<< Пред.           стр. 400 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 мучит. смерть (образ этой смерти на кресте — эмоциональный и идейный центр всей
 христ.
 символики). X. высоко оценивает очистит. роль страдания — не как самоцели
 (назначение человека
 — райское блаженство, срободное от страданий), но как самого сильного орудия в
 войне с мировым
 злом. Желательное с т. зр. X. состояние человека в этой жизни — не спокойная
 безболезненность
 стоич. или буддийского мудреца, но «сердце болезнующее», напряжение борьбы с
 собой и страдания
 за всех (ср. культ добровольного нищенства, юродства, молчальничества,
 затворничества и т. п. в ср.-
 век. X.); лишь «принимая свой крест», человек, по учению X., может побеждать зло
 в себе и вокруг
 себя. Любая покорность («предстоятелям» в церк. иерархии и т. ц.) есть, с т. зр.
 X., аскетич. уп-
 ражнение, в к-ром человек «отсекает свою волю» и через это парадоксальным
 образом становится
 свободным. Схождение бога к человеку есть одновременно требование восхождения
 человека к богу:
 человек должен быть не просто приведён к послушанию богу и исполнению заповедей,
 как в
 иудаизме и исламе, но преображён и «обожен». Если же он не исполнит этого
 назначения и не
 оправдает жертвенной смерти Христа, то погибнет на всю вечность: середины между
 славой и
 погибелью нет.
 С этой концепцией связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как особого
 культового
 действия, выходящего за пределы обрядности: если обряды символически соотносят
 человеч. быт с
 божеств. бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то
 «таинство», по
 христ. пониманию, реально вводит божественное в жизнь человека и служит залогом
 преображения,
 прорыва эсхатологич. времени уже в настоящем. Важнейшие из «таинств»,
 признаваемые всеми
 вероисповеданиями,— крещение (инициация, по учению X. пресекающая инерцию
 наследств.
 греховности) и евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, мистически
 претворённых в
 плоть и кровь Христа, имеющие целью интимно соединить верующего с Христом, чтобы
 Христос
 «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 «таинств», отвергаемых
 протестантизмом:
 миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистич. дары св. Духа и как бы
 увен-
 чивающее крещение; покаяние, или исповедь; священство, или ординацию (возведение
 в духовный
 сан, дающий не только полномочие учить и вести верующих, но также — в отличие от
 «духовенства»
 иудаизма и ислама — власть совершать «таинства»); брак, понимаемый как
 соучастие в мистич. браке Христа и церкви; соборование, или елеосвящение
 (сопровождающееся
 молитвами помазание тела тяжелобольного елеем как последнее средство вернуть к
 жизни и
 одновременно напутствие к смерти). Понятие «таинства» и этика аскетизма
 взаимосвязаны в X.:
 последний, в отличие, напр., от буддийского, манихейского или стоич. аскетизма,
 ставит своей целью
 не только отрешение духа от плоти, но — в идеале — очищение и освящение самой
 плоти, её
 переход в состояние эсхатологич. просветлённости. Идеал аскетизма — дева Мария,
 по преданию
 телесно «воспринятая в небесную славу». Характерно, что в протестантизме, где
 слабеет
 переживание «таинства», закономерно отпадает аскетич. идеал (упразднение
 монашества, почитания
 девы Марии и т. д.).
 Став в 311 официально дозволенной, а к кон. 4 в. господствующей религией в Рим.
 империи
 (Константин I открывает ряд христ. императоров), X. поступает под
 покровительство, но также опеку
 и контроль гос. власти, заинтересованной в выработке у подданных единомыслия.
 Границы христ.
 мира нек-рое время практически совпадают с границами империи, так что сан
 императора есть сан
 единственного верховного светского предстоятеля всех христиан в мире (ср.
 халифат в исламе). Этот
 опыт определил визант. теологию священной державы и отчасти нек-рые традиции
 православной
 ветви X. (подчинённое по отношению к монарху положение иерархов, на Руси — идея
 «белого царя»,
 «третьего Рима» и т. д.), тогда как в зап. половине Рим. империи слабость, а
 затем и крушение
 государственности привели к подъёму власти рим. епископа (папы), перенявшей
 также и светские
 функции. Меняющийся в зависимости от условий эпохи и культуры политико-
 идеологич. контекст
 X. определил логику пос-ледоват. ряда церк. разделений («схизм»), в результате
 к-рых явились
 соперничающие разновидности X. («вероисповедания»). Уже в 5—7 вв. в ходе
 выяснения доктрины о
 соединении божеств. и человеч. начал в личности Христа (т. н. христологич.
 споры) от имперской
 церкви отделились христиане Востока, жившие вне греко-лат. языковой зоны:
 несториане, пользовав-
 шиеся значит. влиянием вплоть до позднего средневековья в Иране и от Ср. Азии до
 Китая (ныне
 общины в странах Бл. Востока, а также «христиане св. Фомы» в Индии); монофиситы,
 пришедшие к
 господству в армянской, эфиопской, коптской (егип.) и т- н. яковитской
 (сирийской) церкви;
 монофелиты, реликт к-рых—вторично соединившаяся с католиками маронитская церковь
 Ливана. К
 1054 созрело разделение православной и ка-толич. церквей (конфликт визант.
 теологии священной
 державы и лат. теологии универсального папства, осложнённый доктринарными и
 обрядовыми
 расхождениями). В России, гл. стране православия после гибели Византии в 1453,
 присущая визант.
 X. тенденция к отождествлению гос-ва, церкви и народа и к сакрализации быта
 привела в спорах 17
 в. о норме обрядовой практики К расколу, в результате к-рого от православия
 отделилось
 старообрядчество. На Западе папство как реальность и идеология вызывало в ср.
 века протест как
 сверху, со стороны светских владык (особенно герм. императоров), так и снизу
 (лолларды, гуситы);
 на пороге нового времени, в условиях подъёма раннего капитализма, протест этот
 был суммирован
 Реформацией (16 в.), породившей неск. вероисповедных форм, к-рые вступили в
 конфликт с
 католицизмом и друг с другом: евангелич. вероисповедание (лютеранство),
 реформатское
 вероисповедание (кальвинизм, во Франции — гугенотство, в англосаксонских странах
 —
 пуританство и пресвитерианство), «церковь Англии» (англиканство), а также
 многочисл. секты. Если
 англиканство стремилось удержать догматич. основы, организац. структуры и
 обрядность
 католицизма, лишь
 ХРИСТИАНСТВО 759
 отменив монастыри, а главное — поставив на место вненац. супрематии папы
 внутринац.
 супрематию короля как главы церкви, т. е. отождествив церковь и гос-во в духе
 абсолютизма, то
 кальвинизм наиболее радикально выразил новые тенденции, дав форму ранне-
 капиталистич. респ.
 духу Женевы Кальвина и Англ. бурж. революции 17 в. (концепция «мирского
 аскетизма» и
 предопределения как освящение бурж. бережливости и деловитой уверенности в
 себе). С явлением
 протестантизма в истории X. наступает т. н. конфессиональная эпоха: после
 кровавых попыток
 восстановить единство европ. X. на основе одного из наличных вероисповеданий
 (религ. войны 16—
 17 вв.) устанавливается компромисс по формуле: «Чьё царство, того и вера»; идея
 вселенской или
 хотя бы всеевроп. общины христиан уступает место идее гос. регулирования религ.
 жизни подданных
 в рамках суверенитета данного режима. Конфессиональная карта Европы приобрела
 после 17 в.
 стабильный вид: католицизм упрочился в романских странах (кроме Румынии) и в
 Ирландии,
 православие — в слав. странах (кроме католич. Польши и Хорватии), в Греции и
 Румынии,
 протестантизм — в германско-сканд. странах (кроме католич. Австрии и Баварии).
 Наряду с
 жёсткостью религ.-политич. разделений происходят обратные процессы в религ.
 жизни как таковой:
 вырабатываются космополитич. и межконфессиональные типы религ. эмоциональной
 культуры и
 офиц. богословствования. Примером первого могут служить мистич. движения
 кружкового
 характера, проходящие в 17— нач. 19 вв. поверх конфессиональных границ (пиетизм
 в лютеранстве,
 квиетизм и янсенизм в католицизме и т. п.), примером второго — усвоение структур
 зап. теологии в
 правосл. Греции и особенно в России после реформ Петра I.
 Секуляризаторские, антицерк. тенденции, наметившиеся с эпохи Ренессанса (см.
 Секуляризация,
 Атеизм), последовательно выявляются и широко пропагандируются мыслителями эпохи
 Просвещения. Отрицанию подвергнута не только практика церкви (что было обычно
 для ср.-век.
 вольнодумства и ересей), но и идеал X. как таковой; в противовес ему выдвигается
 идеал земного
 прогресса. Крушение традиц. монархич. режимов принесло конец тому «союзу трона и
 алтаря», к к-
 рому свелась идея христ. теократии (Великая франц. революция специально объявила
 в 1793 кам-
 панию «дехристианизации»); миновала «константи-новская эра» официозного X. В
 этих условиях
 церковь (особенно зап. вероисповедания) стремится восстановить контакт с
 изменившейся
 реальностью и дать свои ответы на новые проблемы. Характерные для будущего
 тенденции ещё в
 кон. 19 в. выявил папа Лев XIII, стремившийся поднять междунар. престиж церкви и
 наметивший
 позицию в социальных конфликтах (призыв к классовому миру в 1-й энциклике по
 рабочему вопросу
 «Rerum Novarum», 1891; подчёркивание первичности прав индивида сравнительно с
 правами гос-ва).
 Одно из характерных явлений совр. X.— ослабление конфессиональной розни
 (деятельность
 основанного в 1948 Всемирного совета церквей, взаимное снятие многовековых
 анафем между
 католич. и правосл. церковью в 1965 и др.). Наряду с клерикальным политич.
 консерватизмом имеют
 место попытки создать т. н. теологию революции, осуществляемые представителями
 католич. церкви
 в Лат. Америке (напр., в Сальвадоре). В целом же X. неизменно настаивает на том,
 что решение всех
 противоречий чело-веч. существования дано только в боге и отказывается признать
 таким решением
 социальные преобразования (см. также Религия).
 • Энгельс Ф., О первоначальном X., М., 1962; Гар-нак А., История догматов, в
 кн.: Общая история европ. культуры, т. 6,
 СПБ, [1911]; Спасский А., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов
 (в связи с фи-
 760 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
 лос. учениями того времени), т. 1, Сергиев Посад, 19142; Спекторский Е.,
 Происхождение протестантского ра-
 ционализма, Варшава, 1914; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т.
 1—4, СПБ, 1907—18; К а р с а-в и н Л.
 П., Католичество, П., 1918; Капелюш ф. Д Религия раннего капитализма, М., 1931;
 Ранович А. Б!) О раннем X., М., 1959;
 Курочкин П. К., Эволюция совр. рус. православия, М., 1971; Кубланов M. M.,
 Возникновение X., М., 1974; Bardenhewer
 O., Geschichte der altkirchlichen Literatur, Bd l—5, Freiburg im Breisgau, 1913—
 1932; Brunner E., Religionsphilosophie
 evangelischer Theologie, Munch., 1927; Dolger P. J., Antike und Christentum, Bd
 1—6, Munster, 1929—50; Grabmann M., Die
 Geschichte der katholischen Theologie seit dem Ausgang der Vaterzeit, Freiburg
 im Breisgau, 1933; Torrey С h. G., Documents
 of the primitive Church, N. ?.—L., 1941; D a n i ё-lou J., Histoire des
 doctrines chretiennes avant Nicee, v l—3 P., 1958—78;
 Lossky V., Theologie mystique de l'Eglise d'Orient, P., 1960; Janelle P., The
 Catholic reformation, Milwaukee, 1963; The
 Pelican guide to modern theology, v. 1—3, Harmondsworth, 1969—70; Spidlik Th.,
 La spiritualiti de I'Orient chretien. Manuel
 systematique, Roma, 1978; см. также лит. к ст. Религия. С. С. Аееринцев.
 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма
 освоения жизни иск-вом. Под образом нередко понимается элемент или часть
 произв., обладающие
 как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в лит-ре образ персонажа, в
 живописи —
 изображение предмета и т. п.). Но в более общем смысле X. о.— самый способ бытия
 художеств.
 произв., взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и
 осмысленности. В ряду
 др. эстетич. категорий X. о.— сравнительно позднего происхождения. Начатки
 теории X. о. можно,
 правда, обнаружить ещё в учении Аристотеля о мимеси-се (см. Подражание) — о
 подражании
 художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные
 предметы и о
 связанном с этим удовольствии. Всё же антич. и ср.-век. представления об иск-ве,
 не выделявшие
 эстетическое в особую сферу, имели дело прежде всего с каноном — сводом
 прикладных правил
 художеств. или поэтич. ремесла, как раз и призванных обеспечить это «подражание»
 художеств.
 началу самого бытия. К эстетике Возрождения восходит (и закрепляется в
 классицизме) категория
 стиля, пред-полагающая право художника создавать произведения в соответствии со
 своей творч.
 инициативой и имманентными законами определ. жанра или вида иск-ва. В дальнейшем
 реакция на
 утилитаризм, в т. ч. в подходе к эстетич. явлениям, породила в 18 в. особое
 понимание художеств.
 формы—как организованности по принципу внутр. цели, а не внеш. использования
 (прекрасное, по
 Канту). Наконец, в связи с «теорети-зацией» иск-ва, с выдвижением на первое
 место более
 «духовных» (в сравнении со скульптурой и зодчеством) иск-в — словесности,
 живописи, музыки, в
 связи с окончат. отделением иск-ва от художеств. ремёсел возникла необходимость
 описать
 художеств. творчество как работу мысли и отграничить этот тип мышления от
 научно-понятийного.
 Категория X. о. оформилась в эстетике Гегеля именно в процессе такого
 противопоставления: образ
 «...являет нашему взору не абстрактную сущность, а конкретную ее
 действительность...»
 («Эстетика», т. 3, М., 1971, с. 384) — формула, усвоенная и развитая рус.
 эстетич. мыслью, прежде
 всего Белинским. Восходящее к гегелевской эстетике определение иск-ва как
 «мышления в образах»
 было вуль-гаризовано позитивистско-психологич. концепциями конца 19 — нач. 20
 вв.: X. о.
 рассматривался как наглядная демонстрация подразумеваемой общей идеи — пример,
 ведущий от
 частностей одного круга к частностям др. круга, в обход неизбежного при науч.
 доказательстве
 абстрагирования. Получаемое при этом эстетич. наслаждение трактовалось как вид
 интел-
 лектуального удовлетворения, в корне отличный от воздействия «безобразных»,
 «эмоциональных»
 иск-в (напр., взгляды Д. Н. Овсянико-Куликовского), чем ставилась под сомнение
 универсальность
 категории X. о. Как протест против такого рода интеллектуализма в нач. 20 в.
 возникли безобразные
 теории иск-ва
 (Б. Криетиансен, Г.. Вёльфлин, рус. формалисты, отчасти Л. С. Выготский). Если
 позитивисты
 интеллек-туалистич. толка, порывая с учением Гегеля о художеств.
 идее, вынесли идею, смысл за скобки X. о.— в психологич. область «применений» и
 толкований (не-
 смотря на перспективное учение о внутр. форме, развитое А. А. Потебнёй в русле

<< Пред.           стр. 400 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу