<< Пред.           стр. 48 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 чётко
 формулирует необходимость союза пролетариата и крестьянства: «Крестьяне...
 находят своего
 естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном
 ниспровергнуть буржуазный
 порядок»; когда крестьянин расстанется с верой в свою парцеллу, «...пролетарская
 революция
 получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в
 лебединую песню»
 (там же, с. 211, 607); впервые формулирует положение о необходимости слома бурж.
 гос. машины:
 «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там
 же, с. 206);
 при этом он подчёркивает: «Слом государственной машины не подвергает никакой
 опасности
 централизацию. Бюрократия есть только низшая и грубая форма централизации...»;
 «Государственная централизация, в которой нуждается современное общество, может
 возникнуть
 лишь на развалинах военно-бюрократической правительственной машины...» (там же,
 с. 606, 213).
 Как указывал Энгельс в предисловии к 3-му изд. работы Маркса, в этом гениальном
 труде Маркс на
 опыте истории франц. революции проверил правильность открытого им великого
 закона движения
 истории, т. е. материалистич. понимания истории (см. там же, т. 21, с. 259).
 • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8, с. 115—217; т. 16, с. 374—76; т. 21, с.
 258—59; Ленин В. И., Гос-во и революция,
 ПСС, т. 33, гл. 2 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс.
 Биография, М., 19732, гл. 6; О и з е р-ма н Т. И.,
 Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г., М., 1955; Междунар.
 рабочее движение. Вопросы истории и
 теории, т. 1, М., 1976, гл. 8; Марксистская философия в 20 в., кн. 1, М., 1979,
 ч. 2.
 ВОСПРИЯТИЕ, процесс отражения действительности в форме чувств, образа объекта. В
 отличие от
 ощущения, отражающего отд. свойства вещей, В. даёт информацию об объекте в его
 целостности при
 непосредств. воздействии объекта на органы чувств. В отличие от животных, В.
 человека включает в
 себя осознание предметов, основанное на вовлечении вновь получаемого впечатления
 в систему уже
 имеющихся знаний.
 Объективной основой В. как целостного образа является единство различных сторон
 и свойств
 объекта, существующего независимо от сознания человека.
 Процесс В. предполагает обнаружение объекта в воспринимаемом поле, различение в
 этом объекте
 отд. признаков и их синтез. Адекватность образа В. его объекту достигается
 благодаря тому, что
 воспринимающие этот объект органы (как сенсорные, так и моторные) активно
 прослеживают его
 свойства, связи и отношения. Это находит, в частности, выражение в ощупывающем
 движении рук,
 воспринимающих форму предмета, в движении глаз, прослеживающих видимый контур, в
 процессе
 вслушивания и т. п. Одновременно с приспособлением перцептивных органов к
 особенностям
 воспринимаемого объекта субъект своими действиями стремится поставить объект в
 такие условия, в
 к-рых бы последний мог восприниматься наилучшим образом и с разных сторон. Это
 двухстороннее
 шодстраи-вание» субъективных познават. способностей и средств (как органов
 чувств. так и
 искусств, приборов) к особенностям объекта, а объекта — к особенностям
 воспринимающего
 субъекта позволяет построить наиболее адекватный чувств. образ объекта.
 Процесс познания, отправным пунктом и необходимым компонентом к-рого является В.
 предмета в
 нек-рой совокупности его свойств и отношений, включает как различение и
 обособление вещей в
 пространстве и времени, так и их связывание и соотнесение. Для В., напр., формы
 предмета, его
 величины и др. признаков характерно, что, несмотря на изменения положения
 предмета, мы
 воспринимаем его форму относительно неизменной, т. е. константно; последнее
 является
 результатом включённости имеющегося у субъекта опыта в акт живого созерцания.
 Это является
 необходимым условием процесса узнавания, а также познания. Процесс В. в его
 развитой форме
 осуществляется с помощью системы манипуляций, т. е. особых действий,
 направленных на
 выделение в объекте его информативного (с т. зр. задач деятельности) содержания,
 по к-рому
 человек сличает данный объект с уже имеющимися у него перцептивными моделями.
 Эти действия
 позволяют осуществить операции идентификации, отнесения объекта к определ.
 классу и др.
 В. человека развивается в процессе его практич., социально-исторически
 обусловленного
 взаимодействия с внеш. миром. Человеч. В. отражают мир не только в меру
 биологич. особенностей
 органов чувств. но и посредством спец. приборов, неизмеримо усиливающих и
 расширяющих
 перцептивные возможности чувств. отражения. Успехи обществ. произ-ва создали
 условия, в
 известной степени освобождающие человека от необходимости непосредств. биологич.
 приспособления органов чувств к окружающей среде. Поэтому человек стал уступать
 нек-рым
 животным в той односторонне развитой чувствительности отд. органов, к-рая
 определялась
 действием естеств. отбора (напр., острота зрения птиц или обоняния собаки).
 Однако в целом, в связи
 с созданием предметного мира культуры, влиянием мышления и речи, художеств, и
 технич.
 творчества, В. человека поднялось на качественно новый уровень по сравнению с
 животными.
 «...Человеческий глаз воспринимает и наслаждается иначе, чем грубый
 нечеловеческий глаз,
 человеческое ухо — иначе, чем грубое, неразвитое ухо, и т. д.» (M a p к с К.,
 см. Маркс К. и Энгельс
 Ф., Соч., т. 42, с. 121).
 Особо активную и тесно связанную с мышлением форму В. образует наблюдение, к-рое
 развивается у
 человека в процессе обществ. практики и познания. См. также Теория познания.
 *A н а н ь е в Б. Г., Психология чувств. познания, М., 1960; еонтьев А.
 Н., Проблемы развития психики, M., 19652; В
 и действие, М., 1967; Хрестоматия по ощущению и В., М., 1975.
 ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод науч. исследования,
 состоящий в движении теоретич. мысли ко всё более полному, всестороннему и
 целостному
 воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектич. традиции понимается в широком
 смысле как
 «бедность», односторонность знания, а конкретное — как его полнота,
 содержательность. В этом
 смысле принцип В. от а. к к. характеризует направленность науч.-познават.
 процесса в целом — дви-
 жение от менее содержательного к более содержательному знанию.
 Впервые понятия «абстрактное» и «конкретное» для характеристики различия
 содержательности,
 развитости мысли были применены Гегелем. При этом конкретное связывалось Гегелем
 с разумным
 мышлением, а абстрактное — с рассудочностью мышления (см. Рассудок и разум). В.
 от а. к к.
 понималось Гегелем как развитие мышления, источником к-рого выступали
 противоречия,
 выявляемые и преодолеваемые путём формирования нового, более конкретного
 содержания. Однако
 Гегель мистифицировал эту важнейшую закономерность развития мысли, интерпретируя
 её как са-
 моразвитие понятия.
 Подлинно научное филос.-методологич. понимание и применение принцип В. от а. к
 к. получил у К.
 Маркса. Гегелевской идее порождения конкретного мыслью Маркс противопоставил
 материалистич.
 идею воспроизведения, отражения конкретного в мысли. «Конкретное потому
 конкретно, что оно
 есть синтез многих определений, следовательно единство многообразного. В
 мышлении оно поэтому
 выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно
 представляет собой
 действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт
 созерцания и
 представления... Гегель поэтому впал в иллюзию, понимая реальное как результат
 себя в себе
 синтезирующего, в себя углубляющегося и из самого себя развивающегося мышления,
 между тем как
 метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи
 которого
 мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное.
 Однако это ни в
 коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного» (M a p к с К.
 иЭнгельс Ф., Соч., т.
 46, ч. 1, с. 37—38).
 Принцип В. от а. к к. применяется Марксом для характеристики развития знания на
 теоретич. стадии
 науки, когда уже сформирован концептуальный аппарат науки и создан исходный
 каркас понятий, на
 основе к-рого осуществляется развитие теоретич. знания как дифференцированной,
 но внутренне
 взаимосвязанной и целостной в своих изначальных контурах системы. Характеризуя
 история,
 развитие политэкономии, Маркс указывал, что «...экономисты XVII столетия всегда
 начинают с
 живого целого..., но они всегда заканчивают тем, что путем анализа выделяют
 некоторые опре-
 деляющие абстрактные всеобщие отношения...» (там же, с. 37). После формирования
 подобных
 абстракций политэкономия начинает реализовать «правильный в научном отношении»
 метод
 движения от этих простейших определений к воспроизведению реальной конкретности.
 Реальная
 конкретность выступает для теоретич. мысли в процессе В. от а. к к. той
 предпосылкой, к-рая,
 согласно Марксу, должна «...постоянно витать перед нашим представлением...« (там
 же, с. 38).
 Необходимая генетич. предпосылка этого процесса— построение исходной теоретич.
 конструкции,
 к-рая выражала бы нек-рый синтез отправных абстракций. Маркс создаёт такую
 конструкцию в своей
 концепции единства и различия абстрактного и конкретного труда, стоимости и
 меновой стоимости,
 исходных противоречий товарного отношения и т. п. Подобная конструкция по своей
 методологич.
 функции в развитии теоретич. знания аналогична исходным идеализированным
 объектам (см.
 Идеализированный объект), к-рые выступают в качестве основы В. от а. к к. в
 естеств. науках
 ВОСХОЖДЕНИЕ 93
 (напр., система материальных точек в механике, моле-кулярно-кинетич. модель
 идеального газа в
 теории газов и т. п.). Исходная теоретич. конструкция В. от а. к к. представляет
 собой нек-рую
 целостную, хотя и абстрактную модель воспроизводимого объекта. Содержание каждой
 из
 составляющих её абстракций раскрывается в контексте связей со всеми остальными.
 Стимулом осуществления В. от а. к к. является обращение к реальной конкретности.
 Маркс
 подчёркивал, противопоставляя своё понимание В. от а. к к. гегелевскому
 толкованию, что
 мысленная конкретность «..ни в коем случае не продукт понятия, порождающего само
 себя и
 размышляющего вне созерцания и представления, а переработка созерцания и
 представления в
 понятия» (там же), к-рая достигается за счёт постоянного взаимодействия теории и
 эмпирич. данных
 в процессе В. от а. к к. Между реальной конкретностью и её воспроизведением в
 мысленной
 конкретности теоретич. системы лежат промежуточные звенья концептуального
 анализа,
 позволяющие вписать эмпирич. данные в мысленную конкретность, объяснить и
 разрешить те
 несоответствия и противоречия-антиномии, к-рые возникают между абстрактной
 теоретич. схемой и
 конкретной реальностью.
 В. от а. к к.— содержательно-конструктивный процесс развития теоретич. мысли. Он
 предполагает
 постоянное обогащение её содержания, к-рое выражается во введении новых понятий
 и положений,
 не являющихся, однако, чисто дедуктивными следствиями отправных положений.
 Синтетичность,
 конструктивность (в смысле последоват. расширения и прироста теоретич.
 содержания), постоянная
 «открытость» теории по отношению к эмпирич. данным — всё это характеризует
 развитие теоретич.
 знания в процессе В. от а. к к.
 * M a p к с К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, 25; его же, Теории
 прибавочной стоимости, ч. 3, там же, т.
 26(3); Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос.
 тетради, там же, т. 29; Нарский И. С.,
 Вопросы диалектики познания в «Капитале» Маркса, М., 1959; Ильенков Э. В.,
 Диалектика абстрактного и конкретного
 в «Капитале» Маркса, М., 1960; История марксистской диалектики. От возникновения
 марксизма до ленинского этапа,
 М., 1971, разд. 2; О м е л ь я н о в с к и й М. Э., Аксиоматика и поиск
 основополагающих принципов и понятий в физике,
 в кн.: Синтез совр. науч. знания, М-, 1973; Ш в ы-р ё в В. С., Теоретическое и
 эмпирическое в науч. познании, М., 1978,
 гл, 3, § 4; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980, гл. 4.
 В. С. Швырёв.
 ВРЕМЯ, атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и
 последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире.
 В. не
 существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно
 существование
 материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от
 прошлого к
 будущему.
 В домарксистской философии В. преим. рассматривалось как внеш. условие бытия
 материи, как
 поток длительности, текущей равномерно и независимо от к.-л. процессов в мире.
 Так, напр., Ньютон
 различал абс. В. как внеш. условие бытия и относит. В., выражающее длительность
 конкретных
 состояний и процессов и измеряемое посредством различных периодич. процессов
 (циклы вращения
 Земли вокруг Солнца или вокруг своей оси, колебания маятника часов и др.).
 Подобное толкование
 В. господствовало в естествознании и натурфилософии 17—19 вв. Ему противостояло
 понимание В.
 как длительности процессов и меры всеобщего изменения тел (Декарт, Лейбниц,
 Ломоносов,
 Гольбах, Дидро, Чернышевский). В теологии и различных системах объективного
 идеализма В.
 рассматривалось как преходящая и конечная форма проявления вечности, присущей
 богу или абс.
 духу (Платон, Августин, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм). В субъек-тивно-
 идеалистич.
 концепциях В. толковалось как фор-
 94 ВРЕМЯ
 ма упорядочения комплексов ощущений или опытных данных (Беркли, Юм,
 эмпириокритицизм); как
 априорная форма чувств. созерцания (Кант); как форма субъективного существования
 человека,
 исчезающая вместе со смертью личного «Я» (экзистенциализм).
 Диалектико-материалистич. концепция В. как формы бытия материи была разработана
 классиками
 марксизма-ленинизма и нашла многочисл. подтверждения в совр. науке. Осн.
 свойства В. тесно
 связаны с др. атрибутами материи и определяются ими. В. объективно и независимо
 от человеч.
 сознания, способности человека воспринимать предшествующие и последующие
 события. В.
 проявляется как всеобщая и всегда сохраняющаяся форма бытия материи на всех её
 структурных
 уровнях. Существование мира вечно, что обусловлено абсолютностью материи как
 субстанциальной
 основы всех явлений. Вечность присуща лишь всей природе в целом, тогда как
 всякая конкретная
 форма материи ограничена и преходяща во В. Всем временным отношениям в мире

<< Пред.           стр. 48 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу