<< Пред.           стр. 409 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «Что такое „друзья народа" и как они
 воюют против социал-демократов?», М., 1975s.
 Н. Н. Каримская.
 ЧУВСТВА в психологии, особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо
 выражен-
 ный предметный характер и отличающихся сравнит. устойчивостью. В этом смысле Ч.
 связаны с
 представлением о нек-ром объекте — конкретном или обобщённом (напр., чувство
 любви к
 человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту Ч. может
 не совпадать с
 эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Ч. у человека
 носят культурно-
 историч. характер, существ. роль в их формировании и развитии играют особые
 знаковые системы
 (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т. п.). См. Эмоции.
 ЧЭН, братья: Хао (Чэн Бочунь, Чэн М и н-д а о; 1032, Лоян,—7.7.1085, там же) и И
 (Чэн Чжэшу, Чэн
 И чу а н ь; 1033, Лоян,—5.10.1107, там же), основоположники неоконфуцианства,
 совместно
 разработавшие ряд его осн. идей. Племянники Чжан Цзая. Занимали ряд чиновничьих
 постов. И Ч.
 резкой критикой высокопоставленных сановников нажил себе врагов, в 1097 был
 сослан, в 1100
 помилован, однако распространение его идей до 1155 было большей частью под
 запретом. Несмотря
 на значит. общность, взгляды Ч. впоследствии положили начало двум школам в
 неоконфуцианстве:
 субъективно-идеалистич. школе Лу — Ван (от фамилий Лу Цзююаня и Ван Янмина), или
 синь сюе
 (учение о сознании), идущей от Хао, и рационалистич. школе объективного
 идеализма Чэн — Чжу
 (Чэн И — Чжу Си), или ли сюе (учение о принципе, законе), восходящей к И. Их
 филос. труды
 собраны в «Эр-Чэн цюань-цзи» [Полн. собр. (трактатов) обоих Ч.], а лит. соч. в
 «Эр-Чэн вэнь-цзи»
 («Собр. произведений обоих Ч.»). Ч. разработали одну из осн. идей
 неоконфуцианства — концепцию
 ли-закона, единого и многообразного, присущего всем людям, вещам и явлениям и
 управляющего
 ими. Ли является самоочевидным и самостоятельным, оно не может быть ни
 увеличено-усилено, ни
 уменьшено-ослаблено, совмещает в себе все принципы — естественные и моральные,
 общие и
 единичные. Ли тождественно сознанию и природе, это универсальная истина, порядок
 и закон,
 универсальный процесс создания и творения. И подчёркивал гармоничное сочетание
 единства и
 многообразия ли, а его положение «принцип — один, но его проявления — различны»
 стало одной
 из самых известных филос. идей в Китае. Хао уделял значит. внимание идее бытия
 как постоянного
 процесса рождения и возрождения — гл. атрибута Вселенной; все вещи обладают
 «животворящим
 началом», им является жэнъ (человечность, гуманность), устраняющее преграды
 между «Я» и всем
 остальным и объединяющее небо, землю и человека. С нек-рыми оговорками Хао можно
 считать
 монистом (нет ли вне материальной силы ци и нет ци вне ли), а И — дуалистом; в
 то же время И
 считал, что силы инь и ян не существуют вне ли и что каждая вещь обладает как
 телесным (ци), так и
 нематериальным (ли) аспектами.
 • см. к ст. Неоконфуцианство.
 
 ш щ
 ШАКТИ (санскр., букв.— мощь, сила), в инд. религ.-филос. мысли божеств. сила,
 энергия, с
 помощью к-рой творится мир; выступает в персонифицированной и безличной
 ипостасях. Особенно
 известна Ш. как жена Шивы, мать мира, высшая творч. сила в её жен. форме (в
 шиваизме);
 почитается шиваитами под разными именами и в разных формах, в шактизме
 почитается как богиня,
 практически совпадающая с брахманом. Если Шива выступает как чистое сознание, а
 материя как
 чистая бессознательность, то воздействие божеств. силы на материю возможно
 только с помощью
 Ш., к-рая понимается как сознат. сила, посредствующее звено между чистым
 сознанием и материей,
 как причина становления, то, посредством чего божество воздействует на мир.
 Поэтому Шива
 отличается от Ш. как абсолютное в самом себе от абсолютного в отношении к
 объектам мира [в этом
 последнем аспекте Шива характеризуется рядом признаков — сознанием, интел-
 776 ЧУВСТВА
 лектом (чит), знанием (джняна), творч. силой (крия), волей (иччха), блаженством
 (ананда) и т. п.]. В
 «Бха-гавадгите» Ш. понимается как энергия творца ишвары, сочетающего в себе
 неизменность
 брахмана и изменчивость становления и создающего изменчивую природу с помощью
 особой силы
 — майи, сливающейся с Ш. В шактизме подробно разработана классификация
 принципов, связанных
 с Ш. (тридцать шесть таттв).
 • Frauwallner E., Aus der Philosophie der sivaiti-schen Systeme, B., 1962; G on
 da J., Visnuism and Sivaism. A comparison, L.,
 1970.
 ШАНКАРА (кон. 8—9 вв.; традиц. даты 788—820 маловероятны), инд. мыслитель,
 ведущий
 представитель веданты, создатель системы религ.-филос. умозрения индуизма;
 религ. реформатор и
 полемист, мистик и поэт. Род. в Малабаре. Учился у Говинды, ученика Гаудапады.
 Гл. труды:
 комментарии к «Брахма-сутре» («Веданта-сутре») Бадараяны, к 11 упанишадам, к
 «Бхагавадгите», а
 также «Упадешасахасри», «Вивека-чудамани», «Атмабодха» и др. В условиях, когда
 тра-
 диц. инд. умозрение, укоренённое в Ведах, было сильно поколеблено буддизмом, Ш.
 создал
 последовательно монистич. систему — адвайта-веданту.
 По Ш., единая и всепроникающая реальность — брахман (бог), им пронизано всё и он
 есть всё. В
 субъективном аспекте душа, «Я», атман, выступает как бог, как бесконечное
 сознание (джняна),
 ведущее к блаженству (ананда) от слияния познающего (атман), познаваемого
 (брахман) и познания.
 Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества,
 являющейся
 отражением божеств. свободы воли. Майя — это иллюзия, к-рая то скрывает истину,
 то искажает её.
 Незнание (авидъя, аджняна) препятствует постижению единого брахмана, создаёт мир
 множест-
 венности и связанное с ним движение, изменение. Отрицая реальность изменений, Ш.
 объясняет их
 видимостью. Точно так же нереален, по Ш., и эмпирич. мир, хотя он и объективен,
 ибо за любой
 видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (брахман). Равновесие между
 максималистской
 программой монизма и плюрализмом опытных данных достигается Ш. путём последоват.
 различения
 эмпирич. и трансцендентной т. зр., дающих две разные картины, и с помощью правил
 перехода от
 одной т. зр. к другой, приводящих к устранению всех тех атрибутов (сотворение,
 движение,
 изменение, качества и т. п.), к-рые суть функции человеч. незнания. Путь знания
 (джняна-марга)
 ведёт, по Ш., к преодолению авидьи и освобождению: пребывая в собств. теле и
 продолжая жить в
 мире, человек становится свободным и от тела, и от мира. Система Ш. завершается
 учением об
 имманентном божестве, творящем мир (сагуна брахман), о трансцендентном божестве,
 лишённом
 признаков (ниргуна брахман), и о спасении (мокша), достигаемом не уничтожением
 «Я», а
 осуществлением бесконечности и абсолютности этого «Я», осознанием его «сверх-
 эмпиричности» и
 еди-носущности брахману, что приводит к освобождению от зависимости ещё при
 жизни
 (дживанмукти), прекращению повторных рождений и бессмертию.
 Универсальный характер философии Ш., сочетание напряжённого интеллектуализма с
 постоянным
 вниманием к миру опыта обусловили её исключит. место в истории инд. мысли; она
 учитывалась
 всеми последующими истолкователями веданты (Рамануджа, Мадхва, Валлабха,
 Нимбарка и др.) и
 образует один из существенных компонентов религ.-филос. концепций совр. Индии.
 Труды Ш.
 положили начало многочисл. комм. внутри веданты: «Панчападика» Падмапады,
 ученика Ш., а также
 «Бхамати» Вачаспатимишры (9 в.), «Виварана» Пракашатмана (ок. 1100),
 «Кханданакхан-да-кхадья»
 Шрихарши (12 в.), «Панчадаши» Видья-раньи (14 в.) и др. Ш. повлиял и на мн.
 неведантистские
 направления инд. мысли; с деятельностью его связывают победу учений, исходящих
 из Вед, над
 буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.
 • Upanishads and Sri Sankara's commentary, v. 1—5, Madras, 1898—1901; Srimad
 bhagavad-glta with the commentaries, ed.
 W. Laxman, Bombay, 1912; Select works of Sri Sankara-charya, Madras, 1947;
 Prolegomenes au Vedanta, ed. L. Renou, P.,
 1951; Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brah-masutras, ed. by V. H.
 Date, v. 1—3, New Delhi, 19732; в рус.
 пер.— Атмабодха, в сб.: Идеологии, течения совр. Индии, М., 1965 (пер. А. Я.
 Сыркина).
 • Чаттерджи С., Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954;
 Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с
 англ., т. 2, М., 1957; Исаева Н. В., Полемика Ш. с неортодоксальными учениями в
 коммент. на «Брахма-сутры», «ВДИ»,
 1979, № 4, с. 126—52; Glase-n a p p H. v., Der Stufenweg zum Gottlichen.
 Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-
 Baden, 1948; Hacker P., Untersuchungen uber Texte des fruhen Advaitavada, Mainz
 — Wiesbaden, 1951; его же, Vivarta,
 Wiesbaden, [1953]; S e n H. K., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; M e-n o n
 Y. K., Allen R. F., The pure principle. An
 introduction to the philosophy of Shankara, East Lansing, 1960; К a r-markar R.
 D., Sankara's Advaita, Dharwar, [1966]; M a r-
 tin-Dubost P., gankara et le Vedanta, P., [1973]; D a s-g u p t a S., A history
 of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; см. также
 лит. к статьям Веданта, Адвайта-веданта.
 ШАН ЯН, Гунсунь Ян, Вэй Ян (390— 338 до н. э.), др.-кит. гос. деятель, один из
 основопо-
 ложников легизма. Происходил из обедневшего ари-стократич. рода из царства Вэй.
 Был первым
 советником циньского царя Сяо-гуна (361—338 до н. э.), провёл серию реформ,
 основанных на
 концепциях легизма и способствовавших консолидации власти в руках царя.
 Учение Ш. Я. изложено в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»),
 составленном его учениками в 3 в. до н. э. Ш. Я. первый в истории кит. политич.
 мысли создал
 теорию деспотич. гос-ва и разработал осн. концепции легизма об управлении
 обществом и гос-вом:
 концепция равных возможностей, гос. регулирование экономич. процессов, теория
 единого
 (сосредоточения усилий людей на земледелии и войне) как гл. сферы деятельности
 народа, система
 рангов знатности, теория «клещей» — наделение общинников правом контроля над
 деятельностью
 чиновничества, принцип коллективной ответственности перед законом и т. п. Сразу
 же после смерти
 Сяо-гуна по настоянию наследств. аристократии был казнён вместе с семьёй.
 • Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу), пер. с кит., вступ. ст. и коммент.
 Л. С. Переломова, М., 1968; Др.-кит.
 философия, т. 2, М., 1973, с. 210—23.
 ШАО ЮН, Шао Яофу, Шао Канцзе (1011, Хэнчжан, пров. Хэбэй,— 1077), кит. философ,
 предста-
 витель неоконфуцианства. Был другом Чжан Цзая и братьев Чэн. Автор филос.
 трактатов «Хуан-цзи
 цзин-ши» («Высшие принципы, управляющие миром») и «Юй цяо вэнь-дуй» («Вопросы и
 ответы
 рыбака и дровосека»). В учении Ш. Ю. можно выделить три гл. идеи: существуют
 высшие принципы,
 управляющие Вселенной; они имеют числовое выражение; постичь их можно
 объективным путём, т.
 е. рассматривая все вещи с их т. зр. Как и др. неоконфуцианцы, считал, что
 возникновение вещей
 является результатом действия тайцзи, инь и ян, однако добавлял при этом
 концепцию «числа»:
 «изменение» (см. Чжоу Дунъи) управляется духовным началом, к-рое создаёт числа;
 числа образуют
 формы, а из форм возникают вещи. «Изменение» происходит в согласии с законом и
 является
 естественным. Человек — самый разумный среди созданий естеств. процесса, но, как
 и тьма вещей,
 управляется числами.
 • H a r l e z С h. de, L'ecole philosophique moderne de la Chine ou Systeme de
 la nature (Sing-Li), Brux., 1890, p. 77 — 110; см.
 также лит. к ст. Неоконфуцианство.
 ШАРРОН (Charron) Пьер (1541, Париж,— 16.11.1603, там же), франц. философ-
 скептик. В трактате
 «О мудрости» («De la sagesse», livre l—3, 1601), выступая против догматизма и
 схоластики, Ш.
 требовал «свободы ума», сопоставления разных т. зр. и принятия к.-л. из них
 «только по указанию
 разума» («De la sagesse», P., 1820, p. LVIII). Надо также покончить с книжным
 характером учёности,
 изучать не тексты, а вещи. По Ш., разум человека —гл. познават. сила. Касаясь
 роли ощущений, Ш.
 отвергал и тезис об их непогрешимости, и тезис об их ложности, считая, что хотя
 они сообщают
 лишь о внеш. форме вещей, но весьма полезны при первом знакомстве с вещами.
 Разум способен
 «через посредство чувств познавать все вещи, предстающие перед ним, и судить о
 них» (там же, р.
 148). Однако в разуме от природы заложены «семена всех знаний», он может их
 развивать даже без
 содействия органов чувств. Сомнение не итог познания, а его исходный пункт: оно
 побуждает, не
 успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследование, чтобы «мы сумели знать
 больше и лучше».
 Указывая, что все существующие религии — это суеверия, Ш. оговаривает, что это
 не касается
 христианства. Ш. считал себя защитником христианства, но его понимание
 христианства далеко от
 ортодоксальности. Он полагал, что разум приводит к выводу о существовании
 всемогущей
 первопричины всех вещей и что нет нужды в регламентированных формах поклонения
 этой
 первопричине.
 ШАРРОН 777
 Для постижения догм христианства — откровения, бессмертия души, таинств —
 «нужно, чтобы
 человек был сдвинут, выбит из нормального состояния болезнью..., или безумием,
 экзальтацией»
 (там же, р. 294) и не мог пользоваться своим умом. Источник нравственности — не
 религия, а
 природа и разум. Религия лишь дает свою санкцию этич. принципам, соблюдения к-
 рых требуют
 природа и разум. Трактат Ш., многое заимствовавшего у своего учителя Монтеня,
 оказал большое
 влияние на франц. мысль 17 в., особенно на Гассенди, Паскаля, Бейля. Нападая на
 Ш., ортодоксы-
 клерикалы не без основания видели в нём одного из вдохновителей рационализма,
 материализма и
 деизма нового времени.
 * Toutes les Oeuvres, v. l, P., 1635. * Popkin R. Н., The history of
 scepticism from Erasmus to Descartes, Assen, i960;
 Charron J. D., The «Wisdom» of P. Charron, Chapel Hill, [1961].
 ШАРТРСКАЯ ШКОЛА, школа ср.-век. схоластич. философии при Шартрском соборе,
 виднейший
 центр «франц. возрождения» 12 в. Основанная в 990 учёным епископом Фульбером по
 прозвищу
 «Сократ» (ум. 1028), чьим учителем и покровителем был философ и математик
 Герберт из Орийака
 (ок. 945—1003; с 999 — папа Сильвестр II), школа с самого начала получила
 гуманитарное и
 энциклопедич. направление. Через Фуль-бера, знатока права, математики, логики,
 медицины, она
 приобрела переводы логич. соч. Аристотеля, греч. и араб. соч. по математике,
 естествознанию. Ш. ш.

<< Пред.           стр. 409 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу