<< Пред.           стр. 46 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 11, с. 551). Никакая В. не вызовет революцию, если не созрели
 объективные предпосылки
 последней, но если они созрели, В. может выступить как своего рода спусковой
 механизм,
 приводящий в движение скрытые пружины социального переворота.
 За период с 3600 до н. э. по 1980 было примерно 14 550 больших и малых В., в т.
 ч. две мировые В., в
 ходе к-рых погибло, умерло от голода и эпидемий св. 3,6 млрд. чел. Такова цена,
 к-рую человечество
 заплатило за разделение общества на угнетателей и угнетённых. Пока в мировой
 политике
 безраздельно господствовали эксплуататорские классы, все попытки остановить
 роковую карусель
 смерти были обречены на провал. Положение стало меняться после победы ?кт. ре-
 волюции 1917 и решительно изменилось с образованием мировой системы социализма.
 Главным, решающим социально-политич. фактором современности является
 сосуществование двух
 противоположных экономия., социальных и политич. систем — капитализма и
 социализма.
 Противоречия, разделяющие эти системы, из к-рых одна представляет прошлое
 человечества, а
 другая — его будущее, непримиримы. Но это не означает, что в принципе неизбежно
 воен.
 столкновение двух систем. Образование и укрепление мировой социалистич. системы,
 рост политич.
 влияния коммунистич. и рабочего движения, крах колониализма и возникновение
 десятков молодых
 развивающихся гос-в, активная политика мирного сосуществования, пользующаяся
 растущей
 поддержкой обществ. мнения во всём мире, — всё это резко сузило манёвренные
 возможности
 империализма, ослабило его позиции. В сер. 50-х гг. 20-й съезд КПСС сделал вывод
 о том, что нет
 фатальной неизбежности В. и существуют реальные возможности для того, чтобы
 обуздать агрес-
 сивные силы империализма.
 Поскольку сохраняется капитализм, постольку сохраняются и глубинные причины В.
 Но при этом
 впервые в истории появилась возможность поставить капитализм в такие условия,
 когда агрессия
 перестаёт давать политич. дивиденды агрессору. В первую очередь это относится к
 мировой ракетно-
 ядерной В.
 Любая В., независимо от её масштабов, применяемых средств уничтожения, будет
 продолжением
 политики того или иного класса. Но эта формула имеет и другое содержание. Она
 предоставляет гос.
 деятелю выбор: для достижения данной политич. цели можно действовать или мирным
 путём, или
 при помощи воо-руж. насилия. Военно-технич. революция, появление оружия
 невиданной разрушит.
 силы резко изменили ситуацию. В. уже не может служить разумным средством гос.
 политики,
 выступать как целесообразный вариант политич. поведения. Существующий потенциал
 ответного
 удара, ракетно-ядерный паритет превращают агрессию в самоубийство. Т. о.,
 социально-политич. и
 воен.-технич. факторы объективно снижают вероятность всеобщей ракетно-ядерной В.
 Однако
 угроза мировой катастрофы не только существует, но и может усиливаться. Поэтому
 борьба за
 прочный мир, обуздание гонки вооружений — стержневое направление внешнеполитич.
 деятельности СССР.
 В совр. условиях маловероятны В. между крупными, развитыми империалистич. гос-
 вами. Уроки 2-й
 мировой войны, классовая солидарность перед лицом усиливающегося социализма,
 общий страх
 перед волной социальных перемен перекрывают силы межимпериа-листич.
 противоречий.
 Наиболее распространёнными в 50—70-х гг. 20 в. были В. и вооруж. столкновения,
 связанные со
 стремлением империалистич. гос-в сохранить своё господство или влияние в странах
 «третьего
 Мира». По мере ослабления позиций империализма, укрепления независимости молодых
 нац. гос-в,
 наполнения реальным содержанием демократич. принципов и норм междунар. права
 войны и
 конфликты такого рода встречают всё большие препятствия.
 Наиболее распространённым совр. типом воен. конфликта являются В. между гос-вами
 «третьего
 мира» и гражд. В. внутри этих гос-в. Религ.-территориальные споры, племенная
 рознь, борьба за
 источники сырья, выступление против деспотич. режимов — эти и аналогичные им
 причины,
 связанные с общей социально-экономич. отсталостью этих стран, питают воен. кон-
 фликты в зоне
 «третьего мира». Значит. роль в их возникновении играет неоколониалистская
 политика им-
 периализма. Подобные конфликты обычно называют локальными, периферийными.
 Однако, если
 учесть растущую взаимозависимость событий и гос-в, почти каждый такой конфликт
 затрагивает
 интересы и силы глобального характера. Углубление разрядки между-
 нар. напряжённости, всё более широкое распространение принципов мирного
 сосуществования
 могут уменьшить опасность воен. столкновений между развивающимися странами.
 Мало исследован в марксистской лит-ре вопрос о возможности воен. конфликтов
 между гос-вами,
 строящими социализм. Теоретически ясно, что такие конфликты противоречат природе
 социализма.
 Однако в реальной историч. практике внеш. политика нек-рых стран под влиянием
 национализма и
 шовинизма может оказаться в противоречии с принципами социализма и стать
 источником вооруж.
 столкновений между гос-вами, строящими социализм.
 В. как способ разрешения конфликтов между гос-вами, классами, народами возникла
 и достигла
 своего апогея в силу причин объективного характера, связанных с существованием
 антагонистич.
 классов и эксплуатации. Возникновение социализма положило начало переходу к
 новой эпохе
 всемирной истории без В. Для этого необходима сознательная, целенаправленная
 деятельность всех
 сил, выступающих за мир и социальный прогресс. Это движение возглавляет Сов.
 Союз и братские
 социалистич. страны, чья последоват. миролюбивая политика служит главным
 гарантом окончат.
 победы сил мира над силами В.
 • Энгельс Ф., Избр. воен. произв., М., 1958; Ленин В. И., О В., армии и воен.
 науке, [Сб.], М., 1965; Материалы XXVI
 съезда КПСС, М., 1981; Строков A.A., В. И. Ленин о В. и воен. искусстве, М.,
 1971; P ы б к и н Е. И., В. и политика в
 совр. эпоху, М., 1973; Тюшкевич С. А., Философия и воен. теория, М., 1975; Война
 и армия. Фило-софско-социологич.
 очерк, М., 1977. А.Е.Бовин.
 ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)]
 (21.11.1694,
 Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и публицист. Один из
 представителей
 Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг
 всесторонней и талантливой
 критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное
 мировоззрение. Однако
 его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью.
 Так, выступая
 за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы
 и уступки
 господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы
 Мелье,
 эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи
 народоправства. Острая
 критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и атеизмом, тем
 не менее
 защищавшийся В. деизм по существу был замаскированным материализмом и атеизмом.
 Опираясь на
 философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах»,
 «Трактате о
 метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подошёл к идее о вечности и
 несотворённости
 материи, её объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию
 детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение
 конкретных явлений
 природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела.
 Вместе с тем
 конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В
 филос. и историч.
 трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли
 бога, а как
 творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разоблачал церковь как
 защитницу
 привилегий господствующего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и
 просвещения.
 В «Кандиде» и др. филос.-художеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а
 также бездеятельный
 оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека,
 отстаивающего своё
 право на счастье. Передовые филос. идеи В. сыграли большую роль в формировании
 нового
 поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дид-
 ВОЛЬТЕР 89
 ро, Гельвецией, Гольбахом и др., у них он в свою очередь перенял ряд важных
 материалистич.
 положений. Он принимал участие в создании франц. «Энциклопедии» 18 в.,
 редакторами к-рой были
 Дидро и Д'Аламбер. В. проявлял большой интерес к истории и культуре России,
 высоко оценивал
 прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на
 вооружение мн. идеи
 В., заострённые против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.
 • Oeuvres completes, nouv.ed., v. 1—50, et table general..., v. 1—2, P., 1877—
 85; в рус. пер.—Философия истории, СПБ,
 1868; Мысли В., СПБ, 1904; Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль, Л.,
 1924; Филос. повести и рассказы,
 мемуары и диалоги, т. 1—2, М.— Л., 1931; Избр. произв., М., 1947; Филос.
 повести, М., 1953; Письма, М.—Л., 1956;
 Эстетика, М., 1974.
 • М о p л е й Д., В., пер. с англ., М., 1889; Шахов А. А., В. и его время, СПБ,
 1912; Державин К. Н., В., [М.], 1946; В.
 Статьи и материалы, М.— Л., 1948; Артамонове., В., М., 1954; Соколов В. В., В.,
 М., 1956; Кузнецов В. Н., В. и
 философия франц. просвещения 18 в., М., 1965; е г о ж е, Франсуа Мари В., М.,
 1978; Сиволап И. И., Социальные идеи
 В., М., 1978; Bengesco G., Voltaire. Bibliographie de ses Oeuvres, t. 1—4, P.,
 1882—90; Na v e s R., Voltaire et l'encyclopedie,
 P., 1938; Pomeau R., La religion de Voltaire, P., 1956; Addamiano N., Voltaire,
 Roma, 1956; BrumfittJ. N., Voltaire historian,
 L., 1958; Voltaire, P., 1978.
 ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (24.1.1679, Бреслау, — 9.4.1754, Галле), нем. философ-
 рационалист.
 Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун-тах Галле и Мар-бурга (где в числе его
 учеников был
 Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Декарта, Э. Вейгеля, Э. В. Чирнхауза
 и особенно
 Лейбница, от к-рого унаследовал интерес к построению всеобъемлющей системы
 филос. знания
 (Weltweishcit), приверженность рацио-налистич. и априористич. методологии, а
 также ряд осн. идей
 метафизики, логики, теории познания и психологии. Впервые дал чёткое различение
 теоретич. и
 эмпирич., чистого и прикладного знания; теоретич. философия, по В., — «наука о
 всех возможных
 предметах, насколько они возможны», т. е. наука, занимающаяся не простой
 констатацией фактов, а
 исследованием их взаимосвязей, причин и оснований. По классификации В., всё
 филос. знание
 делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология,
 рациональная психология,
 естеств. теология), «науки рациональные практические» (этика, политика,
 экономика), «науки
 эмпирические теоретические» (эмпирич. психология, телеология, догматич. физика)
 и «науки
 эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
 Из отд. частей филос. системы В. наиболее разработанной является онтология. В
 трактовке «формы»
 В. следует Аристотелю и Лейбницу, считая её определяющим деятельным началом, в
 трактовке
 «материи» — Декарту, отождествляя её с телесной протяжённостью. В космологии В.
 вслед за
 Лейбницем считает действит. мир контингентным (одним из возможных), однако
 отвергает
 монадологию Лейбница и вносит существ. поправки в его теорию предустановленной
 гармонии,
 склоняясь к картезианскому психофизич. дуализму и более последоват. механицизму.
 Наиболее
 оригинален В. в этике: принципы естеств. морали он считает объективными нормами,
 вытекающими
 из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политич. учении В. —
 сторонник теории
 естеств. права и выразитель идей просвещённого абсолютизма. В 18 в. влияние В. в
 Германии было
 очень значительным; его учебные руководства по филос. дисциплинам, заменив
 устаревшие
 схоластич. компендиумы, служили основой университетского образования вплоть до
 появления
 «кри-тич. философии» Канта.
 H Briefwechsel zwischen Leibniz und C. Wolff, hrsg. v. C.J.Gerhardt, Halle,
 1860; neue Ausg., Hildesheim, 1963; Vernunftige
 Gedanken..., Halle — Fr./M,—Lpz., 1712—25: Philosophia rationalis sive Logica
 ..., Fr./M.— Lpz., 1728; Philosophia prima
 sive Ontologia, Pr./M.— Lpz., 1729; Cosmologia peneralis,
 90 ВОЛЬФ
 Fr./M.— Lpz., 1731; Psychologla rationelle, Fr./M.— Lpz., 1734; TheoJogia
 naturalis..., v. 1—2, Fr./M.— Lpz., 1736—37. •
 Kohlmeyer E., Kosmos und Kosmonomie bei С. Wolff, Gott., 1911; Utitz E., С.
 Wolff, Halle, 1929; С a m-po M., С. Wolff e il
 razionalismo precritico, v. l—2, Mil., 1939.
 ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883),
 идеалистич.
 направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
 Выдвигая в
 духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или
 рационализму) —
 идеалистич. филос. системам, к-рые считают основой сущего интеллект, разум.
 Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др.
 духовных
 процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед
 интеллектом (voluntas
 est superior intellec-tu — воля выше мышления). Предпосылкой новейшего В.
 явилось учение Канта о
 примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту,
 теоретически ни
 доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли,
 ибо иначе нравств.
 закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу
 личности, а в волевой
 деятельности «Я» — абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения
 мира. При
 этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем.
 классич. философии
 Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления
 нравств.
 начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые
 оформляется как
 самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм)
 как слепого,
 неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе»
 Шопенгауэр
 истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации;
 сознанию и
 интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У
 Шопенгауэра, как и у
 Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности
 мирового процесса,
 имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи
 Шопенгауэра явились
 одним из источников философии Ницше.
 Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики,
 не считающейся с
 объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными

<< Пред.           стр. 46 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу