<< Пред.           стр. 91 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 установлением факта его несовместимости с к.-л. заведомо истинным суждением.
 Этой форме Д. от
 п. соответствует след. схема доказательства: если В истинно и из А следует
 ложность В, то А —
 ложно. Другая, более общая форма Д. от п. — это доказательство путём
 опровержения (обоснования
 ложности) антитезиса по правилу: допустив А, вывели противоречие, следовательно
 — не-А. Здесь А
 может быть как утвердительным, так и отрицательным суждением. В последнем случае
 Д. от п.
 опирается на двузначности принцип и закон двойного отрицания. Помимо указанных
 выше,
 существует «парадоксальная» форма Д. от п., применявшаяся уже в «Началах»
 Евклида: суждение А
 можно считать доказанным, если удастся показать, что А следует даже из допущения
 ложности А.
 • Слупецкий Е., Борковский Л., Элементы математич. логики и теория множеств,
 пер. с польск., М., 1965.
 174 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
 ДОКСОГРАФЫ [новолат. Doxographi, от греч. ???? (мн. ч. ?????) — мнение,
 воззрение и ????? —
 описываю], термин, введённый в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних
 авторов,
 работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоопи-саний»
 философов, и
 закрепившийся в науке благодаря классич. труду Г. Дильса «Греческие Д.»
 (Berolini, 1879), в к-ром
 сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографич. лит-ры были впервые
 собраны и
 критически изданы. Д. в собств. смысле называют только авторов сборников типа
 ????? (лат. Placita),
 в к-рых «мнения» философов группировались но тематич. рубрикам и излагались в
 проблемно-систе-
 матич. порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (греч.
 ????????, лат.
 Successiones), т. е. историй филос. школ, дававших наряду с биографиями
 целостные описания отд.
 филос. систем. Но поскольку авторы «Преемств» пользовались источниками Д., такие
 описания
 также называют «доксографией». Термин «доксография» шире, чем термин «Д.»:
 напр., можно
 говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно называть его
 «доксографом». Наконец, док-
 сографию как описание взглядов к.-л. философа (часто в терминах др. филос.
 системы)
 противопоставляют дословным цитатам из его соч. — фрагментам, вместе они
 составляют два осн.
 класса источников для реконструкции учений тех философов, соч. к-рых утрачены.
 Термин
 «свидетельства» (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных
 свидетельств —
 совокупности доксографич. и биографич. сообщений, и в этом смысле
 противопоставляется
 фрагментам.
 Систематич. доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и
 биография — Аристоксен);
 её теоретич. основой было методологич. требование Аристотеля предпосылать
 собств. исследованию
 предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый
 доксографич. компендий — «Физич. мнения», или, иначе, «Историю физики», в 18
 кн.,
 охватывавший период от Фалеса до Платона включительно. «Физич. мнения» были если
 не единст-
 венным (вопреки Дильсу), то всё же осн. источником по досократовской мысли для
 последующих Д.
 В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов»
 (Placita philosophorum, т.
 н. Аэтий) — единственном (не считая зависящей от него «Истории философии»
 Псевдо-Галена)
 сохранившемся доксографич. компендии. Помимо фрагментов «Физич. мнений»
 Теофраста и
 компендия т. н. Аэтия в корпус «Греч. Д.» входят: эксцерпты из 1-й кн. «О
 природе богов» и 1-й кн.
 «О благочестии» Филодема; 1-я кн. «Опровержения всех ересей» («Философумены», до
 сер. 19 в.
 неправильно приписывалась Оригену) епископа Ипполита Римского (170—236);
 сохранённый
 Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150), и др.
 Доксография имеет огромное значение для реконструкции досократовской, в меньшей
 мере —
 эллинистич., философии (напр., милетская школа известна только из доксографии).
 Часто это не
 просто описание, а перевод на язык той филос. школы, к к-рой принадлежат Д.
 • D i e l s H., Doxographi Graeci, В., 1929 (на рус. яз. краткое изложение
 теории Дильса— в кн.: Т а н н е p и П., Первые
 шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, с. 19—30); Маковель-ский А. О., Досократовская
 философия, ч. 1 — Обзор источ-
 ников, Казань, 1918; M с D i а г m i d J. В., Theophrastus on the presocratic
 causes, «Harvard Studies in Classical Philology»,
 1953, v. 61, p. 85 — 156; G i u s t a M., I dossografi di etica, Torino, 1964.
 ДОКТРИНА (лат. doctrina — учение), нек-рое систематизированное учение (обычно
 философское,
 политическое или идеологическое), связная концепция, совокупность принципов.
 Термин «Д.» (в
 отличие от почти синонимичных ему «учение», «концепция», «теория») чаще
 встречается при
 обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма (откуда выражения:
 «доктринёр» об
 упорном защитнике устаревших Д., «доктринёрский», «доктринёрство»).
 ДОЛГ, категория этики, в к-рой выражается нравств. задача отд. индивида, группы
 лиц, класса,
 народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них
 внутренне
 принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия
 должного,
 обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм).
 В истории
 нравств, сознания человечества содержание Д. толковалось различно, сообразно
 общесоциальному
 или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху;
 оно всегда
 было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему
 общечеловеч.
 содержанию понятие Д. включает в себя выполнение ряда исторически выработанных
 «простейших
 правил человеч. общежития». Что касается природы Д., то данная проблема всегда
 была ареной
 столкновения различных школ и направлений фи-лос. этики. Основания Д.
 связывались с той или
 иной формой толкования нравств. необходимости (исполнения божеств. велений, к.-
 л. космич. или
 потусторонних законов, офиц. или неофиц. обществ. установлений,
 самоосуществления внутр.
 потенций личности и т. д.). В марксистской этике моральный Д. рассматривается
 как конкретизация
 общих требований морали, имеющих историч. происхождение, применительно к
 возникшим
 обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, к-рые
 определяют условия и
 меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В
 Д., т. о.,
 выражается нравств. специфика социально-идейной позиции личности во отношению к
 создавшейся
 обществ. ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т. п., внутр.
 убеждений и способов их
 реализации.
 В коммунистической нравственности Д. человека осмысляется прежде всего в плане
 борьбы за
 уничтожение эксплуатации и построение социализма и коммунизма.
 M a p к с К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 235—36; Ленин В. И.,
 Гос-во и революция, ПСС, т. 33, гл. 5; е г о
 ж е, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; А р-хангельский Л. М., Курс лекций
 по марксистско-ленинской этике, М.,
 1974.
 ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Ргё-socratiques; англ. Presocratics),
 новоевроп. термин
 для обозначения ранних греч. философов 6—5 вв. до н. э., а также их ближайших
 преемников в 4 в.
 до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократич.» традиции. Термин
 укрепился в междунар.
 историко-фи-лос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г.
 Дильса (1848—1922)
 «Фрагменты досокра-тиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в к-ром
 впервые были с науч.
 полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших ан-
 тич. авторов
 фрагменты из утраченных соч. Д., а также доксографич. (см. Доксографы) я
 биографич. свидетель-
 ства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 имён (большая часть их остаётся
 голыми именами),
 в т. ч. софистов, к-рых, однако, не принято называть «Д.» (поэтому нек-рые
 авторы предпочитают
 говорить о «дософистич.», а не «досократич.» философии), а также фрагменты
 предфилос.
 теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид).
 Дильс исходил из антич., широкого значения термина «философия», поэтому
 «Фрагменты Д.» вклю-
 чают много материала, к-рый относится к истории математики, медицины и т. д.
 (вплоть до
 кулинарного иск-ва).
 Философия Д. развивалась на Востоке — в ионийских городах М. Азии и на Западе —
 в греч.
 колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на
 «ионийскую»
 (милетская школа и её последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская
 школа) ветви. В
 целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к
 конкретному
 многообразию чувств. мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ.
 аспект мира, от-
 теснённость антропологич. и этич. проблематики (исключение — Гераклит с его
 пафосом религ.-
 нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции — примат рационально-
 логич. начала над
 чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному
 аспекту
 вещей, первая постановка гно-сеологич. и онтологич. проблем в чистом виде,
 нередко религ.-
 эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д. — космос, .
 понимаемый — с
 помощью доминирующего у Д. метода аналогии — либо биоморф-но (см. Гилазоизм],
 либо
 техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо — у пифагорейцев —
 на основе
 числовых моделей; существ. роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч.
 картины мира
 бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и
 его школа,
 впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологич. наследства — двоичных
 классификаций и
 метафорич. аналогии — и давших программный для всей зап.-еврод. «метафизики»
 образец чисто
 логич. конструирования бытия. Чело-век и вообще сфера социального, как правило,
 не выделяются
 из общекосмич. жизни (противопоставление «природы и закона» — номос и фюсис —
 впервые было
 разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и
 тех же законов и
 рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в
 друге (см.
 Микрокосмос и макрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является
 отсутствие
 чёткого различения «материального» и «идеального».
 Внутр. ход развития философии Д. может быть представлен в след. формуле:
 построению
 космологич. систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и
 его школой,
 потребовавшими ло-гико-теоретич. обоснования возможности чувств. мира и прежде
 всего —
 движения и множественности; старый гилозоистич. космос разложился, выделив в
 особую категорию
 «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты элейской
 школы
 возникли более механистич. плюралистич. системы 5 в. — Эмпедокла, Анаксагора и
 атомистов
 (иногда называемые «новоионийскими»), в к-рых на деа-нимизированную «материю»
 были
 перенесены все признаки элейского неизменного и самотождеств. бытия (однако
 закон сохранения
 вещества был, по-видимому, ещё раньше сформулирован Анаксимандром). Среди Д.
 почти не было
 «профессионалов» (первое исключение — Анаксагор): большинство из них были
 вовлечены в жизнь
 полиса и выступали как гос. деятели, основатели колоний, законодатели,
 флотоводцы и т. д. —
 прямая противоположность эллинистич. идеалу философа с его принципом «живи
 незаметно».
 • Фрагменты: D К I—III; Kirk G. S., R a v е n J. E., The presocratic
 philosophers, Camb., 1963; Colli G., La 8Я-pienza greca,
 v. l—3, Mil., 1978—80; в рус. пер.— М а к о-вельский А. О., Досократики, ч. 1—3,
 Казань, 1914—19; Т а н н е p и П.,
 Первые шаги др.-греч. науки, пер. С. И. Церетели, СПБ, 1902.
 • Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Т о мс он Д ж.,
 Исследования по истории др.-греч. об-ва,
 пер. с англ., 1т.1 2 — Первые философы, М., 1959; Л ?сев А. Ф., История антич.
 эстетики, (т. 1] — Ранняя классика, М.,
 1963; Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979;
 Доброхотов А. Л., Учение Д. о бытии,
 М., 1980; Lloyd G. E. R., Polarity and analogy. Two types of argumentation in
 early Greek thought, Camb., 1966; Frank el H.,
 Wege und Formen fruhgriechischen Denkens, Munch., 19683; Um die Begriffswelt der
 Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer,
 Darmstadt, 1968; Holscher ?., Anfangliches Fragen. Studien zur fruhen
 griechischen Philosophie, Gott., 1968; Studies in
 presocratic philosophy, ed. by D. J. Fur-ley and H. B. Allen, v. 1—2, L., 1970;
 G u t h r i e W. K. C., A history of Greek
 philosophy, ?. ?—2, Camb., 1971 (лит.); West M. L., Early Greek philosophy and
 the Orient, Oxf., 197Г, Fritz K. v.,
 Grundprobleme der Geschichte dw antiken Wissenschaft, В.—N. ?., 1971; Cherniss
 H., Aristotle's criticism of presocratic
 philosophy, N. Y., 1971; The Presocratice. A collection of critical essays, ed.
 A. P. D. Mourela-
 ДОСОКРАТИКИ 175
 tos, N. ?., 1974; The Presocratlcs, ed. E. Hussey, Ь., 1972; V e rn a n t J.-P.,
 Les origines de la pensee grecque, P., 19753; B a ??
 e s J., The presocratic philosophers, v. 1—2, L., 1979 (библ.).
  А. В. Лебедев.
 ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП, достаточного основания закон (лат. prmcipium
 sive
 lex rationis sufficientis), принцип логики, согласно к-рому всякое суждение
 (исключая суждения
 непосредств. восприятия, аксиомы и определения) должно быть обосновано
 (доказано) в том смысле,
 что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. В
 составе
 достаточного основания могут быть аксиомы (постулаты, принципы), определения,
 удостоверенные
 суждения непосредств. восприятия и выводные суждения, уже обоснованные
 посредством
 доказательств. При этом учитывается, что в практике науч. и повседневного
 мышления нек-рые из
 суждений, входящих в достаточное основание, напр. аксиомы, законы науки,
 общеизвестные
 положения и т. п., могут не формулироваться явно; равным образом, не выявленным
 до конца может
 быть и ход рассуждения, ведущий от основания к обосновываемому суждению. Это не
 нарушает Д.
 о. п., если и форма рассуждения, и суждения, входящие в основание (в т. ч. и
 недостающие, но к-рые
 могут при необходимости быть выявлены), действительно обосновывают данное
 суждение.
 Д. о. п. лежал фактически в основе всех логич. теорий древности, средневековья и
 нового времени,
 хотя явно, как особый принцип, был сформулирован Лейбницем, к-рый придавал ему
 не только
 логич. (относящийся к мышлению), но и онтологич. (относящийся к бытию) смысл:
 «... ни одно
 явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение
 справедливым, —
 без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе...»

<< Пред.           стр. 91 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу