<< Пред. стр. 63 (из 449) След. >>
состояние),свойство организма поддерживать свои параметры и физиоло-гич. функции в определ.
диапазоне,
основанное на устойчивости внутр. среды организма по отношению к возмущающим
воздействиям
внеш. среды. Идея Г. впервые была сформулирована франц. учёным К. Бер-наром
(1878). В 1929
амер. биолог У. Кеннон предложил термин «Г.» в связи со своей концепцией
«мудрости тела». В
1948 У. Р. Эшби (Великобритания) применил представления о Г. для обоснования
моделирования
широкого круга систем (биологич., технич., социальных) с обратной связью.
Гомеостатичность
сложных систем достигается посредством целого комплекса механизмов (в организме
— буферные
системы крови, ос-морецепторы, железы внутр. и внеш. секреции, на интегрирующем
уровне —
нервная регуляция). В ходе эволюц. развития различных типов систем их
устойчивость обычно
возрастает, вырабатываются более сложные и многоуровневые комплексы обратных
связей. В то же
время абс. Г. недостижим, что применительно к живому организму подтверждается
неизбежностью
болезней и старения, а по отношению к технич. системам — их изнашиванием, а
также способностью
адекватно реагировать только на строго определ. возмущения. В понятии Г.
отражается диалектика
изменчивости и устойчивости, присущая как природным, так и искусств. системам.
? Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Адольф Э.,
Развитие физиологич. регуляций, пер. с англ.,
М., 1971; Г., М., 1Я76; Cannon W. В., Organization for physiological
homeostasis, «Physiological Review», 1929, v. !).
ГОМОМОРФИЗМ, см. Изоморфизм и гомоморфизм. ГОРГИЙ (???????) из Леонтин в Сицилии
(ок.
480 — ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно
антич. биографич.
традиции-, ученик Эмпедокла и основателей иск-ва красноречия
Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели
или мудрости, а
только ораторскому иск-ву, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех
добродетели
вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25
слл.). Отрицал
возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично
пережитого
наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более
или менее
правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как
выразился Г.,
обманутый представлением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавшийся обману.
Иронич.
полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О
несуществующем»:
доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей
общности, Г.
пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует
ничего, а если бы
даже и существовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если
бы узнали, не
могли бы ничего передать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979
a 11— 980a 21;
Секст Эмпирик, Против ученых VII 65 слл.).
• Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21—47;
DK II, 217—307.
• Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и
практика зарождающейся художеств.
прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та», 1941-, в. 63, с. 70—86; G o m p е
r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965;
Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. в ст. Мак-Ду-галл.
ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. в ст. Капитализм.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, система отношений между гос-вом и
частнокапиталистич. собственностью, сущность к-рых состоит в гос. вмешательстве
в экономику,
осуществляющемся в интересах господствующего в данном обществе класса и
определяемом
конкретной история, обстановкой и спецификой социально-экономич. условий в той
или иной
стране. «...Государственный капитализм есть налицо — в той или иной форме, в той
или иной
степени — всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще»
(Ленин В. И., ПСС,
т. 43, с. 222).
В соответствии с классовой природой гос-ва различаются Г. к. домонополистич.
эпохи, Г. к. в
развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости и Г. к. в
переходный период
от капитализма к социализму.
Суть Г. к. в домонополистич. эпоху состоит в ускоренном развитии капиталистич.
х-ва и укреплении
на этой базе военно-экономич. мощи гос-ва, усилении его внеш. экспансии. Гос.
власть активно сти-
мулировала первонач. накопление капитала, участвуя в экспроприации мелких
производителей и
создании армии наёмного труда, передавала гос., церк. и общинные земли в частную
собственность,
поощряла образование капиталов в руках буржуазии путём торг. войн и колон.
грабежа. В странах,
отстававших в капиталистич. развитии, где имела место нехватка капиталов или
замедление его
накопления, гос-во активно участвовало в предприиимат. деятельности путём
создания горнорудной,
металлургич. и воен. пром-сти, стр-ва воен. заводов и мануфактур (суконные,
шёлковые, фарфоровые
в России, Франции и нек-рых др. странах). Позднее гос-во осуществляло стр-во
жел. дорог и средств
связи, нередко с участием частного капитала. Гос. доходы формировались за счёт
налогов и
поступлений от монопольной торговли солью, водкой, табаком и нек-рыми др.
товарами. Важной
функцией гос-ва была и остаётся защита отечеств. буржуазии от иностр.
конкуренции посредством
протекционизма — поощрит. премий за экспорт и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 121
повышенных тарифов на импортные товары, что стимулирует ускоренное развитие
национальной
промышленности.
С кон. 19 в. окрепшая буржуазия, ранее активно использовавшая гос-во в борьбе с
феодализмом,
стремится к освобождению от его опеки, отстаивая неогра-нич. свободу
капиталистич. эксплуатации,
выступая за равные условия конкуренции всех предприятий, против поддержки отд.
компаний.
Обострение классовой борьбы против эксплуатации, а также необходимость защиты
бурж. строя в
целом привели к вмешательству гос-ва в трудовые отношения, подчас в ущерб
интересам отд.
капиталистов. Ограничивается применение женского и детского труда,
продолжительность рабочего
дня, вводится социальное страхование, регламентируются условия труда. К кон. 19
в. относятся
первые антикризисные мероприятия гос. власти, выражающиеся в скупке и
субсидировании
(особенно в Германии) обанкротившихся предприятий, организации обществ. работ
для безработных.
К нач. 20 в. Г. к. перерастает в гос.-монополистический капитализм (см. в ст.
Капитализм).
Г. к. в развивающихся странах состоит в ускоренном развитии экономики в целом,
преодолении хоз.
отсталости, создании экономич. основы хоз. и политич. независимости,
стимулировании социального
развития. При этом существ, влияние на роль Г. к. оказывает капиталистич. или
социалистич. ориен-
тация страны.
В большинстве развивающихся стран капиталистич. отношения были привнесены извне
в результате
колон. захватов. Поэтому в ряде стран (Индия, Индонезия) Г. к. складывался как
гос. вмешательство
метрополии в сложившиеся хозяйственные отношения колонии первоначально через
посредство гос.-
частных монополий, (напр., Ост-Индские компании). Г. к. длит, время являлся (и
во мн.
развивающихся странах частично остаётся и сейчас) хоз.-политич. надстройкой над
совокупностью
традиционных экономич., в т. ч. и патриархальных, отношений.
Первоначальные гос.-капиталистич. мероприятия были направлены на
огосударствление или
ограничение иностр. собственности, гл. обр. монополистич. капитала. Важнейшая
функция Г. к.
состоит в преобразовании односторонней сырьевой и монокультурной структуры
экономики и на
этой основе — в изменении положения страны в междунар. разделении труда.
Соотношение форм гос. вмешательства в хоз. жизнь зависит от характера власти и
её социально-
экономич. ориентации. Так, ограничение иностр. капитала может происходить в
форме полной
национализации, принудит, отчуждения части акций, отчисления доли доходов,
ограничения нормы
вывоза прибыли и т. п. По отношению к национальной буржуазии гос. власть в
различных странах
проводит политику в диапазоне от полного огосударствления крупного капитала до
существ.
стимулирования частнопредпринимат. деятельности. Повсеместно гос-во берёт на
себя всю или боль-
шую часть бремени финансирования крупных капиталоёмких отраслей и предприятий,
прежде всего
в области энергетики, добычи и переработки сырья, а также развития
инфраструктуры.
Особенностью Г. к. является также стремление к регулированию с. х-ва,
выражающееся в вовлечении
крестьянства в общеэкономич. процесс путём стимулирования произ-ва сырья для
пром-сти,
экспортных культур, а в нек-рых странах — поощрения интенсивных форм произ-ва
(кооперация,
«зелёная революция» и т. п.). Гос-во оказывает также воздействие на формирование
социальной
структуры посредством законодательства в области социальных и трудовых
отношений. Важное
значение имеет контроль над внеш. торговлей, к-рый способствует сосредо-
122 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
точению доходов страны в руках гос-ва и тем самым ускоряет накопление
капитала.
Г. к. в переходный период от капи-тализма к социализму — один из обществ.-
экономич. укладов,
вводимый в интересах рабочего класса и строительства социализма по инициативе
гос. власти, объём
и функционирование к-рого относительно жёстко регламентируется ею. Этот уклад
сосуществует с
другими укладами и постепенно ликвидируется в результате конкуренции с гос.
сектором, а также в
ходе поэтапного его ограничения со стороны гос-ва. Его осн. формами являются
концессии иностр.
капитала, аренда гос. предприятий, смешанные об-ва, частная торговля, кооперация
и др.
Теоретич. обоснование сущности Г. к. дано В. И. Лениным, отмечавшим, что природа
Г. к. в
переходный период предопределяется пролет. характером власти и условиями, в к-
рых он действует,
когда капитализм перестаёт быть, а социализм ещё не стал господствующим способом
произ-ва (см.
там же, т. 45, с. 84—85). Г. к. связан с социалистич. гос. сектором, находится
под контролем рабочего
класса, в т. ч. и трудящихся гос.-капиталистич. предприятий, используется для
развития крупного
пром. произ-ва и впоследствии преобразуется в гос. собственность. Г. к.— более
прогрессивная
форма х-ва по сравнению с частным капитализмом, мелкотоварным и натуральным
произ-вом. Он
способствует привлечению частных и иностр. капиталов для строительства и
функционирования
важных для нар. х-ва предприятий, созданию нового произ-ва, новой техники и
технологии,
позволяет использовать опыт и организационные навыки буржуазии и подготовить
своих
специалистов.
• Маркс К., Капитал, Маркс К. ? Энгельс ? Соч., т. 23, 24, 25, ч. 1; Энгельс Ф.,
[Письмо] Шмндту от 27 окт. 1890 г., там
же, т. 37; Ленин В. И., Экономич. содержание народничества..., ПСС, т. 1;
Экономич. теория Маркса — Ленина и совр.
капитализм, М., 1960; Мирзоян С. М., Орехов Л. Н., Гос. сектор в экономике
освободившихся стран, М., 1965; Юферева
Е. В., Ленинское учение о госкапитализме в переходный период к социализму, М.,
1969; см. также лит. к ст.
Капитализм. Г. Б. Ардаев.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ», бурж.-реформистская концепция, в к-рой сущность и
источник социализма сводятся к вмешательству гос-ва в экономику и социальные
отношения. В
понятии Г. с., по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинно
социалистич. смысла
(см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 35, с. 140); оно возникло как результат
бурж. фальсификации,
называвшей «социализмом» любые попытки гос-ва ограничить свободную конкуренцию,
и, с др.
стороны,— как плод мелко6урж. иллюзий утопич. социалистов, ожидавших от пр-ва и
господств,
классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма,
существовавшего на
практике, Энгельс указывал на систему гос. колон. эксплуатации, созданную на
основе общинного
строя голл. пр-вом на о. Ява (см. там же, т. 36, с. 78—79, 96—97).
В истории социальной мысли концепции «Г. с.» выдвигались Л. Бланом (Франция), К.
Родбертусом-
Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является
не пролетариат,
а бурж. гос-во. Взгляды, согласно к-рым всякое огосударствление средств произ-
ва, усиление
экономич. роли бурж. гос-ва уже есть отрицание капитализма, его «социалистич.
трансформация»,
были затем систематизированы апологетами прусского бурж.-юнкерского гос-ва в
катедер-
социализме. «Г. с.» прусского пр-ва явился «...всего лишь феодальной реакцией, с
одной стороны, и
предлогом для выколачивания денег — с другой, а его косвенная цель — превратить
возможно
большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и
организовать
наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих»
(Энгельс Ф.,
там же. т. 35. с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли бурж.-реформистскую
сущность идей «Г. с.»,
охарактеризовали имевшие мес-
то в герм, социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «...одну из
детских болезней
пролетарского социализма...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин
показал новую роль
концепции «Г. с.» в империалистич. эпоху как орудия апологетики монОполистич. и
гос.-монополистич.
капитализма (см. IICC, т. 33, с. 68). Понятие «Г. с.» используется теоретиками
«демократического
социализма» для подкрашивания социалистич. фразеологией гос.-монополистич.
регулирования совр.
капиталистич. произ-ва. «Левой» разновидностью «Г. с.» выступает «военно-
казарменный» социализм, в
основе к-рого лежит мелко-бурж. иллюзия, будто единств, источник социалистич.
организации труда —
власть, исполнение команд «сверху». Противники науч. социализма, особенно
анархисты, не..оставляют
попыток изобразить его как одну из систем «Г. с.», предполагающего бюрократич.
организацию произ-ва
по полувоен. образцу. Подобные попытки лишены всякого основания. Ленин
подчеркнул, что «социализм
не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм;
социализм живой,
творческий, есть создание самих народных масс» (там же, т. 35, с. 57). Опыт
развития социалистич.
общества показал, что социализм предполагает демократич. организацию гос-ва, он
невозможен без
широкого участия трудящихся масс в управлении произ-вом, гос-вом и обществом.
* ? а р к с К., Критика Готсной программы, Маркс К. иЭягельс Ф., Соч. ,т.
19;Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там