<< Пред.           стр. 83 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 «Людвиг Фейербах...». Эти идеи были развиты дальше в труде В. И. Ленина
 «Материализм и
 эмпириокритицизм» и в работах философов и естественников-марксистов.
 Впервые «Д. п.» была опубликована в СССР в 1925 на нем. и рус. яз. («Архив К.
 Маркса и Ф. Энгельса»,
 кн. 1). Сложная задача правильного расположения глав и фрагментов в соответствии
 с осн. линиями на-
 броска общего плана была впервые разрешена в изд. 1941 (подготовил В. К.
 Брушлинский). • Маркс К. и
 Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 339—626; Кедров Б. ?.,? произведении Ф. Энгельса «Д.
 п.», ?., 19542; его же,
 Классификация наук, кн. 1, ?., 1961; его же, Энгельс и диалектика
 естествознания, М., 1970; его же, О «Д.
 п.» Энгельса, M., 1973j X о л д е и н Дж. Б. С., Предисловие к 1-му изд. на
 англ. яз. «Д. п.» Ф. Энгельса,
 «Природа», 1968, № 9; Марксистская философия в 19 в., кн. 2, М., 1979, гл. 13—
 14.
 Г. А. Багатурия. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, см. в ст. Диалектика. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
 ТЕОЛОГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма
 20—30-х гг. 20 в.,
 развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по
 происхождению и
 установкам (напр., в стремлении опереться на наследие Кьеркегора и др.). Толчком
 к возникновению Д. т.
 был глубокий кризис устоев европ. бурж. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й
 мировой войной и её
 последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921—22 в работах
 нем. теологов К.
 Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена, П. Тиллиха и др. В 1923 был
 создан печатный орган Д. т.
 «Zwischen den Zeiten». Манифестом Д. т. явилась кн. Барта «Послание ап. Павла к
 римлянам» (19222). В
 качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы принимают «диалектич. путь» к
 утверждению через отрицание
 и противоречие. Исходный пункт Д. т. — безнадёжность всех попыток овладеть
 содержанием веры через
 к.-л. интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через «религию», к-рую
 Д. т. резко
 противопоставляет «вере». «Религия»— свод заранее данных приёмов обращения с
 богом, «вера» —
 событие непредвидимой встречи с богом в конкретности истории. Усматривая в
 религии иллюзию,
 благодаря к-рой человек получает под видом образа бога собств. мистифицированный
 образ, Д. т. готова в
 этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропологизмом Фейербаха. Отрицая
 религию как сумму
 предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно
 несоизмеримого, по отношению
 ко всему человеческому, бога. Перед таким богом человек
 в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли
 диалектич. теологов, есть
 «критич. отрицание» всего, «совершенно непредметный источник кризиса всякой
 предметности, судия,
 небытие мира» (Bart K., Der Romerbrief, Munch., 1922, S. 57). При таких
 предпосылках положение теологии
 становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью
 и пустой
 беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно
 многозначным
 формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования Хайдеггера и
 Ясперса.
 В историч. перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение к осн. идейным
 мотивам инициаторов Ре-
 формации — Лютера и Кальвина. В связи с этим Д. т. выступила против либерального
 протестантизма 19
 в., растворявшего веру в психологии, религию — в стихии безрелигиозной
 цивилизации.
 Распад течения Д. т. был связан, во-первых, с поли-тич. событиями 30-х гг.: если
 Барт и Тиллих стали про-
 возвестниками христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к
 пронацистскому течению т. н.
 нем. христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её
 противоположных тенденций
 нарушалось в том или ином направлении: Бультман пришёл к провозглашению
 демифологизации христ.
 учения; Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил
 к построению новой
 «естеств. теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европ.
 истории Д. т. явилась
 деятельность в США Р. Нибу-ра, заимствовавшего у своих нем. предшественников
 критику
 теологического либерализма и социального оптимизма.
 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, философия марксизма-ленинизма, науч. мировоззрение,
 всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития
 природы, общества
 и мышления. Д. м. основывается на достижениях науки и передовой
 обществ. практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом.
 Философия марксизма
 является материалистической, так как исходит из признания материи единственной
 основой мира,
 рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию
 мозга, отражение
 объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую
 взаимосвязь предметов и
 явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом
 внутр. противоречий
 (см. Диалектика). Д. м. — высшая форма материализма, представляющая собой итог
 всей
 предшествующей истории развития филос. мысли.
 Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м. как его составная часть
 возникли в 40-х гг. 19
 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала
 познания законов раз-
 вития общества, что было невозможно без материали-стич. диалектики,
 материалистич. объяснения
 истории. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув всестороннему анализу обществ.
 действительность,
 критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в
 области философии,
 истории, экономич. жизни, создали качественно новое мировоззрение. Они
 разрабатывали Д. м. в острой
 идейной борьбе против различных форм бурж. мировоззрения.
 Непосредств. идейными источниками марксизма были осн. филос., экономич. и
 политич. учения кон. 18 —
 1-й пол. 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистич. диалектику
 Гегеля и
 предшествующий филос. материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике
 Гегеля они
 вскрыли революц. моменты — идею развития и противоречие как его источник и
 движущую силу. Для
 формирования марксизма важное зна-
 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 159
 чение имели идеи представителей классич. бурж. поли-тич. экономии (Смит, Рикардо
 и др.); труды
 социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и франц. историков времён
 Реставрации
 (Тьерри, Гизо, Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения
 естествознания конца 18
 и 19 вв., в к-ром диалектика стихийно пробивала себе дорогу.
 Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в
 философии,
 заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в
 обосновании роли
 обществ. практики в познании, в органическом соединении и творч. разработке
 материализма и
 диалектики. Поэтому философия марксизма называется диалектич. и историч.
 материализмом.
 Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих филос. систем
 состоит в
 том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она
 развивается именно на
 основе историч. практики нар. масс. «Подобно тому как философия находит в
 пролетариате своё
 материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное
 оружие...» (Маркс К.,
 см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 428). Эта философия ориентировала
 рабочий класс на
 революц. преобразование общества, на создание нового общества.
 В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, гл. обр. в его
 пропаганде и защите, в
 борьбе против бурж. идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и
 последователями в различных странах: в Германии — Мерингом, во Франции —
 Лафаргом, в Италии
 — Лабриолой, в России — Плехановым, к-рый с большим талантом и блеском
 критиковал идеализм
 и филос. ревизионизм. Филос. труды Плеханова кон. 19 — нач. 20 вв. В. И. Ленин
 оценивал как
 лучшие во всей междунар. филос. литературе марксизма.
 Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретич.
 деятельность
 Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие
 Д. м. были у
 Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистич. революции,
 учения о
 революц. партии, о союзе рабочих» класса с крестьянством, о социалистич. гос-ве,
 о строительстве
 социализма. Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением
 диалектич. метода к
 конкретному анализу достижений естествознания. Развивая Д. м. в борьбе против
 идеалистич.
 направлений филос. мысли, Ленин углубил понимание осн. категорий материалистич.
 диалектики, и
 прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и обществ.
 практики,
 Ленин разработал осн. проблемы теории отражения, творчески развил учение
 марксизма о роли
 обществ. практики в теории познания, подчеркнув, что «точка зрения жизни,
 практики должна быть
 первой и основной точкой зрения теории познания» (ПСС, т. 18, с. 145).
 Анализируя гл. ступени
 чело-веч, познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как
 критерий истины,
 Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и
 от него к
 практике.
 В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и
 релятивизма, Ленин
 развил дальше марксистское учение об объективной, относит. и абс. истине и
 показал их диалектич.
 взаимосвязь. В учении Ленина об истине центр. место занимает проблема
 конкретности истины: «...
 то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной
 ситуации» (там
 же, т. 41, с. 136).
 Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания,
 определил осн.
 принципы диалектич. логики.
 160 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
 В развитии марксистско-ленинского мировоззрения и его теоретич. основы — Д. м.,
 в борьбе против
 извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего
 движения, в
 строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретич. и
 практич. деятельность
 коммунистич. и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой результат
 творч.
 деятельности марксистов мн. стран.
 Материя и сознание. Как ни многообразны филос. учения, все они, явно или неявно,
 имеют в
 качестве своего отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к
 материи, мышления к
 бытию. Этот вопрос является осн. вопросом любой философии, в т. ч. и Д. м. (см.
 Основной вопрос
 философии). Материализм исходит из признания первичности материи и производ-
 ности сознания.
 Д. м., исходящий из принципа материалистич. монизма, считает, что мир есть
 движущаяся материя.
 Материя как объективная реальность несотво-рима, вечна и бесконечна. Материи
 свойственны такие
 всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение —
 это универс.
 способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может
 существовать вне
 материи.
 Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганич. и
 органич. природа,
 механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, человек и его
 сознание, жизнь
 общества. Но при всём качеств. многообразии составляющих мир вещей и процессов —
 мир един,
 поскольку всё, что входит в его состав, — лишь различные формы, виды и
 разновидности
 движущейся материи, подчинённые нек-рым всеобщим законам.
 Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе к-
 рого, напр. в
 пределах планеты Земля, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в
 виде растит. и
 животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.
 Материя существовала до появления сознания, обладая в своём «фундаменте» лишь
 свойством,
 сходным с ощущением, свойством отражения. На уровне живой организации материя
 обладает
 способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом
 высших
 животных. С воаникновением человеч. общества возникает обществ. форма движения
 материи,
 носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики он обладает
 сознанием и
 самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет
 своё материальное
 единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое
 свойство
 высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в
 ряду различных
 свойств материального мира.
 Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира.
 Процесс осознания
 мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются из реального
 взаимодействия
 человека с миром через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеологии
 сознание не
 противостоит материи и «различие идеального от материального... не безусловно,
 не uberschwenglich
 (чрезмерно. — Ред.)» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства
 и отношения, будучи
 отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же —
 это не
 особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного
 мира.
 В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и
 наука всё более
 глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при
 условии
 бесконечности самого процесса познания.
 Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются
 материалистич. решение
 вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания
 обществ.
 практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром
 в конкретно-историч. условиях обществ. жизни. Практика — основа формирования и
 источник
 знания, осн. стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий
 истинности результатов
 процесса познания и «... определитель связи предмета с тем, что нужно человеку»
 (там же, т. 42, с.
 290).
 Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувств. ступени, и
 поднимается на
 уровень абстрактного логич. мышления. Переход от чувств. познания к логич.
 мышлению является
 скачком от знания об единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о
 существенном,
 закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувств.
 отражение и
 мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие
 звенья единого
 познават. процесса.
 Человеч. мышление, будучи историч. явлением, предполагает преемственность
 приобретаемых от
 поколения к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с к-рым

<< Пред.           стр. 83 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу