<< Пред.           стр. 56 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 В 19—20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-
 психологич., а также
 социо-логич. исследования различных аспектов Г. и творчества.
 •Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Zilsel E., Die Entstehung des
 Geniebegriffes, Tub., 1926; Lange-Eichbaum
 W., Kurt h W., Genie, Irrsinn und Ruhm, Munch.— Basel, 1967· (лит.).
 ГЕНИАЛЬНОСТЬ 107
 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА, совокупность предметов и явлений природы (земная кора,
 нижняя
 часть атмосферы, воды, почвенный покров, растит, и животный мир), вовлечённых на
 данном
 историч. этапе в процесс обществ. произ-ва и составляющих необходимое условие
 существования и
 развития человеч. общества. Определение роли Г. с. в развитии общества, изучение
 взаимодействия
 общества и природы имеют не только теоретич., но и практич. значение. Одни
 социологи полностью
 отрицали влияние Г. с. на общество, др. рассматривали её как гл. причину,
 определяющую ход
 развития историч. процесса (см. Географическая школа в социологии). Марксизм
 вскрыл
 несостоятельность этих направлений в социологии. Он доказал, что не Г. с., а
 способ произ-ва
 является гл. силой, определяющей ход развития общества. Вместе с тем марксизм
 выявил действит.
 место и роль Г. с. в системе условий материальной жизни общества.
 На всех стадиях обществ. развития труд, обществ. произ-во есть гл. условие
 обмена веществ между
 человеком и природой. Г. с. представляет собой арену труда, естеств. основу
 трудовой деятельности
 человека, естеств. предпосылку материального произ-ва. Используемые обществом
 природные
 богатства делятся на два вида: а) естеств. источники средств жизни (дикие
 растения, плоды,
 животные и т. д.); б) естеств. богатства, являющиеся предметами труда,— уголь,
 нефть, энергия
 падающей воды, ветра и т. д. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
 т. 23, с. 521). По мере
 развития производит. сил общества изменяются и расширяются рамки Г. с. На ранних
 ступенях
 истории гл. обр. использовались естеств. источники средств жизни, в дальнейшем
 решающую роль
 приобретают ископаемые и энергетич. ресурсы, т. е. природные богатства,
 являющиеся предметами
 труда.
 Обществ. развитие, рост производит. сил приводили к изменению значения тех или
 иных природных
 условий: благоприятные в одну эпоху, они становились неблагоприятными в другую,
 и наоборот.
 Изолированность Др. Египта, защищённого от вторжения кочевников пустынями,
 первоначально в
 3—2-м тыс. до н. э. была благоприятна для его социального развития, однако в
 дальнейшем, по мере
 создания мирового рынка, роста торг. связей и обмена, эта изолированность стала
 тормозить
 развитие экономики, а построенный в 19 в. Суэцкий канал приобрёл важное значение
 для Египта. Т.
 о., роль Г. с. в жизни общества определяется уровнем развития материального
 произ-ва.
 Сами по себе естеств. условия безразличны к потребностям людей, но общество
 преобразует их и
 подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в изменении Г. с. принадлежит
 человеку. Но
 масштабы, характер и формы этого изменения зависят от обществ. строя и прежде
 всего от характера
 производств. отношений. «Всякое производство,— писал К. Маркс,— есть присвоение
 индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и
 посредством
 нее» (там же, т. 12, с. 713). Капиталистич. произ-во развивает технику таким
 путём, что подрывает
 источники всякого богатства. Капитализм мешает рациональному и планомерному
 воздействию на Г.
 с. и зачастую обусловливает вредные для общества изменения Г. с. Маркс
 подчёркивал: «...Культура,
 если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после
 себя пустыню...»
 (там же, т. 32, с. 45).
 Социализм открывает новую эпоху в освоении природы. Он обеспечивает новый
 характер, масштабы
 и силы для рационального использования и планомерного изменения Г. с.
 С началом совр. науч.-технич. революции резко изменяется само содержание
 проблемы отношения
 человека и Г. с. Если раньше природные ресурсы на-
 108 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
 много превосходили возможности общества в их использовании, то теперь масштабы
 потребления
 энергии, сырья и материалов стали сравнимы с их наличными запасами на Земле.
 Деятельность
 человека приводит к загрязнению окружающей среды, оказывает существ, влияние на
 механизмы
 саморегуляции в природе. В связи с ростом населения планеты становятся всё
 ощутимей
 небеспредельные возможности естеств. базы для произ-ва продовольствия. В этих
 условиях перед
 человечеством всё более остро возникает проблема сохранения окружающей среды.
 См. также
 Глобальные проблемы, Природа.
 * ? а р к с К., Капитал, т. 1, 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, 25;
 Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т.
 20; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; ? л е х а н о в
 Г. В., Очерки по истории мате-
 риализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; его же, Ма-териалистич.
 понимание истории, там же; Федоров Е.
 К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972.
 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, натуралистич. учения, к-рые приписывают
 первостепенную роль в развитии обществ и народов их географич. положению и
 природным
 условиям. Крайней формой этого направления является механистич. географич.
 детерминизм,
 утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естеств. средой.
 Вопрос о влиянии географич. среды (в первую очередь, климата) на обычаи, нравы,
 образ правления
 и нек-рые обществ.-историч. процессы рассматривали уже антич. авторы (Гиппократ,
 Геродот,
 Полибий). В эпоху становления капитализма (16—18 вв.) идея объективного,
 «земного»
 формирования общества и его учреждений под воздействием специфич. природных
 условий
 (Монтескье, Тюрго и др.) была прогрессивной, т. к. противостояла мифолого-
 теологич.
 истолкованиям истории. Развёрнутые социологич. системы в русле Г. ш. были
 созданы в 19 в. (Бокль,
 Кузен, Ренан, Тэн). В целом социально-филос. мысль эволюционировала от
 глобальных
 сопоставлений общества и природы к спец. изучению влияния разных факторов
 географич. среды
 (климата, почвы, рельефа, водных ресурсов и полезных ископаемых, флоры и фауны,
 космич.
 процессов и др.) на конкретные обществ. процессы и явления (распределение и
 плотность населения
 на земном шаре, виды занятий и хоз. деятельности, производит. силы, темпы
 экономич. и
 культурного развития, политич. строй, типы социальной организации и др.).
 Становлению политич.
 географии способствовали работы нем. географа Ф. Ратцеля, у к-рого наметилась
 тенденция
 распространения географич. понятий и биологич. аналогий на сферу политич.
 идеологии. В эпоху
 империализма возникло наиболее реакц. течение в рамках Г. ш.— школа нем.
 геополитики. Его
 теоретич. базой служили учения о якобы чисто природных причинах и географически
 де-
 терминированных тенденциях политич. развития и экспансии государств-организмов,
 игнорировавшие «человеч. фактор» в историч. процессе. Понятия геополитики —
 «жизненное
 пространство», «естеств. границы» и др. впоследствии использовались для
 оправдания фаш.
 агрессии. Для французских школ социальной географии 19—20 вв. (Ф. Ле Пле, Э.
 Демолен, А. де
 Тур-виль и др.; «поссибилисты» П. Видаль де ла Блаш, Л. Февр и др.) характерны
 более значит.
 акцент на активную роль человека и культуры во взаимодействии с природой, борьба
 со статич.
 концепцией географич. среды, призыв к её конкретно-историч. рассмотрению не
 только как продукта
 естеств. последовательности событий, но и как результата человеч. труда и
 культуры. В целом Г. ш.
 отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития общества. См.
 также ст.
 Географическая среда и лит. к ней.
 ГЕОПОЛИТИКА, бурж. концепция, истолковывающая данные физич. и экономич.
 географии для
 обоснования агрессивной политики империалистич. гос-в. Г. опирается на идеи
 расизма, теории
 социального дарвинизма и мальтузианства, а также понятия «жизненного
 пространства», «естеств.
 границ», географич. положения.
 Первыми представителями Г. были швед. государст-вовед-пангерманист Р. Челлен, к-
 рый предложил
 во время 1-й мировой войны термин «геополитика» (как учение о гос-ве —
 география, и биологич.
 организме, стремящемся к расширению), нем. географ Ф. Ратцель, англ. географ X.
 Маккиндер, амер.
 адмирал А. Т. Мэ-хэн. В период между двумя мировыми войнами Г. усиленно
 культивировалась в
 Германии и стала офиц. доктриной нем. фашизма. Главой нем. геополитиков был
 генерал К.
 Хаусхофер, основатель и ред. (в 1924—44) журн. «Zeitschrift fur Geopolitik»,
 пропагандировавшего
 идеи реваншизма и агрессии; Хаусхофер был тесно связан с верхушкой фаш. партии.
 В США в 40-х
 гг. идеи Г. развивали Н. Спикмен и др.
 После 2-й мировой войны Г. стала возрождаться в США, ФРГ и др. В ФРГ с 1951
 снова выходит
 журн. «Zeitschrift fur Geopolitik»; возродился «Союз геополитики». Совр.
 геополитики пытаются
 объяснять противоположность между социалистич. и капиталистич. странами
 различными
 факторами, включая географич. обусловленность.
 ГЕОЦЕНТРИЗМ, геоцентрич. система ми-р а (от греч. ?? — Земля), учение о центр.
 положении
 Земли в Солнечной системе и Вселенной. Согласно Г., не только Луна, но и
 планеты, Солнце и
 звёзды обращаются вокруг Земли как единого центра, что соответствует
 повседневным
 наблюдениям. Со времён Пифагора в философии и науке утвердилось представление о
 гармонии
 мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных
 тел; однако с
 началом систематич. астрономич. наблюдений выяснилось, что видимые пути нек-рых
 тел (планет)
 явно не удовлетворяли этому требованию. Платон сформулировал в качестве центр.
 задачи
 астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Эту задачу решали
 Аристотель и
 Птолемей. В системе Птолемея, явившейся вершиной Г., планеты движутся строго
 равномерно по
 круговым орбитам — эпициклам, а центры последних — по другим, также круговым
 орбитам —
 деферентам. Сочетание этих совершенных движений в итоге даёт видимое запутанное
 движение
 (соответствие наблюдениям достигается хитроумным подбором элементов орбит).
 Г. стал осн. принципом космологии христианства и был связан с представлением об
 особой роли и
 центральном положении человека в мироздании (антропоцентризм). Благодаря
 авторитету
 Аристотеля и церкви он господствовал ок. двух тысячелетий, пока не сменился как
 в науке, так и в
 обыденном сознании гелиоцентризмом.
 ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (?????????? ? ????????; из г. Гераклея на юж. берегу Понта
 Эвксинского) (4 в. до н. э.), др.-греч. философ, чл. древней Академии
 платоновской, согласно
 Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в нек-рых текстах причисляемый к
 перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до н. э.) — кандидат на
 должность схоларха;
 побеждён Ксенократом с перевесом в неск. голосов; возможно, вернулся в Гераклею
 и основал свою
 школу. Диоген Лаэртий (V 86—88) сохранил каталог соч. Г. (47 названий, в
 основном диалоги). Г.
 имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; действующие лица
 его диалогов,
 как правило, историч. персонажи (в т. ч. Фалес, Пифагор — к диалогу Г. восходит
 легенда о
 Пифагоре, изобретшем термин «философия» и впервые назвавшем себя «философом») —
 ср.
 написанный в подражание Г. филос. диалог Цицерона «О государстве». Соч. Г.
 утрачены,
 реконструкция его взглядов опирается на фрагменты и свидетельства док-сографое.
 В физике («О
 природе») в противовес неизменяемым и бескачеств, атомам Демокрита Г. развил
 представление об
 аффицируемых «несопряжённых молекулах» (??????? ?????), обладающих качеств.
 различиями и
 управляемых божеств. мировым разумом. Концепция Г. оказала влияние на Стратона
 из Лампсака
 и врача-натурфилософа 1 в. до н. э.. Асклепиада из Вн-финии. В диалогах Г.
 обсуждались такие
 астрономич. теории, как вращение Земли вокруг своей оси, вращение Венеры и
 Меркурия вокруг
 Солнца, Солнца — вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрич. систему Тихо Браге),
 гелиоцентрич. гипотеза
 и даже гениальная догадка о существовании др. планетных систем («каждая звезда —
 мир,
 содержащий землю...»). Астральная концепция души («душа — свет», происходящий из
 Млечного
 Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием субстанциальности души в диалоге
 «О том, что в
 Аиде».
 • Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg.
 v. F. Wehrli, Bd 7, Basel — Stuttg., 1969".
 • Loni'e I. M., The «Anarmoi onkoi» of Heraclides of Pontus, «Phronesis», 1964,
 v. 9, № 2, p. 156 sq.; его
 же, Medical theory in Heraclides of Pontus, в кн.: Mnemosyne, Lip-siae, 1965, p.
 126 sq.; RE, Suppl. XI,
 1968, col. 675—86.
 ГЕРАКЛИТ ('??????????) из Эфеса (ок. 520 — ок. 460 до н. э.), др.-греч. философ,
 один из
 ионийских философов. От соч. Г., назв. позднее «О природе» или «Музы»,
 сохранилось ок. 150
 фрагментов, а также неск. сот свидетельств об учении, подражаний и т. д. Ввиду
 огромных
 трудностей филологического восстановления буквы и смысла дошедших текстов до сих
 пор нет
 сколько-нибудь общепринятого понимания учения Г.
 Книга Г.— руководство к мудрости, её осн. понятие — «мудрое». Это — и мудрость
 мудреца, и
 внешнее, «отличное от всех (отдельных) вещей» (фр. 108 DK), приобщение к чему и
 делает мудреца
 мудрецом. Мудрость же «мудрого» и, стало быть, и мудреца в едином «всё знать»
 (50), т. е.
 обладании таким знанием, усвоив к-рое, «можно управлять решительно всеми вещами»
 (41). От
 «мудрого» к мудрецу знание передаётся, как от мудреца к его ученику, через
 «глагол» (логос), к-рый
 предшествует и своему актуальному изречению, и самому мудрецу. Как таковой,
 логос вечен и
 отражает действит. положение вещей (1). Но хотя логос доступен («общ») всем (17,
 2, 113, 116),
 люди его не воспринимают, как, впрочем, и мудрецы — поэты Гомер, Архилох и
 Гесиод, философы
 Фалес, Пифагор и Ксенофан, а также историк Гекатей. Все они (за исключением Би-
 анта из Приены
 — см. «Семь мудрецов»— и Гермодора — сподвижника Г.) «единому знанию всего»
 предпочли
 различные виды «многоучёности», к-рая «уму не научает» (40). «Чтобы говорить с
 умом, нужно
 опираться на всеобщее» (114), т. е. понимать, что «единое, расходясь, само с
 собою сходится: врозь
 обращённое сопряжение, как у лука и лиры» (51), связавшее в «гнутом и не гнутом
 сходящееся

<< Пред.           стр. 56 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу