<< Пред.           стр. 407 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 процессов»
 (там же, с. 222, 539).
 Опираясь на труды Гегеля, Гизо, Нибура, Шлоссера, Ч. разрабатывает «идею
 всеобщей истории» с
 упором на значение в историч. событиях «...материальных условий быта, играющих
 едва ли не
 первую роль в жизни...» (там же, т. 3, 1947, с. 357). Хотя вполне
 последовательно эта идея им не
 выдерживается, устойчивая тенденция к материалистич. истолкованию истории
 приводит Ч. к
 оригинальному пониманию историч. прогресса. Особенно тщательно прорабатывается
 им проблема
 «громадной» силы «зла» в истории (см. там же, т. 15, с. 26—27). Не ограничиваясь
 абстрактной
 постановкой вопроса о «гораздо сильнейшем» влиянии на ход
 772 ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
 историч. прогресса отрицат. качеств человека, Ч. разгадку «тайны всемирной
 истории» — господства
 «плутов» вроде Меттерниха или Наполеона над людьми, ищет в деятельности
 эксплуататорского,
 отчуждённого от народа гос-ва (см. там же, т. 11, с. 61), а также в особой роли
 людей и классов,
 находящихся в «специальном положении» но отношению к др. классам и людям (см.
 там же, т. 16, с.
 555, 556). Важность классового подхода подтверждается и анализом экономич.
 структуры общества.
 Из изучения «трёхчленного распределения продукта» Ч. делает вывод о
 закономерностях классовой
 борьбы в новое время: «...Интересы ренты противоположны интересам прибыли и
 рабочей платы
 вместе. Против сословия, которому выделяется рента, средний класс и простой
 народ всегда были
 союзниками. Мы видели, что интерес прибыли противоположен интересу рабочей
 платы. Как только
 одерживает в своем союзе верх над получающим ренту классом сословие капиталистов
 и сословие
 работников, история страны получает Главным своим содержанием борьбу среднего
 сословия с
 народом» (там же, т. 9, с. 516).
 Неизбежным, хотя и отдалённым результатом этой борьбы будет, по Ч., социалистич.
 устройство —
 «союзное производство и потребление», соединение труда и собственности в одних
 руках.
 Социализм Ч. лишён тех фантастич. черт, к-рые были свойственны великим утопистам
 (фаланстер
 Фурье он помещает в романе «Что делать?» в мечтательный «сон» Веры Павловны). В
 предсказаниях
 будущего он, как правило, не выходит за рамки «отвлечённых» определений,
 даваемых экономич.
 наукой.
 Важнейшим элементом историч. концепции Ч. является идея цикличности историч.
 процесса с
 закономерной сменой восходящей и нисходящей фаз развития в революциях нового
 времени. «Таков
 общий вид истории: ускоренное движение и вследствие его застой и во время застоя
 возрождение
 неудобств, к отвращению которых была направлена деятельность... и потом опять
 движение, и такая
 очередь до бесконечности» (там же, т. 6, с. 13—14 и т. 9, с. 145, 252—54, 351,
 616 и др.). Однако в
 бесконечных круговоротах кратких «минут творчества» и длит. «периодов реакции»
 Ч. выделял те
 поворотные пункты, когда менялся сам характер циклов. Это было связано, по Ч., с
 изменением
 «...общего (характера.— Ред.) национального устройства» (там же, т. 13, с. 242—
 43), т. е. с
 утверждением в странах, переживших периоды революций и реставраций,
 представительной формы
 правления. По той же циклич. схеме мыслилось Ч. и утверждение социализма (см.
 там же, т. 9, с.
 832—33).
 Ч. понимал, что революционерам в России предстоят величайшие жертвы, на первых
 порах — верная
 гибель (см. там же, т. 11, с. 144—45). Этика «разумного эгоизма» (осн. её
 принцип состоял в том, что
 поступки человека должны строго согласовываться с его внутр. побуждениями) была
 призвана
 внушать каждому, что иного пути к отдалённому счастью нет. Развитого человека,
 «разумного
 эгоиста», его собств. личный интерес толкает на акты самопожертвования, ибо это
 необходимо для
 торжества избранного им идеала. Будучи уязвимой в формально-теоретич. смысле,
 этика Ч. помогала
 формированию «новых людей», делала их силой, способствующей изменению
 действительности.
 В целом движение Ч. к созданию науч. революц. теории осталось незавершённым.
 Однако его поиск и особенно
 трезвость в политике («Исторический путь — не тротуар Невского проспекта...»,
 там же, т. 7, с. 923) высоко
 ценили классики марксизма-ленинизма. • К. Маркс, Ф. Энгельс и революц. Россия.
 [Сб.], М., 1967; В. И. Ленин и
 рус. обществ.-политич. мысль 19 —нач. 20 вв., Л., 1969; Плеханов Г. В., Соч., т.
 5, 6, М., [1925]; Стеклов Ю. M.,
 H. Г. Ч. Его жизнь и деятельность, т. 1—2, М.—Л., 19282; Скафтымов А. П., Жизнь
 и деятельность Н. Г. Ч.,
 Саратов, 19472; Розенталь ?. ?., Филос. взгляды Н. Г. Ч., М., 1948; Замятин В.
 Н., Экономич. взгляды Н. Г. Ч.,
 М., 1951; Зевин В. Я., По-литич. взгляды и политич. программа Н. Г. Ч., ?.,
 1953; Азнауров А. А., Этич. учение
 Н. Г. Ч.. М., 1960; Б е-
 лик А. П., Эстетика Ч., М., 1961; Водолазов Г. Г., От Ч. к Плеханову. (Об
 особенностях развития социалистич. мысли в
 России), М., 1969; Пантин И. К., Социалистич. мысль в России: переход от утопии
 к науке, М., 1973; Володин А. И., К а
 р я к и н Ю. Ф., Плимак Е. Г., Ч. или Нечаев? О подлинной и мнимой
 революционности в освободит. движении России
 50—60 гг. 19 в., М., 1976; Н. Г. Ч. в обществ. мысли народов заруб. стран, М.,
 1981.
 И. К. Пантин, Е. Г. Плимак.
 ЧЁРЧ (Church) Алонзо (р. 14.6.1903, Вашингтон), амер. логик и математик. Работы
 Ч. относятся к
 различным областям логики. Он развил мысль об отделении понятия функции от
 понятия множества.
 В 1936 выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т. н. тезис Чёрча). В
 1935 привёл
 пример неразрешимой массовой проблемы, а в 1966 доказал, что проблема разрешения
 для
 исчисления предикатов неразрешима. Эти результаты оказали большое влияние на
 развитие
 математич. логики. Ч. внёс существ. вклад в развитие комбинаторной логики; ему
 принадлежат
 исследования в области логич. семантики и модальной логики.
 • в рус. пер.: Введение в математич. логику, т. 1, М., 1960.
 ЧЖАН ЦЗАЙ, Чжан Цзыхоу, Чжан Хэн-цюй, Чжан-цзы (учитель Чжан) (1020 — 9.1.
 1078), кит.
 философ, один из основоположников неоконфуцианства. Род. в Чанъане (ныне Сиань,
 пров.
 Шэньси). В юности изучал буддизм и даосизм, затем стал заниматься конфуцианством
 и особенно
 «Ицзином» и «Чжун юном» («Рассуждения о соблюдении срединного пути»), ставшими
 основой его
 учения. Среди его учеников — братья Чэн, племянники Ч. Ц. Автор трактатов «Си
 мин» («Зап.
 надпись»), «Дун мин» («Вост. надпись»), «Чжэн мэн» («Наставления для несведущей
 юности»),
 первый из к-рых высоко ценился неоконфу-цианцами. Ч. Ц. выдвинул концепцию
 рассеянной во
 Вселенной и способной принимать форму материальной силы (ци) — основы бытия,
 начальной
 субстанцией к-рой является лишённая физич. формы великая пустота (сюй). В
 согласии с принципом
 (ли-законом) ци то соединяется, образуя тьму вещей, то распадается, возвращаясь
 к сюй. И то, что
 великая пустота состоит из ци, и то, что материальная сила то возникает, то
 исчезает, является
 следствием объективной необходимости, вызываемой «изменением». Второй осн. идеей
 Ч. Ц. была
 мысль о том, что с каждым из межчеловеч. отношений связано специфич. моральное
 требование,
 однако любовь охватывает всех их, поэтому человек любви отождествляет себя с
 небом и землёй —
 родителями всего и всех. В социально-политич. области Ч. Ц. выступал за
 осуществление идеала
 классич. конфуцианства — равного распределения земли среди крестьян.
 * см. к ст. Неоконфуцианство.
 ЧЖОУ ДУНЬИ, Чжоу Маошу, Чжоу Лянь-си, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне
 в уезде
 Даосянь, пров. Хунань,—14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из
 основоположни-
 ков неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный
 политич. деятель
 Ван Аньши (1019—86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме
 Великого предела») и
 «Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к к-рым был написан Чжу Си, Ч.
 Д.,
 основываясь на положениях «Ицзин и нек-рых идеях даосизма, дал космологич. и
 онтологич.
 обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и
 ян и пяти дви-
 жущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной
 природы.
 Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян — свет (к-рый Ч.
 Д. понимал как
 «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности — инь — тень
 (покой,
 ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь,
 а инь — опять в
 ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля).
 Последние, действуя во
 времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через
 посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей,
 непрерывно себя
 воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью
 моральными
 принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и
 отличающий добро от
 зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является
 искренность (честность
 — чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место
 отводил правителю,
 к-рый должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не
 нарушающий
 моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе
 добродетельных и
 талантливых людей, с помощью к-рых легко управлять страной.
 • Chow Ylh-chlng.La Philosophie morale dans le neO-confucianisme (Tcheou Touen-
 Yi), P., 1954; см. также лит. к ст.
 Неоконфуцианство.
 ЧЖУАН-ЦЗЫ (учитель Чжуан), Чжуан Чжоу (ок. 369—286 до н. э.), др.-кит. философ,
 один из осно-
 воположников даосизма, автор значит. части трактата «Чжуан-цзы». Род. в Мэн
 (вероятно, в юго-зап.
 части нынешней пров. Шаньдун); занимал мелкий пост в Цию-ани, в родном уезде.
 Впоследствии
 резко выступал против чиновничьей карьеры и отклонил предложение чуского Вэй-
 вана (339—329
 до н. э.) стать первым министром в Чу, считая, что «лучше беззаботно веселиться
 и развлекаться,
 валяясь в грязной канаве, чем находиться в ярме у правителя».
 Из 33 глав трактата «Чжуан-цзы» самыми достоверными считаются первые семь.
 Значит. интерес
 представляет 33-я глава — обзор др.-кит. философии, составленный, по-видимому,
 вскоре после
 смерти Ч.-ц. Кроме изложения положений даосизма, трактат содержит критич. оценку
 конфуцианства и моистов, философию к-рых Ч.-ц. считал несостоятельной. [«То, что
 (Конфуций)
 вначале провозглашал правильным, в конце (своего жизненного пути) объявил
 ложным. ...Можно ли
 различить пять устоев и шесть основ, (слушая) лживые речи конфуцианцев и
 (разглагольствования)
 моистов о всеобщей любви?.. Занимаясь лишь цветистыми речами, (Конфуций)
 достижение
 второстепенного выдает за достижение главного».]
 В центре учения Ч.-ц. концепция дао — пути, неактивного и бесформенного,
 существовавшего
 издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и
 землю; принцип
 недеяния, переплетающийся с идеей великого порядка, великой естественности, к-
 рым подчиняются,
 следуют и с к-рыми сливаются все вещи и явления; мысль о единстве
 противоположностей, их
 взаимообусловленности и естеств. взаимозаменяемости; положение о естественности
 и неизбежности
 жизни и смерти. Эти и др. идеи Ч.-ц. во многом стимулировали развитие др.-кит.
 философии.
 • Ч.-ц., в кн.: Др.-кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 248— 294, 337—53;
 Атеисты, материалисты, диалектики древнего
 Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.
 ЧЖУ СИ, Чжу Юаньхуэй, Чжу-цзы (учитель Чжу) (18.10.1130, Юци, пров. Фуцзянь,—
 23.4. 1200,
 Каотин, пров. Фуцзянь), кит. философ, представитель неоконфуцианства,
 завершивший процесс его
 формирования. Был талантливым и энергичным администратором, выдающимся учёным-
 энциклопедистом, комментатором классич. книг, педагогом. В 1179—80, будучи
 правителем области
 Нанькан (пров. Цзянси), восстановил школу «Бай-лу дун» («Пещера белого оленя»),
 ставшую
 благодаря его лекциям известнейшей школой Сунской империи.
 Ч. С. синтезировал идеи конфуцианских мыслителей от Конфуция до Чжоу Дуньи, Чжан
 Цзая и бр.
 Чэн, произведения к-рых он снабдил собств. комментарием и написал о них
 исследование «Цзинь сы
 лу» («Записи о совр. мыслителях и идеях»). В учении Ч. С. система-
 ЧЖУ 773
 тизированы и развиты все шесть осн. идей неоконфуцианства. При этом Ч. С. пошёл
 дальше, чем Чэн
 И, в развитии дуалистич. концепции двух начал — идеального, первичного, «ли» и
 материального,
 вторичного, «ци»: ли нуждается в прикреплении к определ. ци, ци же нуждается в
 ли как законе
 своего существования, поэтому они неразделимы. Все принципы, действительные и
 возможные, а
 также и ци содержатся в лишённом физич. формы великом пределе, существующем во
 всех вещах,
 взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. Ли человека (или вещи)
 является его природой,
 реальной и конкретной, причём ли его первонач. природы, ничем не затронутой и
 совершенной,
 является моральным разумом, тогда как ли его природы, смешанной с человеч.
 желаниями и физич.
 элементом, является человеч. разумом, подверженным как добру, тан и злу. Жэнь в
 трактовке Ч. С.
 обрело форму «характера человеч. разума и правила любви». Обобщающее учение Ч.
 С. стало
 впоследствии гл. течением кит. философии, а через систему гос. экзаменов,
 базировавшихся на
 классич. трактатах с его комментариями, играло важную роль в образовании и
 воспитании молодёжи
 вплоть до нач. 20 в. Ч. С. оказал также сильное воздействие на философию Корей и
 Японии. • Bruce J.
 P., Chu Hsi and his masters, L., 1923; Philosophy of Chu Hsi, ed. and transl. by
 D. Bodde, Camb., 1942; см.
 также лит. к ст. Неаконфуцианство.
 ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20-х гг. 20
 в. на фа-
 культете социологии Чикагского ун-та, объединённая единством теоретико-
 методологич. подхода и
 общностью исследоват. интересов.
 В основе подхода Ч. ш. лежали идеи её основателя Р. Э. Парка, определявшего
 социологию как
 «науку о коллективном поведении», как «точку зрения и метод исследования
 процессов, благодаря
 которым индивиды побуждают и побуждаются к сотрудничеству в том коллективном
 существовании, которое мы именуем обществом» (Park R. E., Burgess E. W.,
 Introduction to the science
 of sociology, Chi., 1921). В основе всех социальных процессов и явлений лежат,
 как полагал Парк,
 испытавший сильное влияние Зиммеля, четыре типа взаимодействий: соревнование,
 конфликт, при-
 способление, ассимиляция. Эти типы представляют собой четыре стадии развития

<< Пред.           стр. 407 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу