<< Пред.           стр. 402 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 Т., Проблема Ц. в свете совр. науки,
 М., 1971; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Dobzhansky
 Т., Determinism and indetermfnism in
 biological evolution, в кн.: Philosophical problems in biology, N. Y., 1966;
 Rosen-blueth A., Wiener N., Bigelow J., Behavior,
 purpose and teleology, в кн.: Purpose in nature, Englewood Cliffs, 1966. И. Т.
 Фролов.
 ЦЕЛОЕ, см. Часть и целое.
 ЦЕЛОСТНОСТЬ, обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутр.
 структурой
 (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.»
 выражает
 интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их
 противопоставленность
 окружению, связанную с их внутр. активностью; оно характеризует их качеств.
 своеобразие,
 обусловленное присущими им специфич. закономерностями функционирования и
 развития. Иногда
 Ц. называют и сам объект, обладающий такими свойствами,— в этом случае понятие
 «Ц.»
 употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует
 понимать не в
 абсолютном, а в относит.
 смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует
 лишь в единстве с
 ней; кроме того, представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи,
 обусловлены
 предшествующим развитием науч. познания данного объекта. Так, в биологии
 представление о Ц.
 отд. организма в нек-рых отношениях оказывается недостаточным, вследствие чего
 вводится в
 рассмотрение такая Ц., как биоценоз. Ме-тодологич. значение представления о Ц.
 состоит в указании
 на необходимость выявления внутр. детерминации свойств целостного объекта и на
 недостаточность
 объяснения специфики объекта извне (исходя, напр., из условий окружающей среды).
 См. также
 Часть и целое.
 ЦЕЛЬ, один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, к-рый
 характеризует
 предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с
 помощью определ.
 средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий человека в нек-
 рую
 последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной
 предполагает вы-
 явление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Ц.; осуществление Ц.
 является
 процессом преодоления этого несоответствия.
 Наиболее значительное в антич. философии учение о Ц. развил Аристотель,
 толковавший Ц. как «то,
 ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Ц., характерной для
 человеч.
 деятельности, на природу, Аристотель трактовал Ц. как конечную причину бытия
 (causa finalis). В
 ср.-век. философии подлинная Ц. бытия усматривалась в Ц. вечного божеств.
 разума; преобладала
 телеологич. трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Ц. (см.
 Телеология).
 В новое время сложилась рационалистич. трактовка деятельности человека как
 целенаправленного
 процесса. Кант связывал Ц. со сферой практич. разума, свободной нравств.
 деятельности человека;
 он различал технич. Ц. (относящиеся к умению), прагматич. Ц. (относящиеся к
 благу, содержанию
 поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязат. принципу
 поступков человека).
 В философии Шеллинга и Гегеля учение о Ц. носило характер объективной
 телеологии.
 Рассматривая Ц. как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и
 историю в
 средства реализации в мире «абс. духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с
 теологией. Вместе с
 тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Ц.,
 средств и результатов
 деятельности, выдвинул идею о несовпадении Ц. и результатов деятельности.
 Кризис бурж. идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Ц. как
 рационалистич. трактовки
 человеч. бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для бурж. философии 20
 в. характерны:
 отказ от интегративной функции понятия Ц. как следствие абсолютизации
 расхождения между Ц. и
 результатами (Вундт); признание исходной схемой изучения человеч. поведения не
 целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм);
 выдвижение
 иных способов интеграции человеч. деятельности (понятие ценности в
 неокантианстве). Противо-
 поставление причинности и Ц. привело бурж. философию к индетерминизму, к
 отрицанию
 объективной обусловленности Ц. человеч. деятельности (что особенно характерно
 для
 экзистенциализма).
 Усматривая в Ц. один из элементов деятельности человека, преобразования
 окружающего мира,
 марксизм-ленинизм подчёркивает объективную обусловленность Ц.: «...цели человека
 порождены
 объективным миром и предполагают его..:» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 171).
 Понимая Ц. как
 отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «...идеальный,
 внутренне
 побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 12, с. 717). Ц.
 как закон определяет способ и характер действия человека (см. К. Маркс, там же,
 т.23, с. 188). Она
 выступает как определ. механизм интеграции различных действий в систему Ц.,
 средство и
 результат. Ц.— это проект действия, определяющий характер и системную
 упорядоченность
 различных актов и операций. Исследование диалектики Ц., средств и результатов
 как частного
 случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Ц. как
 идеальное
 предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс
 осуществления Ц,,
 выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования
 деятельности. В
 марксизме предложена определ. типология Ц. — индивидуальных и социальных,
 стратегич. и
 тактич., конкретных Ц. и идеала,
 Марксизм-ленинизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает
 средства».
 Применение антигуманных средств для осуществления человечной Ц. приводит к
 обесчеловечиванию самой Ц., к подмене её ложной Ц. Так, напр., Маркс
 писал:«...цель, для которой
 требуются неправые средства, не есть правая цель» (Маркс К., там же, т. 1, с.
 65).
 В совр. науке интерес к понятию Ц. характерен для кибернетики (использующей
 принцип обратной
 связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н.
 целеустремлённых систем).
 См. также Идеал, Целесообразность.
 • Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., Маркс К. и Энгельс Ф.,
 Соч., т. 42; его же. Нищета
 философии, т. 4; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Трубников Н. Н., О
 категориях «Ц»., «средство», «результат»,
 М., 1988; Акофф Р. Л., ЭмеРИ ?. И., О целеустремленных системах, пер. о англ.,
 М., 1974; Методологич. проблемы
 исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. ин-та технич. эстетики. Эргономика»,
 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория
 «Ц. »в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Материалистич.
 диалектика. Краткий очерк теории, М.,
 1980; Ропаков Н. И., Категория «Ц.»: проблемы исследования, М., 1980; Luh-mann
 N., Zweckbegriff und
 Systemrationalitat, Tub., 1968; Taylor R., Action and purpose, N. ?., 1973,
 А. П. Огурцов.
 ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ, аксиология, филос. учение о природе ценностей, их месте в
 реальности и о
 структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с
 социальными и
 культурными факторами и структурой личности.
 Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи
 обесценивания
 культурной традиции и дискредитации идеологич. устоев общества. Кризис афинской
 демократии
 заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — осн. вопрос
 общей Ц. т. В
 антич. и ср.-век. философии ценностные (этико-зстетические и религиозные) харак-
 ЦЕННОСТЕЙ 763
 теристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция
 идеалистия.
 рационализма от Платона до Гегеля и Крояе отличается нерасяле-нённостью
 онтологии и
 аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоят. область филос.
 исследования возникает
 тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность
 как объект
 разнообразных яеловея. желаний и устремлений. Гл. . задаяа аксиологии —
 показать, как возможна
 ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности. В
 подходе к
 аксиология. проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натурали-стия.
 психологизм,
 трансцендентализм, персоналистич. онтологизм, культурно-историч. релятивизм и
 социологизм.
 К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж.
 Дьюи и К. И.
 Льюи-,са. Общим для них являются утверждения о том, ято истояник ценностей
 заключается в
 биопсихологияески интерпретированных потребностях яеловека, а сами ценности
 могут быть
 эмпирияески фиксированы как спе-цифия. факты наблюдаемой реальности. Так,
 Алексан-дер
 рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и
 вторичными
 качествами). Значит. роль в аксиология. психологизме играет понятие
 стандартизации ценностей на
 основе весьма неопределённо понимаемой «полезности», или «инструментальности». С
 др. стороны,
 интерпретация ценности как эмпирияески констатируемого феномена ознаяает, в
 сущности, сведение
 ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.
 Для аксиология. трансцендентализма, развитого ба-денской школой неокантианства
 (Виндельбанд,
 Рик-керт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с
 эмпирияеским, а с
 «чистым», трансцендентальным, или «нормативным», сознанием. Будучи идеальными
 предметами,
 ценности не зависят от чело-веч. потребностей и желаний. Однако, с др. стороны,
 идеальное бытие
 должно опираться на реальность. Это противореяие в обосновании онтологич.
 природы «нор-
 мативного» сознания приводит представителей Ц. т. либо к позиции, исходящей
 из субъективного
 эмпирич. сознания, идеализирующей абстракцией от к-рого и выступает яистая
 нормативность, либо
 к признанию яи-стого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеч. «логос».
 Последнее решение
 избирает персоналистич. онтологизм, наиболее видным представителем к-рого
 был Шелер.
 Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной
 аксиологической
 серией в боге», несовершенным отображением к-рой «служит структура
 человеч. личности.
 Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, к-рая и
 образует онтологич.
 основу личности. Попытки освободить аксиологию от религ. предпосылок (Н. Гарт-
 ман) порождают
 проблему независимого существования сферы ценностей.
 Для культурно-историч. релятивизма, у истоков к-рого стоял Дильтей, характерна
 идея аксиологич.
 плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с
 помощью
 историч. метода. По существу это означало критику самой программы общей Ц. т.
 как
 абстрагирования от культурно-историч. контекста и произвольного увековечивания
 к.-л. одной
 «подлинной» системы ценностей. При этом для мн. последователей Дильтея был
 характерен ин-
 туитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (напр., у
 Шпенглера, Тойнби,
 Сорокина и др.). М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у
 неокантианцев
 представление о ценности как норме, способом бытия к-рой является значимость для
 субъекта, и
 применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В
 дальнейшем у Зна-
 764 ЦЕННОСТНЫЕ
 нецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс и др.)
 понятие ценности
 приобрело обобщённо методологич. смысл как средство выявления социальных связей
 и
 функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба
 предполагает
 существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются
 обществ.
 противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеч.
 деятельности.
 Историч. материализм рассматривает ценности в их социально-историч., экономич. и
 классовой
 обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изуяении
 истории
 культуры, науки, обществ. сознания и лияности (см. Ценность).
 • Б а к ? а д з е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии,
 Тб., 1960; Чухина Л. А., Фе-номенологич.
 аксиология М. Желера, в сб.: Проблема ценности в философии. [Сб. ст.], М.— Д.,
 1966; Т у г а р и н о в В. П., Теория
 ценностей в марксизме, Л., 1968; Философия и ценностные формы сознания, М.,
 1978; Laird J., The idea of value, Camb.,
 1929; Kraus O., Die Werttheorien. Geschichte und Kritik, Brunn, 1937; B eck er
 H., Through values to social Interpretation, ?.
 ?., 1968; Les sciences humaines et Ic probleme des valeurs, La Haye, 1972;
 Rintelen F. J. v., Values in European thought,
 Pamplona, 1972; Sauer E. F., Axiologie, Gott.— Z., 1973;.см. также лит. к ст.
 Ценность.
 М. А. Киссель.
 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ, важнейшие элементы внутр. структуры лияности,
 закреплённые
 жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отгранияивающие
 значимое,
 существенное для данного человека от незнаяимого, несущественного. Совокупность
 сложившихся,
 устоявшихся Ц. о. образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устой-
 яивость личности,
 преемственность определ. типа поведения и деятельности, выраженную в
 направленности
 потребностей и интересов. В силу этого Ц. о. выступают важнейшим фактором,
 регулирующим,
 детерминирующим мотивацию лияности. Осн. содержание Ц. о.— политич., филос.
 (мировоззренч.),
 нравств. убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравств.
 принципы поведения.
 В силу этого в любом обществе Ц. о. личности оказываются объектом воспитания,
 целенаправленного воздействия. Ц. о. действуют как на уровне сознания, так и на
 уровне
 подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.
 Механизм действия
 и развития Ц. о. связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в
 мотивационной
 сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе
 между долгом
 и желанием, мотивами нравств. и утилитарного порядка.
 Развитые Ц. о.— признак зрелости личности, показатель меры её социальности. Это
 — призма
 восприятия не только внешнего, но и внутр. мира индивида, обусловливающая связь
 между
 сознанием и самосознанием, психологич. основание для решения в индивидуальном
 плане вопроса о
 смысле жизни, благодаря к-рому происходит интеграция совокупности Ц. о. в нечто
 целостное и
 своеобразное, характерное именно для данной лияности.

<< Пред.           стр. 402 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу