<< Пред.           стр. 431 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 католицизма,
 существует до настоящего времени.
 * Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines
 Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L.,
 Le jansenisine, P., 1961.
 ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит.
 мыслитель-
 вольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много
 путешествовал,
 распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число
 последователей. Соч. Я. Ч. не
 сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его
 идейных противников
 Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч.
 провозглашал идеи
 себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения
 к славе,
 почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч.
 выступал против
 веры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-
 ЯН ЧЖУ 817
 ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого
 бестолкового и
 суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч.
 со стороны
 представителей офиц. идеологии — конфуцианства.
 * Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец
 древнего Китая, «Сов. востоко-
 ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего
 Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д.
 Позднсе-вой, ?., 1967, с. 106 — 18.
 ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-
 марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн.
 работы посвящены проблемам историч. материализма, критике бурж. философии и
 ревизионизма. * Nauka spoleczna
 ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia
 spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?,
 Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и
 общество (Проблемы личности в совр.
 философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М.,
 1973; Размышления о практике. По
 поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.
 ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем.
 философ-
 экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге;
 с 1916 проф.
 психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён
 от преподават.
 деятельности, к к-рой вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Общей
 психопатологии»
 («Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний
 психически больных
 предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915
 отошёл от ис-
 следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии
 (анализу развития
 личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван
 Гога (1922),
 Ницше (1936).
 После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной
 интеллигенции
 ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die
 Schuldfrage», 1946),
 выступал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консервативный либерализм Я.
 имел
 антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой
 критикой антидемократич.
 и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с
 нем., 1909).
 Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — бюргерский гуманизм;
 идею
 интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной
 широты — имя
 Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и
 преклонение Я. перед
 гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его
 выпады против
 клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его
 филос. пути —
 ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к
 «мрачному
 фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Я. испытал влияние
 их идей. Свой
 труд мыслителя Я. называл не философией, а философствованием, делая акцент на
 незавершённости,
 открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению
 Я., наше время,
 уже не об-
 ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить
 стройные системы
 «из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др.
 стороны, только в
 философствовании Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной
 эпохи.
 Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-
 мире»; 2) экзис-
 тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как
 «объемлющее» —
 непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-
 мире» есть
 «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление
 экзистенции»;
 мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый
 предмет
 при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой
 им
 традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на
 конфликт Я. с
 теологией (к-рой он противопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна близость
 его онтологии к
 традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте
 «коммуникации»,
 т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» —
 центр. понятие
 миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется
 с разумом.
 Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к
 чужой
 экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также
 и
 поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-
 тич. позицией
 индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей
 общечеловеч.
 «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
 Возможность
 этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.),
 когда
 одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-
 филос.
 традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён
 общечеловеч. завет личной
 ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому
 необходимо
 обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь
 обретаемой старой ис-
 тины новые «шифры».
 В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич.
 гуманизма и
 вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода
 из него.
 • Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philosophie, Bd 1—3, B.,
 1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn
 Ursprung und Ziel der Geschichte, Munch., 19523; Rechenschart und Ausblick,
 Munch., 1951; Die gro?en Philosophen, Bd l,
 Munch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Munch., 1962; Der
 philosophische Glaube angesichts der
 Offenbarung, Munch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B.— [u.
 a.], 1963; Chiffren der Transzendenz,
 Munch., 1970.
 • Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, № 9; Совр.
 бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с.
 311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982;
 Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg.,
 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Munch., 1963; Saner H.,
 Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und
 Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.
 
 ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
 А
 Abditum mentis (лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха
 Фрайбергского (ср. Эк-
 харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, действующему в мире
 (см. Intellectus
 agens).
 Ab o?? (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).
 Accidens (лат.); ?????????? (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное,
 привходящее
 свойство.
 Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.
 Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.
 Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным
 свойствам
 того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство.
 ???????? (adiaphora) (греч.) — безразличное (морально). Понятие стоич. этики.
 A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в
 том, что средний
 термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в
 другую — без
 всякого ограничения (simpliciter).
 Ad mfinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее
 основание в цепи
 рассуждений или последнюю причину в цепи причин.
 Ad oculos (лат.) — наглядно, воочию.
 Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.
 Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.
 Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.
 Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение.
 Первой гласной А
 обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суждения.
 A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем
 более признаётся
 для более очевидного.
 Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
 Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно быть. Заключение от
 активности к бытию
 (схола-стич. тезис).
 "A ??????? (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тайное знание. Так
 называли якобы
 имевшуюся у Платона эзотерич. философию, к-рую он преподавал узкому кругу
 учеников. ???????
 (ainigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, символ, энигма.
 ???? (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.
 ???? (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.
 A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать
 или критиковать.
 Aliunde (лат.) — из другого (источника); из другого места того же источника.
 Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает,
 что разум должен
 мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См.
 также Фикционализм.
 Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг —
 истина.
 Amor dei intellectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к богу. Выражение
 Спинозы.
 Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие
 судьбы
 сверхчеловеком.
 Analogie entis (лат.) — аналогия сущего. См. Аналогия.
 Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по
 Лейбницу,
 животным. ????????? (anamnesis) (греч.) — припоминание. См. Анамнесис.
 A nescire ad non esse (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное
 заключение.
 Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга
 — архетипы
 коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном
 мужчины
 присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном
 женщины —
 мужской (анимус).
 Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).
 Animo deliberato (лат.) — надлежаще обдумав.
 Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.
 An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У
 Канта «Ding an sich» —
 «вещь в себе» (см.). У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.
 Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.
 ???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена —
 воссоединение отпавших
 духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.
 A posse ad esse non valet consequentia
 (лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
 A posteriori (лат.) — см. Апостериори и априори.
 A potiori (лат.) — на основании предыдущего, главного.
 A priori (лат.) —см. Апостериори и априори.
 Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).
 ???? (arche) (греч.) — начало. См. Архе.
 A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
 Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.
 Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) — сила доказательств в
 вескости, а не в
 количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.
 Argumentuni ad hominem (лат.) — см. Ad hominem.
 Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство,
 рассчитанное на
 невежество убеждаемого.
 Argumentum ad ran (лат.) — см. Ad rem.
 Argumetum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий.
 Доказательство, к-рое
 можно повернуть против доказывающего.
 Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном
 смысле —
 осязаемое доказательство.
 819
 Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного. Argumentum
 ex silentio (лат.)
 — доказательство, выводимое из умалчивания.
 Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне
 спорного вопроса.
 Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность
 вопроса.
 Argumentum Icgis (лат.) — законный
 довод.
 Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью
 доказательств.
 Argumentum primarium (palmarium)
 (лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
 Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
 Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.
 Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название
 семи светских наук.
 См. Trivlum и Quadrivium.
 Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как
 совершенное благодаря
 себе. Ср.-век. термин.
 Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на к-ром
 останавливаются, чтобы
 избежать дальнейших размышлений. ???????? (ataraxia) (греч.) —
 невозмутимость. Состояние
 душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
 Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его
 можно повернуть
 куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.
 Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict
 (autarkeia) (греч.) — автар-
 кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность,
 независимость (Демокрит,
 киники, стоики, Платон, Аристотель).
 Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц). ????? ?'?? (autos

<< Пред.           стр. 431 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу