<< Пред.           стр. 430 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 исключительно
 путём совершенствования законов. В условиях общего кризиса капитализма и
 развития мирового
 революц. процесса Ю. м. теряет господствующие позиции в бурж. идеологии. Вместе
 с тем усиление
 роли гос-ва в условиях гос.-монополистич. капитализма и связанная с этим
 активизация законодат.
 деятельности вызвали оживление установок Ю. м., в т. ч. выдержанных в духе
 «юридич.
 социализма».
 • Туманов В. А., Бурж. правовая идеологич. М., 1971, гл. 1; Мольнау К., Суеверия
 юридич. мировоззрения, в кн.:
 Критика бурж. политико-правовых концепций (в марксистской лит. ГДР), пер. с
 нем., М., 1977.
 ЮРИДИЧЕСКОЕ 815
 я
 ЯВЛЕНИЕ, см. в ст. Сущность и явление.
 ЯЗЫК, система знаков, служащая средством человеч. общения, мышления и выражения.
 С помощью
 Я. осуществляется познание мира, в Я. объективируется самосознание личности. Я.
 является
 специфически социальным средством хранения и передачи информации, а также
 управления
 человеч. поведением.
 Марксизм рассматривает Я. как обществ.-историч. явление, служащее средством
 выражения и
 объективации идеального, поскольку «идеи не существуют ото-рванно от языка»
 (Архив К. Маркса и
 Ф. Энгельса, т. 4, 1935, с. 99). Формирование и развитие категориальной
 структуры Я. отражают
 формирование и развитие категориальной структуры человеч. мышления.
 Как факт духовной культуры человечества Я. в своём функционировании и развитии
 обусловлен
 всей совокупностью процессов духовного и материального про-из-ва, обществ.
 отношений людей.
 Вместе с тем Я. характеризуется относит. самостоятельностью, выражающейся в
 наличии специфич.
 внутр. закономерностей его функционирования и развития.
 С т. зр. материализма, Я. возник одновременно с возникновением общества в
 процессе совместной
 трудовой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание;
 язык есть
 практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее
 также и для
 меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из
 потребности, из
 настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К.иЭнгельс Ф.,
 Соч., т. 3, с. 29).
 Биологич. предпосылками человеч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы
 сигнализации,
 существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к
 человеку, когда
 возник труд в собств. смысле, связанный с изготовлением орудий, начинает
 формироваться вторая,
 речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций постепенно
 становятся средством
 обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции
 преднамеренного
 сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о
 предмете и
 кинестетич. ощущениями ре-чедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От
 элементарных,
 нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди — по мере усложнения
 процесса
 материального произ-ва, обществ. отношений и сознания — постепенно переходили ко
 всё более
 сложным обобщённым звуковым комплексам.
 Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития
 человека,
 общества и сознания. Благодаря Я. осуществляется специфически человеч. форма
 передачи
 социального опыта, культурных норм и традиций, через Я. реализуется
 преемственность различных
 поколений и историч. эпох.
 История каждого отд. Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Совр. языки
 складывались в
 связи с формированием совр. народов. Первоначальные родо-племенные Я. по мере
 слияния племён
 и образования народностей трансформировались в Я. народностей, в дальнейшем, с
 образованием
 наций, возникают единые нац. языки.
 Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи
 наиболее тесно
 связан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и
 мыслит. процессов
 (соот-
 816 ЯЗЫК
 ветственно устанавливается взаимоотношение единиц Я. и мышления — чаще всего
 слова и понятия,
 предложения и суждения), что связано с упрощенным толкованием языкового значения
 как
 непосредств. отражения объекта в зеркале Я. Значение же есть система констант
 речевой
 деятельности, обеспечивающих относит. постоянство отнесения её структуры к тому
 или иному
 классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем Я., есть
 как бы
 потенциальный заместитель всех тех деятельностей, к-рые оно опосре-дует для
 человека. Я.
 участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в её
 специфически человеч.
 (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом
 плане опосредует
 эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ.
 характером труда Я.
 определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.
 Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, является «естественной» системой
 знаков — в отличие от
 искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике),
 иск-ве и т.п.
 Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом
 Я.,
 обусловливающей способность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых систем.
 Др. особенность
 Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных
 уровней
 (словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в структурной лингвистике принято
 вычленять на
 материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич.
 уровни). Это связано с
 аналитизмом Я. — дискретностью смысла его единиц и способностью их к
 комбинированию в речи
 по известным правилам.
 Аналитизм Я. позволяет ему строить тексты — сложные знаки, обладающие развитой
 системой
 модальности, временной мерой (разделением прошлого, настоящего и будущего) и
 выражением
 лица. Все эти осо- бенности языковых вначений обусловливают универсальность Я.
 по сравнению с
 др. знаковыми системами, позволяют Я. описывать мир как целое, называть предметы
 мира,
 описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя
 тем самым
 строение коллективов людей. Многообразные аспекты Я. составляют предмет изучения
 различных
 наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии
 (этнолингвистика),
 истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика и лингвистич.
 социология),
 семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук,
 философия
 даёт им определ. истолкование в контексте решения таких общих проблем, как
 происхождение Я.,
 взаимоотношение Я. и сознания, место Я. в процессе духовного освоения мира и т.
 д.
 ЯКОБИ (Jacobi ) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен),
 нем. писатель и
 философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор
 филос. романов
 «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар»
 («Woldemar»,
 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме
 Спинозы
 (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич.
 выражением к-рого
 считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в
 человеке
 изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и
 неизбежно ведёт к
 натурализму, атеизму и детерминизму
 (Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из
 осн. противоречий
 его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с
 этой предпосылкой
 нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное
 существование вещий дано
 человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл
 «верой»,
 «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку».
 Содержание.«
 веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и
 реальность абсолютного и
 вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и
 спасённым в
 изначальной основе своей субъективности.
 Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию
 личности,
 возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте,
 Шеллинга,
 Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и
 «нигилизму»
 (ввёл сам термин). Иррациона-листич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы
 философии жизни и
 экзистенциализма.
 * Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О трансцендентальном идеализме, в
 кн.: Новые идеи в философии, сб.
 12, СПБ, 1914.
 • Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф.,
 Проблема интуиции в философии и
 математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.:
 История философии, т. 2, М., 1967; Levу -
 Вruhl L., La Philosophie de F. Ja-cobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die
 Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum
 G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.
 ЯМВЛИХ (?????????) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,— ок. 330),
 антич.
 философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным
 влиянием
 пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно
 разрабатывавшейся им
 теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифа-
 горейско-герметические
 [компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять),
 написанный для
 школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и
 соч., соста-
 вившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. философию и написанные после смерти
 Порфирия:
 «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова
 теология», «О символах» и
 др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».
 Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я.
 различает единое
 полностью неизречённое и просто единое, или «благо», к-рое через
 противоположности предела и
 беспредельного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает
 намеченную
 Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие),
 мыслящее (ум) и
 тождество того и другого — жизнь, к-рая в триаде помещена между полюсами
 «немыслящего» бытия
 и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит
 «космос
 мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа при-частна уму в меру своей разумности
 и помещена
 над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно
 связанные
 умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов
 Я. разделял на
 надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических,
 деля последних на
 создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит учение о времени
 и вечности,
 полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная
 сущность, истекающая
 от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).
 Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной
 «цели»
 (??????) диалога, с к-рой согласуется всё толкование, а также в установлении
 иерархии типов
 толкования, к-рая
 начинается с физич. и этич. интерпретации, восходит к математической и
 завершается
 метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы
 неоплатонизма,
 авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15
 в.
 • Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L.
 Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz.,
 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In
 Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H.
 Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu.,
 1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода
 пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18??7;
 lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos
 commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden
 1973.
 ЯН. см. Инь и ян.
 ЯНОВСКАЯ Софья Александровна [19 (31). 1. 1896, Пру-жаны Брестской обл.,—24. 10.
 1960,
 Москва], сов. математик, логик и философ. Чл. КПСС с 1918. Осн. труды по
 вопросам оснований
 математики, сё методологии и истории. Исследования Я. посвящены теории
 абстракции и познават.
 роли абстрактных понятий в науке, аксиоматич. методу, теоретич. и практич.
 значению логики,
 диалектике отображения движения в науч. понятиях и др. методологич. и философ,
 проблемам.
 • Методологич. проблемы науки, М., 1972 (лит.).
 • Башмакова .И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР. С. А. Я. (к 70-летию со дня
 рождения), «Успехи мате-матич.
 наук», 1966, т. 21, в. ,4; Г о p с к и й Д. П., С. А. Я., в сб.: Исследование
 логич. систем, М., 1970.
 ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился
 частью той
 волны инди-видуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв.,
 затрагивая нреим.
 образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к
 возникновению
 Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jan-senius)
 об Августине. Резко
 противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение,
 Янсений
 утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к
 кальвинистской
 доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном
 VIII, а в 1653
 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де
 Оран (известен
 как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во
 2-й пол. 17 в.
 важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими
 стойкость перед
 лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич.
 бескомпромиссность Я.
 сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-
 рояльской общиной и
 вместе с П. Нико-лем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции
 Я. исчезает
 из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от

<< Пред.           стр. 430 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу