<< Пред.           стр. 432 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 epha) (греч.) — сам
 (учитель) сказал. По преданию, пифагорейцы о своём учителе, подчёркивая
 непререкаемость его
 слов.
 В
 Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.
 Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).
 Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.
 Bon sens (франц.) — здравый смысл.
 С
 Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.
 820
 Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.
 Causa (лат.) — причина, основание.
 Causa activa (лат.) — действующая причина.
 Causa corporalis (лат.) — физич. причина.
 Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.
 Causa efficiens (лат.) — действующая причина.
 Causa esscndi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.
 Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.
 Causa finalis (лат.) — целевая (конечная) причина.
 Causa formalis (лат.) — формальная причина.
 Causa materialis (лат.) — материальная причина.
 Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.
 Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе,
 субстанция — причина самой
 себя. Causa vera (лат.) — истинная причина.
 Causae occasionales (лат.) — побудит. причины, «случайные» причины, когда одно
 действие
 вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.
 Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).
 ??????? (charisma) (греч.) — см. Xаризма.
 Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.
 Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.
 Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
 Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-
 рого уже содержат то,
 что должно быть доказано.
 Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, следовательно существую. Тезис Декарта.
 Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис
 Баадера,
 противопоставленный тезису Декарта.
 Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век.
 философия, Николай
 Ку-занский).
 Common sense (англ.) — здравый смысл.
 Complicatio — explicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание
 (Николай Кузанский).
 Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на
 воздействие силы.
 Concordia discors (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в
 к.-л. смысле мнений
 спорящих сторон.
 Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности
 спасающего душу человека; постоянная поддержка богом существования вещей.
 Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.
 Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение
 (согласие
 народов, согласие всех).
 Consummatum (лат.) — доведённое до конца.
 Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в определении. Напр., круглый
 квадрат.
 Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».
 Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ.
 церкви как тела
 Христова. Creatio continue (лат.) — непрерывное творение.
 Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.
 Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.
 Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из
 Тертуллиана;
 искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».
 Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина,
 повторенный Ансельмом
 Кен-терберийским.
 Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не
 должно спорить;
 для спора нужна нек-рая общность исходных посылок.
 Curriculum vitac (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
 D
 ???????? (daimonion) (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутр.
 голос», предосте-
 регавший его от неправильных поступков.
 Dasein (нем.) — существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.
 De facto (лат.) — фактически, на деле.
 Definitio essentialis (лат.) — существенное определение.
 De jure (лат.) — по закону, юридически.
 De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии
 Декарта.
 De profundis (clamavi ad te Domine)
 (лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.
 Desideria carnis (лат.) — плотские желания.
 Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда
 «determinatio»
 переводится как «определение».
 De tripode dictum (лат.) — с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова
 пифии.
 Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога.
 Иногда
 подразумевается афинский алтарь «неведомому богу».
 Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия.
 Образное
 обозначение поэтпч. вдохновения.
 Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях
 конфликт часто
 разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления.
 Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.
 Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному.
 Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластич.
 термин).
 Ding an sich (нем.) — см. An sich.
 Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение
 (формальное, рациональное,
 реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое
 неведение (Николай
 Кузанский).
 Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы
 Аквинского.
 Doctor christianissimus (лат.) — христианнейший доктор. Почётный титул философа-
 схоласта
 Иоанна Гер-сона (1363—1429).
 Doctor extaticus (лат.) — экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта
 Дионисия
 Картезианца (1402/3—1471).
 Doctor fundatissimus (лат.) — основательнейший доктор. Почётный титул философа-
 схоласта
 Эгидия Римского (1247—1316).
 Doctor illuminatus (лат.) — просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда
 Луллия.
 Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.
 Doctor marianus (лат.) — доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы
 Марии. Почётный
 титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.
 Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.
 Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры.
 Doctor solemnis (лат.) — торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта
 Генриха
 Гентского (1217—93).
 Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.
 Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почётный титул
 Альберта Великого.
 ??|? (doxa) (греч.) — мнение; видимость; недостоверное суждение. См.
 Мнение и знание.
 ??????? (dynamis) (греч.) — возможность (ср. ????????). Также — сила,
 способность, свойство.
 Duree (франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона.
 ?
 Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное
 единство верующих.
 Ego (лат.) — Я.
 ?????? (eiflola) (греч.) — отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения,
 отделяющиеся от
 вещей.
 ????? (eidos) (греч.) — см. Эйдос.
 Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства
 лежит на том, кто ут-
 верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.
 Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое
 (в отличие от
 resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция.
 Elan vital (франц.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
 ???????? (enargeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство
 чувств. восприятия;
 критерий истины.
 ???????? (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действительность
 (ср. ???????). См.
 Энергия; Энтелехия.
 Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.
 Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.
 Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.
 Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи
 существующими
 (бог).
 Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.
 Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.
 Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее.
 Ens reale (лат.) — реальное сущее.
 Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее '(бог).
 ?????????? (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.
 Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует
 умножать без
 необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».
 ??????? (epagogo) (греч.) — приведение. Индукция.
 ???????? (epekeina) (греч.) — запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий
 трансцендент-
 ность идеи блага.
 ???????? (episteme) (греч.) — знание (точное); наука. Достоверное
 знание. См. Мнение и
 знание. ????????? (epistrophe) (греч.) — см. ????.
 ????? (epoche) (греч.) — воздержание от суждения. См. Эпохе.
 Ereclus ingenium (лат.) — высокий образ мыслей.
 Erga (лат.) — по отношению к...
 Ergo (лат.) — следовательно.
 "????? (ergon) (греч.) — факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат
 действительности
 (????????). По В. Гумбольдту, язык — не продукт деятельности (?????), а
 деятельность (????????).
 Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.
 Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-
 старшего.
 Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум)
 геометрический. У
 Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч.
 познания.
 Esse (лат.) — бытие, существование.
 Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).
 Essentia (лат.) — сущность.
 Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.
 Evoluta (лат.) — выявленное, открытое.
 Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая
 душа. Слова из
 «Фауста» Гёте.
 Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).
 Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (закон).
 Exempli causa (лат.) — например.
 Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.
 Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).
 Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные. Исследования, приносящие
 практич. пользу (Ф.
 Бэкон).
 Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные. Исследования, расширяющие
 знания (Ф. Бэкон).
 Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрёстка). Решающий
 эксперимент (Ф.
 Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёрнуто, явно — неявно, подразумеваемо.
 F
 Fallacia (лат.) — ошибка.
 Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного
 со случайным.
 Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, когда
 о части утверждается
 то, что справедливо по отношению к целому.
 Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о
 целом утверждается то,
 что справедливо лишь по отношению к части.
 Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по
 себе.
 821
 Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.
 Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием
 доводов, на самом деле не
 связанных между собой с необходимостью.
 Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.
 Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические
 ошибки.
 Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в
 одном.
 Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного
 выражения (ср.
 Fallacia extra dictionem).
 Fallacia suppositionis (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.
 Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.
 Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт,
 нежелающих тащит.
 Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
 Fatum (лат.) — судьба, рок.
 Fiat (лат.) — да будет.
 Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке
 всеобщего характера,
 к-рого она не имеет.
 Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм
 Кентерберийский).
 Figura dictionis (лат.) — неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения
 неск. значений
 слова.
 Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от
 вост. церкви,
 исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.
 Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют
 только как
 колеблемый речью воздух.
 Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн
 Гебироля
 (Авицебро-на).
 Formaliter (лат.) — но форме, формально.
 Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения.
 Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).
 Fur sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля,
 обозначающая в-
 себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе
 своего
 существования снимающая противопоставление себя другому.
 G
 Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-
 822
 рия духовных образований (Диль-тей).
 Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
 Gemeinschaft und
 Gesellschaft (нем.) — община и общество; противопоставление органич.
 (община) и механич.
 (общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).
 Genus (лат.) — род.
 Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида).
 Genus remotum (лат.) — отдалённый род.
 Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.
 Globus intellectuais (лат.) — универсум человеч. знаний.
 ????? ??????? (gno'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. ??????
 (gnosis) (греч.) — знание.
 Также — учение гностицизма.
 Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество
 как абсолют и

<< Пред.           стр. 432 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу