<< Пред.           стр. 421 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «проклятой коммерцией*
 — работать в торг. конторе фирмы «Эрмен и Энгельс». Это позволило ему оказывать
 материальную
 поддержку Марксу и его семье. По словам Ленина, «не будь постоянной
 самоотверженной
 финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить „Капитала", но
 и неминуемо
 погиб бы под гнетом нищеты» (там же, с. 49). Через год после окончания работы в
 фирме, в сент.
 1870, Э. окончательно переселился в Лондон. -К этому 20-летнему манчестерскому
 периоду
 относится наиболее регулярная переписка, постоянный письмен-
 ный обмен мнениями между Марксом и Э. по широчайшему кругу вопросов (ок. 1350
 писем).
 В 50—60-х гг. Э. много писал для периодич. печати, сотрудничал в «Новой амер.
 энциклопедии». Он
 откликался почти на все значит. события того времени. В этой работе между ним и
 Марксом
 осуществлялось планомерное разделение труда.
 В нояб. 1850 Э. приступил к систематич. изучению воен. дела. В апр. 1851 в
 рукописи «Возможности
 и перспективы войны Священного союза против Франции в 1852 г.» он впервые
 разработал основы
 марксистской воен. теории. Впоследствии учение о материальных основах воен. дела
 получило
 наиболее полное развитие в «Анти-Дюринге». В 1858 он приступил к систематич.
 изучению
 естествознания, в письме к Марксу от 14 июля сформулировал нек-рые исходные идеи
 «Диалектики
 природы».
 В авг. 1859 в связи с выходом в свет книги Маркса «К критике политич. экономии»
 Э. написал на неё
 рецензию, в к-рой показал значение первого великого открытия Маркса —
 материалистич.
 понимания истории,— и, приравнивая к нему выработку диалектико-материа-листич.
 метода,
 применённого в области политэкономии, охарактеризовал существ. черты этого
 метода, в частности
 соотношение исторического и логического. В окт. 1867 — июле 1868 с целью сломить
 заговор
 молчания офиц. бурж. науки вокруг 1-го т. «Капитала», вышедшего в сент. 1867, Э.
 написал серию из
 9 статей-рецензий, в к-рых раскрыл значение гл. труда Маркса.
 В период 1-го Интернационала и Парижской Коммуны Э. был ближайшим помощником
 Маркса по
 руководству этой первой массовой междунар. организацией пролетариата. После
 переезда в Лондон
 он стал членом Ген. Совета Интернационала, секретарём-корреспондентом для Италии
 и Испании. Э.
 участвовал в работе Лондонской конференции 1871 и Гаагского конгресса 1872, вёл
 непримиримую
 борьбу против мелкобурж. направлений в рабочем движении — лассальянства,
 прудонизма,
 бакунизма.
 После Парижской Коммуны, когда на очередь выдвигалась задача образования
 социалистич. рабочих
 партий во всех развитых странах, Э. вместе с Марксом вёл борьбу за подлинно
 науч. основы
 формирующихся партий. Особое внимание он уделял при этом первой массовой
 марксистской
 партии — герм. социал-демокра-тич. партии, в центральном органе к-рой печатались
 мн. его важные
 теоретич. работы: «К жилищному вопросу» (1872—73), «Анти-Дюринг» (1876—78) и др.
 В 1875 в
 связи с объединением герм. с.-д. партии он подверг критике проект её программы,
 содержавшей
 принципиальные теоретич. уступки лассальянцам (письмо Бебелю 18—28 марта и ряд
 др. писем).
 После введения принятого в окт. 1878 исключит. закона против социалистов,
 выступая против
 оппортунизма герм. социал-демократии, Э. составил известное «Циркулярное письмо»
 к
 руководителям партии (17—18 сент. 1879).
 70-е гг.— период расцвета теоретич. деятельности Э. 30 мая 1873 в письме к
 Марксу он изложил
 замысел «Диалектики природы», над к-рой работал с перерывами в течение 10 лет,
 до смерти
 Маркса. В этой работе выделяются два периода: 1873—76 и 1878—83, к-рые разделяет
 работа над
 «Анти-Дюрингом». Осн. идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в
 первый
 период. В этом произв. Э. всесторонне развил диалектико-материалистич. понимание
 природы. В
 «Анти-Дюринге» он дал систематич. изложение всех трёх составных частей марксизма
 — диалектич.
 и исто-рич. материализма, марксистской политэкономии, теории науч. коммунизма.
 После смерти Маркса вся тяжесть по руководству междунар. рабочим движением и
 дальнейшему
 развитию марксистской теории легла на плечи Э. Он вынужден был прервать собств.
 теоретич.
 исследования и уделить осн. внимание завершению гл. труда Маркса — «Ка-
 питала», а также переизданию мн. произв. Маркса и своих, разъяснению смысла и
 значения
 марксистской теории. Э. проделал гигантский труд по подготовке к изданию 2-го и
 3-го тт.
 «Капитала» (изд. соответственно в 1885 и 1894). «...Эти два тома "Капитала"—
 труд двоих: Маркса и
 Энгельса» (Ленин В. И., там же, т. 2, с. 12). В последний период жизни Э. создал
 ряд выдающихся
 теоретич. произведений. В марте — мае 1884 он написал кн. «Происхождение семьи,
 частной соб-
 ственности и государства», в к-рой применяет материалистич. понимание обществ.
 жизни к
 истории первобытного общества и значительно обогащает марксистскую
 материалистич. концепцию.
 В нач. 1886 Э. пишет работу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
 философии», в к-рой
 раскрыл соотношение между классич. нем. философией, в особенности философией
 Гегеля и
 Фейербаха как одним из теоретич. источников марксизма, и диалектико-
 материалистич. философией
 Маркса, дал определение осн. вопроса философии и очерк материалистич. понимания
 истории.
 Большое значение в развитии историч. материализма имели его т. н. письма об
 историч.
 материализме, относящиеся к 90-м гг. (П. Эрнсту 5 июня 1890, К. Шмидту 5 авг.
 1890, И. Блоху 21
 сент. 1890, К. Шмидту 27 окт. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, В. Боргиусу 25 янв.
 1894), а также
 введение к англ. изд. «Развитие социализма от утопии к науке» (1892),
 опубликованное на нем. яз.
 под назв. «Об историч. материализме». В указанных письмах Э. подчёркивает
 диалектич. характер
 историч. материализма, взаимодействие между всеми сторонами жизни общества, в
 особенности
 относит. самостоятельность и обратное воздействие надстройки на базис, активную
 роль человека в
 историч. процессе. В работе «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (нояб.
 1894) Э. развил
 марксистскую теорию агр. вопроса, дал наиболее конкретное решение проблемы
 преобразования сел.
 хозяйства. Его последней крупной работой было введение к новому изданию работы
 Маркса
 «Классовая борьба во Франции», датированное 6 марта 1895.
 Э. оказывал решающее воздействие на развитие социалистич. рабочего движения в
 Европе и
 Америке.
 В 1889 он руководил подготовкой междунар. конгресса социалистов в Париже, на к-
 ром был основан
 2-й Интернационал, добился гегемонии марксизма в этом междунар. объединении
 социалистич.
 партий. В 1891 в связи с подготовкой новой программы герм. с.-д. партии Э.
 опубликовал «Критику
 Готской программы» Маркса и выступил с критикой проекта новой, Эрфурт-ской
 программы («К
 критике проекта социал-демо-кратич. программы 1891 года»). 12 авг. 1893 он
 выступил в Цюрихе с
 речью при закрытии 3-го конгресса 2-го Интернационала, к-рую произнёс на англ.,
 франц. и нем.
 языках.
 Э. умер 5 авг. 1895 в 10 ч. 30 мин. вечера. Согласно его воле, после кремации
 урна с его прахом была
 опущена в море у Истборна, любимого места отдыха Э. на юж. берегу Англии.
 Роль Э. в создании и особенно в разработке теории, к-рая по праву носит имя
 Маркса, чрезвычайно
 велика. Ему принадлежит заслуга всестороннего развития диалектич. материализма
 (создание
 целостного диалектико-материалистич. понимания природы), разработки мн.
 кардинальных проблем
 историч. материализма, диалектич. логики, политэкономии, теории науч.
 коммунизма, вопросов
 тактики революц. рабочего движения. Как подчёркивал Ленин, «нельзя понять
 марксизм и нельзя
 цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (там же, т. 26,
 с. 93). • Marx-
 Engels Gesamtausgabe, Abt. 1—4, В., 1975—81; Маркс К. и Энгельс Ф.,. Соч., т. 1—
 50, М., 1955 —
 19812; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и
 идеалистич.
 воззрений. (Новая
 ЭНГЕЛЬС 799
 публикация первой главы «Ненецкой идеологии»), М.,1966; Ген. Совет Первого
 Интернационала. Протоколы, [кн. 1—
 5], М., 1961—65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел —
 «Маркс, Э., марксизм», с. 350—63);
 Воспоминания о Марксе и Э., М., 1956; Фридрих Э. Биография, M., 19772; Фридрих
 3. Биография, пер. с нем., М., 1972;
 3.-теоретик, М., 1970; Ф. Э. и совр. проблемы философии марксизма, М., 1971;
 Марксистская философия в XIX в., кн.
 1—2, М., 1979; Степанова ?. ?., Фридрих Э., М., 19562; Корню О., Карл Маркс и
 Фридрих Э. Жизнь и деятельность, пер.
 с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма,
 M., 19742. Г. А. Багатурия.
 ЭНЕРГИЯ [греч. ????????, от ??????? — действую, совершаю (на деле)], термин др.-
 греч.
 философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем.
 Wirklichkeit —
 действительность, от wirken — действовать). Наряду с энтелехией один из двух
 терминов
 Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от
 потенциальной
 возможности (???????, potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в лат.
 схоластике переводится как
 actus. См. ст. Акт и потенция и лит. к ней.
 ЭНЕСИДЕМ (???????????) из К н о с а (1 в. до н. э.?), др.-греч. философ-скептик,
 последователь
 Пиррона. Восстановил филос. школу скептиков (традицию Пиррона), после того как
 платоновская
 Академия в лице Антиоха Аскалонского отошла от скептицизма. Сформулировал десять
 аргументов
 против возможности точного знания — т. н. скептич. тропы (Диоген Лаэр-тий IX 79—
 88; Секст
 Эмпирик, Против ученых VII 345). Написал «Введение к Пиррону», не дошедшее до
 нас, и
 «Пирроновы речи», от к-рых сохранились краткие извлечения (Phot. Bibl. God.
 212).
 • см. к ст. Скептицизм.
 «ЭННЕАДЫ» (Enneades), собр. соч. Плотина, составленное и изданное его учеником
 Порфирием.
 Состоит из шести разделов по девяти трактатов (откуда назв. «Э.», т. е.
 «девятки»). Чтобы получить
 число 54, Порфи-рий, видимо, разделил неск. больших трактатов на меньшие. «Э.»
 разбиты на три
 тома: в первом, посвящённом проблемам человека, космоса, рока и промысла,— три
 «девятки»; во
 втором — две «девятки», посвящённые уму (нусу) и душе; третий том посвящён
 проблемам,
 связанным с единым. В тематич. распределении трактатов Порфирий следовал
 издателям Платона и
 Аристотеля. Ряд трактатов он снабдил схолиями, не дошедшими до нас, как и комм.
 к «Э.»,
 составленные Проклом.
 Многочисл. полные рукописи «Э.» и ряд неполных восходят к единому образцу 9—12
 вв. Старейшая
 рукопись 12 в. сохранила трактаты IV 7, I 1 и IV 2. Особенно многочисленны
 рукописи 15 в.,
 свидетельствующие о возросшем интересе к Плотину. В 1492 Фичи-но издал полный
 лат. пер. «Э.».
 1-е изд. греч. текста появилось в 1580 в Базеле у Пьетро Перны. Большинство
 допущенных в этом
 издании ошибок выправлено в изд. Ф. Крейцера — Г. Г. Мозера (F. Creuzer, G. H.
 Moser, t. 1—3,
 1835), содержащем греч. текст, критич. аппарат, лат. пер. и комм. Фичино,
 предметные указатели к
 Плотину и Фичино, лексико-грамма-тич. индекс. В 1951—73 вышли 3 тт. «Э.», изд.
 П. Анри и Г. Р.
 Швицером (Editio maior, на основе к-рого в 1964 вышли 2 тт. Editio minor — см.
 соч. к ст. Плотин);
 изд. основано на сводке всех дошедших рукописей, араб. источниках и плотиновских
 цитатах у
 позднейших авторов; 3-й т. содержит ценнейшие индексы имён, источников,
 свидетельств.
 Переводы на европ. языки: немецкий — Мюллера (H. F. Muller), Bd 1—2, 1878—80,
 Хардера (R.
 Harder) 1930—37; считая, что хронологич. расположение соч. Плотина даёт более
 адекватное
 представление об его философии, Хардер в своём издании отказался от пор-фириева
 разделения на
 «девятки»; новая обработка пер. Хардера при участии Бойтлера (R. Beutler) и
 Тайлера (W. Theiler),
 1956—71; французский — Буйе
 800 ЭНЕРГИЯ
 (M. N. Bouillet), t. 1—3, 1857—61, с комм. Брейе (E. Brehier); английский — Мак-
 Кенна (S. McKenn),
 v. 1—5, 1921—30, 4-е переизд. Пейджа (В. S. Page), 1969, Армстронга (А. Н.
 Armstrong), v. 1—2,
 1966—67; итальянский — ЧилентоСУ. Cilento), t. 1—3, 1947—49.
 • Henry P., Etudes plotiniennes, v. l — Les Etats du texte de Plotin, P.—Brux.,
 19612; v. 2 — Les manuscrits des Enneades, P.—
 Brux., 19482.
 ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ??????????, от ??????? — законченный, завершённый и ??? — имею,
 нахожусь в
 состоянии; собственно — нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости,
 осуществлённость),
 один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения
 актуальной
 действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Акт
 и потенция)
 бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия
 означает у
 Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия —
 конечный резуль-
 тат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого
 различия и
 употребляет термины «энергия» и «Э.» как синонимы. Поскольку материя, согласно
 Аристотелю,
 есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности
 приближается к
 понятию формы (ср. «О душе» 414 а 16), а т. к. конечный результат процесса
 актуализации есть его
 цель (греч. телос означает одновременно и «конец» и «цель»), то Э. соответствует
 целевой причине.
 Существенную роль понятие Э. играет в психологии Аристотеля, определяющего душу
 как «первую
 Э. естественного тела, потенциально обладающего жизнью» («О душе» 412 а 27).
 Именно здесь
 Аристотель различает «первую» (или простую) Э. и «вторую» (высшую) Э.: так,
 знание (эпистеме),
 понимаемое как «первая» Э., может осуществить себя далее в «умозрении» как Э.
 второго порядка. В
 лат. схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия, и Э. переводятся
 одним термином
 «акт» (actus).
 В философии нового времени понятие Э. возрождается у Лейбница, относившего его к
 монадам (у
 самого Аристотеля Э. никогда не имела предметного смысла). Употребление термина
 «Э.» в
 виталистич. биологии (напр., у Дриша) в смысле целесообразно действующей
 жизненной силы также
 существенно уклоняется от словоупотребления Аристотеля.

<< Пред.           стр. 421 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу