<< Пред.           стр. 9 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 философ-идеалист, представитель неореализма, один из создателей теории
 эмерджентной эволюции.
 В филос. взглядах отталкивался от нек-рых идеалистически интерпретируемых
 положений теории
 относительности. Исходной реальностью считал понятие «пространство — время», к-
 рое
 отождествлял с энергией и движением. Процесс эволюции, по А., носит
 «эмерджентпый» —
 скачкообразный, непредсказуемый и научно не объяснимый характер. «Пространство —
 время»
 порождает «эмерд-жентные» качества — материальный мир, жизнь, психику, сознание.
 Учению об
 объективной причинности в природе А. противопоставил идеалистич. концепцию
 «низуса» (лат.
 nisus — порыв, устремление) как духовного источника, направляющего эволюцию к
 своей цели и
 пределу — божеству. В гносеологии А. придерживался неореалистич. представления о
 непосредств.
 характере познават. процесса, развивал учение о категориях как неизменных и
 постоянных свойствах
 материи и духа. А. занимался также вопросами этики и эстетики.
 • Space, time and deity, v. 1—2, L., 1927; Beauty and other forms of value, L.,
 1933.
 • Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, §3; Mc Carthy
 J. W., The naturalism of S. Alexander, N. Y.,
 1948.
 АЛЕКСАНДР (Alexander) из Гэльса (латинизи-ров. Alexander Halensis) (ок. 1185,
 Гэльс, Англия,—
 21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец,
 основатель
 францисканской школы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая
 А., хотя и
 не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на
 основе работ А. и
 его учеников — Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых
 комментаторов
 «Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл.
 авторитеты —
 Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд
 вопросов, получивших
 развёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с
 доказательством бытия бога. В
 центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на
 Анселъма
 Кентерберий-ского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр,
 доказательство из
 необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В соч.
 А. впервые
 задана форма схоластич. изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса;
 2) возражения
 против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того
 утверждения, к-рое
 является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого
 утверждения; 5)
 опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век.
 схоластич. соч.:
 «сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».
 • Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros
 Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi
 — Florentlae, 1951—54,
 • PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode
 acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of
 metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414;
 G i i s o n E.H., History of Christian philoso-
 phy In the middle ages, N. Y., 1955.
 АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (?????????? 6 ??????????? — из г. Афродисия в Карий, М.
 Азия, 2—3 вв.), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах (между
 198—211),
 влиятельнейший комментатор Аристотеля. Для А. А. характерен эмпи-рич. натурализм
 (в духе идей
 Стратона из Лампсака); он отрицал бессмертие души и реальность времени, а в
 вопросе об
 универсалиях занимал позицию, близкую к жёсткому номинализму (существование
 универсалий
 «после вещей» — «если бы они не мыслились, то их и не было бы»), отойдя, т. о.,
 от Аристотеля. В
 комментарии к соч. «О душе» развил оригинальную концепцию троичности ума (нуса),
 повлиявшую
 на ср.-век. араб, и евр. философию. А. А. различает естественный, или
 материальный, ум,
 приобретённый ум и «приходящий извне», или творч. ум, тождественный
 перводвигателю
 Аристотеля и богу. Сверхличный третий ум воздействует на потенциальный первый и
 оформляет его
 в наличный второй ум.
 Репутация А. А.-комментатора была исключительно высока в древности («второй
 Аристотель»);
 комментарии его сохраняют науч. значение до сих пор. Взгляды Аристотеля А. А.
 рассматривал как
 самодовлеющую непротиворечивую систему, к-рая должна быть объяснена из неё
 самой. Эта
 установка на внутр. реконструкцию и догматич. чистоту аристотелизма находит своё
 выражение в
 резком отмежевании от др. филос. школ (особенно стоицизма) и постоянной полемике
 с ними. До
 нас дошли комментарии 1) к «Метафизике» (А. А. принадлежит только кн. 1—5, кн.
 6—14 — ви-
 зант. комментатору Михаилу Эфесскому); 2) к 1-й кн. «Первой аналитики»; 3) к
 «Топике»; 4) к «Об
 ощущении»; 5) к «Метеорологии», а также самостоятельные т. н. «малые сочинения»:
 6) «О душе»;
 7) «О роке» (защита свободы воли — против стоич. фатализма); 8) «Апории и
 решения» в 3 книгах; 9)
 «Нравств. проблемы» (подлинность оспаривается); 10) «О слиянии и росте» (против
 стоич. учения о
 взаимопроникновении тел).
 Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к
 той же серии: ?. 2, pt. l—2 (В.,
 1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of
 the «De mixtione» with preliminary essays, text,
 transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u ? P., Le commentaire d'Alexandre
 d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote,
 B.— N. Y., 1979.
 • История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die
 Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука-
 затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P.,
 Monopsychism, The Hague, 1963.
 АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва],
 сов.
 философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и
 философии (1932).
 В 1940—47 возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54
 директор Ин-та
 философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 работал в Ин-те
 философии
 АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История философии») и
 1946 (за кн.
 «История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос.
 дискуссия; см. журн.
 «Вопросы философии», 1947, № 1).
 • Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование
 филос. взглядов Маркса и
 Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-
 циологич. учений. Древний Восток, М.,
 1959.
 АЛКМЕОН (????????) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был
 молод,
 когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и
 натурфилософ. По Диогену
 Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле
 слова
 неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно,
 неподлинным
 АЛКМЕОН 19
 назв. «О природе». В центре внимания А.— человеческое тело, понимаемое как
 микрокосм; в
 отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А.,
 зато впервые
 появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбриология,
 физиология,
 теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде
 всего — в
 учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса —
 Солнцу, Луне
 и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в
 вечном
 круговом движении. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и
 Аристотеля
 (Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью
 человеч.
 организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней
 применяется политич.
 терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия»)
 элементарных сил
 горячего — холодного, влажного — сухого, горького — сладкого; «монархия» одной
 из них
 приводит к гибели другой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание
 поэтически окрашенных
 спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит
 гениальное
 открытие локализации интеллекта в головном мозге, к к-рому он пришёл в
 результате анатомич.
 обнаружения глазных нервов. Открытие это было воспринято Платоном в «Тимее», но
 отвергнуто
 Аристотелем (помещавшим сознание в сердце).
 • ? ? а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l,
 Firenze, 1958.
 *WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A
 history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.
 АЛЛЕГОРИЯ (греч. ????????? — иносказание), условная форма высказывания, при к-
 рой
 наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся
 для него внешним,
 и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие А. близко к
 понятию символа,
 граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в
 том, что символ
 более многозначен и органичен, в то время как смысл А. существует в виде некоей
 рассудочной
 формулы, к-рую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из
 образа. С этим же
 связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и
 мотиву, а об А.—
 применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие —
 символ
 духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The
 pilgrim's
 progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый
 идёт через «ярмарку
 Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная
 А.
 Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи
 эллинизма,
 истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у
 стоиков — Гомера,
 у Филона Александрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века
 аллегорически
 истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве
 нравоучит.
 наглядного пособия, материализованной басни с моралью.
 • Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbut-tel 1978, Stuttg.,
 1979.
 АЛОГИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и ???????? — разум, рассудок), ход мысли,
 игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с
 действительностью. А.
 часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения
 подобных А.—
 конкретно-диалектич. анализ отражённой в рассуждении действительности. С кон. 19
 в. в нек-рых
 интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как
 основопола-
 20 АЛЛЕГОРИЯ
 гающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания,
 утверждается
 непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуитивизм).
 АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под
 влиянием
 Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1)
 принципиальный
 фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2)
 методологич.
 рационализм, основанный на необходимости критич. проверки любого решения, и 3)
 критич.
 реализм, связанный с признанием возможности практич. реализации, а
 следовательно, и практич.
 роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977,
 S. 27). А. критикует
 традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.»
 признание
 обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается
 им исходя из
 методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных
 принципов
 науки. С этой т. зр.«все достоверности в познании создаются самим познанием и не
 имеют значения
 для постижения действительности» («Traktat uber kritische Vernunft», 2 Aufl.,
 Tub., 1969, S. 30, 19753).
 Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом,
 распространяя
 его принципы на сферу социологии, этики, политич. и экономич. решений.
 А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и
 методологич.
 и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются
 консерватизмом, он
 выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».
 • Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969
 (соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik,
 B., 1967; Pladoyer fur kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Okonomische
 Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722;
 Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tub., 1973;
 Aufklarung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat
 uber rationale Praxis, Tub., 1978.
 • Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H.,
 Philosophie des Stuckwerks. Eine
 Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B.,
 1971.
 АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von
 Bollstadt) (1193, по
 др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и
 естество-
 испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др.
 городах. За
 энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора» (doctor
 universalis). В
 1931 канонизирован католич. церковью.
 Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля,
 к-рые он
 изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии.
 Утверждение о
 сотворённости материи и времени даёт A.B. возможность узаконить в рамках
 схоластики
 аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения.
 Согласно А. В.,
 первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа
 ангелов и небо
 эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с
 аристотелевской
 космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии
 небес и
 объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог
 неподвижного
 двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, к-рые составляют
 сферу звёзд и
 своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если
 Аристотель в
 учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной
 сущности (в
 аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о.,
 смертными), то А.
 В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы

<< Пред.           стр. 9 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу