<< Пред. стр. 9 (из 449) След. >>
философ-идеалист, представитель неореализма, один из создателей теорииэмерджентной эволюции.
В филос. взглядах отталкивался от нек-рых идеалистически интерпретируемых
положений теории
относительности. Исходной реальностью считал понятие «пространство — время», к-
рое
отождествлял с энергией и движением. Процесс эволюции, по А., носит
«эмерджентпый» —
скачкообразный, непредсказуемый и научно не объяснимый характер. «Пространство —
время»
порождает «эмерд-жентные» качества — материальный мир, жизнь, психику, сознание.
Учению об
объективной причинности в природе А. противопоставил идеалистич. концепцию
«низуса» (лат.
nisus — порыв, устремление) как духовного источника, направляющего эволюцию к
своей цели и
пределу — божеству. В гносеологии А. придерживался неореалистич. представления о
непосредств.
характере познават. процесса, развивал учение о категориях как неизменных и
постоянных свойствах
материи и духа. А. занимался также вопросами этики и эстетики.
• Space, time and deity, v. 1—2, L., 1927; Beauty and other forms of value, L.,
1933.
• Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, §3; Mc Carthy
J. W., The naturalism of S. Alexander, N. Y.,
1948.
АЛЕКСАНДР (Alexander) из Гэльса (латинизи-ров. Alexander Halensis) (ок. 1185,
Гэльс, Англия,—
21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец,
основатель
францисканской школы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая
А., хотя и
не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на
основе работ А. и
его учеников — Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых
комментаторов
«Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл.
авторитеты —
Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд
вопросов, получивших
развёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с
доказательством бытия бога. В
центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на
Анселъма
Кентерберий-ского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр,
доказательство из
необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В соч.
А. впервые
задана форма схоластич. изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса;
2) возражения
против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того
утверждения, к-рое
является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого
утверждения; 5)
опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век.
схоластич. соч.:
«сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».
• Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros
Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi
— Florentlae, 1951—54,
• PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode
acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of
metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414;
G i i s o n E.H., History of Christian philoso-
phy In the middle ages, N. Y., 1955.
АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (?????????? 6 ??????????? — из г. Афродисия в Карий, М.
Азия, 2—3 вв.), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах (между
198—211),
влиятельнейший комментатор Аристотеля. Для А. А. характерен эмпи-рич. натурализм
(в духе идей
Стратона из Лампсака); он отрицал бессмертие души и реальность времени, а в
вопросе об
универсалиях занимал позицию, близкую к жёсткому номинализму (существование
универсалий
«после вещей» — «если бы они не мыслились, то их и не было бы»), отойдя, т. о.,
от Аристотеля. В
комментарии к соч. «О душе» развил оригинальную концепцию троичности ума (нуса),
повлиявшую
на ср.-век. араб, и евр. философию. А. А. различает естественный, или
материальный, ум,
приобретённый ум и «приходящий извне», или творч. ум, тождественный
перводвигателю
Аристотеля и богу. Сверхличный третий ум воздействует на потенциальный первый и
оформляет его
в наличный второй ум.
Репутация А. А.-комментатора была исключительно высока в древности («второй
Аристотель»);
комментарии его сохраняют науч. значение до сих пор. Взгляды Аристотеля А. А.
рассматривал как
самодовлеющую непротиворечивую систему, к-рая должна быть объяснена из неё
самой. Эта
установка на внутр. реконструкцию и догматич. чистоту аристотелизма находит своё
выражение в
резком отмежевании от др. филос. школ (особенно стоицизма) и постоянной полемике
с ними. До
нас дошли комментарии 1) к «Метафизике» (А. А. принадлежит только кн. 1—5, кн.
6—14 — ви-
зант. комментатору Михаилу Эфесскому); 2) к 1-й кн. «Первой аналитики»; 3) к
«Топике»; 4) к «Об
ощущении»; 5) к «Метеорологии», а также самостоятельные т. н. «малые сочинения»:
6) «О душе»;
7) «О роке» (защита свободы воли — против стоич. фатализма); 8) «Апории и
решения» в 3 книгах; 9)
«Нравств. проблемы» (подлинность оспаривается); 10) «О слиянии и росте» (против
стоич. учения о
взаимопроникновении тел).
Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к
той же серии: ?. 2, pt. l—2 (В.,
1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of
the «De mixtione» with preliminary essays, text,
transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u ? P., Le commentaire d'Alexandre
d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote,
B.— N. Y., 1979.
• История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die
Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука-
затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P.,
Monopsychism, The Hague, 1963.
АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва],
сов.
философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и
философии (1932).
В 1940—47 возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54
директор Ин-та
философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 работал в Ин-те
философии
АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История философии») и
1946 (за кн.
«История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос.
дискуссия; см. журн.
«Вопросы философии», 1947, № 1).
• Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование
филос. взглядов Маркса и
Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-
циологич. учений. Древний Восток, М.,
1959.
АЛКМЕОН (????????) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был
молод,
когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и
натурфилософ. По Диогену
Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле
слова
неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно,
неподлинным
АЛКМЕОН 19
назв. «О природе». В центре внимания А.— человеческое тело, понимаемое как
микрокосм; в
отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А.,
зато впервые
появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбриология,
физиология,
теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде
всего — в
учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса —
Солнцу, Луне
и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в
вечном
круговом движении. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и
Аристотеля
(Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью
человеч.
организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней
применяется политич.
терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия»)
элементарных сил
горячего — холодного, влажного — сухого, горького — сладкого; «монархия» одной
из них
приводит к гибели другой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание
поэтически окрашенных
спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит
гениальное
открытие локализации интеллекта в головном мозге, к к-рому он пришёл в
результате анатомич.
обнаружения глазных нервов. Открытие это было воспринято Платоном в «Тимее», но
отвергнуто
Аристотелем (помещавшим сознание в сердце).
• ? ? а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l,
Firenze, 1958.
*WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. ????????? — иносказание), условная форма высказывания, при к-
рой
наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся
для него внешним,
и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие А. близко к
понятию символа,
граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в
том, что символ
более многозначен и органичен, в то время как смысл А. существует в виде некоей
рассудочной
формулы, к-рую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из
образа. С этим же
связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и
мотиву, а об А.—
применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие —
символ
духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The
pilgrim's
progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый
идёт через «ярмарку
Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная
А.
Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи
эллинизма,
истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у
стоиков — Гомера,
у Филона Александрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века
аллегорически
истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве
нравоучит.
наглядного пособия, материализованной басни с моралью.
• Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbut-tel 1978, Stuttg.,
1979.
АЛОГИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и ???????? — разум, рассудок), ход мысли,
игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с
действительностью. А.
часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения
подобных А.—
конкретно-диалектич. анализ отражённой в рассуждении действительности. С кон. 19
в. в нек-рых
интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как
основопола-
20 АЛЛЕГОРИЯ
гающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания,
утверждается
непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуитивизм).
АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под
влиянием
Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1)
принципиальный
фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2)
методологич.
рационализм, основанный на необходимости критич. проверки любого решения, и 3)
критич.
реализм, связанный с признанием возможности практич. реализации, а
следовательно, и практич.
роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977,
S. 27). А. критикует
традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.»
признание
обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается
им исходя из
методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных
принципов
науки. С этой т. зр.«все достоверности в познании создаются самим познанием и не
имеют значения
для постижения действительности» («Traktat uber kritische Vernunft», 2 Aufl.,
Tub., 1969, S. 30, 19753).
Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом,
распространяя
его принципы на сферу социологии, этики, политич. и экономич. решений.
А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и
методологич.
и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются
консерватизмом, он
выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».
• Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969
(соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik,
B., 1967; Pladoyer fur kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Okonomische
Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722;
Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tub., 1973;
Aufklarung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat
uber rationale Praxis, Tub., 1978.
• Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H.,
Philosophie des Stuckwerks. Eine
Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B.,
1971.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von
Bollstadt) (1193, по
др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и
естество-
испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др.
городах. За
энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора» (doctor
universalis). В
1931 канонизирован католич. церковью.
Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля,
к-рые он
изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии.
Утверждение о
сотворённости материи и времени даёт A.B. возможность узаконить в рамках
схоластики
аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения.
Согласно А. В.,
первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа
ангелов и небо
эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с
аристотелевской
космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии
небес и
объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог
неподвижного
двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, к-рые составляют
сферу звёзд и
своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если
Аристотель в
учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной
сущности (в
аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о.,
смертными), то А.
В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы