мест занимает проблематика отчуждения.
Послевоен. период характерен углублением противоречий среди представителей Ф.
ш.,
отразившихся, в частности, в спорах между Фроммом и Маркузе (1950— 1960-е гг.),
в отходе мн.
молодых представителей Ф. ш. от идей её основоположников (эволюция Хабер-масса и
др.), что
привело по существу к распаду школы в нач. 70-х гг. Ф. ш. оказала значит.
влияние на развитие
немарксистской социальной и филос. мысли в ФРГ и США и на теоретич. оформление
идеологии т.
н. «новых левых» (хотя Адорно и Хоркхаймер, а также Хабермас отмежевались от
леворадикальных
тенденций этого движения).
• Давыдов Ю. Н., Критика социально-филос. воззрений Ф. ш., М., 1977; Социальная
философия Ф. ш., M., 19782; Совр.
бурж. философия, М., 1978, гл. 8, § 2; Die «Frankfurter Schule» im Lichte des
Marxismus, Fr./M., 1970; R o h r m o-ser G.,
Das Elend der kritischen Theorie, Freiburg, 1970; Connerton P., The tragedy of
enlightenment: An essay on the Frankfurt
School, Camb., 1980.
ФРАНЦОВ, Францев Георгий (Юрий) Павлович [18.9(1.10).1903, Москва,—18.4.1969,
там же], сов.
философ, социолог и обществ. деятель, акад. АН СССР (1964; чл.-корр. 1958). Чл.
КПСС с 1940.
Окончил отделение языковедения и лит-ры ф-та обществ. наук Ле-нингр. ун-та
(1924). С 1931 на
преподавательской работе в вузах Ленинграда. В 1945—49 директор Ин-та меж-дунар.
отношений в
Москве. С 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в парт. печати. В 1959—64
ректор Академии
обществ. наук при ЦК КПСС. В 1964—68 шеф-редактор журн. «Проблемы мира и
социализма», с
1968 зам. директора ИМЛ при ЦК КПСС. Осн. труды
748 ФРАНКФУРТСКАЯ
по истории религии и атеизма, проблемам историч. материализма и науч.
коммунизма, методологии
исто-рии, критике бурж. социологии. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1961.
• Философия и социология. Избр. труды, М., 1971; Борьба за мир. Избр. труды, М.,
1971; Науч. атеизм. Избр. труды, М.,
1972.
• Георгий Павлович Ф. (1903—1969), М., 1974.
ФРЕГЕ (Frege) Готлоб (8.11.1848, Висмар,—20.7.1925, Бад-Клайнен), нем. логик и
математик. В
фундаментальном труде «Осн. законы арифметики» («Grundgesetze der Arithmetik»,
Bd 1—2, 1893—
1903) Ф. построил систему формализованной арифметики на основе разработанного им
расширенного исчисления предикатов с целью обоснования идеи о сведении
математики к логике (т.
е. концепции логицизма). Однако система Ф. оказалась противоречивой, что было
обнаружено
Расселом. Сформулировал ряд идей и понятий, разработка к-рых во многом
предопределила развитие
логики в 20 в.: ввёл понятие логич. функции и различение свойств и отношений как
соответственно
одноместных и многоместных логич. функций; впервые стал употреблять кванторы;
ввёл понятие
истинностного значения и др. Ф. систематически исследовал отношения между
языковыми
выражениями и обозначаемыми ими предметами, а также провёл важное различие между
значением
и смыслом языковых выражений. Работы Ф. заложили основы логич. семантики.
• Begriffsschrift..., Halle, 1879; Ober Sinn und Bedeutung, «Zeitschrift fur
Philosophie und philosophische Kritik», 1892, Bd
100, H. 1.
• Бирюков Б. В., Теория смысла Г. Ф., в кн.: Применение логики в науке и
технике, [М., I960]; его же, О взглядах Г. Ф.
на роль знаков и исчисления в познании, в кн.: Логич. структура науч. знания,
М., 1965; С т я ж к и н Н. И.,
Формирование математич. логики, М., 1967 (лит.).
ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА, см. Баденская школа.
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6.5. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,—23.9.1939, Хэмпстед,
близ
Лондона), австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа.
Проф. Венского
ун-та (с 1902). После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в
Великобританию.
Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием
франц. школы
(Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами неврозов, с сер. 90-х гг.
разрабатывал
психоанализ — пси-хотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике
свободных
ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в
бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития
сексуальности, в к-
ром выделил ряд стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения
психич. аппарата
как энер-гетич. системы, в основе динамики к-рой лежит конфликт между сознанием
и бессознат.
влечениями, в 1920-х гг.— учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923,
рус. пер. 1924).
Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попытался распространить
его
принципы на сферу социальной психологии («Психология масс и анализ че-ловеч. Я»,
1921, рус. пер.
1925) и различные области человеч. культуры — мифологию («Тотем и табу», 1913,
рус. пер. 1923),
фольклор, художеств. творчество и т. д., вплоть до истолкования религии как
особой формы
коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927, рус. пер. 1930).
Сублимация — центр.
понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, к-рая рассматривается им как
результат
неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности
(«Неудовлетворённость в культуре», 1930). В целом идейная эволюция взглядов Ф.
шла от
«физиологич. материализма» к утверждению автономии психического и антропологич.
построениям,
близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось
на самых
различных направлениях бурж. философии, социологии, социаль-
ной психологии, лит-ры ? иск-ва .(см... Фрейдизм, Неофрейдизм).
• Gesammelte Werke, Bd l—18, Stufig., 1966—69; в русском пер.— Избранное, т. 1—
2, Лондон, 1969—; Психопатология
обыденной жизни, М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в
психоанализ, т. 1—2, М., 1922;
Осн. психологич. теории в психоанализе, М.— П., 1923; Очерки по психологии
сексуальности, М.— П., [б. г.];
Остроумие и его отношение к бессознательному, ?., 1925.
• Виттельс ?., ?. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; У о л л с
Г., Павлов и Ф., пер. с англ., М., 1959;
Jones E., Sigmund Freid, life and work, new ed., v. 1—3, L., 1954—57; S nil о
way F. J., Freud biologist of the mind, N. Y.,
1979; Clark R. W., Freud. The man and the cause, N. Y., 1980. Д. H. Ляликов.
ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить
психологич.
учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в
целом. Ф. как
социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как
конкретного
метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам к-рого Ф. придаёт
универс. значение, что
приводит его к психологизации общества и личности.
Ф. с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого;
двойственное
отношение самого Фрейда к бессознательному, в к-ром он видел источник
одновременно как
творческих, так и разрушит. тенденций, обусловило возможность различного, иногда
прямо
противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников
Фрейда в
1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн. движущим фактором
психики. Если у Фрейда
таковым признаётся энергия бессознат. психосексуальных влечений, то у А. Адлера
и в основанной
им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и
стремление к
самоутверждению, в школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой
считается
коллективное бессознательное и его архетипы, а для U. Ранка (Австрия) вся
человеч. деятельность
оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое
распространение
Ф. началось после 1-й мировой войны и было связано как с общим кризисом бурж.
общества и куль-
туры, так и с кризисом ряда традиц. направлений психологич. науки. При этом
различные
направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда фи-лос. и
методологич.
обоснование положений его учения, опираясь на разные филос. и социологич.
доктрины. Выделилось
биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и
особенно
влиятельное в США; оно оказало значит. воздействие на развитие психосоматич.
медицины
(психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с
рефлексологией,
кибернетикой и т. д. Получил распространение т. н. социальный Ф.; в своей
традиц. форме он
рассматривает культурные, социальные и по-литич. явления как результат
сублимации психосек-
суальной энергии, трансформации первичных бессознат. процессов, играющих во Ф.
роль базиса по
отношению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х гг. возник неофрейдизм,
к-рый
стремится превратить Ф. в чисто социологич. и культурологич. доктрину, порывая
при этом с
концепцией бессознательного и с биологич. предпосылками учения Фрейда;
наибольшее
распространение он получил в США после 2-й мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г.
Салливан). С
кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н.
экзистенциальный анализ (Л.
Бисвангер, Швейцария) и мед. антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны
попытки
использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти като-
лич. теологов (И.
Карузо в Австрии и др.). Специфич. преломление Ф. получил в 1960-х гг. в
идеологии «новых левых»
(Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» — «Eros and civilization», 1955, и др.) через
посредство ученика
Фрейда В. Райха. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии,
этнографии (амер.
культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, лит.
и художеств.
критике. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практики различных
модернистских
художеств. течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы иск-ва через
привлечение
бессознательного, и т. д.).
•Волошинов В. Н., Фрейдизм, М.—Л., 1927 Ярошевский М. Г., История психологии,
M., 19762 гл. 12, 13; Браун К. - X.,
Критика фрейдо-марксизма... пер. с нем., М., 1982; Freud and the 20th century,
Cleve land, 1963; В г о w n J. А. С., Freud
and post-freudians Harmondsworth, 1967; см. также лит. к статьям Фрейд, Пси-
хоанализ, Неофрейдизм.
ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Саксония, — 10.8.1843, Йена), нем.
философ-
идеалист. В 1818—24 лишён профессуры за участие в студенч. движении.
Истолковывал учение
Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания могут быть
установлены
эмпирически. Основой философии считал психологич. антропологию. Рассматривал мир
как
организм, построенный по законам механики и математики. Оказал влияние на Л.
Нельсона,
основавшего т. н. неофризскую школу.
• Handbuch der practischen Philosophie, Bd 1—2, Hdlb., 1817—32; Wissen, Glauben
und Ahndung, В., 19312; Neue oder
anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1—3, В., 19352; Handbuch der
psychischen Anthropologie, Bd 1—2, Jena, 1837—392.
• Henke E. L. T., J. F. Fries, Lp/.., 1867; B l ?c h i n g K. H., J. F. Fries'
Philosophie als Theorie der Subjektivitat, [Munster],
1969.
ФРОЛОВ Иван Тимофеевич (р. 1.9.1929, с. Доброе, ныне Липецкой обл.), сов.
философ, чл.-корр.
АН СССР (1976). Чл. КПСС с 1960. Окончил филос. ф-т л аспирантуру МГУ им. М. В.
Ломоносова
(1956). В 1952—65 на редакторской работе, сначала в Москве, затем в Праге. В
1965—68 на парт.
работе. В 1968—77 гл. ред. журн. «Вопросы философии». В 1977—80 отв. секретарь
журн.
«Проблемы мира и социализма». С 1980 пред. Науч. совета при Президиуме АН СССР
по филос. и
социальным проблемам науки и техники. Осн. работы в области диалектич.
материализма и филос.
вопросов совр. естествознания, социально-филос. проблем науч.-технич. революции.
• О причинности и целесообразности в живой природе. (Филос. очерк), М., 1961;
Очерки методологии биологич. иссле-
дования. (Система методов биологии), М., 1965; Генетика и диалектика, М., 1968;
Проблема целесообразности в свете
совр. науки, М., 1971; Мендель, менделизм и диалектика, М., 1972 (совм. с С. А.
Пастушным); Методологич. принципы
теоретич. биологии, М., 1973; Совр. наука и гуманизм, М., 1974; Прогресс науки и
будущее человека, М., 1975;
Менделизм и филос. проблемы совр. генетики, М., 1976 (совм. с С. А. Пастушным);
Перспективы человека, М., 1979;
Жизнь и познание, М., 1981; Глобальные проблемы современности; науч. и
социальный аспекты, М., 1981 (совм. с В. В.
Загладиным).
ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Май-не,— 18.3.1980, Муральто,
Швейцария),
немецко-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32
сотрудник Ин-та